Гуманизм в архитектуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:49, реферат

Описание работы

В своём реферате я хочу принять за основу эпоху Возрождения в Италии и рассмотреть влияние гуманистической мысли того времени на масштабность архитектуры и её стилистику.Иными словами как отразился гуманизм на архитектуре и какие принципы из этого следуют.Для начала предлагаю рассмотреть сами идеи некоторых гуманистов эпохи Возрождения.

Файлы: 1 файл

Гуманизм.doc

— 524.00 Кб (Скачать файл)

Гуманизм - это то единственное, что, наверное, осталось от ушедших  в небытие народов и цивилизаций, - книги, народные сказания, архитектурные  пропорции. (...)

А.Н. Толстой

 

 

Введение

 

       «Масштабность является одним из незыблемых композиционных положений классической архитектуры. Она затрагивает, может быть, самое яркое из выразительных средств зодчего. Стремление к совершенству композиции и гармонии всегда считалось нормой. В лучших образцах-памятниках качество масштабности, человечности выражено с большой убедительностью. Вместе с тем современная архитектура постмодернизма, отвергая традиции и устоявшиеся композиционные принципы, не находит признаков уважения и масштабности.

        Масштабность – отношение сооружения к воспринимающему его человеку. То есть, как это сооружение выглядит для нас или для меня, какими я ощущаю его величину и значительность. Вот тут и начинается то, что делает сооружение архитектурой. Именно здесь возникает то драгоценное качество выразительности или даже художественности, за которым рождается образность, символика, смысловое содержание.Иначе простой материал объёма или пространства превращается в факт искусства -продукт, который заставляет нас эмоционально возбуждаться, переживать, волноваться, затрагивать наши духовные струны. Именно в этом композиционном поле и открываются на первый взгляд странные вещи: здание небольшое, а выглядит внушительно, монументально, или наоборот, объём сооружения крупный по величине, а таковым нам не кажется. Парфенон - весьма крупное сооружение. Однако рядом с храмом человек не ощущает его действительную величину, поскольку структура его ордерной пластики и членений элементов организована так, что сам воспринимающий представляет себя выше ростом и духовно значительнее, уравниваясь с теми «богочеловеками», кому посвящен античный храм.В Парфеноне это - ступени, ведущие к храму, ступени высотой в 25 сантиметров, рассчитанные на большого человека. Для нормального нужно 15 см. Римляне делали ступени для маленького, незначительного человека: 10-15 сантиметров.»1

        Так архитектура  создает среду,влиящую на человека  так или иначе,масштабность является  одним из средств создания  этой среды. 

       В своём реферате я хочу принять за основу эпоху Возрождения в Италии и рассмотреть влияние гуманистической мысли того времени на масштабность архитектуры и её стилистику.Иными словами как отразился гуманизм на архитектуре и какие принципы из этого следуют.Для начала предлагаю рассмотреть сами идеи некоторых гуманистов эпохи Возрождения.

 

 

 

 

Идеи гуманизма.

 

      «Сам термин «человечность» (humanitas) ввел в обращение Цицерон для обозначения того качества, которое римская культура унаследовала от греческой. Затем это понятие использовали ранние Отцы Церкви, противопоставляя нарождающуюся христианскую мораль как более человечную, деградирующим нравам империи. Родоначальником гуманистическою движения в Италии можно считать Франческо Петрарку (1304— 1374), первого поэта общеевропейской славы, к которому прислушивались паны и короли. Он одним из первых дал пример «гуманиста» как занимающегося «гуманитарными» науками (прежде всего собирание, перевод и комментирование античных текстов, филологическая критика и философия). На Западе значение термина «гуманизм» часто и сводится к этим занятиям.2

      В Ренессанс царила идея окультуривания, «возделывания» души путем изучения античных авторов, способность через гуманистические занятия осуществить и выявить все возможности, заложенные природой в индивидууме.Гуарино Веронезе писал: «нет ничего более пригодного и подобающего для приобретения добродетелей и благонравия, чем усердное чтение ученых античных писателей». Гуманисты верили, что через гуманистические занятия человек сможет реализовать все возможности, заложенные в индивидууме, культивировать свои достоинства.

     Вообще гуманизм многогранен по своей сути.На ранней стадии он содержит в себе черты гражданственности ,затем уходит в сторону неоплатонизма.Чтобы обнаружить влияние гуманизма на архитектуру я рассмотрю основные идеи гуманизма отразившиеся на ней.Как мне кажется, это,прежде всего, возвращение к античности и идея превозношения человека.Безусловно эти аспекты находятся в синтезе между собой.

     Мыслители Возрождения понимали его(гуманизм) гораздо шире и глубже — прежде всего как утверждение достоинства человека и его благородства.«Подтверждая свои мысли ссылками на Писание, гуманисты отстаивают высшее, даже божественное достоинство человека.Петрарка использует с этой целью догмат Боговоплощения: «Бог, послав Своего Сына на Землю, избрал для Его воплощения не тело ангела, но именно тело человека, тем самым показав, что тело как таковое не является

источником греха.»

    Более того, человек уже в этой жизни  не лишен божественного достоинства:  Христос воплотился в человеке, «чтобы, сделавшись человеком, сделать  человека богом». (2:133)«О чем, спрашиваю, более возвышенном может помышлять человек, если не о том, чтобы стать Богом? Вот он уже Бог (jam Deus est)». Это соответствует евангельскому учению: «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» (Ин., 10: 34).

    Также человек  есть единственное существо (из  смертных), наделенное бессмертной  душой, поэтому лишь человека  смерть не уничтожает бесследно.  Человек — плод божественных  трудов, неужели он может пропасть  или быть ничего не стоящим?  Тогда труд Бога был бы напрасным. «Вы — Божий урожай, который должен провеиваться на току судилища и ссыпаться в амбар Высочайшего Отца» (2: 134).

     В догмате  о Воскресении из мертвых Петрарка  подчеркивает, что люди воскресают  вместе с телами, — следовательно, обладание телом есть необходимое условие полноты, совершенства человека. «Пусть оно (тело) бренно и слабо, однако имеет приятный вид. Выпрямлено и способно к созерцанию неба… Есть надежда, что после смерти возродится и тело, станет легким, светящимся, непорочным, им можно будет пользоваться с еще большей славой. И оно превзойдет не только человеческое, но и ангельское достоинство» (2:133). В своем толковании догмата Воскресения Петрарка балансирует на грани ереси: тогда «сама человеческая природа будет соединена с божественной так же, как у того, кто был Богом и стал человеком», т. е., все люди станут равными Христу, и обладание телом не будет тому помехой.

       Поджо  Браччолини сформулировал общее  убеждение всех гуманистов в непорочности природы: «То,что присуще нам от природы, меньше всего заслуживает порицания».

      В центре внимания гуманистов находится человек, но не как «сосуд греха» (что было характерно для Средневековья), а как самое совершенное творение Бога, созданное по «образу Божьему». Человек, как и Бог, является творцом, и в этом его высшее предназначение.Творчество – не только прерогатива Богу ,но и человек в творчестве может уподобиться Богу.Более того,мир сотворенный Богом иногда рассматривается гуманистами лишь как материал для творчества человека и только человек своим трудом придает творениям Бога образ совершенства.» 3

«Исходная посылка гуманистический концепции Альберти –неотъемлимая принадлежность человека миру природы,которую гуманист толкует с пантеистических  позиций как носительницу божественного начала.Человек,включенный в мировой порядок, оказывается во власти его законов — гармонии и совершененства. Гармония человека и природы определяет его способность к познанию мира, к разумному, устремленному к добру существованию. Ответственность за моральное совершенствование, имеющее как личное, так и общественное значение, Альберти возлагает на самих людей. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Основное предназначение личности гуманист видел в творчестве, которое понимал широко — от труда скромного ремесленника до высот научной и художественной деятельности. Особенно высоко Альберти ценил труд архитектора — устроителя жизни людей, творца разумных и прекрасных условий их существования. В созидательной способности человека гуманист усматривал его главное отличие от мира животных. Труд для Альберти — не наказание за первородный грех, как учила церковная мораль, а источник душевного подъема, материальных благ и славы. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. «Искусство жить постигается в деяниях», — подчеркивал Альберти. Идеал активной жизни роднит его этику с гражданским гуманизмом, но есть в ней и немало особенностей, позволяющих характеризовать учение Альберти как самостоятельное направление в гуманизме.»4

Как мы видим главным принципом всей гуманистической этики Ренессанса было учение о высоком назначении человека, о его достоинстве. Он гласил, что человек, наделенный разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой. Это учение основывалось на воззрениях античной философии и также отчасти на средневековой теологической доктрине о том, что человек был сотворен по образу и подобию божьему.

 

Архитектура итальянского Возрождения.

 

       Теперь пора перейти к архитектуре. К середине XV в. Гуманизм вырастает в мощное культурное движение во Флоренции, Венеции, Риме, Милане, Неаполе, Болонье, Мантуе, Ферраре и ряде других городов. Гуманисты выступают в роли политических деятелей, секретарей на службе у республик или при дворах правителей, преподавателей университетов. Складывается новая социальная прослойка — гуманистическая интеллигенция. Вокруг гуманистов формируется культурная среда, объединяющая представителей различных социальных кругов и профессий. Гуманистические кружки (нередко по античной традиции их называли академиями), где в атмосфере свободной дискуссии читали древних авторов и собственные сочинения, стали важной формой интеллектуального общения. В оживленной полемике гуманистов разных направлений кристаллизовались идейные принципы движения.

«Для Петрарки речь шла о возвращении к классикам; для Боккаччо, Виллани и впоследствии для многих других, например для Савонаролы, совершалось возвращение назад, к природе. Возможно, наибольшего торжества античный идеал достиг в архитектуре; здесь сыграли важную роль Филиппо Брунеллески и Антонио Филарете. Живопись, напротив, больше ориентировалась на «природу», тогда как скульптура придерживалась обеих этих тенденций.

У архитекторов-теоретиков возникает целая историософия, когда, опираясь на Витрувия, они говорят  о первых постройках, возводившихся из переплетенных ветвями бревен, о расцвете архитектуры в Египте, Греции и Риме, о ее падении в темные века готики – одновременно с падением всех прочих наук и искусств – и о начавшемся восстановлении старых образцов. Впрочем, тот факт, что представление о Ренессансе возникло у самих писателей этой эпохи, хорошо известен.»5

Гуманизм оказал огромное влияние на всю культуру Возрождения, став ее идейным стержнем. Гуманистический  идеал гармоничного, наделенного  талантом созидания, героизированного человека с особой полнотой отразился в ренессансном искусстве XV в., в свою очередь обогатившем этот идеал художественными средствами. Живопись, ваяние, зодчество, вступившие уже в первые десятилетия XV в. На путь радикального преобразования, новаторства, творческих открытий, развивались в светском направлении. В архитектуре этого времени формируется новый тип здания — городского жилища (палаццо), загородной резиденции (вилла), совершенствуются различные виды общественных сооружений. Функциональность новой архитектуры гармонически связана с ее эстетическими принципами. Использование сложившейся на античной основе ордерной системы подчеркивало величественность зданий и в то же время соразмерность их человеку. По обилию талантливых мастеров, размаху и многообразию художественного творчества, а главное, по его смелому новаторству Италия опередила в XV в. Все другие страны Европы. Итальянское искусство Кватроченто развиваюсь в рамках локальных школ. В архитектуре сложились тосканская, ломбардская, венецианская школы, в стилистике которых новые веяния нередко сочетались с местными традициями.

Начало радикальных  преобразований в искусстве относится  к первым десятилетиям XV в. Лидером в творческих поисках и открытиях в художественной сфере, как и в гуманизме, на протяжении почти всего этого столетия была Флоренция. Брунеллески, Донателло, Мазаччо —три флорентийских гения —открыли новую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве.

       «Именно в религиозной архитектуре отвержение готических форм произошло в резкой и убедительной форме, начиная с новых базилик Брунеллески. В большей мере, чем использование арок с полным сводом , плоских потолков или даже колонн античного типа, этому послужила унификация внутреннего пространства; здесь мы видим организованное целое, где ничто не скрыто от взора, где все кажется занимающим необходимое место. Игра перспективы умножает сочетания линий и объемов; но зритель должен понимать, что эта распределенность стремится вызвать сосредоточение духа, а не его бегство.»В готических соборах один только масштаб сооружения направлен на то чтоб вызвать страх перед Богом. « Зритель оказывается помещенным в лоно пространства удивительно строгого и спокойного; он идет по тому идеальному миру, о котором говорит Альберти.»

«Но одним из самых ярких и наиболее насыщенных последствиями фактов эволюции XV в. Было появление строения с центральным планом… Централизованное строение представляет пластический сам по себе объект, где внешний объем, масса, модулированная нишами и пилястрами, представляет собой в точности оболочку, муляж внутреннего пространства; чередования вогнутостей и наполнений и линии организации соответствуют здесь друг другу с неотразимой точностью. Таким образом, предлагается некая умопостигаемая модель: необходимыми моментами безошибочной практики становятся разделение этажей, появление купола над тамбуром. Но этот тип [архитектурного] произведения выделяется уже одним своим совершенством… Упорядоченная масса и пропорциональность таких построек отделяют их от окружения.Кроме тех редких случаев, когда удавалось создать для их принятия рамку городских построек или монументов (это наблюдается прежде всего на воображаемых городских видах того типа, которые предлагал Урбино), эти столь дорогие для XV в. Архитектурные шедевры, какими являются постройки с центральным планом, самим своим характером, как кажется, ускользают из своего контекста и среди улицы, с которой они не могут слиться, служат торжественными и примечательными знаками идеального и неосуществленного мира, единственными свидетельствами которого они являются. Будучи воспринимаемым как совершенная структура, здание с центральным планом или куполом (полусферой) покоится на объеме с эквивалентными силами (куб) и передает в современном и убедительном духе древнейшую символику священной архитектуры» (132, 106 – 107).6

Информация о работе Гуманизм в архитектуре