Структура персонажей в произведении Корнеля "Цинна, или милосердие Августа"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Темой данной курсовой работы является «структура персонажей в произведении Корнеля «Цинна, или милосердие Августа»».
Творчество Корнеля – одно из крупнейших достижений французской литературы. Его творчество нашло широкий отклик во всем мире, и наша страна так же не стала исключением. Изучением творчества Корнеля занимались такие ученые, как: Н. Сигал, Н.И. Балашов, С. С. Мокульский, Н.П. Козлова, С. Д. Артомонов и другие.

Содержание работы

I. Введение……………………………………………………………………….....стр.3
II. Основная часть……………………………………………………………….....стр.6
Теоретическая часть
1. Классицизм………………………………………………………………………стр.6
1.1 Классицизм……………………………………………………………..стр.6
1.2 Исторические корни классицизма………………………………….....стр.6
1.3 Основные правила классицизма……………………………………....стр.8
2. Основные понятия, затрагивающиеся в работе……………………………….стр.9
Аналитическая часть
1. Основные персонажи Трагедии «Цинна, или милосердие Августа»……….стр.11
2. Анализ каждого литературного персонажа…………………………………...стр.12
2.1. Ливия…………………………………………………………………...стр.12
2.2. Октавиан Август……………………………………………………….стр.13
2.3. Максим………………………………………………………………….стр.14
2.4. Эмилия и Цинна……………………………………………………….стр.15
2.5. Фульвия………………………………………………………………....стр.16
2.7. Эвфобр ………………………………………………………………….стр.17
3. Выводы…………………………………………………………………………....стр.18
III. Заключение……………………………………………………………………...стр.19
IV. Список использованной литературы………………………………………….стр.20

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 49.10 Кб (Скачать файл)

Содержание

I. Введение……………………………………………………………………….....стр.3

II. Основная часть……………………………………………………………….....стр.6

Теоретическая часть

1. Классицизм………………………………………………………………………стр.6

1.1 Классицизм……………………………………………………………..стр.6

1.2 Исторические корни классицизма………………………………….....стр.6

1.3 Основные правила классицизма……………………………………....стр.8

2. Основные понятия, затрагивающиеся  в работе……………………………….стр.9

Аналитическая часть

1. Основные персонажи  Трагедии «Цинна, или милосердие Августа»……….стр.11

2. Анализ каждого литературного  персонажа…………………………………...стр.12

2.1. Ливия…………………………………………………………………...стр.12

2.2. Октавиан Август……………………………………………………….стр.13

2.3. Максим………………………………………………………………….стр.14

2.4. Эмилия и Цинна……………………………………………………….стр.15

2.5. Фульвия………………………………………………………………....стр.16

2.7. Эвфобр ………………………………………………………………….стр.17

3. Выводы…………………………………………………………………………....стр.18

III. Заключение……………………………………………………………………...стр.19

IV. Список использованной литературы………………………………………….стр.20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Темой данной курсовой работы является «структура персонажей в произведении Корнеля «Цинна, или милосердие Августа»».

Творчество Корнеля –  одно из крупнейших достижений французской  литературы. Его творчество нашло  широкий отклик во всем мире, и наша страна так же не стала исключением. Изучением творчества Корнеля занимались такие ученые, как: Н. Сигал, Н.И. Балашов, С. С. Мокульский, Н.П. Козлова, С. Д. Артомонов и другие.

  Основным жанром классицизма стала трагедия, изображавшая возвышенных героев  и идеализированные страсти. В соответствии с рационалистическим подходом классицистов к произведению искусств фантазия зрителя, его эмоциональное сопереживание в расчет не принимались и рассматривались только чувственное восприятие и его рассудочное осмысление. Таким образом, формируется пресловутый признак трех единств – единство времени, места и действия, который был впоследствии сформулирован французским драматургом Жаном де Ла Таем.

Корнель – один из гениальных писателей, утвердивших своим творчеством  классицистическую художественную систему, - не является ее первооткрывателем. Пьер Корнель также был создателем французского трагедийного театра. По словам Н.П. Козловой, в корнелевских образах всегда присутствует четкость нравственных критериев. Сохраняется эта четкость и в изображении поступков героев. Корнель сосредоточил внимание на небольшой группе персонажей – людей смелых дерзаний и широкого взгляда на судьбы Рима, выбрав  в качестве сюжета заговор против римского императора Октавиана Августа. Это «римские характеры», вписанные в соответствии с правилами  классицистической системы и со сложившейся уже манерой писателя.1

Н. И. Балашов так писал о произведении Корнеля: «В трагедии «Цинна» нет (разве за исключением стойкой римлянки Эмилии) положительных героев. Как положительных героев нельзя рассматривать ни задумавших против августа заговор патрициев – двойственного нерешительного Цинну и предавшего товарищей Максима, ни тем более самого императора августа, запятнанного многими преступлениями».2

Внешняя композиция «Цинны»  знаменует дальнейший шаг в сторону  классической простоты и стройности: сюжетное развитие как таковое почти  исчезает, внешние события и поступки вытеснены рассуждениями, монологами, раскрывающими внутреннюю борьбу героев. Что свидетельствует о дидактической цели трагедии.

Н. Сигал в своем труде говорит о том, что «В этой трагедии Корнель последовательно развивает рационалистическую концепцию «разумной» воли и «неразумных», «неизменных» страстей, расшифровывая эти морально-политические понятия <…> этой концепцией и определяется характер и поведение героев «Цинны», а следовательно, и развитие действии трагедии».

Следуя дальше критической  работе Н. Сигал, можно сказать, что все трое заговорщиков, замышляющих убийство Августа, – слабый, колеблющийся, нерешительный Цинна, его возлюбленая Эмилия, коварный, вероломный Максим – действуют не столько из бескорыстных республиканских убеждений, сколько по личным мативам: Эмилия жаждет мести за своего Отца, казненного Августом, Цинна же и Максим стремятся оба заслужить любовь Эмилии, содействуя её мести. Таким образом, можно сказать, что малодушие и безволие республиканцев объясняется тем, что «…ими руководит не сверхличный, осознанный, «разумный» долг, а «неразумная» индивидуалистическая страсть.»3 Мысль Корнеля в Цинне ясна: только с помощью милосердия монарх сможет укрепить свою власть, «упрочнить свою популярность»4 в народе и этим положить конец мучительным для страны гражданским войнам и заговорам. Во имя этого блага он должен пренебречь своими личными страстями (страхом за свою жизнь, честолюбием, злобой и местью). Внутренняя борьба Августа кончается победой разумного начала, победой государственной мудрости над личными страстями. Опираясь на критические статьи Н. Сигал, можно сделать вывод о том, что образ Августа – это идеализированный абстрактный образ государя, каким он должен быть. Что касается образа Эмилии, то он особняком стоит в данной трагедии. В большинстве своем, Корнель руководствовался конкретными наблюдениями над характерами и психологией своих современников – участников аристократической оппозиции. «Подобно женщинам-фрондеркам, возлюбленная Цинны сосредотачивает в своих руках нити заговора. Она целиком погружена в мир политических  страстей и интриг, не останавливается перед тем, чтобы использовать любовь как орудие в политической борьбе. Именно благодаря образу Эмилии «Цинна», несмотря на свою монархическую направленность, имел бурный успех в салонах фрондеров».5 Что касается трактовки образов заговорщиков – Эмилии, Цинны, Максима – ощущается глубокое внутренне противоречие, с одной стороны Корнель сочувствует изображая их слабыми, колеблющимися (Цинна), вероломными (Максим), мстительными (Эмилия), с другой стороны, он наделяет их зажигательным, покоряющим красноречием.6

Цель работы состоит в  изучении структуры персонажей трагедии Корнеля «Цинна, или милосердие Августа».

В соответствии с поставленной целью в ходе исследования решаются следующие задачи:

  1. Изучить работы по заданной теме
  2. Проследить творчество автора
  3. Выявить место данного произведения в литературном мире
  4. Выяснить, как проявляется структура персонажей в данной трагедии

Подводя итог и изучив работы по данной теме, можно сделать следующие выводы:

во-первых, исследования творчества писателя Корнеля носят обзорный характер, примером могут послужить работы таких ученых, как А. Л.  Штейн, С. Д. Артамонов;

во-вторых, творчество Пьера Корнеля изучено достаточно хорошо, но большего внимания удостоены его другие работы, такие как «Гораций» и  «Сид», нежели «Цинна», удостоверится в этом мы можем проанализировав работы Н. Сигал, Н. П. Козловой, А.Л. Штейна;

в-третьих, при том, что мысли ученого Н.И. Балашова представляются очень интересными и ценными для осмысления книги Корнеля «Цинна, или милосердие Августа», нужно отметить их неразвернутость: автор по большей части только ставит проблему, не доказывая ее анализом художественного материала. Отчасти этот пробел восполняет критика Н. Сигал, которая по нашему мнению оказалась самой продуктивной.

  Исходя из этого, научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые полностью освещена заданная тема, так как специальных работ полностью посвященных ей не было.

 Актуальность работы состоит во внимании к структурным особенностям персонажей текста.

 

II. Основная часть

Теоретическая часть

1. Классицизм

1.1 Классицизм

 

Классицизм - это одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. В театральном искусстве это направление утвердило себя в творчестве, прежде всего, французских авторов: Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера.

Вершиной классицизма  в трагедии стали произведения французских  поэтов П.Корнеля (Сид, Гораций, Никомед), которого называли отцом французской  классической трагедии и Ж.Расина (Андромаха, Ифигения, Федра, Гофолия). Своим творчеством  эти авторы при жизни вызвали  горячие споры по поводу неполного  соблюдения регламентированных классицизмом правил, но возможно, именно отступления  сделали произведения Корнеля и  Расина бессмертными. О французском  классицизме в его лучших образцах А.И.Герцен писал, что мир, имеющий свои пределы, свою ограниченность, но и имеющий свою силу, свою энергию и высокое изящество.7

 

1.2 Исторические корни классицизма.

 

История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и  наивысшего подъема театрального искусства  в стране. Классицизм продолжает плодотворно  существовать и в 18 – начале 19 вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Как художественная система  классицизм окончательно сложился в 17 в., хотя само понятие классицизм родилось позже, в 19 в., когда ему объявили непримиримую войну романтики.

«Классицизм» (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») предполагал  устойчивую ориентацию нового искусства  на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность  и с эстетическими концепциями  эпохи Возрождения, которые ориентировались  на античность.

Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские  классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся  на основы рационалистического мышления 17 в. Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры – оду, трагедию, эпос и  низшие – комедию, сатиру.

Законы классицизма характернее  всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего  требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у  классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего  с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.

Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами  и страстями – основа эстетики классицизма, которая существенно  отличается от концепции героя, принятой в эпоху Возрождения, когда провозглашалась  полная свобода личности, а человек  объявлялся «венцом Вселенной». Однако ход исторических событий опровергал эти представления. Обуреваемый  страстями, человек не мог определиться, найти опору. И только в служении обществу, единому государству, монарху, воплощавшему силу и единство своего государства, личность могла самовыразиться, утвердиться, пусть ценой отказа от собственных чувств. Трагическая  коллизия рождалась на волне колоссального  напряжения: горячая страсть сталкивалась с неумолимым долгом (в отличие  от греческой трагедии роковой предопределенности, когда воля человека оказывалась  бессильной). В трагедиях классицизма  разум, воля были решающими и подавляли  стихийные, плохо управляемые чувства.8

 

 

 

 

1.3 Основные правила классицизма

 

И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать  ее нравы, просветлять чувства. В  трагедии театр учил зрителя стойкости  в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного  поведения. Герой, как правило, царь или мифологический персонаж являлся  главным действующим лицом. Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался  в пользу долга, даже если герой погибал  в неравной борьбе.

В 17 в. господствующей стала  идея, что только в служении государству  личность обретает возможность самоутверждения. Расцвет классицизма был обусловлен утверждением абсолютной власти во Франции, а позже и в России.

Важнейшие нормативы классицизма  – единство действия, места и  времени – вытекают из тех содержательных предпосылок, о которых шла речь выше. Чтобы точнее донести до зрителя  мысль и вдохновить на самоотверженные  чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину цельности. Требование единства времени было тесно  связано с единством действия, и в трагедии не происходило много  разнообразных событий. Единство места также толковали по-разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов. Особо смелые реформаторы решались растянуть действие на тридцать часов. Трагедия должна иметь пять актов и быть написана александрийским стихом (шестистопным ямбом).9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные понятия, затрагивающиеся в работе

 

Трагедия - это драматическое произведение, в основу сюжета которого положен особенно острый конфликт между стремлениями человека и невозможностью их воплощения в реальности. Основная форма конфликта классицистической драмы - это конфликт между личными чувствами человека и его гражданским долгом. Именно для жанра трагедии теорией классицизма были разработаны жесткие требования, которые четко диктовали правила ее художественной построения. Основу этих требований составлял так называемый закон трех единств: единства места, единства времени и единства действия. Это означало, что все события пьесы должны происходить в одном месте, в течение одних суток и сосредотачиваться вокруг главного героя в одной сюжетной линии. Главную сюжетную линию нельзя было усложнять параллельными действиями и эпизодами. Интрига, положенная в основу сюжета, должна была начинаться сразу, стремительно разворачиваться и логически завершаться.10

Информация о работе Структура персонажей в произведении Корнеля "Цинна, или милосердие Августа"