Теория литры как научная дисциплина. Специфика и структура курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:23, реферат

Описание работы

Теория литры - обобщающая филол дисциплина, изучающая законы развития литры и обладающая понятийным и категор аппаратом (н-р, роды, виды, жанры, пон-е лит стиля, худ методы, типы тв-ва).
Понятийный аппарат формир-ся в рез изучения самого лит процесса, т.е. сначала появл необыч явл литры, кот треб своего теор объяснения, т.е. теорит понятие.

Файлы: 1 файл

Богаткина (2).doc

— 410.55 Кб (Скачать файл)

Данная типология инд-стилевых особ-тей может стать примером преломления трад РЛ 19 в в РЛ 20 в.

Фадеев «Разгром» - худ талант выше, чем идеологич канва.

  1. Ф опирается на Тол, Шол. Название «Разгром» - разгром пролет идеи.
  2. У Ф. присутствует параслов диалог, переосмысление в рел-философвском контексте - разрушение пролет гуманизма. Фролов и Сташевский - стакан с ядом.

 

 

Историческая поэтика (литерат процесс).

Термин историч поэтика был введен Веселовским. В совр литведе дан понятие соотносится с изучением проц и закономерностей развития литры.

Изучение в 2-х аспектах:

  1. Изучение отд нац литры
  2. Изучение мир литры в целом.

 

РЛ развития. В изучении РЛ возможно 2 осн подхода:

    1. Диахронный - историч последовательность жанров, стилей и т.д. горизонт срез литры.
    2. Синхронный. Одномоментный аспект - вертик срез.

Диахронный срез развития литры - наиболее исследован. Возьмем в кач-ве критерия диахронич среза теорет понятие: направление, течение, школа.

Лит направление - это объединение писателей, сходных по хар-ру своего мышления.

Лит течение - объедин писателей, сходных по хар-ру своих мировоззрений (взгл на политику, философ и т.д.)

Лит школа - объедин писателей вокруг признанного авторитета.

В романтизме:

  • Элегический ром-м Жуковского
  • Декабристский ром-м (ярко выражена полит активность). Ранний Пушкин, Рылеев.
  • Философ ром-м (школа любомудрия Шевырев, Веневиктов, позд Лрмнтв). Осн - увлечение фил Гегеля.

В сентиментализме:

  • Карамзинское течение
  • Радищевское течение.

Новый метод, новые открытия. ! Открытие в обл-ти литры может иметь важ политич знач-е. ! Но открытие в обл-ти культуры, если оно произошло, нельзя уничтожить.

В модернизме:

Мод-м - культурологич понятие. В литре: модернизм=символизм.

Течения:

  • Старшие симв
  • Младш симв
  • Акмеизм
  • Футуризм
  • Имажинизм

Все мыслят символами! Работают в рамках символа.

 

Дан диахронич модель разв литры необх с т.зр. 2-х подходов:

  • Конкр-историч. Данная модель представляет собой отсносительно четко упорядоч структуру. Дан модель - результат многочисл исследований. 1806 - появление ром-ма. 1840 - переход к реализму (Лрмнтв «Г н в»). 1891 - ст. Мережк «о причинах упадка и о новых теч в РЛ» - термин символ. 1921 - завершается симв-м. расстрел Гумилева, фил пароход, смерть Блока. Однако по мере накопления новых фактов дан жест модель разв-я литры стала вступать в противор с некот лит фактами, кот нужно дать теорет объяснения. Но! в рамках конкр-историч подхода этим фактам объясн-я дать не могли. В реализме: просветители, философ и т.д. ! Проблема с лирикой Тютчева и Фета, кот разв-ся во время реализма романтики. Для того, чтобы объяснить это явление, разраб-ся концепция типологич подхода в изуч лит проц.
  • Типологического. Типологич сходство - это сходство аналогич явл, кот возникли в разные историч периоды. Тип модель накладывается на конкр-историч, но придает ей внутр свободу и подвижность. ! Трад Радищева в раннем творч-ве Дост - типологич перекличка. Сент- постмодерн-м. Класс-м - соцреализм.

