Тема школы и воспитания в русской литературе второй половины XX века (Н. Носов, В. Драгунский, Ю. Коваль, В. Голявкин)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в анализе темы школы и воспитания, которая трансформирована интересно и новаторски в творчестве В. Драгунского, Н. Носова, В. Голявкина, Ю. Коваля.
В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику «школьной» прозы в русской литературе второй половины XX века.
2. Провести анализ творчества В. Голявкина, Н. Носова, В. Драгунского, Ю. Коваля, в частности, тематики и проблематики их прозы, традиционному и новаторскому в ней, особенностям стиля авторов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…4
Глава 1. Литература о школе и воспитании: проблемы, имена, художественные практики………………………………………………………..9
1.1. «Воспитание и детство» – «вечные темы» искусства.……………….....9
1.2 Общая характеристика литературного процесса 2 половины XX века и место в ней литературы о школе и воспитании…………………………….17
Глава 2. «Школьная» проза второй половины XX века: проблематика, система образов, имена……………………………………………………….…22
2.1. Н. Носов как классик детской литературы…………………………22
2.2 В. Драгунский: циклы рассказов о школе (особенности проблематики)…………………………………………………………….26
2.3. В. Голявкин: новаторство в решении темы воспитания…………...31
2.4. Ю. Коваль: писатель-педагог в трансформации темы школы и воспитания……………………………………………………………...………...37
Глава 3. Художественное исследование темы воспитания: особенности «детской» и «юношеской» прозы конца XX века……………………………..45
3.1. Система жанров при решении художественной темы школы…….45
3.2. Н. Носов: особенности поэтики прозы……………………………...49
3.3 В.Ю. Драгунский: особенности стиля и языка прозы о детстве…...53
3.4. В. Голявкин: особенности языка и стиля…………………………...57
3.5 Ю. Коваль: особенности творческой индивидуальности…………..66
Заключение……………………………………………………………………….67
Список используемой литературы….…………………………………………..70
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.

Файлы: 1 файл

234.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Филологический факультет

Кафедра литературы и методики преподавания литературы

 

 

 

ТЕМА ШКОЛЫ И ВОСПИТАНИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА (Н. НОСОВ, В. ДРАГУНСКИЙ, Ю. КОВАЛЬ, В. ГОЛЯВКИН).

 

Выпускная квалификационная

 работа студентки 4 курса

Малышевой Валентины

 

 

                                                                                                                                                        Научный руководитель:

Бодрова Л.Т.

 

 

Работа допущена к защите_____________2014г.

Зав. кафедрой литературы и МПЛ

доктор филологических наук,

профессор______________Маркова Т.Н.

Работа защищена в ГАК с оценкой______

Председатель ГАК____________________

Члены ГАК__________________________

                    __________________________

                    __________________________ 

 

Челябинск

2014г

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..…4

 

Глава 1. Литература о школе и воспитании: проблемы, имена, художественные практики………………………………………………………..9

1.1. «Воспитание и детство» –  «вечные темы» искусства.……………….....9

1.2 Общая характеристика литературного процесса 2 половины XX века и место в ней литературы о школе и воспитании…………………………….17

 

Глава 2. «Школьная» проза второй половины XX века: проблематика, система образов, имена……………………………………………………….…22

2.1. Н. Носов как классик детской литературы…………………………22

2.2 В. Драгунский: циклы рассказов  о школе (особенности проблематики)…………………………………………………………….26

2.3. В. Голявкин: новаторство в решении  темы воспитания…………...31

2.4. Ю. Коваль: писатель-педагог в  трансформации темы школы и воспитания……………………………………………………………...………...37

 

Глава 3. Художественное исследование темы воспитания: особенности «детской» и «юношеской» прозы конца XX века……………………………..45

3.1. Система жанров при решении  художественной темы школы…….45

3.2. Н. Носов: особенности поэтики прозы……………………………...49

3.3 В.Ю. Драгунский: особенности стиля и языка прозы о детстве…...53

3.4. В. Голявкин: особенности языка  и стиля…………………………...57

3.5 Ю. Коваль: особенности творческой индивидуальности…………..66

 

Заключение……………………………………………………………………….67

Список используемой литературы….…………………………………………..70

 

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Детская литература возникла на пересечении художественного творчества и учебно-воспитательной деятельности и является областью искусства, функции которого — доставлять ребенку эстетическое наслаждение и способствовать формированию его личности.

Критерии выделения детской литературы из общих рамок литературы до сих пор однозначно, объективно не установлены.

Еще средневековые авторы понимали, что для детей нужно писать иначе, чем для взрослых. Вместе с тем всегда находились те, кто признавал только общие законы искусства и просто делил книги на хорошие и плохие. Одни воспринимали детскую литературу как педагогику в картинках. Другие считали, что отличие детской литературы кроется лишь в тематике, говорили о доступности содержания или об особом «детском языке».

Некоторые литературоведы предпочитают не выделять детскую литературу, настаивая на ее общих эстетических свойствах. Другие различают детскую литературу как разновидность массовой литературы, обращая внимание на ее невысокий, по их мнению, художественный уровень. Позиция первых уязвима при проверке личным опытом читателей, легко различающих детские и недетские тексты. Позиция вторых опровергается установками многих писателей и критиков: они, как правило, считают детскую литературу более сложным видом творчества. К тому же в вопросе о вычленении детской литературы приходится учитывать мнение самих детей, а уж они-то безошибочно выбирают из безбрежного океана общей литературы свое, нужное на данном этапе их духовного становления (2, с. 17).

К характерным признакам литературы относятся динамичный сюжет и юмор. Конечно, детям доступны самые простые формы комического. В отличие от взрослых им трудно почувствовать смешное в самих себе, зато легко представить смешное положение, в которое попадают другие — герои книг. Острый, стремительно развивающийся сюжет всегда привлекателен для ребенка. Мастера именно такого повествования стали классиками детской литературы (например Николай Носов, Виктор Драгунский и др.).

Исследования психологов показали, что маленькому читателю более, чем взрослому, свойственно действенное воображение, побуждающее не только созерцать читаемое, но и мысленно участвовать в нем. Среди литературных героев у него заводятся друзья, да и сам он нередко перевоплощается в них.

От самых своих истоков детская литература ориентирована на гуманистические ценности, учит различать добро и зло, правду и ложь. При этом детский писатель не может быть вполне свободен от общественных идей своего времени, и его индивидуальный художественный стиль соответствует стилю эпохи.

Каждый писатель вырабатывает свою манеру разговора с малышами. Он может прийти к лироэпическим интонациям (как К.И.Чуковский), использовать фольклорные приемы повествования (как В.И.Даль), максимально приблизиться к свежему и поэтичному мировосприятию ребенка (как И.П.Токмакова). По мере взросления читателя возрастает психологизм в изображении героев, быстро сменяющиеся сюжетные события постепенно уступают место размышлениям и описаниям (например, рефлектирующий герой характерен для рассказов Виктора Драгунского, Юрия Коваля, Виктора Голявкина) (2, с. 30).

Расцвет детской художественной литературы приходится на XX в., что в советский период принято было связывать с политикой советской власти. Безусловно, советская власть придавала большое значение роли художественной литературы в воспитании детей, но причина успешного развития детской литературы в XX в. имеет не политические или идеологические истоки, а эстетические, связанные с продолжением художественных традиций предшествующего века в исследовании темы детства.

Исторически сложившаяся разноуровневость (разнонаправленность) текстов, относящихся к детской литературе, делает актуальным исследование ее в аспекте соотношения рационального и эмоционального. Предлагаемый подход позволяет проследить особенности детской художественной литературы с точки зрения проблематики, конфликта, предмета изображения, функционирования в литературном и культурном процессе (53, с. 15).

В качестве материала исследования избрано творчество признанных детских писателей XX в. Николая Николаевича Носова (1908-1976), Виктора Юзефовича Драгунского (1913-1972), Юрия Иосифовича Коваля (1938-1995),  Виктора Владимировича Голявкина (1929-2001). Этих талантливых и очень разных писателей объединял и объединяет предмет исследованиям – мир детства, адресат творчества – дети, а также ведущая тенденция – стремление постичь и раскрыть субъектность ребенка и детства в целом. История детской литературы в значительной степени связана с произведениями откровенно назидательными, наставительными, при помощи которых общество реализовывало задачи педагогические, и дидактические, и воспитательные.

Произведения H.H. Носова, В.Ю. Драгунского, Ю.И. Коваля, В.В. Голявкина периода 50-80-х годов выдержали проверку временем, не утратили своего значения в принципиально новой социокультурной ситуации, что подчеркивает их художественный статус (53, с. 19).

Объект исследования: проза для детей и юношества писателей конца XX века (В. Голявкина, Н. Носова, В. Драгунского, Ю. Коваля).

Предмет изучения: проблематика и поэтика прозы Н. Носова, В. Драгунского, В. Голявкина, Ю. Коваля.

Актуальность обусловлена необходимостью ввести ценные в этическом и эстетическом плане произведения писателей второй половины XX века в сегодняшнюю парадигму детского и юношеского чтения.

