Античная Греция в III-е тысячелетие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть этапы развития Античной Греции, а именно период III тысячелетие до н.э. 30-е годы до н.э. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные периоды зарождения Древней Греции.
2.Описать политические и социально-экономические события III тысячелетия до н.э. 30-е годы до н.э.
3. Рассмотреть Классический период и эпоху Эллинизм как последнюю фазу древнегреческой цивилизации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КРИТО-МИКЕНСКИЙ ПЕРИОД 5
1.1. Остров Крит в III-II тысячелетии 5
1.2. Первые государственные образования 6
1.3. Социально-экономические отношения 7
1.4. Критская морская держава и ее упадок 8
2. ЭЛЛАДСКИЙ ПЕРИОД 11
2.1. Переселение ахейцев в Грецию. Ахейские центры 11
2.2. Политические и социально-экономические отношения в Ахейской Греции 12
2.3. Троянская война 17
3. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД И ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА 19
3.1. Греко-персидская война 19
3.2. Пелопоннесская война 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 28

Файлы: 1 файл

Античная Греция. Контрольная..doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Введение

Древнегреческая цивилизация является одной из самых развитых цивилизаций в мировой истории, она охватывает огромную историческую эпоху – от конца III тысячелетия до н. э. до конца I в. до н. э., т. е. свыше двух тысячелетий. За этот период в Эгеиде (бассейн Эгейского моря) произошел переход от бронзового века к железному и сменили друг друга две цивилизации.

В эпоху бронзового века на острове Крит и на территории Балканской Греции сложилась цивилизация, которая по двум основным центрам – в Эгейском море (Крит) и на материке (Микены) – получила название крито-микенской, а для истории Крита они называются минойскими (по имени его легендарного царя – Миноса).

Периоды истории Балканской Греции называются элладскими.

После этого греческий мир вновь оказывается в первобытной эпохе, одновременно с началом железного века. В этих условиях зарождается новая античная цивилизация, центральным элементом которой становится социально-политический и экономический феномен – полис.

В истории античной цивилизации Древней Греции выделяют четыре периода: гомеровский, или предполисный,  архаический,  классический,  эллинистический.

После падения последнего эллинистического государства центром исторического развития Средиземноморья и всей античной цивилизации становится Рим, и история древнегреческого общества, ставшего составной частью древнеримской мировой державы, уже рассматривается в рамках истории Древнего Рима.

Пока существовала Древняя Греция, границы античного мира непрерывно расширялись. Колыбелью первой европейской цивилизации на рубеже III—II тысячелетий до н. э. стали острова Эгейского моря и юг Балканского полуострова. На материке первые очаги цивилизации на протяжении долгих веков оставались лишь островками в обширном море первобытного племенного мира. В конце II тысячелетия до н. э. греческие племена освоили весь бассейн Эгейского моря, плотно заселив и западное побережье Малой Азии. В архаическую эпоху греки вывели колонии на остров Сицилия и в Южную Италию, а также на побережье Испании и Галлии. Они создали ряд поселений на севере Африки и прочно обосновались в бассейне Черного моря. В эпоху эллинизма в результате победоносных походов Александра Македонского античная цивилизация распространилась на обширной территории от греческих колоний на побережье Испании до эллинистических царств на границе с Индией и от Северного Причерноморья до южных границ Египта, но во все времена центром античной Греции оставались Балканская Греция и Эгеида.

Цель данной работы: рассмотреть этапы развития Античной Греции, а именно период III тысячелетие до н.э. 30-е годы до н.э.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть основные периоды  зарождения Древней Греции.

2.Описать политические и социально-экономические  события III тысячелетия до н.э. 30-е годы до н.э.

3. Рассмотреть Классический период  и эпоху Эллинизм как последнюю  фазу древнегреческой цивилизации.

1. Крито-микенский  период

1.1. Остров Крит в III-II тысячелетии

Большую роль в греческой истории играл о. Крит. Здесь пересекались морские пути, которые связывали Балканы с Индией и Среднюю Азию с Африкой. На Крите цивилизация возникает еще в III тыс. Крит на востоке и в центральной части имел плодородные почвы. И в III тыс. для обработки этой почвы стали использовать медные, а потом и бронзовые орудия труда. Производство меди и бронзы на Крите было основано еще до 2 500 года. И медные и бронзовые орудия постепенно вытесняют каменные. Основой сельского хозяйства становится земледелие, которое было ориентировано на выращивание главных культур средиземноморской триады: злаковые (ячмень), винограда и оливы.

По мнению Андреева Ю.В. эту первую цивилизацию на Греческой земле создали не греки, а критяне или минойцы. Отсюда же термин Минойская цивилизация. Название это дал английский археолог Артур Эванс. До 2-ой мировой войны он первым тщательно изучил культуру Крита от конца неолита до XI в. до н.э1.