Т.о. дахронич модель рзвития РЛ предст собой одновременно и относит-но упорядоч структуру и внутр подвижную, позволяющую увидеть типологич схождения традиц лит жанр, кот завершили свое существование в литре совершенно нового историч времени.

Типологич подход позволяет увидеть в лит процессе не только последоват поступающую линию, но и оборван линии, тупики, опережающее развитие и т.д.

 

 

Синхронный аспект изучения развития литры

Он предполагает изучения инвариантных (устойчивых) закономерностей нет. Проявляется в развитии каждого лит направления.

Критерии этих закономерностей м.б. различными (своеобразное развитие жанров, стилей и пр)

В литре класс-ма, ром-ма и реализма и т.д. м. выделить 3 осн уровня:

  • Классика - пр-ния высокохудож-е, создатели кот ломает сложившиеся стереотипы, создают новую худ форму, новые общечеловеч типы и т.д.
  • Беллетристика-пр-ния талантливые, но авторы на своем историко-культ матерале развивают открытия классиков.
  • Массовая (паралитра) - имитация литры; авторы реализуют шаблоны, спекулируют не на худ вкусах читателя, а на  других.

Между этими урвн сущ-т внутр динамика, взаимод-е.

Например, Сервантес Дон Кихот. Создавался как пародия на рыцарск романы, т.е. как беллетристика. Однако время показало, что Серв создал нов общечеловеч тип, кот стал развиваться в др пр-х.

«Гамлеты и Дон Кихоты» Тургенев.

Возможен врнт идеологически ангажированный (признаки при жизни автора классикой).

Сталин: «Эта штука посильнее, чем Фауст Гете» о Горкьом («Девушка и смерть»).

Н. Островский «Как закалялась сталь» было классикой, сейчас беллетр.

Время все расставляет на свои места.

Переход с массовой к белтр: Агата Кристи, Конан Дойл.

Данную иерархич модель следует адаптировать к нац и мировой литре. В этом смысле Пушкин в романах нац литры - классика, а в романах мир - белл-ка. (Хализев «Лит иерархии и репутации»)

 

Академические школы отеч литведа.

В литведе сложился ряд школ, в кот объединялись ученые одной историч эпохи на основе общих теоретико-методологич взглядов и подходов к анализу пр-ий.

Следует различать научн школы как конкр-историч направление, кот сущ-ли в конкр историч период, а так же развитие идей данных школ в совершенно иные историч эпохи.

Школы:

  1. Мифологич
  2. Культ-историч
  3. Сравнит-историч
  4. Психологич
  5. Формализм
  6. Структурализм
  7. Постструктурализм

-деконструктивизм

-рецептивная эстетика

-нарратология

 

Мифологическая школа

30-40-ее XIX в.

Время обостренных споров между западниками и славянофилам, кот поставили вопрос об истоках самобытности нац культ.

Они опирались на теорию мифа (мифологию) как на источник худ творч деят-ти человека.

Представители:

  • Рыбников
  • Афанасьев
  • Буслаев

Отеч мифологи опирались на работы братьев Гримм («Нем мифология» 1835)

С т.зр. мифологов мифы-это формы мышления древнего чел-ка, с пом кот миф: 
- стал орудием познания окр. Мира

- ср-во/форма поэтич тв-ва

- миф-особое мировоззрение и форма худ мышления, кот хар-на и для совр чел-ка.

Мы мифологизируем то, что не можем объяснить.

Миф школа в ее классич варианте сыграла важн роль в развитии совр науки. Она - своеобр ступень к переходу к культ-историч школе.

Так, например, Буслаев выделил осн этапы развития мифологии:

  1. : мифы рассм-сь как единый универс источник поэтич тв-ва (период коллектив тв-ва; человек-часть общ-ва; фольклор)
  2. чел-к отделяется от коллектива, создаются предания, мифы, былины, кот основаны на реал историч событиях, повседневной жизни чел-ка. Рус героич эпос.

Выделение 2-й гр мифов связанных с историч действительностью означал переход к традициям культ-историч школы (по сути они подошли к принципу историзма).

Традиции мифологич школы оказались востребованы и в совр литведе.

В переходные периоды активизируется неомифологизм (возрождается).

Совр учены, развивающие миф школы:

  Гарту - Московская школа, Успенский, Лотман, Топоров. «Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследование в области мифоэпического». «О структуре романа Дост в связи с архаич схемами мифологич мышления» (ПРест и наказ).

Заруб: МИрчи Элиаде.

Виды мифов:

  • универсальные (Золушка). Золушка и Иван всегда в зале - мотив прицищения себя к праху предков. Быть испачканным - признак высшего предназначения.
  • конкр-историч
  • литературные (Айтматов). Стилизация под былинные основы киргизских сказок.

 

Культурно-историческая школа.

50-60-ее 19 в.

Франция-Рос.

Причины появления:

Формирование реалистической литры, основанной на принципе историзма.

Данная школа обосновала принцип историзма, т.е. аргументировала связь литры и развитие истории.

Всплеск идей Дарвина. Применение дарвиновской концепции к литре - позитивизм: литра строго следует за развитием литры.

Тихонравов.

Опираясь на принцип историзма создан учебник литры.

Выделено 3 эт литры:

  1. Древнейшая
  2. Оитра до 16 в.
  3. Совр литра до сер 19 в.

Для своего времени такая установка была перспективной, хотя и имела ряд недостатков: принц историзма трактовался жестко: в изучение лит текстов внимание обращали не на анализ худ достоинств, а на то, насколько точно отразилась в пр-и эпоха.

В рамках школы был отработан принцип историзма, кот до сих пор не теряет своей методологич значимости.

В совр литвед традиции этой школы так же востребованы.

Классич школу нужно назвать историко-культурной.

Сейчас внимание не к историзму, а к универс тенденциям развития культуры. Т.е. культурно-историч.

Культурологич иссл-я в обл-ти литры требуют корректировки со спецификой развития литры. В пртивном случае возможных негативн крайности, когда некие универс законы развития литры не могут механически переносится на литру.

Культ подходы Лотмана «Культура и взрыв».

Культ-историч школа сыграла большую роль в развитии отеч литведа.

Отсюда формирование сравнит историч школы.

60-70-ее. Братья Веселовские.

Шел процесс формирования единой мировой литры.

Отсюда встал вопрос о возм-тях и методах сравнит изучения литры.

Направление на изучения лит связей и взаимод-е нац литератур.

Принцип изучения народн поэзии применялся бр Гримм.

Позднее были оформлены 3 осн направления:

  1. Последователи грим. Учения. Котлелевский, Кирпичников.
  2. ПОсл-ли культ-историч шк. Дашкевич.
  3. Ид. Международных «бродячих» сюжетов.

Веселовский критично отнесся к 1 и 3 теории, считая их односторонними, т.к. они игнорировали возм-ть независимого возникновения в поэзии разн народово сходных образов.

Он обратил внимание на факты сходных сюжетов и мотивов народов, кот исторически не контактировали. Он это объясняет с позиции культ-историч подхода. Данные народы проходили тот же этап культ развития, возникали сходные ситуации. Он разработал теорию «встречных течений». Объясняет процесс взаимодействия литератур, кот нах-ся на разных ступенях историч развития.

В развитии культурв ничего нельзя навязать механически. Процесс взаимод-я более развитой и мене развитой литры идет не по принципу давления, а на основе принципа встречных течений. Достижения ведущей литры могут быть восприняты в том случае, если в литре догоняющей форм-ся свое собств потребность сформировать направление. Если возникает это встречн, то явление укореняется. Если нет, то все внешнее будет отторгнуто.

Традиц сравн историч шк востребованы и в совр литведе.

