Теория литры как научная дисциплина. Специфика и структура курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:23, реферат

Описание работы

Теория литры - обобщающая филол дисциплина, изучающая законы развития литры и обладающая понятийным и категор аппаратом (н-р, роды, виды, жанры, пон-е лит стиля, худ методы, типы тв-ва).
Понятийный аппарат формир-ся в рез изучения самого лит процесса, т.е. сначала появл необыч явл литры, кот треб своего теор объяснения, т.е. теорит понятие.

Файлы: 1 файл

Богаткина (2).doc

— 410.55 Кб (Скачать файл)

Вот почему необходимо раскрытие вариативной смысловой наполненности текста соотносить с его устойчивым (инвариантным) ядром - авторским замыслом. В конечном счете - автор творец своего текста, а не скриптор. Терминология Барта: пр-ние(то, что произведено) - письмо( то, что автор зафиксировал).

 

Теоретическая поэтика.

Термин поэтика включает 2 осн смысла: широкий и узкий. В шир, поэтика - это учение о словесном иск-ве в целом (своеобразный синоним литведа).  В узком см теоретич поэтика - это один из разделов литведа, кот включает 2 круга вопросов:

  1. Учение о лит пр-нии, его структуре, ф-ии и методиках  его интерпретации.
  2. Учение о теоретич понятиях и кат, кот собственно составляют предмет теоретич поэтики.  В историч поэтике теоретич понятия рассм-ся в их историч развитии. Если в теоретич поэтике мы даем

Теоретич поэтика как научн дисциплина начала разрабатываться совсем недавно. 1-е направление. Формалисты. До них (Тынянов, Шкловский, Эйхенбаум) изучались не столько сами тексты, сколько внешн причины, их породившие. Например, культурно-историч школа изучала историко-культ контекст, кот воплощался в тексте. Мифологич шк - предметом изучения была трансформация неких устойчивых мифов в худ пр-нии.

Тынянов - конструктивный принцип худ пр-ния.

2 напраление: социологич направление - школа Переверзева. «Как сделана «Шинель» Гоголя».

3-е направление: кот не примыкали к предыдущ направлениям, однако разрабатывали свою проблематику, связанными с диалогич концепциями в литре и литведе. Бахтин, Аскольдов (концепт).

Теоретич поэтика - это научн дисциплина, кот к наст времени располагает оч серьезным материалом. Тамарченко «Теоретич поэтика». Собирает разн т.зр, начиная с античностью.

Вместе с тем эту науку нельзя считать окончательно оформленной, процесс продолжается и идет в след направлениях:

  1. Переосмысливаются совр учеными, поднимаются на новый урвн, чтобы быть эф инстр теоретич изучения принципиально новых лит текстов. Например, кат рода, вида и жанра. В совр литведе основное внимание уделяется разработке межжанровых и межродовых теоретич понятий, поскольку совр лит тексты не вписиваются в четкие границы эпоса, лирики или драмы.
  2. Освоение и интеграция зарубеж теоретич понятий, кат. Понятие нарратив.

 

Худ пр-ние как предмет

Худ пр-ние - это исходная единица изучения, как тв-ва отд писателя, так и лит проц в целом.

Хар-ки худ пр-ния:

  1. Кат авторства. Т.е. лит пр-ние создается индивидуально на основе авторского замысла. А фольклор? Ф - рез-т коллективного тв-ва. Об авторстве можно говорить, как о неком признаке авторитета. Например, «Басня Эзопа», «Псалмы Давида». В совр литведе кат авторства также переживает непростые времена (Ролан Барт «Смерть автора»… ). Если 2 автора, то пр-ние создается на основе единого замысла. Это особая творческая лаборатория, неповторимо.
  2. Стабильность худ текста, кот остается неизменным после смерти автора. Сейчас стан-ся модным доделать, дописать. Техника не поможет. Редакций «Демона» Лрмнтв было 9.если автор жить - авторская прижизненная воля. После смерти - последняя по времени. В академич изд-е включаются все редакции. «Петербург» Белого 2 редакции.
  3. Интенциональность текста. Направленность текста на восприятие. Текст должен содержать диалогичность, т.е. живую связь с читателем… (лекция диалогич природа литры).
  4. Единство формы и содержания - ключевое понятие традиционного литведа, кот было разработано еще в эстетике Аристотеля, кот выделял некое что (предмет подражания) и некое как (ср-во подражания). Понятие формы и содержания было разработано в трудах Гегеля. В современном литведе данные понятия наполняются новыми смысловыми оттенками. Например, структуралисты (Лотман) предлагали заменить понятия структура и идея. Постструктуралисты предложили текст и смысл.  Не стоит отказываться, однако дихотомический (двухуровневый) подход к тексту необходимо заменить многоуровневым - форма и содержание. Дихотомический заменяется многоуровневым. При дихотомич подходе к тексту появляется 2 пласта: пласт содержания и пласт формы. Многоуровневый подход к пр-нию не отменяет данные традиционные понятия, однако позволяет более тонко подойти к пониманию их взаимодействия. В понимании взаимодействия формы и содержания сущ-ли подходы: форма сущ-ла как вторично зависимая от сод-я (харно для культ-историч школы) / 2-я традиция - форма мыслилась как самост ценность, автономная от сод-я (формалисты) / 3-я - форма и сод-е в равной степени мыслится как кат взаимодополнительные и раскрывающие худ целостность пр-ния (Бахтин «содержательная форма, форменно соде-, говорил о нераздельности и неслиянности форм и сод-й».

Многоуровневый подход к худ пр-нию как раз и позволяет рассмотреть диалектику формы и сод-я в тексте. В тексте выделяем уровни (структурные - устойчивые)

    • Идейно-тематический
    • Сюжетно-композиционный
    • Образно-символический
    • Ритмико-интонационный (самый низкий уровень текста - чувствуешь - зашибись )

В традиционном литведе содержание закреплялось за идейно-тематич урвн. При многоуровневом подходе к пр-нию мы не закрепляем сод-е за  конкр уровнем, сод-е, смысл пр-ния рождается в рез-те взаимодействия элмнтв текста, принадлежащих к его различным уровням. Содержание рождается на перекрестке его различных уровней. Т. е. это некая надуровневая целостность текста.

В совр литведе разработано много методик интерпретаций худ текста, кот как раз и раскрывают диалектику формы и содержания. Особенно важно раскрыть след закономерность: способность формы, формального эл текста генерировать принципиально новое сод-е. такое явление наз-ся активность формы. Например, анализ стих-я Тютчева «Silentium“.

Ударная позиция - начало и финал. Сакральность, мертвый язык. Каждая часть начинается и заканчивается образом молчания. Кольцевая композиция. 1830 год - аллюзия на историко-культурный фон - романтизм, лит программа романтизма. Микромир приравнивается к макромиру, слепок Космоса. Для чего риторич вопросы? Вопросы усиливают безысходность, невозм-ть высказаться. Образ молчания в конце отличается: в коне восклицательная интонация - крик, функциональная пауза - крик, продленный бесконечно. Бесконечный крик невозм-ть молчания. Каскад вопросов КАК? Нужно найти те единств слова. Название - язык становится средством соприкосновения душ друг с другом, богослужения. Главное - стремление разорвать разъединенность душевную.

Итак, формальный элемент стих-я восклицател интонация, продленная ечность становится источником, генерирует новые смысловые оттенки стих-я Тютчева, кот в опр смысле противоположны поверхностному, реальному сод-ю стиха, кот осмыслено автором и явл-ся выражением романтич программы. Потенциальный смысл стих-я - эту жесткую программу разрушает и предает стих-ю вариативность и многозначность восприятия (название, риторич вопросы).

 

Методики интерпретации лит пр-ния. Интертекстуальная методика.

Современные методики позволяют раскрыть смысл избыточность текста, его многоуровневую природу. В этом направлении сущ-т много наработок:

  • Корман ( Ижевск - разрабатывал пр автора в тексте ) /
  • в 80-ее гг активно работала Казанская базовая группа по комплексному изучению худ творчества ( Нигматуллина ) /
  • Сыров - «Худ смысл и эволюция поэтич систем» - стык филологии и логики /
  • Грузия и лечение бессознательного. Школа Широзия ( Режиношвили - теория методики текста )/
  • Лотман .

1 из наиболее востребованных методик интертекстуальная.

Термин интертекст ввела Юлия Крыстева- представительница франц постструктурализма болгарского происхождения в 1967. Опиралась на работы Бахтина о диалогической природе слова. Однако она несколько расширила бахтинскую идею, а постструктуралисты довели данную концепцию до определенной крайности ( пантекстуальность ).

В своей основе идея, интер - между. В концепция Бахтина - это идея выражалась в наличии в тексте «своего» и «чужого» слова. Например, эпилог романа «Отцы и дети» - «Равнодушная природа». Цитирует Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Следует учитывать, что интертекст методика предполагает не просто количеств, но качеств подход. Количеств - это раскрытие кол-ва чужих слов, голосов в тексте. Это соостветствует лоскутному одеялу, центону.

Качественный подход при интекст изучении текста означает след: раскрытие чужих голосов пр-ния должно обязательно коррелировать, соотн-ся с авторской концепцией: дополнять его, расширять, а иногда и противоречить ему. Но эта противоположная автору концепция дополняет.

