Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:51, реферат

Описание работы

Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал твоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий ставят человека(по-гречески человек называется антропосом). В философии же эпохи Возрождения два центра–Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени.
Термин «возрождение» дал название целой эпохе прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное культурное насле-дие, особенно философию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпи-кура.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 91.61 Кб (Скачать файл)

• был сторонником распространения  демократии и правового порядка  — во-первых, в каждом отдельном  обществе; во-вторых, в отношениях между  государствами и народами;

• осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества;

• считал, что в будущем неизбежно  наступит "высший мир" — войны  будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.

10. Историческое значение философии  Канта в том, что им было:

• дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной  системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов);

• выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, "вещи в себе");

• выведено двенадцать категорий - предельно  общих понятий, которые составляют каркас мышления;

• сформулирован категорический императив  — моральный закон;

• выдвинута идея демократии и правового  порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;

• осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основанный на экономической  невыгодности войн и их правовом запрете

 

 

КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ" И.КАНТА

ЖИЗНЬ И ФИЛОСОФСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Немецкий  философ Иммануил Кант (1724-1804) жил в XVIII веке, причем прожил всю свою жизнь в городе Кенигсберге в Восточной Пруссии, который после второй мировой войны отошел к России. В результате сегодня могила великого немецкого философа Канта находится в российском городе Калининграде. Кант с детства был физически слабым, страдал излишней робостью и забывчивостью. И только благодаря силе воли телесные недуги и особенности характера не помешали ему в занятиях науками. Исходя из личного опыта, впоследствии Кант ставил дисциплину на первое место в процессе воспитания. Отсутствие дисциплины, считал он, превращает человека в дикаря. Приучившись к порядку, согласно Канту, человек может получить навыки труда, затем научиться вести себя в соответствии с приличиями и, наконец, открыть для себя нравственный закон.

Окончив философский факультет. Кант занялся  преподавательской деятельностью, которой посвятил 41 год. Не менее  усердно он занимался научными исследованиями. В конце концов, за достигнутые  успехи Кант был признан первым философом  Германии. Нужно заметить, что он никогда не был женат. Жизнь Канта  протекала размеренно. Выходя на прогулку изо дня в день в установленное  время, он стал своеобразными “часами” для жителей Кенигсберга. Так он прожил 80 лет.

 

^ СИСТЕМА "КРИТИЧЕСКОЙ" ФИЛОСОФИИ

Первая  формулировка принципов "критической" философии содержится в диссертации  Канта "О форме и принципах  чувственно воспринимаемого и умопостигаемого  мира" (1770). Замысел системы "критической" философии сложился у Канта в  начале 1772 года, когда в письме к  рецензенту диссертации он сообщил  о намерении обстоятельно разработать  ее принципы в отношении природы "и теоретического и практического  познания", осветив это в сочинении  под примерным названием "Границы  чувственности и разума". В  четырех частях этого сочинения, мыслившегося в целом как "критика  чистого разума", Кант намеревался  трактовать "феноменологию вообще", "метафизику, а именно о ее природе и методе", "общие принципы чувства, вкуса и чувственного желания", "первые основания нравственности". Кант полагал, что первый из названных разделов он сумеет опубликовать отдельной работой в течение ближайших трех месяцев, однако в действительности ему понадобилось еще около десяти лет напряженного труда, прежде чем он смог закончить сочинение (в существенно измененном виде), озаглавленное "Критика чистого разума" (1781). Работа над последующими разделами "критической" философии потребовала еще девяти с лишним лет, завершившись публикацией "Критики способности суждения" (1790).

Следует отметить, что понятие "критика" в системе "критической" философии  Канта весьма многозначно, что определяется многообразием отвергаемых им философских  воззрений, хотя и имеющих, по его  мнению, общий знаменатель "догматизм". Кант назвал "догматизмом" притязания так называемого чистого разума "продвигаться вперед при помощи одного только чистого познания из понятий (философских) согласно принципам, давно уже применяемом разумом, не осведомляясь о правах разума на эти принципы и о способе, каким он дошел до них". Более обобщенно, "догматизм" в понимании Канта "есть догматический метод чистого разума без предварительной критики способности самого чистого разума". Для Канта воплощением такого "догматизма" явилась односторонне рационалистическая "метафизика"XYII-XYIII вв. От Декарта до Лейбница (что было в значительной мере несправедливым, поскольку ее корифеи уделяли много внимания по своему критическому основанию применяемой ими гносеологии и методологии). Одновременно своей "критикой" Кант намеревался "подрезать кони" материализма, атеизма, религиозного свободомыслия, скептицизма и идеализма.

