Антропоцентриз и гуманизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 12:39, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение философии эпохи Возрождения.
Исходя из цели работы, определим задачи:
- рассмотреть антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения;
- изучить жизнедеятельность и труды европейского мыслителя XV в Николая Кузанского, его учение о бытии и о совпадении противоположностей, об «ученом незнании».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
3
1 Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения……..
4
2 Николай Кузанский. Учение о бытии и о совпадении противоположно-
стей. Кузанский об «ученом незнании»……………………………………..

8
Заключение………………………………………………………………………
14
Список использованных источников…………………………………………..
16

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 36.78 Кб (Скачать файл)

                                              Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………

3

1 Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения……..

4

2 Николай Кузанский. Учение о бытии и о совпадении противоположно-

   стей. Кузанский об «ученом незнании»……………………………………..

 

8

Заключение………………………………………………………………………

14

Список использованных источников…………………………………………..

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Введение

 

Важным этапом развития философской  мысли является философия эпохи  Возрождения. В ней затронут широкий  круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние  на дальнейшее развитие культуры и  философии.

Эпоха Возрождения — это переворот  в первую очередь в системе  ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему.

Возникает убеждение в том, что  человек — высшая ценность. Такой  взгляд на человека обусловил важнейшую  черту культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения  и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Все выше изложенное обосновывает выбор  темы: «Философия Возрождения».

Целью работы является изучение  философии эпохи Возрождения.

Исходя из цели работы, определим  задачи:

- рассмотреть антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения;

- изучить жизнедеятельность и труды европейского мыслителя XV в Николая Кузанского, его учение о бытии и о совпадении противоположностей, об «ученом незнании».

Работа состоит из введения, двух вопросов, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

1 Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.

 

Петрарка в центр мироздания поставил человека: на смену теоцентриззму  средневековой эпохи пришел антропоцентризм (греч. anthrоpos —человек) эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения охватывает период XIV–XVI вв. Культура Возрож-

дения обращается к культурному  наследию Античности и как бы возрождает его. Отсюда и название этой культуры – Возрождение.

Культуру Возрождения  отличают светский, антиклерикальный характер и гуманизм.

В эволюции философской мысли эпохи Возрождения можно выделить три периода: 

– гуманистический,  или  антропоцентрический,  противопоставляющий  средневековому теоцентризму интерес  к человеку в его отношениях с  миром;

– неоплатонический,  связанный  с  постановкой  широких онтологических проблем;

– натурфилософский.

Деление это в известном  смысле условно и носит не столько  хроноло-гический, сколько типологический характер.

Важная отличительная  черта мировоззрения этой эпохи – его ориентация на искусство.

При этом главное внимание уделяется человеку. Человек не только является объектом философского исследования, но и оказывается  центральным  звеном  всей  цепи  космического  бытия [9]. 

Поэтому философское  мышление  Возрождения  можно  назвать  антропоцентрическим. 

Возрожденческое  понимание  человека  отличается  от  античного  и средневекового. Для гуманистической философии эпохи Возрождения характерно рассмотрение человека в его, прежде всего, земном предназначении. Его отношения с природой и Богом рассматриваются в рамках нового, пантеистического понимания мира. Индивид обретает самостоятельность, он представляет самого себя. Его позиция – гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, он склонен  приписывать все свои заслуги себе. Человек сам теперь – творец, а потому фигура художника-творца становится символом Ренесанса, он созидает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире – самого себя.

Предмет философии эпохи  Возрождения — связь человека с обществом. Мыслители, поставившие в центр мироздания творческую личность, были удостоены коллективного титула «титаны Возрождения», поскольку они своей жизнью и творчеством явили личностную индивидуальность во всех основных сферах общества.

В области искусства это прежде всего Данте Алигьери и «отец гуманизма» Франческо Петрарка.

В области философии это  Николай Кузанский и Джордано Бруно, последний проявил себя также как талантливый пропагандист. Титанами в области науки являются Николай Коперник, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер.

В области религии титанами выступают деятели Реформации (лат.reformation — преобразование): Мартин Лютер и его последователи Ульрих Цвингли и Жан Кальвин. Гуманисты критиковали нравственную нечистоплотность церкви как социального института, высмеивали тайные грешки монахов — все это отражало кризис римско-католической церкви.