Идея пантекстуальности, кот разрабатывается в трудах современных поструктуралистов, как раз и предполагает бесконечно расширенное толкование текста, кот представляет набор известных цитат, культурных кодов. Задача читателей расшифровывать универсальное (пантекстуальное) поле культуры Ролан Барт «Смерть автора».

Идея интертекстуал чрезвычайно актуальна в совр литведе, поскольку дает возм-ть осмыслить лит текст в контексте мировой литры, причем в плане синхронном, одномоментном. Традиц методика сравнительного текста изучается в диахронном плане.

Хотя сам термин интертекст был введен в научн оборот в 1967, сама идея интертекстуал уже присутствовала в литведовских иссл-х гораздо раньше. Идея интертекста имела 3 основных источника:

  1. Концепция Бахтина. Диалогич слово, на кот опиралась Крыстьева.
  2. Конц Тынянова. О жанре пародии(изначально двухуровневый).
  3. Идея Ф де Соссюра об анограммах (построениях).

Тынянов подошел к изучению текста через изучение жанра пародии, в кот он увидел фундаментальный принцип обновления смысла худ текста. Основан на трансформации смысла предшествующего текста за счет его включения в другой текст. Пародия изначально представлял собой такое интертекст образование. Смысл пародии возникает за счет ее соотнесения с предшествующим текстом…

Т. различает пародию и стилизацию. Пародия - не соответствие 2-х текстов, а в стилизации подчеркивается наоборот соответствие.

Важно обратить внимание на идею Тынянова «о конструктивной ф-ии каждого эл текста»: «Соотнесенность каждого эл лит пр-ния как системы с другим и со всей системой в целом я называю конструктивной ф-й данного эл».  Т различает автофункции ( соотн-ть эл текста с эл др системы) и синфункции ( соотн-ть с эл той же системы).

Идея Бахтина о диалогичности слова лежат в основе. По Бахтину смысл пр-ния возникает на пересечении автор концепции и читател интерпретаций текста. При этом тексту принадлежит не только то, что сознательно внес автор, но и то, что вносит в него читатель в проц своего диалога с авторской концепцией. Проц включения интертекста может иметь сознат и бессознат хар-р.

1. На осознанном уровне присутствие др текстов: эпиграфы, прямые цитаты с атрибуцией и т.д. ( 1-я классифик интертекст включений принадлежит франц ученому Жерар Жонетт ) кот развиты, систематизированы в монографии Натальи Фатеевой «Контрапункт интертекстуал или текст в мире интертекста».

Примеры, Солженицын «1 день Ив Денисовича». Включение 1 текста в др может осуществляться и на ур имен, кот выбраны автором. Проблематика Достоевского отказа рая на земле, ради невинной слезы ребенка.

Интертекст присутствует на уровне др видов иск-ва. «Мать» - Христос с учениками идет …. - картина над кроватью. Подвиг первых революционеров, кот шли на революцию бескомпромиссно.

 

2. Проявление интертекстуал на бессознательном уровне. Шолохов «Судьба человека». Автор воплощает такие универс культурные коды или архитипические модели в тексте. Рассказ Шолохова соотносится с эмерджентностью текста. С т.зр. поверхностного, реального, отрефлексированного самим автором, оно соответствует традиц канонам совет литры, вместе с тем в произведении присутствует некий глубинный потенциал. Он рожден на перекрестке с универс текстом Библии, кот воплощ-ся в тексте бессознательно. В этом смысле в пр-нии трансформируется 2 известных сюжета из Ветхого и Нового завета:

  • Легенда об Иове. Проявляется на сюжетно-композиционном уровне. Она пользовалась особым успехом и любовью, т.к. давала надежду.
  • О том, как Иисус сумел накормить 7000 человек 5 хлебами и 3 рыбами.

Библейский текст придает идеологической направленности многозначность (основан на вере).

2-й миф: 1) Речь о духовной пище; 2) Господь одарил всех поровну.

Как ложится на текст?

  • Кульминационный эпизод
  • Эпизод в плену

Название имеет 3 смысла:

    1. Судьба конкр человека
    2. Судьба целого поколения
    3. Судьба человеч цивилизации

 

Идея Ф.де Соссюра

Анализурия древ индоевропейские тексты обнаружил интересную закономерность: некие стихи строились по анаграмной структуре: на фонетич уровне звуки в стихе подбирались т.о, что они оказывались созвучными имени Бога, т.е. поэтич текст строился в зависимости от звук состава ключ слова (имя Бога), др слова подбирались т.о, чтобы в них закономерно звучали звуки этого слова.

Ученый отказ-ся от публикации, поскольку:

  1. Ни один из авт не упомин о сознат исп-нии этого приема.
  2. Поэтому он не решил для себя вопрос о возможной служ-ти присут-я одного текста в другом на фон уровне.

 

Позднее изв ученый Серебр века Павел Флоренский доказал идею Соссюра. Он взял поэму Пушкина «Цыгане» и подсчитал кол-во употреблений звуков. В рез-те у него сложилось женское имя «МАриула». Мариула - мать Земфиры.

 

Теоретическая поэтика.

Второй круг вопросов, кот занимается ТП - это теоретич и категории.

Самостаят подготовить: лит роды, виды, жанры. Эти формы актуальны для новой парадигмы нового времени. Сами худ тексты выламываются из понимания в аристотелевском смысле жанрово-род определ-ти, однозначности. В этом видится некая тенденция к созданию новых род категорий в литре. Следует разграничивать роды, виды и жанры. Например, эпический род. В его рамках: вид-роман и жанр разн-ть: исторический, соц-философ, фантастич и т.д.

Например, переходные формы: лиро-эпич пр-ние. Поэма: лирич, лиро-эпич.

Поэма Лрмнтв «Мцыри» - лиро-эпическая поэма.

Какой род литры басня? (привести аргументы)

Лирика - род. Виды: ода - торжеств, хвалебная, философ.

Художественная речь. На 4-х основных уровнях:

  • Лексич уровень. Худ ср-ва: диалект, историзмы, неологизмы+показать худ-эстет ситуацию. Шолохов, Распутин - диалектизмы (с примерами).
  • Синтаксич урвн. Инверсия, парцелляция (инверсия у Блока: ночь, улица, фонарь. Инверсия в конце стих-я).
  • Семантич урвн. Система тропов - переносное значение слова. Сравнения, эпитеты, метафора  т.д.
  • Фонетический урвн. Ассонанс, аллитерация и т.д. Примеры упорядочить!

 

Основы теории и истории рус стихосложения.

Хар-ка 3х систем: тонич, силлабич, силлабо-тонич.

Осн размеры сил-тон системы. Традицион 3х слож, 2х слож и т.д.

Неклассич стих размеры. Дольники, александрийский стих.

 

Категория стиля.

Дан теор понятие явл традицион, важ и в совр литведе. Следует различать понятие стиля в широком и узком смысле.

В широком смысле: стиль эпохи, нац стиль, культур стиль.

В области литведа выделяют 2 стиля: романтич и реалистич.

Вместе с тем следует выделять пон стиля и в более узком значении.

Например, реалист стиль в РЛ 19 в был представлен творчеством многих писателей: Пушкин, Гоголь, Тургенев, Толстой. Все объед-ся общ стил особ-ти. Вместе с тем, кажд писатель обладает индивид особ-ми. Выделим осн открытия, кот были сделаны в плане анализа внутр психологич мира рус писателями-реалистами.

    1. Лермонтов - прием парасловесного диалога. Диалог не с пом слов, а с пом жестов, мимики, молчания. Данный прием был интуитивно разработан Лрмнтв для того, чтобы более полно и глуьоко раскрыть образ своего гл героя-Печорина. П- герой 30-40 хх. Интроверт (активность мысли). На поверхности П воспр-ся как холодный, эгоистичный чел-к, кот разруш человеч судьбы. Однако внутр мир более сложен и многозначен. Способ пргникунуть во внутр мир-парасловесный диалог. Например, глава Бэла-эпизод похорон Бэлы. Печорин, его восприятие глазами Макс Макс. Парасловесный раскр-ся читателем. Данный прием практически до совершенства доводит Тургенев. Именно благодаря параслов диалога происходит расширение образа Базарова и Кирсанова и возникает та самая эмерджеентность текста. +эпизод смерти Б. «Быстрые шаги» Одинцовой. +сцена объяснения П.П.Кирсанова с Фенечкой. «задергивает шторы».
    2. Открытие Л.Н.Толстого - диалектика души. Термин ввел Чернышевский. Автор сам фиксирует, описывает мельчайшие душевные движения своих героев. Ростова на балу. Вместе с тем у Тол тоже исп-ся прием парсловес диалога.. наташа Ростова перед отъездом из Москвы - обнаруживает свое подвенечное платье. «Нагнулась над ним и хамерла».
    3. Раскрытие внутр мира героев через вещный, предметный мир, кот их окружает - Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Посещение Чичиковым усадьбы Манилова.
    4. Гончаров - работает на стыке. Вещный мир - Ильинская ветка сирени, Штольц - конторка и перчатки.
    5. Открытие Достоевского. Михайловский «жестокий талант». Открытие Д - это глубинный анализ, подсознательных душевных движений своих героев - помещает героев в психологически невыносимые ситуации - экспериментирует над ними - именно в таком состоянии вырывается подсознание. Для раскрытия этих подсознат движений Д использует все приемы: сны, самоанализ, параслов диалог, автор ком. Диалог Раскольникова и Разумихина.

Информация о работе Теория литры как научная дисциплина. Специфика и структура курса