В системе кантовской философии не только критически ниспровергаются  те или иные концепции, но и создаются  взамен них концепции новые, предоставляемые  как надежно обоснованные. Созидательные  результаты "критики", особенно двух последних, не менее значительны, нежели разрушительные. Если в первом из названных  произведений притязания "чистого  разума" сильно ограничены, то в "Критике  практического разума" и "Критике  особенностей суждения" ему возвращается почти все ранее отобранное и  сфера его эффективного функционирования очерчена очень широко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система гегелевской философии

Завершением классического немецкого идеализма  явилась философская система  Гегеля. Собственные этапы диалектической философии - диалектическая философия  Гегеля и современная диалектическая философия. Они обусловлены различными процессами: феноменологизацией духа и феноменологизацией идеи, обуславливающими различные фазы (сферы) и процессы постижения, а также, соответственно, поэтапную актуализацию науки логики: напр., сейчас уже можно говорить о завершенной науке логики (хотя нельзя говорить об ее окончательном наполнении).

Эпистемологически собственные этапы диалектической философии определяются, соответственно, познанием понятия единства различности  и неразличности и постижением отсутствия единства различенности и неразличенности.

Единство  двух этапов диалектической философии - единство непротиворечия - обуславливает истинностную ее мощь, определяющую ее совершенное познание и мощнейшие технологии. Важнейшей характеристикой философии Гегеля является ее единство с ее диалектической составляющей, с диалектической философией Гегеля. Поэтому достаточно распространенный термин «диалектическая философия Гегеля» имеет два понимания. Первое понимание, в обычном своем значении, соответственно тому, что философия Гегеля диалектична, является диалектическим учением. Второе понимание, которое идентифицировано и имеет свое раскрытие только в современной диалектической философии, определяется собственно диалектической составляющей философии Гегеля, непосредственно освобожденной от личного общественно-политического мировоззрения великого мыслителя и представляющей собою диалектические знания (действительные знания). Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990 С 220--378.

Диалектическая  философия (в) философии Гегеля - начинающаяся непосредственная актуализация диалектической философии, которая непосредственно  в духе, всецело соответствует  развитию духа, собственно, почему и  была актуализирована грандиозная  философия Гегеля. Познание совпало  с бытием, в двуединстве могло быть изложено и было актуализировано**. (Отсюда следует гегелевское представление о познании бытия через понятие, в частности, о том, что оно является истиной нечто; так что в понятии нет никакой мистики.)

Таким образом, в современной диалектической философии и в Новейшей философии  используются два различающихся  термина: «философия Гегеля» - диалектическое учение, и «диалектическая философия  Гегеля» - составляющая учения великого мыслителя; а в недиалектическом смысле можно говорить лишь о философии  Гегеля (и о ее собственном воспроизведении).

Но  следует все же отметить, что воспроизведение  диалектической философии Гегеля (как  составляющей) есть продолжение и  развитие непосредственно философии  Гегеля. Поэтому также можно сказать, что воспроизведение диалектической философии Гегеля есть воспроизведение  философии Гегеля (напр., в объективной  сфере).

Иными словами, для Новейшей философии  развитие диалектической философии  Гегеля есть современная диалектическая философия, в частности, дополняющая  исследования бытия Изначальностью и положениями миросоздания, а развитие философии Гегеля есть Новейшая философия, в частности, дополняющая содержания Энциклопедии и областей диалектического познания.

Наука идеи - всеобщее постижение. Если рассмотреть  употребление термина «наука» в  труде «Наука логики», то следует  обратить внимание на то, что, во-первых, Гегель делает акцент на опыте, но не на эксперименте. Иными словами, великий  мыслитель, в первую очередь, определяет сверхчувственность некоторой науки, а не ее рациональность (свойственную обычным наукам). Во-вторых, эта, отдельно действующая наука, согласно Гегелю, - царство духа, что дает понимание кардинального отличия науки от общепринятых наук и от науки логики или логики как науки (о логике философских наук и о формальной логике здесь речь вообще не идет). В-третьих, поэтому, в труде «Наука логики» некоторая наука выступает не как исследование, а как «имеющаяся идентификация»: понимание Логики, неизначальной объективности, моментов мышления (а не мышления) и т.д.

Таким образом, надо оговаривать особое значение термина «наука» (в настоящее  время выделяемого курсивом), особенно, в приложении к термину «философия».

