Тема школы и воспитания в русской литературе второй половины XX века (Н. Носов, В. Драгунский, Ю. Коваль, В. Голявкин)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в анализе темы школы и воспитания, которая трансформирована интересно и новаторски в творчестве В. Драгунского, Н. Носова, В. Голявкина, Ю. Коваля.
В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику «школьной» прозы в русской литературе второй половины XX века.
2. Провести анализ творчества В. Голявкина, Н. Носова, В. Драгунского, Ю. Коваля, в частности, тематики и проблематики их прозы, традиционному и новаторскому в ней, особенностям стиля авторов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…4
Глава 1. Литература о школе и воспитании: проблемы, имена, художественные практики………………………………………………………..9
1.1. «Воспитание и детство» – «вечные темы» искусства.……………….....9
1.2 Общая характеристика литературного процесса 2 половины XX века и место в ней литературы о школе и воспитании…………………………….17
Глава 2. «Школьная» проза второй половины XX века: проблематика, система образов, имена……………………………………………………….…22
2.1. Н. Носов как классик детской литературы…………………………22
2.2 В. Драгунский: циклы рассказов о школе (особенности проблематики)…………………………………………………………….26
2.3. В. Голявкин: новаторство в решении темы воспитания…………...31
2.4. Ю. Коваль: писатель-педагог в трансформации темы школы и воспитания……………………………………………………………...………...37
Глава 3. Художественное исследование темы воспитания: особенности «детской» и «юношеской» прозы конца XX века……………………………..45
3.1. Система жанров при решении художественной темы школы…….45
3.2. Н. Носов: особенности поэтики прозы……………………………...49
3.3 В.Ю. Драгунский: особенности стиля и языка прозы о детстве…...53
3.4. В. Голявкин: особенности языка и стиля…………………………...57
3.5 Ю. Коваль: особенности творческой индивидуальности…………..66
Заключение……………………………………………………………………….67
Список используемой литературы….…………………………………………..70
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.

Файлы: 1 файл

234.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

Исторически сложившаяся разноуровневость (разнонаправленность) текстов, относящихся к детской литературе, делает актуальным исследование ее в аспекте соотношения рационального и эмоционального. Предлагаемый подход позволяет проследить особенности детской художественной литературы с точки зрения проблематики, конфликта, предмета изображения, функционирования в литературном и культурном процессе.

История детской литературы, как уже отмечалось, в значительной степени связана с произведениями откровенно назидательными, наставительными, при помощи которых общество реализовывало задачи и педагогические, и дидактические, и воспитательные. Педагогическая заданность сопровождала литературу для детей и в XIX в., и в XX, особенно в советские времена. Это приводило к тому, что значительные потоки произведений для детей уходили вместе с изменившимся временем, т. к. локальные задачи, поставленные перед ними обществом, они в той или иной степени выполняли, и этим исчерпывался их потенциал, собственно художественной ценности они не имели (35, с. 23).

Учитывая опыт детской художественной литературы XIX и XX вв., можно с уверенностью утверждать, что предметом изображения в ней является ребенок и мир его представлений, это не противоречит логике литературы как вида искусства, а лишь подчеркивает частный характер первой по отношению ко второй из названных («литературы в литературе», как сказал С. Михалков). Корректировка предмета повлекла за собой существенное изменение жизненного материала, который был ориентирован опять-таки на ребенка. Искусство ничего «не выдумывает», а лишь раскрывает то, что заложено в самом предмете (М.М. Бахтин (1895-1975)). Для детской литературы это означало необходимость глубокого проникновения в психологию ребенка, признание качественных отличий психологии ребенка от психологии взрослого. Если в психологии взрослого можно говорить о противоречивом единстве рационального и эмоционального, предполагая сформированность и выраженность этих психологических функций, то в психологии ребенка приходится учитывать не только противоречивое единство названных функций, но и динамику их формирования (90, с. 21).