Антропоцентризм эпохи Возрождения раскрывает сущность человека как сотворца Бога  [9].

Формирование предпринимательской  этики сыграло важную роль в становлении капиталистических отношений, что глубоко проанализировал немецкий мыслитель ХХ в. Макс Вебер— автор принципа «Дух капитализма — дух протестантизма» (лат. protestantis — возражающий — общее название вероучений, возникших в ходе Реформации XVI в. Как протест против римско католической церкви: лютеранство, кальвинизм, цвинглинизм).

Если в целом гуманисты, критикуя привилегии католической церкви, обосновали, что церковь как социальный институт и религия — это не одно и то же, то Лютер сделал следующий важный шаг, раскрывая, что религиозность и вера не тождественны. Любое явление внутренне противоречиво, и Реформация здесь — не исключение.

Внутренняя противоречивость этой новой ступени развития духовного опыта человечества нашла яркое выражение в полемике Лютера и Эразма Роттердамского.

Проблема государственного устройства, но только не реального, а идеального, с акцентом на экономическах основах этого устройства, исследуется в творчестве утопистов: Т. Мора (1478–1535), Т. Кампанеллы (1568–1639). Понятие «утопия» ввел Томас Мор — английский гуманист, государственный деятель и канонизированный католической церковью святой: он не принял Реформации, считая, что это подорвет единство христианского мира.

Причину всех народных бедствий и государственных неурядиц утописты видят в существовании частной собственности. Т. Мор, например, утверждал, что «где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когдаалибо возможно правильное и успешное течение государственных дел». Отсутствие частной собственности в идеальном обществе подчеркивается тем, что здесь нет денег [4].

Идеал государства всеобщего  благоденствия утописты выводили из Священного Писания, считая, что Господь постановил, чтобы все было общим. В библейском духе они пытаются разрешить проблему соотношения богатства и бедности. Так, Т. Кампанелла утверждает, что «община делает всех одновременно богатыми и вместе с тем бедными: богатыми — потому, что у них есть все, бедными — потому, что у них нет никакой собственности, и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им».

Таким образом, в контексте  утопических концепций зарождается  идея общественной самоорганизации. Однако сами утописты эту идею не отрефлексировали, поскольку вся организация труда, досуга и бытовой деятельности в утопическом обществе строго регламентирована. Хотя эта регламентация направлена на расцвет человеческой личности: работа занимает только 4–6 часов в день, свободное время посвящено занятиям наукой и искусством ит. д., — возникает серьезное подозрение, возможно ли в таких условиях свободное развитие личности [10].

Таким образом, как философский мировоззренческий принцип, антропо-

 центризм представляет собой такое понимание мира, в которое включен человек как сознательно деятельностный фактор, определяющий в конечном счете бытие мира. Развитие  антропоцентризма  показало,  что  на  ранних  этапах  человек выступает  как  результат  эволюции  мира,  затем  постепенно  становится участником мирового процесса, а в настоящее время превращается в решающий фактор организации мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Николай Кузанский. Учение о бытии и о совпадении противоположно-

   стей. Кузанский об  «ученом незнании»

 

Родоначальником ренессансного платонизма был крупнейший европейский мыслитель XV в. Николай Кузанский (1401– 1464).

 Он родился в Германии  – в местечке Куза Трирской  епархии, в семье зажиточного  крестьянина-рыбопромышленника Иоганна  Кребса. Свое первоначальное образование  он получил в Девентере в школе «братьев общей жизни». Это формально светское, но по характеру своему близкое к монашеству сообщество, возникшее на основе религиозного движения «нового благочестия» в Нидерландах во второй половине XIV в., ставило своей целью нравственное преобразование общества путем воспитания глубоко личной религиозности.

Господствующей внешней обрядности и хитросплетениям схоластической теологии «братья» противопоставляли стремление к совершенствованию путем «подражания Христу», его земным поступкам и человеческим добродетелям. Мистицизм «братьев общей жизни» способствовал отчуждению будущего философа от «рационализма» схоластического богословия [4].