Совр компаративистика обладает мощным инструментарием процессов развития литератур.

Конрад, Неупокоева, Дюришин, Диониз, Александр ДимА.

Совр компаративистика более широкое понятие, чем сравнит-историч школа.

Включает методы, кот пользовалось сравнит-историч литвед, но включает новые научн направления.

Направл сейчас популярно сопоставит литвед, переводоведение.

В работе Дюришина систематизирован теоретич и методич инструментарий колич иссл-ний.

Осн направления сравнит работ:

  1. Историко-генетич подход (контактные связи-взаимод-е писателей, кот жили в одну историч эпоху и могли контактировать др с др). например, традиц Байрона у Пушк.
  2. Типологический. Например, традиции Гоголя у Булгакова.

 

Психологическая школа.

70-80-ее.

Александр Потебня, Овсяннико-Куликовский (литвед).

Представители этой шк обратились к нов проблеме, связанной со спецификой направления в творч проц личности самого автора.

Лит тв-во стало рассм-ся как рез-т псих деят-ти самого создателя.

Т.о. они сделали шаг вперед по сравн с культ-историч шк, т.к. обратились к творч инд-ти писателя.

Разработал (Овс-Кул) типологию писателей по психологич типам. С его т.зр. сущ-т 2 этапа:

  1. Пис-экспериментаторы. Гоголь, Достоевский, Салт-Щедр.
  2. Пис-наблюдатели. Пушкин, Тург, Шекспир.

 

Достоинства псих шк:

Изучение психологии самого писателя, кот объясняет специфику пр-ния.

Метод псих шк:

Овс-Кулик оценивает тв-во Лрмнтв с т.зр. осознанных установок Лрмнтв.

А) ает хара-ку псих образу Лрмнтв,

Б) отсылка к его биографич фактам

В) находит в тексте подтверждение

Недостатки:

Текст  становится только иллюстрац, литведы ищут в пр-х Лрмнтв только то, что хотят видеть.

С совр т.зр. такая жесткость считается преодоленной.. в совр литведе аксиомой явл-ся след тезис: худ. Тексты отражают не только черты отрефлексированные, но и формируют некую эмерджентность.

Задача литведа - находить методич приемы раскрытия пр-ния. Поэтому важн роль начинает играть концепция бессознательного, кот помогает восстановить эмердж-ть текста.

Трад псих школы в 20 в. были подхвачены сторонниками изучния бессознат-го Юнгом и Фрейдом.

Теория психоанализа была востребована, в частн-ти теория Юнга об архетипах, кот шла вразрез с теорией Фрейда: Юнг размышлял о принципиальной невозможн-ти объяснить происх-е человеч к-ры и тв-ва с позиций Фрейдовского подхода.

Юнг о природе бессознательного: оно включает в себя не только индивид. Отклонения, вытесненные за пределы сознания, но и некое коллективное сознание, кот уходит корнями в древность.

Эти глубинные проявления коллективного бессознат увидел в архетипах образах:

-образ матери

-дитя

-креста и тюд.

Юнг был против крайностей: нельзя увлекаться этими образами, сводя их до мистич культовости. Это приводит к искажению коллект бессоз-го.

Вместе с тем, теория архетипо, соединенная в совр фил науке с немифолгич концепциями сыграла позитивную роль в раскрытии смысловой избыточности текста.

 

Формальная школа.

Нач. 20 в. 10-ее-20-ее гг.

Тынянов, Шкловский, Якобсон.

Новая установка - внимание к внутр, имманентным особ-м построения самого худ текста, т.е. его формы.

Форма - сов-ть специфич приемов, с пом кот преодолевается жизн материал.

Традии т.зр:

Формалисты пренебрежит относились к самому предмету изобр-я - внешн объективн реальности.

С одной стрн это так, т.к. их теория форм-сь в атмосфере полемики с традициями культ-историч шк.

Информация о работе Теория литры как научная дисциплина. Специфика и структура курса