Прогресс критской экономики в эпоху ранней бронзы способствовал быстрому росту населения в наиболее плодородных районах острова. Об этом свидетельствует появление множества новых поселений, особенно ускорившееся в конце III - начале II тысячелетия до н. э. Большинство из них размещались в восточной части Крита и на обширной центральной равнине (район Кносса и Феста). Одновременно идет интенсивный процесс социального расслоения критского общества. В этот же период на Крите начинают складываться и новые формы политических отношений. Более сильные и многолюдные общины подчиняют себе своих не столь могущественных соседей, заставляют их платить дань и облагают всякими иными повинностями. Уже существующие племена и племенные союзы внутренне консолидируются, приобретая более четкую политическую организацию. Закономерным итогом всех этих процессов было образование на рубеже III-II, тысячелетий первых "дворцовых" государств, происшедшее почти одновременно в различных районах Крита.

1.2. Первые государственные образования

По мнению Андреева Ю.В. эпоха дворцовой цивилизации на Крите охватывает в общей сложности около 600 лет и распадается на два основных периода: период старых дворцов (2000-1700 гг. до н. э.)  и период  новых дворцов (1700-1400 гг. до н. э.)2.

Уже в начале II тысячелетия на острове сложилось несколько самостоятельных государств. Каждое из них включало по нескольку десятков небольших общинных поселений, группировавшихся вокруг одного из четырех известных сейчас археологам больших дворцов.

Около 1700 г. до н. э. дворцы Кносса, Феста, Маллии и Като Закро были разрушены, по всей видимости, в результате сильного землетрясения, сопровождавшегося большим пожаром.

Эта катастрофа, однако, лишь ненадолго приостановила развитие критской культуры. Вскоре на месте разрушенных дворцов были построены новые здания того же типа, в основном, по-видимому, сохранившие планировку своих предшественников, хотя и превосходящие их своей монументальностью и великолепием архитектурного убранства. Таким образом, начался новый этап в истории минойского Крита, известный в науке как "период новых дворцов".

Самое примечательное из архитектурных сооружений этого периода - открытый А. Эвансом дворец Миноса в Кноссе. Обширный материал, собранный археологами во время раскопок в этом дворце, позволяет составить наиболее полное и всестороннее представление о том, чем была минойская цивилизация в эпоху ее наивысшего расцвета. Греки называли дворец Миноса "лабиринтом".

1.3. Социально-экономические отношения

Великолепные дворцы критских царей, несметные богатства, хранившиеся в их подвалах и кладовых, обстановка комфорта и изобилия, в которой жили цари и их окружение, - все это было создано трудом многих тысяч безымянных крестьян и ремесленников, о жизни которых нам мало известно. Придворные мастера, создавшие замечательные шедевры минойского искусства, судя по всему, мало интересовались жизнью простого народа и поэтому не отразили ее в своем творчестве. В виде исключения можно сослаться на небольшой стеатитовый сосуд, найденный при раскопках царской виллы в Айя Триаде неподалеку от Феста. Искусно выполненный рельеф, украшающий верхнюю часть сосуда, изображает шествие поселян, вооруженных длинными вилообразными палками (с помощью таких орудий критские крестьяне, вероятно, сбивали с деревьев спелые оливки). Некоторые из участников процессии поют. Возглавляет шествие жрец, одетый в широкий чешуйчатый плащ. По всей видимости, художник, создавший этот маленький шедевр минойской пластики, хотел запечатлеть праздник урожая или какую-то другую аналогичную церемонию3.

Некоторое представление о жизни низших слоев критского общества дают материалы массовых захоронений и сельских святилищ. Такие святилища обычно располагались где-нибудь в глухих горных углах: в пещерах и на вершинах гор. При раскопках в них находят незамысловатые посвятительные дары в виде грубо вылепленных из глины фигурок людей и животных. Эти вещи, также как и примитивный инвентарь рядовых погребений, свидетельствуют о достаточно низком жизненном уровне минойской деревни, об отсталости ее культуры в сравнении с раинированной культурой дворцов.

Основная масса трудящегося населения Крита обитала в небольших поселках и деревнях, разбросанных по полям и холмам в окрестностях дворцов. Эти поселки с их убогими глинобитными домами, тесно прижатыми друг к другу, с их кривыми узкими улочками составляют разительный контраст с монументальной архитектурой дворцов, роскошью их внутреннего убранства.