В дальнейшем он продолжил образование  в Гейдельбергском и Падуанском университетах, где стал доктором канонического  права, а позднее – в Кельнском  университете, где значительным влиянием пользовались следовавшие неоплатонической традиции средневековья сторонники Альберта Великого.

Необычайно одаренный, преданный  церкви и энергичный священник делает успешную церковную карьеру, много  сил уделяя попыткам реформирования церковных нравов и учреждений, и  становится (в 1448г.) кардиналом. Его  многообразная церковно-политическая деятельность была направлена к попыткам восстановления единства и авторитета католицизма, достижению мира и согласия вероисповеданий; он принимает участие  в посольстве в Константинополь с целью добиться участия православной церкви в Феррарско-Флорентийском соборе, ведет переговоры с гуситами, выдвигает планы имперских реформ, борется с развращенностью духовенства. Благодаря покровительству пап (особенно папы-гуманиста Пия II) Николай Кузанский играл выдающуюся роль в церковке-политической жизни Европы своего времени, вместе с тем уделяя большое внимание ученым занятиям. Им оставлено обширное литературное наследие, включающее научные трактаты и проповеди, сочинения по философии, богословию, по церков-но-политическим вопросам и объединяемое единой системой религиозно-философских воззрений [4].

Сама структура жизнедеятельности Николая Кузанского была воплощением концепции двух истин: с одной стороны, он видный деятель церкви, кардинал, легат всей Германии; с другой — он глубоко интересуется вопросами математики и естествознания.

Исследуя соотношение  Бога и мира, Николай Кузанский  раскрывает сущность и природу Бога как бесконечного существа, Абсолюта, «абсолютного максимума». Бог не соразмерен с миром, но в бесконечности Бог как максимум и творение как минимум совпадают.

Таким образом, Кузанский  подходит к пантеистическому принципу: «Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге».

В противоположность средневековой  картине мира как конечного, ограниченного сферой неподвижных звезд, с Землей, расположенной в центре, Кузанский возрождает на качественно новом уровне античное представление о мире как огромной космической машине, не имеющей никакого центра: «Машина мира как бы имеет свой центр повсюду, а свою окружность нигде, ибо Бог есть окружность и центр, так как Он везде и нигде». В античности, как известно, Бог воспринимался как сферичный космос. Называя мир машиной, Кузанский при этом воспринимает его одушевленным, что соответствует духу Античности. Говоря о «трехсложности» мира, Кузанский на новом уровне трактует человека как «микрокосм»: «малый мир» — человек, «большой мир» — универсум, «максимальный мир» — Бог. Соотносятся эти миры пантеистически: «малый — подобие большого, большой — подобие максимального».

Таким образом, в контексте  пантеизма Кузанский разрабатывает основополагающие идеи философии эпохи Возрождения:

-идею бесконечности Вселенной;

-гилозоизм (греч. hyle— вещество и zoe— жизнь) — принцип всеобщей одушевленности материи;

-принцип совпадения противоположностей.

За разработку последнего принципа Кузанский заслужил титул «основоположника всей новоевропейской диалектики».

Термин «новоевропейская диалектика» здесь имеет двойной  смысл. С одной стороны, на новом уровне возрождается диалектика античности. Самым ярким диалектиком в античной онтологии был Гераклит, разработавший учение о логосе — законе, суть которого борьба противоположностей.

Кузанский отрефлексировал  совпадение противоположностей. С другой стороны, концепция Кузанского дает импульс развитию диалектики в эпоху Нового времени, восходящий к немецкой классике и Гегелю как автору теории диалектики.

Принцип совпадения противоположностей Кузанский доказывал не только чисто умозрительно, как совпадение максимума и минимума в бесконечности, но и натурфилософски. Натурфилософия, будучи возрождением Античности, является умозрительным объяснением еще непознанных конкретноонаучно фрагментов бытия, исходя из принципа единства мира и экстраполируя уже известные научные знания на непознанные фрагменты бытия. Экстраполяция (лат. extra— сверх меры, чересчур и polire— делать гладким, отделывать) — метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть [9].

Информация о работе Антропоцентриз и гуманизм