Новизна обусловлена малой изученностью творчества рассматриваемых нами писателей, несправедливо контрастирующих с несомненной художественной и воспитательной ценностью их произведений.

Цель исследования заключается в анализе темы школы и воспитания, которая трансформирована интересно и новаторски в творчестве В. Драгунского, Н. Носова, В. Голявкина, Ю. Коваля.

В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:

  1. Дать общую характеристику «школьной» прозы в русской литературе второй половины XX века.
  2. Провести анализ творчества В. Голявкина, Н. Носова, В. Драгунского, Ю. Коваля, в  частности, тематики и проблематики их прозы, традиционному и новаторскому в ней, особенностям стиля авторов.
  3. Выявить особенности поэтики в развитии темы воспитания  Н. Носовым, В. Драгунским, Ю. Ковалем, В. Голявкиным.

Методологическую основу дипломной работы составляют учебные пособия «Детская литература» А.В.Терновского, Е.Е.Зубаревой, И.Н.Арзамасцевой, Николаевой С.А., Минераловой И. Г., работы Мещеряковой М.П., Мотяшова П.П. и другие.

Основные методы исследования, примененные в данной работе – целостный анализ прозаических произведений В.Голявкина, Н. Носова, В. Драгунского, Ю. Коваля с целью выявить особенности развития темы школы и воспитания, традиций и новаторства, особенностей стиля их творчества. Методы научного исследования, как изучение научной литературы по теме исследования, аналитический и сравнительный методы.

Материал исследования – циклы рассказов В. Голявкина, «Денискины рассказы» В. Драгунского, рассказы Н. Носова, рассказы Ю. Коваля.

Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы: 1) в дальнейшем изучении темы школы и воспитания как выбранных нами писателей, так и других писателей и поэтов;

2) при разработке школьных уроков русского языка и литературы, посвященных изучению творчества В. Драгунского, Н. Носова, В. Голявкина, Ю. Коваля.

Структура нашей работы подчинена решению поставленных задач. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Гипотеза исследования. Гипотеза заключается в предположении о том, что творчество рассматриваемых нами писателей влияет на формирование личности ребенка, наделено воспитательной ценностью, несет в себе мотивационную и адаптивную функцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЛИТЕРАТУРА О ШКОЛЕ  И ВОСПИТАНИИ: ПРОБЛЕМЫ, ИМЕНА, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ.

 

1.1. «Воспитание и детство»  – «вечные темы» искусства.

 

Первые дошедшие до нас сведения о детском чтении восходят к концу X — началу XI века. В одном из первых оригинальных произведений русской литературы — «Сказании о Борисе и Глебе» рассказывается о том, с каким интересом читали книги малолетние сыновья князя Владимира Борис и Глеб. Почти во всех житийных повестях рассказывается о том, как герои в раннем детстве с увлечением читали книги. Однако специальных книг ни для Бориса и Глеба, ни для других детей долгое время не существовало. Дети читали те же книги, что и взрослые. В результате продолжительного отбора в круг чтения детей стали входить произведения, которые в какой-то мере удовлетворяли их, отвечали возрастным особенностям и интересам. Такими были Поучения, Жития, летописные сказания и легенды.

Поучения являлись одним из самых древних и популярных жанров, служивших воспитательным целям. Они обычно писались многоопытными людьми на закате жизни, адресовались молодому поколению и служили своеобразным завещанием духовно-нравственного характера..

Жития были тесно связаны с народным творчеством. В них использовались сюжетные, композиционные приемы и стиль народных сказок, элементы живой речи. Все это дает основание говорить о положительном воспитательно-образовательном воздействии житий на читателей - детей не только Древней Руси, но и последующих эпох. Дети находили в них сведения об окружающем мире, знакомились с природой и географией русских княжеств, с некоторыми событиями и значительными фактами из истории, замечательными людьми – Александром Невским, Довмонтом, Андреем Боголюбским (79, с. 48).

«Слово о полку Игореве» ярко выделяется среди выдающихся достижений древнерусской культуры своей идейной значимостью, художественным совершенством, чем завоевало всенародную известность в нашей стране и за рубежом. Выдающийся ученый, исследователь древнерусской культуры академик Д.С.Лихачев (1906-1999) назвал его золотым словом русской литературы. «Слово о полку Игореве» вскоре после его открытия вошло в круг чтения подростков и детей. Со второй половины XIX века и по настоящее время «Слово о полку Игореве» занимает прочное место в детском чтении, входит в учебники и хрестоматии, издается отдельными книгами с добротными комментариями и пояснительными статьями (79, с. 55).

Информация о работе Тема школы и воспитания в русской литературе второй половины XX века (Н. Носов, В. Драгунский, Ю. Коваль, В. Голявкин)