Наука (всегда курс.) или наука идеи (введенное  синтетическое название) - система  всеобщего постижения, полагаемая идеей  и ведущая к философии. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - M.: Юристъ. 2004. - С.100

В первую очередь, следует понимать, что  наука полагается идеей и включается в науку логики, является ее образующей составляющей. (При этом требуется учитывать сложность композиции сфер познания в гегелевской философии. Так, в современной диалектической философии произведена отдельная идентификация взаимно связанных терминов «Логика», «Логика», «логика», «диалектическая логика», «феноменология логики», «наука» и [синтезирующая] «наука логики».).

Следует также понимать, что наука диалектически  актуализируется не как (некоторая  конкретная) наука (без курсива), в  частности, философская (например, этика), а, согласно труду Гегеля «Наука логики», как наука вообще, диалектическая область, ведущая к постижению философии  и объективности.

Поэтому наука является началом пути к  философии, но и, в определенном смысле, ее опосредованной частью; философия  образует науку и науки, но только наука представляет философию. И  ясно, что наука - не философия, наука  служит актуализации знаний и представляет философию в бытии.

 

Именно  в науке определяется начало для  науки логики, т.е. вне последней, но в ее образующей составляющей (здесь  имеется указанная Гегелем, но не раскрытая, хитрость начала, теперь, же следует сказать - одна из его хитростей), и науку логики следует начинать с неопределенного непосредственного (см. п. «С чего следует начинать науку» труда Гегеля «Наука логики»).

Наука является началом пути к философии  и представляет философию в бытии. Наука «являет себя как некоторый  завитый в себя круг, в начало которого (в простое основание) опосредствование вплетает обратно его конец; при  этом круг этот есть круг кругов, ибо  каждый отдельный член, …есть начало некоторого нового члена. Фрагменты  этой цепи суть отдельные науки..

Одним из основных методов науки является метод определенного отрицания. Наука понимается в смысле постижения и в смысле постижения:

· в первом смысле наука есть постижение (всеобще объективное само, соотносимое  с мышлением). Наука, согласно Гегелю, есть духа действительность и царство, которое он создает себе в своей  собственной стихии»

· во втором смысле наука есть диалектическое постижение (познание диалектической философии, соотносимое с диалектикой). Наука есть исследование и изложение  определенной актуализации философии  в бытии.

В Новейшей философии, когда познание движется уже на уровне феноменологий  идеи, наука понимается и как движение в действительном разума. Поэтому  наука определяет (но не полагает) не только науку логики, но в Новейшей философии и науки-логики-продолжение.

Теперь, в силу Второго акта осознания  себя идеей, науку следует начинать сызнова. Началом движения далее является новое (второе) начало или порожденное из первого (второе) неопределенное непосредственное - неопределенно непосредственная область, включающая наличное бытие в самое себя как часть и обозначенная как «Начала…», - которое, во-первых, является и вторым началом (продолжения) науки, которой придется отразить весь процесс абстракции, проделываемый заново идеей (науки-логики-продолжение), и началом современной науки, и, во-вторых, есть отрицание отрицания, и пронзающее идею теперь и полагающее, в частности, основание нового движения (развития) философии Гегеля - ее воспроизведение. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 1. С. 228--237.

Гегелевская философская система вбирает  в себя логику и философию природы, антропологию и психологию, философию  права и этику, философию государства  и гражданского общества, философию  религии и эстетику, историю философии  и философию истории и др. Она  вбирает в себя диалектику как  систему принципов законов и  категорий. Однако его философская  система сдерживает диалектику, ибо  имеет как бы законченный характер: в его философии абсолютная идея полностью познает себя, завершив тем самым процесс познания, а в прусской монархии обретается «венец всего здания» как наиболее совершенном воплощении разума в жизни человечества.

Система диалектической философии есть достояние  самой философии. Понимание системы  диалектической философии Гегеля или  диалектической философии, очевидно, относимой  к термину «философия» (что, собственно, следует из обсуждаемого названия), связано с пониманием, в первую очередь, самой философии...

Но  бесспорным является и то, что довлеющее  материалистическое мировоззрение  и установившиеся в философских  науках догмы по ряду причин еще  не позволят общественному сознанию (а, следовательно, и отдельно личностным сознаниям) признать философию саму и выйти из узости восприятия мира, в которой понимание системы  диалектической философии Гегеля просто невозможно. Поэтому общедоступное  понимание системы диалектической философии пока остается невозможным.

Субстанциальная форма духа перестроилась - современная  диалектическая философия, и уже  спадают увядающие листья, но многие из них все еще надежно держатся за свои места, не давая возможности расти никакому новому. Но время идет и берет свое - увядающие листья исчезнут. И диалектическое познание займет свое место; а пока, смотря на увядание, спокойно, как почки, набухает...

Информация о работе Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения