Античная Греция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 15:14, реферат

Описание работы

Соло́н (Σόλων, между 640 и 635 — около 559 до н. э.) — афинский политический деятель и социальный реформатор, поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.
Солон происходил из знатного, но обедневшего рода Кодридов. Чтобы поправить свое материальное положение, он в молодости занялся заморской торговлей. Вернувшись на родину, Солон стал поддерживать народ в его конфликте с эвпатридами (афинской знатью), хотя сам принадлежал к их числу

Файлы: 1 файл

Античная греция.docx

— 2.25 Мб (Скачать файл)

Существует предание о поэтическом поединке Гомера с Гесиодом, описанное в сочинении «Состязание Гомера и Гесиода», созданном не позднее III в. до н. э., а по мнению многих исследователей, и значительно раньше. Поэты якобы встретились на острове Эвбее на играх в честь погибшего Амфидема и читали каждый свои лучшие стихи. Царь Панед, выступивший судьей на состязании, присудил победу Гесиоду, так как тот призывает к земледелию и миру, а не к войне и побоищам. Впрочем, симпатии аудитории были на стороне Гомера.

Произведения Гомера

  • «Одиссея»
  • «Илиада»
  • Кроме «Илиады» и «Одиссеи» Гомеру приписывается ряд произведений: «гомеровы гимны», комическую поэму «Маргит»

 

 

Пиндар

 

Пи́ндар (Πίνδαρος, Фивы, 522/518 до н. э. — Аргос, 448/438 до н. э.), один из самых значительных лирических поэтов Древней Греции. Был включен в канонический список Девяти лириков учеными эллинистической Александрии.

Родился в Беотии, в местечке Киноскефалы около Фив. Принадлежал к знатному фиванскому роду, который восходил к древнейшей знати этого города. Его род был также близок к аристократам Спарты, Кирены и Феры, и тесно связан с Дельфами, идейным центром греческой аристократии. Учился игре на авлосе у своего дяди Скопелина, продолжал образование в Афинах под руководством музыканта Аполлодора (или Агафокла) и поэта Ласа Гермионского. Много путешествовал, жил на Сицилии и в Афинах. Известно имя жены — Мегаклея, двух дочерей — Эвметис и Протомаха, сына — Диафант. Умер в Аргосе.

Произведения Пиндара относятся к хоровой лирике: это были обращённые к богам гимны и пеаны , дифирамбы Дионису, песни для торжественных процессий, энкомии (хвалебные песни), плачи, застольные песни и, наконец, эпиникии — оды в честь победителей на общегреческих играх.

До нас дошло четыре неполных цикла эпиникиев, в том числе 14 — в честь победителей Олимпийских игр, 12 — Пифийских, 11 — Немейских и 8 — Истмийских. Сохранившееся составляет едва ли четверть того, что было создано поэтом, поскольку издание Пиндара, подготовленное александрийскими учёными, включало 17 книг. Представление об утраченных 13 книгах мы получаем теперь только по случайным фрагментам. Самое раннее произведение Пиндара, которое поддаётся датировке, — 10-я Пифийская песнь, 498 до н. э., самое позднее — 8-я Пифийская песнь, 446 до н. э..

 

 

 

 

Платон

Плато́н (др.-греч. Πλάτων) (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон.

Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца, Аристона (465—-424), восходил, согласно легендам (см. труды Диогена Лаэртского), к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон. Также, согласно Диогену, Платон был зачат непорочно.

Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона — Аристокл (др.-греч. Αριστοκλής; буквально, «наилучшая cлава»). Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий». Напротив, существуют исследования, показывающие, что легенда об его имени Аристокл возникла в период эллинизма.

По свидетельству Олимпиодора, Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону — смесь бокса и борьбы.

 Платону приписывают 34 сочинения, доподлинно известно, что 23 из них сочинения самого Платона, остальные написаны в форме диалога в котором главным действующим лицом выступает Сократ. Платоновский корпус (Corpus Platonicum), то есть исторически сложившаяся совокупность сочинений, которые со времён античности связываются с именем Платона, формировался на протяжении долгого времени. Вероятно, на протяжении долгого процесса формирования классического «собрания сочинений» философа случались как потери, так и приобретения, определявшиеся в известные моменты не только состоянием рукописной традиции, но и уровнем и направлением современной ему филологической критики.

 

Принято считать, что Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами.

Произведения Платона

Ранний период (приблизительно 90-е гг. IV века до н. э.)

  • «Апология Сократа»
  • «Критон»
  • «Евтифрон»
  • «Лахет»
  • «Лисид»
  • «Хармид»
  • «Протагор»
  • 1-я книга «Государства»

]

 

Переходный период (80-е гг.)

  • «Горгий»
  • «Менон»
  • «Эвтидем»
  • «Кратил»
  • «Гиппий меньший»

 

Зрелый период (70—60-е гг.)

  • «Федон»
  • «Пир»
  • «Федр»
  • II—X книги «Государства» (учение об идеях)
  • «Теэтет»
  • «Парменид»
  • «Софист»
  • «Политик»
  • «Филеб»
  • «Тимей»
  • «Критий»

 

 

Поздний период

  • «Законы» (50-е гг.)
  • Послезаконие (редактор — Филипп Опунтский)
  • Онтология Платона
  • Основоположения онтологии Платона

 

 

 

 

 

 

 

Марк Туллий Цицерон

 

Марк Туллий Цицерон (лат. Marcus Tullius Cicerō; 3 января 106 до н. э., Арпинум — 7 декабря 43 до н. э., Формия) — древнеримский политик и философ, блестящий оратор.

 

Цицерон родился в семье, принадлежавшей к сословию всадников, в небольшом городке Арпине. Когда будущему оратору исполнилось 15 лет, его отец переехал в Рим, чтобы дать своим сыновьям хорошее образование.

Одну из первых своих речей, дошедших до наших дней, «В защиту Росция», Цицерон произнёс в порицание вольноотпущенника и любимца диктатора Суллы, что было рискованным шагом во время, когда Сулла широко использовал проскрипционные казни с целью избавления от неугодных. Опасаясь мести диктатора, выигравший процесс Цицерон отправился в Афины, где продолжил изучать философию и риторику.

После смерти Суллы он вернулся в Рим, где начал выступать защитником в суде.

Более широкую известность Цицерон приобрел после дела Верреса, бывшего наместника Сицилии. В 70 году до н. э., подавая против Верреса иск о вымогательстве, сицилийцы обратились к Цицерону за помощью, помня о его ораторских талантах. Преторы, подкупленные Верресом, так затянули разбирательство, что не оставили Цицерону времени для произнесения обвинительной речи до начала праздников, однако он настолько умело представил судьям доказательства и показания свидетелей, обвинявших наместника во взяточничестве, вымогательствах, прямом грабеже и убийствах сицилийцев и даже римских граждан, что его выступление решило дело, и Веррес был вынужден отправиться в изгнание. В 69 году до н. э. Цицерон избирается курульным эдилом, а в 66 году до н. э. — претором.

В 60 году до н. э. Юлий Цезарь, Помпей и Красс объединили силы с целью захвата власти, образовав Первый Триумвират. Признавая таланты и популярность Цицерона, они сделали несколько попыток привлечь его на свою сторону. Цицерон, поколебавшись, отказался, предпочтя остаться верным сенату и идеалам Республики. Однако это оставило его открытым для нападок оппонентов, в числе которых был трибун Клодий, невзлюбивший Цицерона с тех пор, как оратор дал против него показания на судебном процессе.

В 63 году до н. э. Цицерон был избран на должность консула, будучи первым за предыдущие 30 лет «новым человеком», достигшим этого поста. Его избранию способствовало то, что его соперник, Катилина, открыто говорил о своей готовности к революционным преобразованиям в случае получения должности консула. Это сильно обеспокоило римлян, и предпочтение было в итоге отдано Цицерону.

Марк Туллий Цицерон опубликовал более сотни речей, политических и судебных, из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58. До нас дошли также 19 трактатов по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому искусству многие поколения юристов, изучавшие, в частности, и такие приемы Цицерона, как ламентация. Также сохранились более 800 писем Цицерона, содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о римском обществе конца периода республики.

 Его философские трактаты, не содержащие новых идей, ценны тем, что излагают, подробно и без искажений, учения ведущих философских школ его времени: стоиков, академиков и эпикурейцев

Цицерон был убит при попытке к бегству 7 декабря 43 года до н. э. Когда Цицерон заметил догоняющих его убийц, он приказал рабам, несущим его: «Поставьте тут же паланкин», а потом, высунув голову из-за занавеси, подставил шею под нож убийцы. Его отрубленные голова и правая рука были доставлены Антонию и затем помещены на ораторской трибуне форума.

 

Список сочинений

 

  • Примечание. Знаком (r) отмечены труды, переведённые на русский язык; знаком (rf) - фрагментарные русские переводы
  • Философские и политические трактаты
  • Academica (Академика [Учение академиков]; сохранилась фрагментарно; 45 г.) (r)
  • Academica priora (первая редакция «Академики»): 1-я утраченная часть Catulus (Катул), 2-я сохранившаяся Lucullus (Лукулл)
  • Academica posteriora (вторая редакция «Академики»)
  • Cato Maior de senectute (Катон Старший, или О старости; 44 г.) (r)
  • De divinatione (О дивинации [О ведовстве]; 44 г.) (r)
  • De fato (О судьбе; сохранился частично) (r)
  • De finibus bonorum et malorum (О пределах добра и зла [О пределах блага и зла]) (r)
  • De legibus (О законах; около 52 г.) (r)
  • De natura deorum (О природе богов; 44 г.) (r)
  • De officiis (Об обязанностях, 44 г.) (r)
  • De re publica (О государстве; между 55 и 51 гг.) (r)
  • Laelius de amicitia (Лелий, или О дружбе) (r)
  • Paradoxa Stoicorum (Парадоксы стоиков) (r)
  • Tusculanae disputationes (Тускуланские беседы; 45 г.) (r)

 

Риторические трактаты

 

  • Примечание. В скобках указана дата создания
  • Brutus (Брут; 46) (r)
  • De inventione (О нахождении <материала>; 80) (rf)
  • De optimo genere oratorum (О наилучшем роде ораторов; 50 или 46) (r)
  • De oratore (Об ораторе; 55) (r)
  • De partitione oratoria (Построение речи; 54)
  • Orator (Оратор; 46) (r)
  • Topica (Топика; 44) (r)

 

Речи

 

  • Примечание. В скобках указана дата создания
  • De domo sua ad pontifices (О своем доме, к понтификам; 57) (r)
  • De haruspicum responso (Об ответах гаруспиков; 56) (r)
  • De imperio Cn. Pompei (Pro lege Manilia) (О главнокомандовании Гнея Помпея, или В защиту Манилиева закона; 66) (r)
  • De lege agraria (Contra Rullum) (О земельном законе, или Против Публия Сервилия Рулла; 63) (rf)
  • De provinciis consularibus (О консульских провинциях; 56) (r)
  • De Sullae bonis (66; речь утрачена)
  • Divinatio in Caecilium (In Q. Caecilium) (Против Квинта Цецилия Нигера; 70) (r)
  • In L. Calpurnium Pisonem (Против Кальпурния Пизона; 55)
  • In Catilinam I–IV (Четыре речи против Катилины; 63) (r)
  • In P. Vatinium (Против Публия Ватиния; 56)
  • In Verrem actio prima (Против Гая Верреса. Первая сессия; 70) (r)
  • In Verrem actio secunda I–V (Против Гая Верреса. Вторая сессия; 70) (rf)
  • Oratio cum populo gratias egit (Речь к народу по возвращении из изгнания, 57) (r)
  • Oratio cum senatui gratias egit (Речь в сенате по возвращении из изгнания, 57) (r)
  • Philippicae orationes I – XIV (Филиппики; 14 речей против Марка Антония; 44-43) (rf)
  • Pro Aemilio Scauro (В защиту Эмилия Скавра; 54)
  • Pro T. Annio Milone (В защиту Тита Анния Милона; 52) (r)
  • Pro Archia (В защиту Архия; 62) (r)
  • Pro A. Caecina (В защиту Авла Цецины; между 71 и 69)
  • Pro M. Caelio (В защиту Марка Целия Руфа; 56) (r)
  • Pro A. Cluentio Habito (В защиту Авла Клуенция Габита; 66) (r)
  • Pro L. Cornelio Balbo (В защиту Луция Корнелия Бальба; 56) (r)
  • Pro P. Cornelio Sulla (В защиту Корнелия Суллы, 62) (r)
  • Pro M. Fonteio (В защиту Марка Фонтея; 69)
  • Pro Q. Ligario (В защиту Квинта Лигария; 46) (r)
  • Pro M. Marcello (По поводу возвращения Марка Клавдия Марцелла, 46) (r)
  • Pro Murena (В защиту Мурены; 63) (r)
  • Pro Cn. Plancio (В защиту Гнея Планция; 54)
  • Pro P. Quinctio (В защиту Публия Квинкция; 81) (r)
  • Pro C. Rabirio perduellionis reo (В защиту Гая Рабирия; 63) (r)
  • Pro Rabirio Postumo (В защиту Гая Рабирия Постума; между 54 и 52)
  • Pro rege Deiotaro (В защиту царя Дейотара; 45)
  • Pro Sex. Roscio Amerino (В защиту Росция Америйца; 80) (r)
  • Pro Q. Roscio Comoedo (В защиту актёра Росция; 77 или 66) (r)
  • Pro P. Sestio (В защиту Публия Сестия; 56) (r)
  • Pro M. Tullio (В защиту Марка Туллия; 72-71)
  • Pro L. Valerio Flacco (В защиту Валерия Флакка, 59) (r)

 

Письма

  • Epistulae ad familiares (Письма к близким; 16 «книг») (r)
  • Epistulae ad Quintum fratrem (Письма к брату Квинту; 3 кн.) (r)
  • Epistulae ad M. Brutum (Письма к Марку Бруту; 2 кн.) (r)
  • Epistulae ad Atticum (Письма к Аттику, 16 кн.) (r)

 

Частично сохранившиеся и утраченные

  • «Тимей» Платона (первый латинский перевод, сохранился фрагментарно)
  • De consiliis suis («О моих <политических> замыслах», не сохранился)
  • Carmina Aratea (поэтические переводы Арата из Сол; фрагменты)
  • Phaenomenon (из «Явлений»)
  • Prognosticorum (из «Признаков погоды»)
  • De consulatu suo («О моем консулате», фрагменты)
  • Hortensius (Гортензий; фрагменты)
  • Consolatio (Утешение; утрачен)
  • Pro muliere Arretina (Речь в защиту женщины из Арретия; 80; утрачена)
  • Pro Titinia (Речь в защиту Тицинии; 79; утрачена)
  • Pro G. Cornelio (2 речи в защиту Гая Корнелия; 65; фрагменты)

 

  • Сохранились фрагменты поэтических сочинений, речей, переводов греческих литературных и философских сочинений, наброски собственных книг.
  • Приписываемые
  • Rhetorica ad Herennium (Риторика для Геренния, ок. 90; древнейший латинский учебник риторики; считается анонимным, но печатается в корпусе сочинений Цицерона)
  • In Sallustium (Речь против Саллюстия Криспа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Геродот Галикарнасский

 

 Геродо́т Галикарна́сский (др.-греч. Ἡρόδοτος Ἁλικαρνᾱσσεύς, 484 до н. э. — 425 до н. э.) — древнегреческий историк, автор первого полномасштабного исторического трактата — «Истории», — описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры. Цицерон прозвал его «отцом истории»[                                           Родина Геродота, малоазийский город Галикарнас, был основан дорянами, но там жили и представители местного племени карийцев, смешавшиеся с греками. В молодости Геродот принадлежал к партии, боровшейся против тирана Лигдамида, подвергался изгнанию, жил на Самосе, а затем отправился в длительные путешествия. Он объездил Вавилон, Ассирию, Египет, Малую Азию, Геллеспонт, Северное Причерноморье, Балканский полуостров от Пелопонесса до Македонии и Фракии. Около 446 года до н. э. он поселился в Афинах, где сблизился с кругом Перикла; к этому времени значительная часть «Истории» уже была написана, поскольку известно, что Геродот читал отрывки из неё афинянам. В 444 году до н. э. Геродот принял участие в основании общеэллинской колонии Фурии в Великой Греции на месте разрушенного кротонцами Сибариса. Скончался в 425 году до н. э.Основная статья: История (Геродот)Мир с точки зрения Геродота.Сочинение Геродота — не историческое исследование в современном смысле слова, это — мастерское, бесхитростное повествование человека богато одарённого, необыкновенно любознательного, общительного, много читавшего, видевшего и ещё больше слышавшего; к этим свойствам присоединялась скромность верующего в богов эллина, хотя тронутого скептицизмом, но недостаточно разборчивого в полученных сведениях. С другой стороны, Геродот не только историк; некоторые части его сочинения — настоящая энциклопедия того времени: тут и географические сведения, и этнографические, и естественно-исторические, и литературные. Тем не менее Геродот по всей справедливости именуется отцом истории. Из девяти книг, на которые в настоящее время делится его сочинение, вся вторая половина представляет собой последовательный исторический рассказ о греко-персидских войнах, заканчивающийся на известии о занятии эллинами Сеста в 479 году до н. э.Первая половина содержит в себе рассказы о возвышении Персидского царства, о Вавилонии, Ассирии, Египте, Скифии, Ливии и других странах. Единство изложения достигается в известной мере и тем, что с первых слов и до конца историк имеет в виду проследить борьбу между варварами и эллинами. Но не покидающая историка мысль о главной задаче не мешает ему вводить в широкие рамки повествования все, что казалось ему интересным или поучительным. Геродоту присуща в значительной мере историческая критика, во многих случаях чисто субъективная, нередко наивно-рационалистическая, но тем не менее решительно вводящая в историографию новое начало.

Информация о работе Античная Греция