Пафос творчества Н.Н. Носова (1908-1976), В.Ю. Драгунского (1913-1972), В.В. Голявкина (1929-2001), А.Г. Алексина (русский писатель 1924), В.П. Крапивина (русский писатель 1938), Ю. Коваля (1938-1996) в советские времена воспринимался как вполне ортодоксальный, но объективно проблематика художественных произведений этих писателей была шире тех идеологизированных подходов, которые к ним применялись. Работавшие в советские времена, они сумели найти свой, немассовый, нетипичный, подход к ребенку не как к части коллектива, а как к индивидуальности, он был экзистенциальным по своей сути. Полагаем, есть основания утверждать, что детская литература 50-80-х годов, представленная творчеством Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского и др. писателей, органично усвоила традиции детской литературы предшествующих периодов. Она развила заложенный творческий потенциал и являет собой художественную ценность, что и позволяет ей не утратить значения в современной принципиально иной социокультурной ситуации.

Подход к личности ребенка в произведениях Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского, В. Голявкина, Ю. Коваля осуществлялся не с классовых или примитивно понятых в этом ключе педагогических позиций, но он был экзистенциальным по своей сути. Эти писатели изображали простых, обыкновенных, нормальных детей эмпирически, исходя не из педагогической схемы, а из опыта жизни. Конфликт в произведениях писателей заявленного ряда всегда носил психологический характер и, с нашей точки зрения, определялся в подавляющем большинстве случаев столкновением эмоционального и рационального начал, заложенных в природе ребенка и закономерностях его вхождения в жизнь. Писателей, рассматриваемых в нашей дипломной работе, с теми или иными оговорками на несвободу от стереотипов своего времени, отличало и отличает стремление изображать мир детства не как подготовку к взрослой жизни, а как сегодняшнюю данность. И в этой-то данности ребенок должен преодолевать трудности, чтобы реализовать продекларированное взрослыми право на счастливую жизнь (34).

Нужно отметить, что на всем протяжении существования Советского Союза создание детских книг находилось под тотальным контролем государственной системы. Произведения подвергались жесткой цензуре, многие не выходили в печать. Темы и идеи диктовались правительством, что затрудняло естественный процесс развития детской литературы. Произведения, созданные для детей, в разные годы XX века имели свои особенности. Если в начале века в литературе господствовал единственный существующий метод – социалистический реализм и создавалась литература, почти полностью запертая в тесные рамки идеологии, то к середине столетия, она начинала включать в себя темы, свободные от коммунистической морали. Упор стал делаться на внутренний мир ребенка, а детство в произведениях перестало быть только стартовой площадкой для воспитания советского человека.

В связи с изменениями в социуме, появляется множество новых тем. Проблема резкого увеличения осиротевших и беспризорных детей в послевоенное время отразилась в творчестве детских писателей. Например, в повести Нины Артюховой (1901-1990) "Светлана" рассказывается о жизни осиротевшей девочки, вынужденной самостоятельно строить свою жизнь, учиться на собственных ошибках, несмотря на трудности помогать другим и становиться хорошим человеком. Большое место в произведениях детских писателей второй половины XX века занимает тема дружбы и школьных отношений. Взаимовыручке, преданности, товариществу и дружескому постоянству посвящены произведения Игоря Минутко (1931), Валерия Алексеева (1929-1991), Юрия Козлова (1953) (53, с. 39).

Таким образом, в детской прозе второй половины XX века намечается два противоположных направления: во-первых, стремление некоторых писателей изображать героев, не противоречащих советской идеологии, а напротив, подающих правильный пример маленьким читателям. Писатели этого направления (М.Г. Прилежаева (1903-1989), В.А.Осеева (1902-1969), З.И. Воскресенская (1907-1992)) стремились прежде всего научить. Литература прониклась назидательностью.

Во-вторых, стремление других авторов видеть в своих героях ребенка со всеми его сильными и слабыми сторонами, плохими и хорошими поступками, одним словом освободить героя от налета идеальности. Противниками слепого подчинения литературных сюжетов и образов идеологии становятся Н.Н. Носов, В.Ю.Драгунский, Ю.В. Козлов (русский писатель 1953), С.Б. Ласкин (русский писатель 1930-2005), И.А. Минутко (русский писатель, историк, 1931), О.В. Перовская (детская писательница, 1902-1961), М.Г. Львовский (русский поэт-песенник, драматург, сценарист, 1919-1994), призывавшие обращаться только к внутреннему миру ребенка, к его непосредственности, к проблемам, волнующим детей на разных этапах развития (53, с. 44).

Во второй половине XX-го века начинают также создаваться легкие, шуточные произведения, имеющие своей целью развлечь маленького читателя, преобразить реальный мир. Представителями этого нового направления стали И.М. Пивоварова (русская детская писательница, иллюстратор, 1939-1986), Г.Н. Демыкина (русская писательница 1925-1990). Большое место в творчестве отдельных писателей стала занимать сказка. Изображение выдуманных героев и волшебных стран становилось необходимым из-за тотального контроля. Правда скрывалась с помощью придуманных персонажей, а реальный мир становился прототипом волшебного (53, с. 43).

Отечественная проза для юных читателей прошла долгий плодотворный путь развития. На рубеже третьего тысячелетия можно с уверенностью сказать, что лучшие образцы книг для юных читателей поднимаются до высот подлинного искусства. Расцвет российской детской прозы начинается в переломный период отечественной истории - в 20-30-е годы. Именно тогда были заложены основы поистине новой книги для юных читателей (58). 

 

2. «ШКОЛЬНАЯ» ПРОЗА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА: ПРОБЛЕМАТИКА, СИСТЕМА ОБРАЗОВ, ИМЕНА.

 

2.1. Н. Носов как классик  детской литературы.

 

Родился Н. Носов 23 ноября 1908 года в Киеве, в семье актера. Вскоре семья, состоящая из матери, отца и двух сыновей, переехала в поселок Ирпень, расположенный в двадцати пяти километрах от Киева.

Окончив семилетнюю школу в 1924 году, писатель начал зарабатывать деньги. Работал на кирпичном заводе, километрах в десяти от Ирпеня: вывозил шлак из печки для обжига кирпича, и называлась эта должность – мусорщик. Работал и учился. Учился самостоятельно по программе средней школы. Мечтал поступить в институт, и эта мечта стала основным в тогдашней жизни. Но было и другое: увлечение фотографией, например. Все, что делал Носов уже в те годы, делал безоглядно, отдаваясь целиком. Начав заниматься фотографией, тратит все деньги на нее, и поступать в институт решил на фотокиноотделение. Это был Киевский художественный институт. А через два года, в 1929, Носов перевелся в Московский государственный институт кинематографии. 

Закончив его, почти двадцать лет, с 1932 по 1951, работал в кино. Был режиссером мультфильмов, научных и учебных картин. Во время Великой Отечественной войны снимал, как режиссер, военно-технические фильмы. В 1943 году за заслуги в деле боевой подготовки танковых сил Красной Армии был награжден орденом Красной Звезды.

В литературу, как говорил и писал Н.Н.Носов, пришел он случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников

Писать начал в 1938 году. В сентябрьском номере журнала «Мурзилка» был напечатан первый рассказ Носова – «Затейники». Затем рассказы приняты журналами «Костер», «Затейник», газетой «Пионерская правда». Работа в детской литературе постепенно становилась основным делом.  1952 году за повесть «Витя Малеев в школе и дома» Носову была присуждена Государственная премия СССР, а в 1969 году за трилогию о Незнайке – Государственная премия РСФСР имени Н.К. Крупской. В 1967 году писатель награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В послевоенные годы один за другим выходят сборники его рассказов: «Тук-тук-тук», (1945); «Ступеньки» (1946), «Веселые рассказы» (1947) и повести: «Витя Малеев в школе и дома» (1952), «Веселая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950) и др. Книги писателя получили широкое распространение в нашей стране и за рубежом; когда в 1957 г. были опубликованы сведения о произведениях, наиболее часто переводившихся на иностранные языки, оказалось, что имя Н.Н. Носова занимает одно из первых (70, с. 54).

В 1972 году вышло любопытнейшее писательское исследование Н.Н. Носова «Повесть о моем  друге Игоре». Это — вдумчиво проведенное, изящно представленное читателям изучение интеллектуального, духовно-; го роста ребенка от первого года жизни до шести лет включительно. Читать книгу интересно каждому, а учителю профессионально полезно. Полезно это и с детьми читать вместе (дома, в школе), и самим детям самостоятельно — работает эффект заражения. Ребенок невольно сравнивает себя с реакциями героя, свои речевые возможности со  словами, с речью Игоря и закономерно сам развивается... Нам  же здесь, опираясь на художественный дневник дедушки   Николая Николаевича Носова, надо сказать следующее об  эстетике его творчества.

Покоряет более всего осознанное признание не только   равноправия детей и взрослых, но и приоритета детства   как этапа в становлении человека и как условия полноценной жизни взрослых. Не только в личном, но и в футурологическом, социальном, культурологическом плане. Писатель   анализировал силу и богатство «волшебной страны» детства еще в начале своего творческого пути.

Одним из центральных объектов «производственной» направленности литературы для детей в 50-е годы был учебный процесс, ибо учение — главная трудовая деятельность учащегося человека. В главе первой данного раздела сказано: в эти годы возникла и теоретическая концепция «школьной повести». Н.Н.Носов и в этом направлении проложил свой путь. Его повесть «Витя Малеев в школе и дома» (1951) была художественным открытием огромных творческих потенций таланта писателя и найденного им подхода к художественному раскрытию процесса школьного учения. Во-первых, с позиций анализа его воспитательной направленности, значимости для образования нового человека — творца, человека своего времени, вобравшего в себя все то лучшее, что было создано в предыдущие века и тысячелетия. Во-вторых, с позиций выявления разнообразных связей учебно-воспитательного, то есть всего образовательного, процесса как части общекультурного развития общества — проявления школьных дел в аспекте данной конкретно-исторической ситуации. В третьих, с позиций движения самой системы школьной и внешкольной учебной и воспитательной деятельности как этапа в истории отечественной культуры и образования. Редкостная удача Н. Носова, создавшего повесть о Вите Малееве, позволяет сказать еще и еще раз: в искусстве успех определяется не материалом, на основе которого создано произведение, а именно талантом интеллигентного, любящего детей творца. Материал повести очень обычен: пионерские сборы, нравственные разговоры учителя с учениками. Ничего исключительного. А повесть интересна была тогда, в 50-е годы, увлекательна и сегодня, потому что в произведении нарисована реальная, непридуманная жизнь обычных живых, инициативных мальчишек. Потому что раскрыты их характеры в динамике, показаны такие искренние, иногда наивные, а иногда и сложные мотивы их действий. Витя Малеев и его друзья симпатичные люди. Они надежны, хотя далеко не паиньки (95).

Еще в дошкольном возрасте большинство детей знакомятся с «Фантазерами» Н.Н.Носова. Мальчишки в этом рассказе соперничают в выдумках. При этом, как и в советах Кости Шишкина, каждая выдумка должна иметь правдоподобное обоснование. Обращение к фантазии свойственно было человеку извечно. На этом основано народное творчество всех видов и жанров.

В 50-годах издаются романы: сказки, объединенные в трилогию «Приключения Незнайки», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». В 1961 году выходят юмористические новеллы «Приключения Коли Клюквина», где автор высмеивает не только детские недостатки, но и пороки взрослых. Уважение к личности ребенка — отличительная черта прозы Носова. В 1971 году публикуется «Повесть о моем друге Игоре». Воспоминания о семье и детстве нашли отражение в художественно-мемуарной повести «Тайна на дне колодца» (1977г.). Созданы кинофильмы по киносценариям Н. Носова: «Два друга», Дружок», «Фантазеры», «Приключения Коли Клюквина», пьесы «Незнайка учится», «Незнайка — путешественник», «Незнайка в Солнечном городе». Носов в своих произведениях выступает и как популяризатор знаний политехнических, экономических: знакомя детей с житейскими правилами, он подает их так, что полезные и интересные знания приходят к читателям как бы сами собой (2,с.272).  
 Обобщая творческий путь Н. Носова, можно назвать три его этапа: первый – юмористические рассказы и повести, второй – сказочная трилогия о Незнайке, третий – автобиографические повести. 

Информация о работе Тема школы и воспитания в русской литературе второй половины XX века (Н. Носов, В. Драгунский, Ю. Коваль, В. Голявкин)