Гуманизм в архитектуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:49, реферат

Описание работы

В своём реферате я хочу принять за основу эпоху Возрождения в Италии и рассмотреть влияние гуманистической мысли того времени на масштабность архитектуры и её стилистику.Иными словами как отразился гуманизм на архитектуре и какие принципы из этого следуют.Для начала предлагаю рассмотреть сами идеи некоторых гуманистов эпохи Возрождения.

Файлы: 1 файл

Гуманизм.doc

— 524.00 Кб (Скачать файл)

       Здесь речь шла как раз о палаццо и виллах,о которых было упомянуто выше. Первый крупный теоретик ренессансной архитектуры Альберти расширил архитектурную проблематику, включив в нее градостроительство, ряд технических вопросов (декор, строительные материалы и др.), детально разработал на математической основе учение о пропорциях. Свои теоретические положения он применил в проектах палаццо Ручеллаи во Флоренции, церкви Сан Себастьяно в Мантуе, в других постройках.

« Альберти- архитектор рисует идеальный город-государство, прекрасный по своей общей планировке и внешнему облику зданий, улиц и площадей. Вся жизненная среда человека здесь устроена так, что учитываются потребности и личности, и семьи, и общества в целом. Все части города, хотя они предназначены для проживания разных общественных групп (в центре находятся дворцы знатных и богатых, на окраине – дома ремесленников, мелких торговцев, бедноты), одинаково благоустроены и удобны для жизни людей, а прекрасные общественные здания – школы, термы, театры – доступны для всех обитателей города. После Альберти проектам идеального города-государства отдали дань архитектор Филарете, Леонардо да Винчи и многие авторы утопических сочинений XVI в.»7

Можно подробнее рассмотреть палаццо Ручеллаи,спроектированный Л.Б.Альберти,который имел непосредственное отношение к философии гуманизма эпохи Возрождения.Каждый из трёх этажей здания, наподобие римского Колизея, декорирован пилястрами одного из трёх классических ордеров: на первом этаже — тосканский, на втором Альберти поместил вместо ионического ордера пилястры с оригинальной капителью, разработанной им самим, а третий этаж украшает коринфский ордер в несколько упрощённом варианте.(см. Приложение 2)

   «В ренессансном стиле, одним   из   главных   создателей   которого был онсам, Альберти  проектировал постройки в Мантуе и Римини.В проектах церквей в Мантуе он, в частности, творчески использовал мотив античной триумфальной арки, придав постройкам особую монументальность.

Лучано Лаурана начал  в ионом стиле строительство герцогского дворца в Урбино. Сохранив некоторые элементы облика замка в фасаде, он придал архитектуре парадных помещений, и особенно внутреннего двора, классически ренессанс-пые стройность и изящество.»8

   В отличие от  средневековой архитектуры внешний  облик зданий был органически  объединен с интерьером. Строгость  и торжественная простота фасадов сочетаются с просторными, богато украшенными внутренними помещениями. Ренессансная архитектура, создавая среду обитания человека, не подавляла, а возвышала его, укрепляя веру в себя.

   «Ренессансная архитектура требовала более глубоких теоретических, математических и инженерно-строительных знаний, в развитии которых наметился значительный сдвиг к концу XV в. Но уже Филиппе Брунеллески (1377-1446) разрешил чрезвычайно сложную техническую задачу — возведение купола на Флорентийском соборе Санта Мария дель Фьоре. Построенные по его проекту церковь Сан Лоренцо, капелла Пацци и другие сооружения во Флоренции отличает строгая гармония частей, соразмерность здания человеку. «Брунеллески еще при жизни прославился как архитектор, построивший купол собора во Флоренции. Купол этот отличается от византийского изяществом, легкостью и плавностью разного рода архитектурных приемов, анализировать которые здесь не место. Но соединение величавости и изящества – это новость, которая характерна как раз для раннего Ренессанса. Другие постройки Брунеллески историки искусства тоже характеризуют как нечто новое в смысле изящества, легкости, декоративной приятности, согласованности отдельных мелочей с целым без всякой формалистической обобщенности, где легкость вполне лишена готической бестелесности. Умеет Брунеллески также и архитектурно отождествлять плоскость с объемом. Но не меньшее, а, может быть, даже и большее значение приобретает то,что у него последовательно проводится метод пропорциональной кладки, опять-таки без подчинения художественного целого формалистически понимаемым пропорциям, а, наоборот, с пониманием этих пропорций в их подчинении художественному целому, т.е. с пониманием их как живых.»9

«Создав оригинальную конструкцию купола флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре, Филиппо Брунеллески (1377—1446) дал мощный импульс новаторскому развитию итальянской архитектуры. Восьмигранный купол диаметром в 42 м. величественно вознесся над готическим собором, став символом мощи города и силы человеческого разума. В постройках Брунеллески во Флоренции — капелле Пацци, примыкающей к церкви Санта Кроче, приюте для подкидышей (Оспедале дельи Инноченти), церкви Сан Лоренцо   и   других—использованы   творчески   освоенные   зодчим формы и принципы античной ордерной архитектуры. В Оспедале лельи Инноченти (см. Приложение 3)в противовес устремлению здания ввысь, свойственному готике, Бруннеллески впервые создал нижний этаж фасада и виде легкого портика, развернувшегося по горизонтали во всю его ширину и примыкающего к площади. Эта архитектура, вызывающая впечатление соразмерности и покоя, положила начало формированию нового, ренессансного облика городских общественных зданий. В церквах Сан Лоренцо и Санто Спирито Брунеллески сочетал традиционный базиликальный тип постройки со свободным использованием ордера — колоннами, несущими аркаду. Это придало монументальную величественность и в то же время легкость интерьерам обоих храмов. Одним из самых совершенных творений Брунеллески стала капелла Пацци — построенная по заказу этой семьи молельня, небольшое крытое куполом здание с портиком, расположенное во дворе монастыря. Архитектор и здесь применяет ордер, выявляющий, в отличие от готики, несущую роль стены в конструкции здания.

       Здания Брунеллески с характерными для них портиками, арками, колоннами отличают гармоничность, ясность пропорций, соизмеримость масштабов архитектуры с человеком.»10

   Ренессансная архитектура обретает четкость членений, величественную простоту и соразмерность человеку, она не подавляет, а возвеличивает его. В новом зодчестве возрождается значение античной ордерной системы в конструкции зданий, а не только в их украшении. Внешний вид здания и его интерьер получают гармоническую взаимосвязь.

   «Формирование  ренессансной  архитектуры  во  второй  половине XV в.Продолжил   ряд   выдающихся   мастеров.   Возведенный   по проекту Микелоццо дворец(палаццо)Медичи во Флоренции стал образцом для строительства и других трехэтажных палаццо, торжественных и строгих по облику, с богато украшенными интерьерами. В Милане проводником новых идей был зодчий Филарете. К концу XV в. не только в Тоскане,но и в некоторых других областях Италии утвердились ренессансные типы жилых зданий — городского (палаццо) и загородного (вилла). Строгая простота и величавая масштабность вилл подчеркивали   высокий   социальный   статус их владельцев — знати и купечества. В реиессансном зодчестве восторжествовал принцип  гармонической соразмерности человека и архитектуры.

    Черты новой архитектуры проявлялись не только в светских новостройках,но и в церковном зодчестве, ярче всего в церкви Сайта Мария деи Мираколи, интерьер которой схож с залами венецианских дворцов, и в церкви Сан Дзаккария. Она славится стройным многоярусным фасадом с целой системой колонн, пилястр и вторящих друг другу полукружий архитектурных форм. Своеобычны и возводившиеся в ту нору помещения религиозных братств —скуол, особенно Скуола Гранде ди Сан Марко с двухъярусным ордерным фасадом и декорацией в виде перспективных мраморных рельефов.»11

        Гуманистическое мировоззрение стимулировало развитие личности, повышало ее значение в общественной жизни.Индивидуальная манера мастера играла все большую роль в развитии искусства и архитектуры.

«В первой четверти XVI в. Главным центром развития ренессансной архитектуры стал Рим. Здесь сложились классические черты стиля, получившего общеитальянское значение. Этот стиль поры наивысшего расцвета Ренессанса отличали напоминавшая античное зодчество величавая монументальность зданий, гармоничность архитектурных образов, широкое обращение к свободному использованию ордерной системы и к синтезу пластических искусств —все это при исключительном разнообразии индивидуальных почерков зодчих. Выдающийся архитектор Браманте (1444—1514), прославившийся рядом построек в Милане (крупнейшая из них — купольная церковь Санта Мария еле Грацие). В римский период творчества создал ряд сооружений, принадлежащих к вершинам ренессансного зодчества. В античном духе был выстроен окруженный строгой колоннадой небольшой купольный круглый храм — Темпьетго, ставший программным творением нового стиля. Строгая колоннада тосканского ордера вместе с непрерывной лентой антаблемента кольцом окружает здание.Он немного напоминает храм Сивиллы в Тиволи. Строгая колоннада тосканского ордера вместе с непрерывной лентой антаблемента кольцом окружает здание. Единственный элемент, не имеющий аналогии в древнеримских постройках, – высокий купол.(см. Приложение 1) Как центрально-купольный храм, совершенный в своей симметрии, Браманте задумал и грандиозный собор св. Петра (позже преемники Браманте по строительству собора изменили этот замысел).»

Браманте остановил  выбор на плане, в основе которого лежал греческий (равноконечный) крест, вписанный в квадрат. Над средокрестием  был задуман огромный купол, а над боковыми нефами – цилиндрические своды.

    Идеи Браманте оказали большое влияние на строительство многих сооружений в Италии и в других странах. После его кончины проводником архитектурных принципов Браманте стал Рафаэль (1483—1520). Ему принадлежит рад проектов городских дворцов с новыми тинами    фасадов    (таковы    палаццо Пандольфини во Флоренции, дворец Видоии-Каффарелли в Риме и др.) и основанный на переработке античного опыта проект виллы Мадама в Риме. Предназначенная для отдыха, она была неразрывно связана с великолепно спланированным парком.

Новым шагом в архитектуре  были и ярко индивидуальные работы Микеланджело (1475—1564). Одна из них—вестибюль  библиотеки Лауренциана во Флоренции. Он отличается характерной для Микеланджело мощной выразительностью архитектурных масс. В Риме Микеланджело создал планировку всей архитектуры Капитолийскою холма, которая стала первым единовременно возведенным ансамблем Ренессанса. Микеланджело принадлежит заслуга возведения западною фасада собора св. Петра, ею барабана и грандиозною купола, мощно вознесшегося над городом.

В пору Позднего Возрождения самым ярким итальянским зодчим, развивавшим традиции ренессапспой архитектуры, был Андреа Палладио (1508—1580). По его замыслам в Венеции были возведены две грандиозные величественные церкви, где фасады христианских базилик на новый лад были украшены переработанными портиками античных храмов. На севере Италии по планам Палладио осуществили строительство ряда городских дворцов и множество вилл.

Последние, при всем их разнообразии, всегда создавались как  продуманное гармоничное единство жилых и хозяйственных комплексов, архитектуры и пейзажа. Палладио непременно использовал в своих работах ордерную систему, рассматривая ее творческое применение как универсальный принцип зодчества Он написал трактат об архитектуре, в котором отразил особенности своего творческого метода. Трактат оказал сильное влияние на современников, а позже – на формирование архитектуры классицизма.»12

 

Заключение

 

 

        Изучение архитектуры итальянского Возрождения помогло выявить гуманистические черты,понять где же в архитектуре гуманизм,хорошо это или плохо,то что она его отражает,как это сказывается на внешнем облике.Гуманизм в архитектуре на мой взгляд,- усовершенствование античной классики,усовершенствование тех открытий связанных  с использованеим человеческих пропорций в архитектуре.Гуманистическая архитектура-дом для совершенного человека,человека-творца.Благодаря соболюдению этих правил соразмерности архитектурных элементов человеку ,достигается главное-гармония.

 «Сравнительно недавно, во второй половине XIX века, был развит новый взгляд на искусство со стороны отношения его творцов-художников и воспринимающих – потребителей их продукции. Этот гуманитарный подход, учитывающий особенности человеческой натуры, психики и общественной природы творческой активности, вскрыл новые пласты представлений об искусстве и его культурном содержании. Было показано, что между человеком и природой располагается мир символических систем, которые опосредуют с ней все его связи. Он отразился также и в отношении к структурным особенностям произведений архитектуры, в том числе и масштабности. Стала заметна роль масштаба и масштабности, равно как и других композиционных средств, например, ритма, их форм и свойств в выражении, характерных исторической эпохе образов мироздания.

Таким образом, появился новый аспект в истолковании масштабности в её знаковом, символическом значении. В этих символах можно обнаружить разные уровни восхождения от более конкретных контекстов культурной событийности до космических моделей мироустройства.В  образной  картине, создаваемой   геометрическими   соотношениями объемов и пространств, так или иначе, находили отражение закономерности жизни, ее упорядоченность в отношении к человеку как субъекту, так и социума в целом. В этом отношении масштаб и масштабность становятся поэтической сутью профессионального сознания архитектора, генерирующим методом проектного творчества.»13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

 

1.Лосев А.Ф. «Эстетика Возрождения» 1-е изд.: М.: Изд-во МГУ, 1978.

 

2. «История философии» под ред. В.В.Васильева,А.А.Кротова,В.Д.Бугая М._Академический проект,2005.

 

3.Брагина Л.М.  «История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения»,М.: Высшая школа, 1999.

 

4.Мелодинский Д.Л. «Масштабность в современной архитектуре.»      http://www.marhi.ru/AMIT

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

        Темпьетто                 Храм в Тиволи                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

Палаццо Ручеллаи

 

 

Приложение 3

 

 

Оспедале дельи Инноченти(Приют  невинных)

1 Д.Л.Мелодинский «Масштабность в современной архитектуре» стр. 3

2 История философии под ред. В.В.Васильева,А.А.Кротова,В.Д.Бугая стр. 183

3 История философии под ред. В.В.Васильева,А.А.Кротова,В.Д.Бугая стр. 186

4 История культуры стран Западного Возрождения ,Брагина,Володарский, Варьяш стр.41

5 Эстетика Возрождения Лосев А.Ф. Введение,гл. 2 Западное возрождение

6 Эстетика Возрождения Лосев А.Ф. Общая характеристика эстетики Ренессанса;гл. 1 Основные принципы;Из новейшей литературы по вопросам эстетики Ренессанса

7  История культуры стран Западного Возрождения ,Брагина,Володарский, Варьяш стр. 42

8 История культуры стран Западного Возрождения ,Брагина,Володарский, Варьяш стр. 61

9 Эстетика Возрождения Лосев А.Ф. РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ; гл 1; ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА; Главнейшие художники.

Информация о работе Гуманизм в архитектуре