Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:51, реферат

Описание работы

Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал твоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий ставят человека(по-гречески человек называется антропосом). В философии же эпохи Возрождения два центра–Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени.
Термин «возрождение» дал название целой эпохе прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное культурное насле-дие, особенно философию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпи-кура.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 91.61 Кб (Скачать файл)

Если, как иногда считается, идеализм - полное отрицание материального мира, то такое понимание не относится  к философии Гегеля, рассматривающей  исторический ход событий и человеческое общество. Признание Бога есть вера, а не философия. Поэтому понимание  идеализма как философского направления, в противоположность материализму рассматривающего сознание, как первичное  по отношению к материи, ни методологически, ни логически некорректно. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - M.: Юристъ. 2004. - С.106.

Таким образом, говорить о том, что философия  Гегеля является идеализмом, значит, поставить  вопрос о самом идеализме или  о материализме, и многие научные  издания и работы окажутся в щекотливом положении. А если не считать философию  Гегеля идеализмом, то его понимание  обретает известные смыслы, но если не включает солипсизм и верования.

 

Таким образом, представление об идеализме  философии Гегеля возникло в силу некорректного определения идеализма  и материализма, а также в силу ее непонимания. А, быть может, в силу преднамеренных или непреднамеренных ее искажений или в силу материалистического  противодействия ей, но неудачного.

 

Более того, используя термин «сознание» нужно знать его определение, а его нет в философских  науках, как и понимания (источника) движения сознания. А домыслы Энгельса не являются состоятельными: идея, дух или человеческое сознание - явно не сознание.

 

Сознание, как показал Гегель, когда единичность  была установлена, как негативное его  самого, «удостоверилось в самом  себе как в реальности, или в  том, что вся действительность есть не что иное, как оно… оно, следовательно, относится к ней как идеализм»;

 

Но  идеализм «провозглашает непосредственную достоверность, идеализм провозглашает  простое единство самосознания всей реальностью и непосредственно  выдает это единство за сущность, не достигая понятия этого единства.

 

Итак, согласно диалектической философии, идеализм есть всего лишь относящееся к  реальности (той, или иной, или всеобщей) несовершенное (само) сознание, определившее только единичность. Иными словами, идеализм есть представления (исследования), еще только пытающиеся уйти от непосредственной достоверности, бытующие, поэтому в заблуждениях и/или ограничивающиеся «вещью в себе», т.е. идеализм есть все философские учения кроме диалектической философии, взошедшей на ступень абсолютного знания.

 

Идеализм  делится на субъективный идеализм и  материализм, но по факту признания  действительного сознания (или только человеческого сознания). А философию  Гегеля ну никак нельзя назвать (ограниченным) идеализмом. Но мы скажем проще: попытки  классификации философии Гегеля не укладываются в известные рамки, более того, идеализм и материализм  есть частности по отношению к  ней.

 

А если идеализм понимать в еще одном  значении этого термина - как приверженность высоким нравственным идеалам, то в  этом смысле философия Гегеля есть таковая. Тут возразить будет  нечего. Действительность не есть материальное.

 

Дополнение: современная диалектическая философия  различает, в первую очередь, сознание, действительное сознание, самосознание, непосредственное сознание, а также  человеческое сознание, сознание чувственной  достоверности, восприятие, рассудок, общественное сознание (напр., в силу последнего существенно рассмотрение закономерностей развития общества, в т.ч. законы политической экономии, в частности, марксов всеобщий закон капитализма).

 

Заключение

Утверждение о представлении системы философии  Гегеля как трех отделов, якобы образующих три основные ступени развития абсолютной идеи (логика, философия природы  и философия духа), или еще каких-либо совокупностей трудов Гегеля, опровергается  актуализацией воспроизведения  философии Гегеля, ибо современные  реальные науки философии, образующие Вторую Энциклопедию философских наук, также создаются на основе системы  философии Гегеля, но вне его Энциклопедии философских наук.

Современная диалектическая философия отличается от диалектической философии Гегеля наличествующим привнесенным противоречием  себя идеи и последующим развитием  духа, т.е. познанием на более высокой  ступени. Относительно этого сам  Гегель написал следующее. «В своем  уходе в себя он [дух] погружен в  ночной мрак своего самосознания, но его  исчезнувшее наличное бытие сохранено  в этом мраке; и это снятое наличное бытие - прежнее, но вновь рожденное  из знания - есть новое наличное бытие, некоторый новый мир и духовное формообразование.

 

Современная диалектическая философия является образующей для Новейшей философии, но имеет себя оппозицию - российскую диалектику.

Современная диалектическая философия - завершающаяся  актуализация диалектической философии. Она должна быть, с одной стороны, разделением понятия имеющегося диалектического представления  и бытия (или сознания и бытия), а, с другой стороны, в начинании  сызнова, когда, согласно Гегелю, «в своем уходе в себя он [дух] погружен в ночной мрак своего самосознания, но его исчезнувшее наличное бытие сохранено в этом мраке; и это снятое наличное бытие - прежнее, но вновь рожденное из знания - есть новое наличное бытие, некоторый новый мир и духовное формообразование. В нем дух должен столь же не предвзято начинать сызнова, придерживаясь его непосредственности, и заново вырастить себя из него, словно все предшествующее было потеряно для него, и словно он ничему не научился из опыта предшествующих духов… все же начинает он на ступени более высокой. И только при этом содержание уже оказывается на ступени более высокой. В философии Гегеля для современной диалектической философии идея, сознание, бытие и категориальности структурированы и позиционированы как в развитии вообще, так и относительно друг друга.


Информация о работе Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения