Теория литры как научная дисциплина. Специфика и структура курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:23, реферат

Описание работы

Теория литры - обобщающая филол дисциплина, изучающая законы развития литры и обладающая понятийным и категор аппаратом (н-р, роды, виды, жанры, пон-е лит стиля, худ методы, типы тв-ва).
Понятийный аппарат формир-ся в рез изучения самого лит процесса, т.е. сначала появл необыч явл литры, кот треб своего теор объяснения, т.е. теорит понятие.

Файлы: 1 файл

Богаткина (2).doc

— 410.55 Кб (Скачать файл)

 

 

Сущность литры как вида иск-ва

В понимании сущности литры как вида иск-в сущ-т различные т.зр.:

1. Литру часто определяют по одному какому-то признаку. Например, представители реальной школы (Дорбролюбов, Черныш - Эстеич отн-я иск-ва к действительности) полагали, что главная хар-ка литры закл-ся в познавательной специфике. Реальное иск-во - с др сторон чистое иск-во (эстетическая природа). В 20 в тенденция сохраняется. Структурно-семиотическая школа Лотмана. Главное - знаковая природа. В совр литведе, где на постмодернистские тексты, где главное - игровая специфика.

2. Поскольку хар-к набирается множество, каждая претендует на универсальность, то появилась противоположная т.зр, отрицающая саму возм-ть сущностных хар-к литры. Польский литвед Ежи Фарыно «Введение в литвед» (учебник).

3. Иск-во это явление многоплановое. Литра это разн-ть иск-ва. В связи с этим целесообразно выделить доминирующие признаки, кот явл-ся системообразующими.: познавательно-ценностная природа литры; эстетическая; диалогическая. Остальные не отвергаем.

 

Познавательно ценностная теория литры.

Уже в античной эстетике зародились 2 осн концепции, на кот базировалось понимание познавательно-ценностной специфики литры. 

      1. Теория подражания Аристотеля (мимесис - мимикрия). Подражание по нему составляет сущность и цель поэзии. Т.е. пр-ния иск-ва должны создаваться путем подражания гармонии окружающего мира. Например, музыка - подражание пению птиц. Танец - движение животных, растений. Истоки гармонии в самой жизни. Влияние до 19 века, до романтизма. Классицизм очень ярко следовали концепции Арист. Недостатки: 1. Сводило иск-во к механич подражанию мира; 2. Авторская, суб позиция мыслилась как нейтральная. Автор только фиксировался. Познавательная.
      2. Платон. В совр литведе называют «т. символизации». В своей основе разрабатывает познавательную специфику. Платон полагал, что подражание в иск-ве явл-ся важнейшей хар-кой, однако это подражание носило спецефич хар-р: худ-к должен подражать миру неких космич эйдосов (идей). Отголоски лежат на явлениях окр мира и составляют их главную внутр суть.  Спор Платона с оппонентом.. хлеб и соль. Субъекивность авторского восприятия, чтобы видеть идею, нужно иметь разум. Рус символисты по своему интерпретировали идею Платона в иск-ве. Цикл стихов Цветаевой о столе. Стол - символ, знак, настоящего друга, кот разделял с ней бессонные ночи. Ценностная.

Данная теория дала толчок к пониманию подлинной, ценностной истории наст иск-ва. Нередко эти установки в нктрх лит мнениях рассматривались изолировано. Натурализм - что вижу, то пою, физиология. Аристотель. Платон - романтизм, крайность - концептуализм современный. черный квадрат Малевича. В реалистич иск-ве 19 века познавательные ценности проявились более мощно. Достоевский «Преступление и наказание».

Познавательно-ценностная специфика талантливых худ текстов проявляется на всех уровнях: идейно-тематич (познает окружающий мир); сюжетно-композицион; знаково-символич; ритмико-интонацион. Образ лестницы ведет к человеконенавистничеству, движение вверх эйдологич сущность символа. С познавательной - лестница символ нищеты.

Следует различать понятия познание и отражение действ-ти в иск-ве. Человеч мозг обладет 2 каналами освоения действ-ти: осознанный и бессознательный. Уч-психологами доказано, что бессознательные каналы явл-ся более эф, чем осознанные. Например, на этом основаны совр методики иностранных языков. 25 кадр. Воздействие фона воспринимается эф.

Познание соотносится с сознательными авторскими установками. Отражение - более широкое. Почему отражение более широкое? Потому что включает бессознательные разделы мозга.

 

«Отцы и дети». Отразить может больше, чем замышлял. Начало с обиды на Добролюбова. Базаров в начале карикатурный тип. С желания раскритиковать «новых русских». Посвящается Белинскому. Изначально негативная позиция. Познавательная, осознанная установка! Если перед нами гений - кач-во бессознательного. Вживается в Базарова, полгода дневник от его имени. Но появляются двойники Базарова - Кокшин и Ситников (чистый нигилизм, чтобы привлечь внимание). Тра ля ля. Постепенно вырастает противоречие. На поверхности один, а внутри другой хар-р. Более трагический хар-р. Своеобразный двойник Павла Петровича - Козин (внимательное чтение). Главное - жесты. И Базаров и Павел Петрович внутренне родственные люди. Союз И главное в названии романа. Герой выходит из под контроля - смерть Базарова. В жизни такого не м.б, опытный врач едет на вскрытие без спирта. При смерти цитирует Данте. Лес - заблуждения и ошибки. В конце абсолютно противоположен себе.

В пр-х автор говорит больше, чем хотел сказать. Должна быть доказательная база.

Отражение шире, чем познание.. Отцы и дети.

Цикл статей Ленина о Толстом. «Лев Толстой как зеркало русской революции». Марксистско-ленинская методология - Ленин показывает, что Толстой по своим убеждениям был противником рев, однако в пр-х отразил рев ситуацию времени на бессознательном уровне.

 

Эстетическая природа литературы.

Эстетика - наука о прекрасном. Создание пр-ий по законам красоты также явл-ся главной целью лит творчества. Следует различать понятия: прекрасное и эстетическо ценное в оценке пр-ия худ. Широкое - эстетическо ценное. Прекрасное как эстетич категории сформировалась в философии древних греков. Прекрасное в иск-ве слова у Аристотеля соотносилось с понятиями: порядка, гармонии, соразмерности. Прекрасное соотносилось с позитивной сущностью. Однако… не все эстетически ценное в литре укладывается в рамки эстетич кат прекрасного. Например, романтич иск-во не отвечало критериям кат прекрасного в арист смысле. По сравнению с литрой классицизма, кот создавалась по канонам прекрасного не явл-ся литрой. Однако это пр-ние явлся худ ценным поскольку создано по законам др эстетич кат - эстетич кат возвышенного. Т.о. эстетич ценное в литре явл-ся шире эстетич кат прекрасного. Эстетич ценное включает и др эстетич кат: возвышенное и низменное; прекрасное и безобразное; трагич-комич и прочее.

Следует различать, что в рабочем словоупотреблении нередко происходит переосмысление, употребление слова прекрасное в оценочном смысле. Т.е. не как эстетич кат.

Следует различать понятия эстетизм и антиэстетизм в литре, а так же эстетич иск-во. Эстетич сущность литры проявляется в соотнесенности с др ценностными понятиями и кат: нравств (морально-этич), позитивистскими, религиозно-философ.

Мыслители Германии начала 18 века - романтики, эстетич ценности ставили выше других. Шеллинг: добро, кот не есть красота не есть также и абсолютное добро. Понятие красоты у Шеллинга ставится выше нравственных понятий.

Отсюда эстетизм - возвышение эстетич ценностей над другими. Направление чистого иск-ва 19 века, романтизм как лит направление. Романтизм 19 века, кот носил еще мирный хар-р - прекраснодушный. Однако эстетизм н 20 века уже приобрел агрессивный хар-р. Именно он явл-ся катализатором и сопровождает неклассич мировидение. По Ницше любая религия тормоз на пути развития человеческой цивилизации. В начале 21 века - эстетика-красота убийства чел-ка. Игра на низменном инстинкте.

Другая негативная крайность - антиэстетизм: возвеличивание др ценностей (позитивистских -научных в противовес эстетич законам красоты)

Пример: вспышка позитивизма в 60-ее гг 19 века - Тургенев «Отцы и дети» Базаров. Главное - научный эксперимент, Рафаэль гроша медного не стоит. Главное - наука. Остальное не имеет знач-ия.

Добролюбов «разрушение эстетики». Возвеличивание Базарова.

Поздний Лев Толстой - антиэстетизм. Трактат «Что такое иск-во»: «Понятие красоты не только не совпадает с добром, но и противостоит ему. Чем больше мы отдаемся красоте, тем больше мы отдаляемся от добра».

В начале 20 века были предприняты попытки преодоления крайностей эстетизма и антиэстетизма (Бахтин, Сергей Булгаков). Эстетич иск-во колебание между эстетизмом и антиэстетизмом. Колебания создают эстетич природу литры.

 

Диалогическая природа литры как вида иск-ва.

Бахтин стоит у истоков формирования.

Методологии гуманитарных наук. Он определяет различия между принципами научного и художественного познания мира.

Предмет научного исследования пассивен по отн-ю к субъекту: субъекту противостоит безгласная вещь. Однако в худ творчестве, в худ познании между художником и окружающим миром идет своеобразный диалог, кот воплощается в худ текстах. Данный диалог можно разделить на 2 этапа:

  1. Объективный мир - худ-к - текст
  2. Читатель

В процессе создания худож текста писатель ведет своеобразный диалог с воображаемым читателем. (2).

В этом отн-ии диалогичность худ пр-ния характеризует его внутр природ сущность. Установка на диалог с читателем - это онтологическая (сущностная) хар-ка творчества. Интенциональность - установка на диалог с читателем.

Бахтин выделил 3 типа диалога с читателем, воплощенных в тексте.

  1. Диалог с читателями предшествующих эпох (т.е. с культур, историч, наследием прошлых эпох, кот для читателей -современников автора). Данный диалог воплощается в тексте и выражается в различных формах: цитатность, реминисценции (лит цитаты), аллюзии (историч цитаты). Раскрытие этого типа диалога требует от читателя высокой филологич культуры. В свою очередь, воплощение данного типа диалога основано на высок

Роман Горького «Мать»: идеологический роман. Но : религиозный подтекст.

Сборник Брюсова «Третья страна» - античная культура.

  1. Диалог с читателем-современником. Данный тип диалога наиболее исследованный. Основан на традиционном типе историзма (включение лит текста в историко-культур контекст своего времени). Данный тип диалога для читателей-современников автора. («Отцы и дети», «Накануне», «Евгений Онегин»). Басни Крылова обладали явной злободневным качеством. Но для их расшифровки нужно обращаться к комментариям.

Вместе с тем басни Крылова пережили свое время. Они вступают в диалог с читателем будущих эпох. Но все пр-ния не могли перешагнуть этот рубеж.

  1. Диалог с читателем будущих эпох.

Свойственно только высокохуд текстам. Эт кач-во хар-т эмерджентность текста (избыточность). Это избыточное содержание текста, потенциальное содержание текста, потенциальное содержание становится предметом интерпретаций читателями будущих эпох. Для современников этот смысл скрыт, он не был реализован.

Диалог 3 типа проявляется в тексте только в единстве с двумя предыдущими.

Для раскрытия данного типа диалога в настоящем время разраб-ся различ методики, т.е. приемы анализа интерпретации.

Герменевтика (от слова Гермес - посредник между олимпийскими богами и смертными) - наука о понимании и интерпретации худ текстов. Читатель выполняет роль Гермеса.

Ключевые понятия герменевтики:

  1. Категория понимания текста. В Г. процесс понимания это не одномоментный, а длительный процесс, кот может продолжаться порой всю человеч жизнь.

Для сравнения:  правила письма иероглифами. Худ тексты - своеобразные иероглифы, кот мы постигаем всю жизнь.

Идея ноосферы Вернадского - аккумулирует энергетич сферу.

  1. Герменевтич круг.

Включает в себя некую особ-ть процесса понимания: чтобы понять текст как целое явление необходимо понять его части, а чтобы понять части, нужно иметь представление о целом. Гадамер для преодоления гермен круга вводит особое понятие - предпонимание, кот создается сов-тью уже существующих мнений о смысле текста. Т.о. понимание достигается установлением связей, что говорит текст, с сов-тью мнений об этом тексте. Отсюда Гадамер предлагает пересмотр задач герменевтики, кот до него лежали в иной плоскости: иск-во истолкования текста (Шлейермахер ), не методы познания (Дильтей), а ислл-ние условий при кот возможно понимание текста. Именно поэтому он вводит понятие предпонимание текста, кот не только не препятствует его смыслу, но и составляет необходимый его момент. Предпонимание  базируется на знании его контекстных фактов (биография автора, лит трад, историк-культ фон и т.д).

Гадамер 2 важная идея - понимание текста возможно через диалог: понять текст это значит понять вопрос, кот этот текст ставит.

Итак, герменевтич круг разрывается благодаря (по Гадамеру) : введению категории предпонимания текста (контекстного фона, кот позволяет реконтструировать его цеостность и на этой основе понять сод-е его частей. В проц понимания худ текста важно учитывать след: каждый отд эл текста содержит его целостный смысл.например, назв-е пр-ния своеобразная ударная позиция, часть текста. Но у талантливого писат эта часть содержит, отражает целостный замысел пр-ния, кот в полной мере и не мог быть отрефлексирован, осмыслен самим автором.  Читатели раскрывают. «Студент» Чехов. В принципе семинарист, но идея предательства Петром Христа - Петр покаялся. Сюжет - важен фоновый мотив. Этимология слова -  студи - учить, проблема взаимоотн-я учителя и ученика. Главный учитель - жизнь.

«Господин из Сан-Франциско». Сначала какие первоначальные названия: Смерть на Капри ключевое слово- госоподин. Не имеет имени, некий знак соц системы. Корабль - Атлантида, погибшая цивилизация. Дата - 1915, это аллюзия. Идея господства одними над др - причина войны. Цепь непрерывных войн, однако корабль человеч цивилазиции плывет. Господин - господь един. Сейчас сам себе госоподин, единый природный замысел - всем отведено опр кол-во времени. Неравенство людей - как кажд чел-к распорядится генетич программой. Природа скорбит по ушедшем чел-ку: в конце «и только сверчок запел свою песню…». Сан-Франциско - незадолго до написания произошло ужасное земетр. Соотн-ся с историч контекстом. Горе тебе Вавилон, город крепкий. Тонкая установка - что автор заложил и что мы интерпретируем.

Смысл шире чем пр-ние - интерпретация читателя, содержание - авторская. Дополнять, расширять и авторская интерпр может противоречить автор замыслу.

В процессе понимания худ текста разграничивают его содержание и смысл. Смысл шире сод-я, т.к. ориентирован на читател интерпретацию текста, что существенно повышает степень свободы в раскрытии его смысловой наполненности.

Смысл худ пр-ния сопряжен с эмерджентностью. Сод-е более традиционное понятие, оно в большей степени центрировано к автор замыслу текста.

2 данных понятия - содерж-е и его смысл нельзя отделять друг от друга, они соотносятся: структурное (устойчивое) ядро худ текста - это его сод-е, заложенное автором, отрефлексированное автором. Смысл пр-ния - это читательские интерпретации относительно авторской константы. 

Крайности литвед подходов абсолютизирующие свободу и безграничность смысловой наполненности текста отражены в работе Ролана Барта «Смерть автора»… Бартовская изначально позитивна: нельзя жестко ограничивать текст только авторским замыслом, однако др крайность, кот провозглашает Барт, тоже непродуктивна: автор умер, сущ-т только бесконечные читательские интерпретации неких универсальных кодов, кот по принципу мозаики воплощаются в тексте… отсюда специфич терминология: вместо автора(творец) - скриптор (пишущий) - записивает, фиксирует универс кодв, перекомбинирует, но подлинно творч роль отводится чит, кот их расшифровывает, постигая кажд индивид смысл пр-ния.  Пантекстуальность в отлич от интертекст.

Информация о работе Теория литры как научная дисциплина. Специфика и структура курса