1.4. Критская морская держава и ее упадок

Высший расцвет минойской цивилизации приходится на XVI - первую половину XV в. до н. э. Именно в это время с небывалым еще блеском и великолепием отстраиваются критские дворцы, в особенности дворец Кносса. За эти полтора столетия были созданы самые замечательные шедевры минойского искусства и художественного ремесла. Тогда весь Крит был объединен под властью царей Кносса и стал единым централизованным государством. Об этом свидетельствует сеть удобных широких дорог, проложенных по всему острову и связывавших Кносс - столицу государства - с самыми удаленными его уголками. На это же указывает и уже отмеченный факт отсутствия укреплений в Кноссе и других дворцах Крита. Если бы каждый из этих дворцов был столицей самостоятельного государства, его хозяева, вероятно, позаботились бы о своей защите от враждебных соседей4.

Весьма возможно, что объединение Крита вокруг Кносского дворца осуществил знаменитый Минос, о котором столько рассказывают позднейшие греческие мифы. Греческие историки считали Миноса первым талассократом - властителем моря. Про него говорили, что он создал большой военный флот, искоренил пиратство и установил свое господство над всем Эгейским морем, его островами и побережьями.

Предание это, по-видимому, не лишено исторической основы. Действительно, по археологическим данным, в XVI в. до н. э. наблюдается широкая морская экспансия Крита в Эгейском бассейне. Минойские колонии и торговые фактории возникают на островах Кикладского архипелага, на Родосе и даже на побережье Малой Азии, в районе Милета. На своих быстроходных кораблях, ходивших под парусами и на веслах, минойцы проникают в самые удаленные уголки древнего Средиземноморья.

В середине XV столетия положение резко изменилось. На Крит обрушилась катастрофа, равной которой остров не переживал за всю свою многовековую историю. Почти все дворцы и поселения, за исключением Кносса, были разрушены5.

От этого страшного удара минойская культура уже не смогла более оправиться. С середины XV в. начинается ее упадок. Крит утрачивает свое положение ведущего культурного центра Эгейского бассейна. Причины катастрофы, сыгравшей роковую роль в судьбе минойской цивилизации, до сих пор точно не установлены. Согласно наиболее правдоподобной догадке, выдвинутой греческим археологом С. Маринатосом, гибель дворцов и других критских поселений была следствием грандиозного извержения вулкана на о. Фера (совр. Санторин) в южной части Эгейского моря.

Другие ученые больше склоняются к тому мнению, что виновниками катастрофы были греки-ахейцы, вторгшиеся на Крит из материковой Греции (скорее всего с Пелопоннеса). Они разграбили и опустошили остров, давно уже привлекавший их своими сказочными богатствами, и подчинили своей власти его население. Возможно примирение этих двух точек зрения на проблему упадка минойской цивилизации, если предположить, что ахейцы вторглись на Крит уже после того, как остров был опустошен вулканической катастрофой, и, не встречая сопротивления со стороны деморализованного и сильно уменьшившегося в числе местного населения, завладели его важнейшими жизненными центрами.

Крит превращается в глухую отсталую провинцию. Главный очаг культурного прогресса и цивилизации в районе Эгейского бассейна перемещается теперь на север, на территорию материковой Греции, где в это время достигла высокого расцвета так называемая микенская культура.

 

2. Элладский  период

2.1. Переселение ахейцев в Грецию. Ахейские центры

Период с XXI по XII век включительно называют Троянской войной. Археологическая периодизация материковой истории Греции:

  1. 3000 – 2000 гг. Раннеэлладский период
  2. 2000-1650 (1550) – среднеэлладский период;
  3. 1650 (1550) – 1 100 позднеэлладский.6

К XVI веку в Балканской Греции возникает несколько дворцовых центров, они представляли первые очаги ахейской государственности и были слабо связаны между собой.

К I веку возникают следующие главные очаги ахейской государственности:

  1. Афины в Аттике,
  2. Фивы в Беотии;
  3. Микены и Тиринф в Арголиде;
  4. Пилос – в Мессении.

Кроме того, были центры на островах: Родос, Хиос, Лесбос, Самос, Лемнос. Они известны по поэмам, раскопкам. Наиболее сильным с течением времени становится государство в Арголиде. Это государство называют Микенским7.

Конфликты между государствами ахейцев были частыми, когда несколько дворцовых центров объединялись и нападали на один. Ок. 1270-1260-х гг. нападениям подвергались центры в Беотии. Поход назван «Походом 7-ми против Фив». «Семивратными» назывались греческие Фивы в отличие от «стовратных» египетских. Эти Фивы большой интерес для представляют исследователей, т.к. существует мнение, что они были основаны финикийским царем Кадмом. Якобы Зевс похитил его сестру Европу, Кадм пустился на поиски сестры и основал этот город8.

Информация о работе Античная Греция в III-е тысячелетие