Анализ работ И. Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 22:34, реферат

Описание работы

Иммануил Кант (22 апреля 1724 г.-12 февраля 1804 г.) - немецкий философ и ученый, основоположник классического немецкого идеализма. Родился в Кёнигсберге (ныне Калининград) в семье ремесленника. Наречен в честь святого Иммануила, в переводе это библейское имя означает "с нами Бог". Всю жизнь прожил в Кенигсберге. Из одиннадцати братьев и сестер Кант был четвертым; у него было три брата и семь сестер. Шестеро из одиннадцати умерли в раннем детстве.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Анализ философского труда «Критика чистого разума»…………………….6
2. Анализ других работ И. Канта……. …………………………………….……9
Заключение……………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

REFERAT.docx

— 39.15 Кб (Скачать файл)

В "Критике чистого  разума" о чувственности говорится  вскользь (что, впрочем, оправдано названием  книги), но отнюдь не уничижительно.  
Таким образом, критика разума необходимо приводит в конце концов к науке; наоборот, догматическое применение разума без критики приводит к ни на чем не основанным утверждениям, которым можно противопоставить столь же ложные утверждения, стало быть, приводит к скептицизму.  
Эта наука не может также иметь огромного, устрашающего объема, так как она занимается не объектами разума, многообразие которых бесконечно, а только самим разумом, задачами, возникающими исключительно из его недр и предлагаемыми ему собственной его природой, а не природой вещей, отличных от него; в самом деле, когда разум сперва в полной мере исследует свою способность в отношении предметов, которые могут встречаться ему в опыте, тогда легко определить со всей полнотой и достоверностью объем и границы применения его за пределами всякого опыта. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ других работ И. Канта.

Было   уже   выяснено,   что   философское   миросозерцание   Канта выработалось в окончательном  виде в течение 1762- 1756 годов. Трактат  об

оптимизме  был последней данью,   принесенной   Кантом   догматической

философии.  В  сочинении  «Об  отрицательных  величинах  и  о   реальном

 основании» (1763 год) Кант занимает среднее положение между эмпиризмом и рационализмом; в «Сновидениях  духовидца»  (1766  год)  пишет  небольшой трактат «О первом основании различия областей в пространстве»,  особенно замечательный тем, что он представляет  собой  переход  от  эмпиризма  к критицизму.

Кант  задается  здесь  вопросом:  что  такое  пространство  и  чем

обуславливаются его свойства? Не  могут  же  наглядные  суждения,  какие

содержатся  в  геометрии,  дать  очевидные  доказательства   того,   что

абсолютное пространство имеет  реальность  независимо  от  существования

всякой материи. Постановка этого вопроса  важна  в  том  отношении,  что

указывает, каким путем  Кант постепенно пришел к мысли, что  пространство

вовсе не имеет своей собственной  реальности,  но  является  лишь  формой

нашей чувственности.

Пространственное отношение  вещей сводится к их  положению.  Вещи  в пространстве находятся между собою в  известных  расстояниях,  и  каждая

вещь занимает свое место.  Взаимно  отношение  положений  Кант  называет

областями. Понятие области  включает в  себя  расстояние  и  направление.

Кант дает простой пример. Напишем на листе бумаги два раза одно и то  же

слово, например «человек». Буквы одни и те же, порядок  их  расположения

тот же, но одно слово написано справа, другое  слева.  Говоря  «справа»,

«слева», мы относим положение  букв  к  наблюдателю.  Если  бы  свойства

пространства зависели исключительно  от взаимных отношений между  частями объектов, то мы не могли бы различить два предмета,  отличающиеся  между собой лишь тем, что один поставлен слева, другой – справа.

Кант выводит из этого, что  понятие  «слева»,  «справа»,  «вверху»,

«внизу», «спереди»,  «сзади»  являются  выражением  свойств  абсолютного

пространства, и лишь после  этого решается отнести их также  к  свойствам

самого наблюдателя. Кант выставляет следующие в  высшей  степени  важные соображения,  являющиеся  чуть   ли   не   лучшей   попыткой   объяснить трехмерность пространства. Строение нашего тела определяет для нас три основные плоскости, к которым мы относим  все  предметы  внешнего  мира.

Плоскость симметрии разделяет  наше тело на правую и левую части.  Другая плоскость соответствует положению  наших  органов  чувств:  глаза,  рот, ноздри расположены у нас спереди, чем  обуславливается  резкое  различие между передней и задней областью. Наконец, положение нашей головы делает необходимым  различение  между  верхом  и  низом.  Это,   так   сказать, физиологическое объяснение трехмерности пространства  составляет  первый шаг к психологическому истолкованию.  Очевидно,  говорит  Кант,  что  мы воспринимает  области  в  пространстве  лишь  по  отношению   к   нашему собственному телу. Кант допускает «особое пространственное чувство», или чувство пространственного существования нашего тела.  Он  полагает,  что абсолютное пространство трехмерно не только по отношению к нашему  телу, но и  само  по  себе.  Точно  так  же  и  другие  свойства  пространства объясняются не  только  свойствами  субъекта,  но  и  свойствами  самого абсолютного пространства, как своеобразного  объекта,  отличающегося  от предметов  внешних  чувств  и  способного  взаимодействовать   лишь   на специальное пространственное чувство.

Канту   оставалось   сделать   один   шаг:   он   был   сделан    в «трансцендентальной эстетике», то есть в учении об  априорных  свойствах

чувственности,  которая  составляет  важнейшую  часть  «Критики  чистого разума».

