Тема школы и воспитания в русской литературе второй половины XX века (Н. Носов, В. Драгунский, Ю. Коваль, В. Голявкин)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в анализе темы школы и воспитания, которая трансформирована интересно и новаторски в творчестве В. Драгунского, Н. Носова, В. Голявкина, Ю. Коваля.
В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику «школьной» прозы в русской литературе второй половины XX века.
2. Провести анализ творчества В. Голявкина, Н. Носова, В. Драгунского, Ю. Коваля, в частности, тематики и проблематики их прозы, традиционному и новаторскому в ней, особенностям стиля авторов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…4
Глава 1. Литература о школе и воспитании: проблемы, имена, художественные практики………………………………………………………..9
1.1. «Воспитание и детство» – «вечные темы» искусства.……………….....9
1.2 Общая характеристика литературного процесса 2 половины XX века и место в ней литературы о школе и воспитании…………………………….17
Глава 2. «Школьная» проза второй половины XX века: проблематика, система образов, имена……………………………………………………….…22
2.1. Н. Носов как классик детской литературы…………………………22
2.2 В. Драгунский: циклы рассказов о школе (особенности проблематики)…………………………………………………………….26
2.3. В. Голявкин: новаторство в решении темы воспитания…………...31
2.4. Ю. Коваль: писатель-педагог в трансформации темы школы и воспитания……………………………………………………………...………...37
Глава 3. Художественное исследование темы воспитания: особенности «детской» и «юношеской» прозы конца XX века……………………………..45
3.1. Система жанров при решении художественной темы школы…….45
3.2. Н. Носов: особенности поэтики прозы……………………………...49
3.3 В.Ю. Драгунский: особенности стиля и языка прозы о детстве…...53
3.4. В. Голявкин: особенности языка и стиля…………………………...57
3.5 Ю. Коваль: особенности творческой индивидуальности…………..66
Заключение……………………………………………………………………….67
Список используемой литературы….…………………………………………..70
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.

Файлы: 1 файл

234.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

Три этапа творческого пути Носова, увязанные с его работой для взрослых как сатирика и педагога-публициста, составляют внутреннее единство. Каждый из этапов самоценен, но не замкнут: достигнутое предшествующим поиском всегда составляло основу последующего. Так создавалось непрерывность развития неповторимого таланта Николая Носова, творчество которого остается значительным явлением в детской и юношеской литературе нашей страны (95).

 

2.2 В. Драгунский: циклы рассказов  о школе (особенности проблематики).

 

В.Ю. Драгунский продолжил развивать то направление в литературе для детей, которое было начато Н.Н. Носовым. В советские времена рассказы Драгунского, как и Носова, принято было маркировать как юмористические, эта традиция сохраняется по сей день. «Забавные» сочинения Драгунского тем не менее содержат вполне «серьезные» аспекты, один из которых — показ взрослых глазами детей (69, с. 153).

Первой книгой стал сборник «Он живой и светиться» (1961), именно в нем появились «сквозные» персонажи автора – Дениска, его папа и мама, множество окружающих их взрослых и детей. Впоследствии Денискины приключения стали пополняться: сборники «Расскажите мне про Сингапур» (1961), «Человек с голубым лицом» (1962), «Девочка на шаре» (1964), «Старый мореход» (1964), «Денискины рассказы» (1966), «Похититель собак» (1966) и др. Все они неоднократно переиздавались, становились основой для сценариев и постановок.

Прототипом Дениски Кораблева стал сын писателя. По воспоминаниям вдовы писателя – А. Драгунской, реальный мальчик был очень близок к своему литературному «отражению», а в книгах нашли отклик действительные события жизни семьи Драгунских.

Центральный персонаж «Денискиных рассказов» – на удивление счастливый ребенок, к которому с пониманием и участием относятся окружающие  – родители, товарищи, учителя. Он простодушен, полон доброго отношения к людям, готов поделиться всем, что имеет, видит и чувствует.

Все рассказы о Дениске Кораблеве  – история познания ребенком мира, своеобразный дневник мальчика, погруженного в переживания своего детства.

Дениска Кораблев, сохраняя признаки индивидуальности и психологической достоверности, стал одновременно фигурой нарицательной, неким символом детства. Дениска изображен во взаимодействии с друзьями (Мишка, Аленка, Андрейка и другие), но это окружение существует не для того, чтобы показать вариативность детских характеров, судеб и поступков, а, наоборот, чтобы подчеркнуть инвариантность детства с его чистотой, доверчивостью, незащищенностью и вытекающими из этого проблемами (2, с. 383).

Герой рассказов В.Ю. Драгунского — ребенок шести-восьми лет (в некоторых чуть старше). Это период, когда, по концепции психолога Л.И. Божович (1908-1981), он уже прошел стадию осознания себя субъектом действия и превращается в субъекта в системе социальных отношений. Драгунский показал, как сложно происходит это превращение в семье, в общении со знакомыми. Внутренний мир ребенка, по мысли писателя, настолько хрупок, что его может ранить даже любящий взрослый, не говоря уже о приверженцах авторитарной педагогики (Марья Петровна). В.Ю. Драгунский значительно расширил освещение проблемы «взрослые и дети», обогатил ее новыми подходами, разрушил некоторые стереотипы. Если у Носова взрослый всегда или почти всегда прав в отношениях с ребенком, то у Драгунского снимается это ограничение. Он отступает от стереотипного изображения «правильного» взрослого, что дает право герою-ребенку сделать объективные суждения о достоинствах или недостатках тех или иных взрослых, но важнее, пожалуй, признание самого права ребенка на это суждение (2, с. 285).

Подход В.Ю. Драгунского к изображению эмоционального мира ребенка может быть сформулирован как продолжение традиции толстовской «диалектики души», когда автор фиксирует внимание не на статическом состоянии детской души, а на ее движении от одного чувства или состояния к другому. Душевная жизнь героя Драгунского принципиально разнообразна и многообразна, что и создает почву для ее мобильности.

Использование инструментария современной психологии позволяет «расшифровать» рассказы Драгунского как истинно психологические, но отнюдь не только комические. Рассказы В.Ю. Драгунского, равно как и Н.Н. Носова, продемонстрировали стремление уйти от назидательности, которая диктовалась пониманием ребенка как объекта воздействия, к постижению его субъектности.

В.Ю. Драгунский внимательно относится к миру детских эмоций, за которым он признает право на разнообразие и полноценность. Так, писатель оставляет за своим юным героем право испытывать такие эмоции, как отвращение, гнев, печаль. Как правило, взрослые игнорируют их проявления в поведении детей, относя за счет капризов или невоспитанности. Дети у Драгунского способны гневаться («Не хуже вас, цирковых», «Одна капля убивает лошадь», «Синий кинжал») и печалиться («Он живой и светится», «Старый мореход», «Девочка на шаре», «Арбузный переулок»), смущаться («Надо иметь чувство юмора», «Расскажите мне про Сингапур») и испытывать чувство вины («Тайное становится явным»), в этом смысле они — люди, ничуть не меньше, чем взрослые.

И тем не менее ребенок, в понимании писателя, отличается от взрослого. Ребенок чаще, чем взрослый, испытывает эмоции удивления и радости. Этим объясняется утверждение критики о том, что Дениска — счастливый человек. Внешней причиной удивления, как известно, может стать любое неожиданное событие. В жизни ребенка с его малым житейским опытом таких событий и происшествий может происходить и происходит много, это общее положение. Драгунский обращает внимание даже не на сам момент удивления, а на готовность ребенка удивляться, которая чаще всего сочетается с интересом («Клюквенные клювики»). В изображении радости Драгунским отчетливо выделяется аспект связи ребенка с миром. Позитивное отношение Дениски к миру проявляется во всем, автор фиксирует на этом внимание и помогает ребенку выразить его. Герои Драгунского чаще всего смеются «от удовольствия», будь то игра в космонавтов («Удивительный день»), посещение зоопарка («Слон и радио»), «покорение» краскопульта («Сверху вниз, наискосок») или мопеда («Мотогонки по отвесной стене»), победа в конкурсе карнавальных костюмов («Кот в сапогах»). Радостные переживания дают детям уверенность в себе, обеспечивают благоприятные условия для формирования чувства своего Я в окружающем мире (34).

Все рассказы о Дениске – история постижения ребенком мира в его положительных и отрицательных сторонах, серия выборов – преодолений себя в больших и малых проблемах жизни, своеобразный дневник мальчика, погруженного в переживания своего детства.

Истории о Дениске неоднородны в стилевом и смысловом отношении, в них смешное соседствует с грустным, а бытовое с лиропоэтическим. Нередко это соединение неразделимо, но тем не менее большинство рассказов можно условно разделить на «веселые» (те, в которых доминирует комическое начало) и «грустные» (отмеченные психологизмом и откровенной лирикой). Среди последних – «На садовой большое движение», «Девочка на шаре», «Он живой и светится», «Красный шарик в синем небе», «Старый мореход», «Поют колеса тра-та-та» - рассказы, знакомящие мальчика с дисгармонией окружающего мира, вселяющие в него тоску по недостижимому совершенству, пробуждающие в нем неведомые ранее чувства и ощущения. На первый взгляд, в них можно легко обнаружить традиционные для Драгунского комические приемы, смешные детали, но не они определяют дух и стилистику этих произведений, а психологический подтекст.

Тем не менее веселых рассказов о Дениске больше, ведь жизнерадостная натура героя, его вера в людей, естественная гармония с миром предполагают преобладание оптимистических интонаций (42).

Комизм рассказов о Дениске чаще всего заключается в самом характере героя, его эмоциональности, непосредственности, доверчивости, неуемной активности, свойственной детям неспособности оценить реально свои возможности. При этом мальчик не воспринимает свои действия как озорство, хотя именно такими они видятся со стороны. Попытки объяснить себя, свою логику, только усиливают юмористический эффект рассказов «Сражение у чистой речки», «Тайное становится явным», «Сверху вниз, наискосок» и др. Нередко встречается в рассказах и комизм положения («Пожар во флигели или подвиг во льдах», «Похититель собак», «Где это видано, где это слыхано…»), и комизм, основанный на несовпадении логики взрослых и детей, языковой комизм («Профессор кислых щей», «Главные реки», «Заколдованная буква»).

С помощью Дениски и его друзей писатель вводит Денискиных ровесников в добрый и светлый мир их забот и открытий, а взрослым дает возможность заглянуть во внутренний мир ребенка и услышать из его уст оценку своих взрослых дел и поступков. Драгунский увлеченно рисует фантазию ребенка. Его рассказы овеяны симпатией к своим героям, полны юмора и доброй иронии. В своих рассказах Драгунский поднимает большие нравственные проблемы.

Светлые, оптимистические произведения писателя воспитывают детей, утверждая в их характерах справедливость и честность, верность слову, требовательность к себе и товарищам (99).

 

 

2.3. В. Голявкин: новаторство  в решении темы воспитания.

 

Виктор Владимирович Голявкин – замечательный художник, оригинальный детский писатель.  Родился 31 августа 1929 года  в Баку, в семье преподавателей музыки. С детства очень хотел быть художником. В 17 лет сын музыкантов поступил в Самаркандское художественное училище. Начав учебу в Самарканде, окончил художественное училище в Душанбе. Затем уехал   в Ленинград, в Академию Художеств. Там В. Голявкин учился канонам искусства, правилам живописи и в то же время писал картины вопреки этим самым канонам, раскрепощенной рукой смешивал самые невообразимые краски, создавал свой собственный цвет. Картины он щедро раздавал.

Он подавал надежды как живописец, восхищал товарищей, вызывал на свою голову гнев наставников. О нем говорили как об интересном художнике, а он решил, что живописи ему мало, и начал писать рассказы.

В. Голявкин делал первые шаги в литературу совершенно самостоятельно, без каких-либо протекций. Ему помогли здесь уроки, почерпнутые в живописи: фиксация мгновенного впечатления, то есть, импрессионистичность стиля; степень абстрагирования от изображаемой натуры, заострение рисунка, вольная игра  цвета, света и тени. И обязательно– музыкальность слога, утонченное использование словесных обертонов, повышенное внимание к ритмике.

На всю жизнь сохранил он долгую память о своем детстве, автобиографичны его произведения «Мой добрый папа» (1963), «Город в море» (1964), «Рисунки на асфальте» (1964) и др.

          Основные  темы произведений В.Голявкина  – детская  дружба, школа, семья, воспитание; его герои – малыши, не умеющие читать и младшие школьники, отличники и троечники, их мамы, папы и бабушки, друзья и недруги. Нередки в коротеньких простых рассказах совсем недетские проблемы – одиночества, непонимания, проблема творчества и взаимоотношений человека творческого – по сути вечного ребенка – с миром (69, с. 20).

Имя Голявкина прозвучало в полную силу в начале 60-х годов. Это были годы «оттепели». С ней ворвался в детскую литературу интерес к личности ребенка, вера в ее самоценность. С тех пор стали появляться талантливые, веселые, человечные и благородные книги Голявкина. Перелистав любую из них, видишь, что большая часть текста в них – диалог. Основной принцип писателя – показать в жизни ребенка то, что может вместить в себя непринужденный разговор детей между собой или детей между собой или детей со взрослыми, и как можно меньше говорить «от автора». Так написаны рассказы, составившие сборники «Тетрадки под дождем» (1959), «Наши с Вовкой разговоры» (1960), «Мы играем в Антарктиду» (1961), «Как я встречал Новый год» (1963). Читатели 6-10 лет быстро узнали и полюбили эти книжки-разговоры за краткость, живость рассказов, за юмор, озорство, фантазерство.

Сборник «Тетрадки под дождем» (1959) понравился детям, вызвал споры взрослых. Это была совершенно новая проза – короткие рассказы, к которых смешное соседствовало с грустным, даже трагическим. Написанные от первого лица, что всегда очень трудно, потому что «первое лицо» особенно быстро выдает подделку, они касались вроде бы всем известных, а на самом деле глубоко потаенных и совсем не исследованных уголков детской жизни и детской души. Читатели сначала смеялись над происшествиями из жизни героев Голявкина, а потом задумывались над такими вопросами, на которые порой и не найдешь ответа (96).

Смысл прозы Голявкина – не только в сюжете, хотя все его детские рассказы – сюжетны. Смысл – в интонации, в подтексте, в особом порядке слов. Лучшие рассказы писателя представляют возможность читателю любого возраста вглядеться в самого себя, попасть в сферу поступков, фантазий, иногда на первый взгляд абсурдных, в мир творчества, изобретательства: «Как я писал стихи», «Паровозик в небе», «Удивительная профессия», «Две шапки», «Трубачи», «Еж».

Герои Голявкина – вроде бы обыкновенные мальчики и девчонки, их родители, учителя. Но стремление к творчеству, к мечте, к желанию что-то придумать, сочинить живет в каждом из его персонажей что-то придумать, сочинить живет в каждом из его персонажей, хотя они не всегда догадываются об этом. Голявкин верит в торжество добрых начал в жизни. Он смеется, смешит читателя, развлекается вместе с ним, иронизирует, с удовольствием экспериментируя в жанре рассказа.

Младшего школьника легко рассмешить, но он иногда очень обидчив. Ребенок ведь чаще всего ошибается не нарочно, а по неведению. Автор относится к этому очень тактично. В цикле рассказов «Что Нике делать?» Голявкин сосредоточил в своем герое, который уже не маленький ребенок («Он даже в школу ходил»), много свойственным семилетним людям недостатков: Ника и упрям, и труслив, и рассеян, и неряшлив. Он «не мог сам одеваться. А раздеваться он почему-то мог». Поэтому после урока физкультуры пришлось ему идти «домой в трусиках». Со штанами в руках. Хорошо еще, была осень. А если бы вдруг зима была?» Ребята вполне понимают, «что Нике делать». «Мы весь вечер над Никой смеялись. Пока не уснули» - это реакция детей на поведение мальчика, испугавшегося пня, похожего на черта с рогами; а это заключение Кати, которая была трусихой: «Ох, какой Ника смешной!» Эта критика смехом помогает распознать свои недостатки, исправить их. «Самому все надо делать с самого детства. И все будет тогда прекрасно!» – заключает автор.

Оттенки смешного в рассказах В.Голявкина меняются от добродушной улыбки до насмешливой иронии (94, с. 127).

«Смех лечит от предрассудков, от самовлюбленности, от уверенного в себе невежества и от множества других широко распространенных недугов и недомоганий. Голявкин потому так легко, так беззлобно, так дружелюбно смеется над человеческими слабостями  и странностями, что умеет вглядеться в себя самого, проверить очередной сюжет на собственном опыте, заглянуть себе в душу – и посмешить публику» (Г.Горышин. Виктор Голявкин пишет рассказ/ О литературе для детей. – Вып.32. – Л. – 1989. – С. 67-71).   

Информация о работе Тема школы и воспитания в русской литературе второй половины XX века (Н. Носов, В. Драгунский, Ю. Коваль, В. Голявкин)