Этот капитальнейший из всех трудов Канта появился в печати  первым изданием в 1781 году; вторым  значительно  измененным  –  в  1787  году. Идеалисты не могут  простить  Канту  того,  что  во  втором  издании  он

напечатал подробное опровержение  идеалистических  учений.  Если  самого

Канта называют идеалистом, и если он сам  не  вполне  отрекся  от  этого имени, то необходимо помнить, что идеализм Канта  совершенно  особенного рода. Это идеализм  критический,  или трансцендентальный.  Под словом

трансцендентальный Кант подразумевает не то, что стоит  выше опыта, а то,

что  предшествует  опыту,  как  его  необходимое  условие,  и  что   без

последующего за ним опыта  лишено всякого содержания.  А  стало  быть,  и

всякого смысла.  Из  этого  видно,  что  идеализм  Канта  гораздо  более

родствен с философским  реализмом, чем с идеализмом Беркли. То, что стоит

выше  и  вне  всякого  опыта,  Кант  называл  не  трансцендентальным,  а

трансцендентным и резко осуждал разные  теоретические экскурсии в эту

область, признавая ее значение единственно в вопросах  нравственных  или

практических.

Еще в 1772 году Кант задавался  вопросом, на чем основаны  отношения представления к предмету? Прежние философы прибегали для  решения этого вопроса  к  разным  сверхъестественным  началам.  Платон   и   Мальбранш допускали  какое-то  наитие  или  откровение  свыше,   Лейбниц   сочинил предустановленную гармонию. Но, по словам Канта, допускать, что deus  ex machina  определяет  происхождение и значение  наших   познаний,   это нелепейшее из предположений, какое только можно избрать.  Кант  полагал, что окончит весь труд в течение примерно трех  месяцев.  На  самом  деле Канту понадобилось девять  лет на исполнение лишь  одной  намеченной  им задачи – на создание критики теоретического разума.  По  первоначальному плану Канта предполагалась брошюра в несколько печатных  листов.  Девять лет размышлений довели ее  до  размеров  объемистого  тома  в  восемьсот пятьдесят шесть страниц. Написана была вся книга, по  словам  Канта,  «в какие-нибудь четыре – пять месяцев, как бы наскоро, правда, с величайшим вниманием к содержанию, но с малым прилежанием относительно изложения  и доступности для читателя». Не  подлежащее  никакому  сомнению  заявление Канта, что книга была написана в течение пяти месяцев,  показывает,  что он писал, когда идеи окончательно созрели в  его  голове.  Окончательная работа была исполнена Кантом в конце 1780 года.

Кант сознавал, что его  труд не отличается общедоступностью, поэтому

он  взялся  написать   популярную   переделку,   нечто   среднее   между

комментарием и кратким  изложением. Таким образом, появилась  в 1782  году книга, озаглавленная «Предисловие ко всякой будущей метафизике,  которая будет в состоянии выступить  как  наука».  По  мнению  Канта,  настоящий идеализм имеет всегда мечтательную и не может иметь иной; «мой идеализм, наоборот, служит лишь к  тому,  что  бы  понять  возможность  априорного познания предметов опята. Эта задача не только не разрешенная, но  и  не поставленная до сих пор.  Решение  ее  ниспровергает  весь  мечтательный идеализм, который всегда заключал от наших априорных названий ко всякому созерцанию, исключая чувственное; никому не приходило на ум, что чувства также должны созерцать априори». Это центральный пункт учения  Канта  об априорном сознании.

В течение пятилетия с 1785 по 1790 год  Кант  написал  ряд  крупных

произведений, которые, взятые в совокупности,  образуют  полную  систему

чистого разума, или систему  критической  философии.  В  «Метафизических

основаниях естествознания» Кант  указал  философские основы  механики,

физики и других естественных наук;  в  «Метафизике  нравов»  и  «Критике

практического разума» (1788 год) исследованы основные вопросы  этики,  в

«Критике  силы  суждения»  (1790  год)  положены  основания  эстетики  и

разобраны телеологические  вопросы.

В конце своей философской  деятельности Кант  обратился  к  вопросам

религии. В 1793  году  он  издал  сочинение,  озаглавленное  «Религия  в

границах  чистого разума»;  последним его трудом  был   «Спор   между факультетами» (1798 год).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Иммануил Кант был одним из крупнейших мыслителей Германии. Он выдвинул ряд ценных естественно-научных теорий и философских идей. Влияние Канта на современную ему науку и философию, на все последующее развитие их вышло далеко за пределы Германии и пережило его эпоху.

Кант является основателем  «немецкой классической философии», представленной масштабными философскими системами И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля.

Иммануил Кант - великий немецкий мыслитель, внесший огромный вклад в историю мировой культуры, творец космогонической гипотезы, основоположник немецкой классической философии, родоначальник диалектического идеализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Все люди - философы. Как я понимаю философию. Иммануил Кант - философ Просвещения: Карл Поппер — Санкт-Петербург, ЛКИ, 2009 г.- 104 с
  2. Иммануил Кант. Трактаты: Иммануил Кант — Москва, Наука, 2006 г.- 552 с
  3. Булатов М.А. Немецкая классическая философия. Часть I. Кант. Фихте. Шеллинг. - К.: Стилос, 2003. - 322 с
  4. Вахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта: опыт современного прочтения «критики чистого разума». - М.: «Наука», 1986 - 208с. 
  5. Кант И. Критика чистого разума. //Сочинения в шести томах. Т.3, М., «Мысль», 1964
  6. Немецкая классическая философия: учеб. / В.Н. Кузнецов. - 2 - е изд.,испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2003. - 438 с.
  7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с
  8. Т. Б. Длугач "И. Кант: от ранних произведений к "Критике чистого разума". М.: "Наука", 1990 г.
  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%ED%F2,_%C8%EC%EC%E0%ED%F3%E8%EB
  10. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Popp/imm_kant.php

 


Информация о работе Анализ работ И. Канта