Состав и структура цены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цены играют важную роль не только в экономике в целом, но и в деятельности отдельных предприятий, так как от их уровня зависят результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в определении рынков сбыта продукции, объемов инвестиций, а также целесообразности производства товаров или услуг, при расчете издержек производства.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Определение цены 4
Глава 2. Состав и структура цены 5
Глава 3. Виды цен 6
Заключение. 24
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

ценообр.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«РОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ ТЕКСТИЛЬНОЙ И  ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» 

Филиал  ГОУ ВПО «РосЗИТЛП» в г. Омске 
 

Кафедра экономики и бухгалтерского учета 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

по дисциплине: Ценообразование

на тему: «Состав и структура цены»

выполнила:

специальность:

консультировал: Кривко С.Б.

подпись преподавателя, принявшего работу:__________________________________ 
 
 
 
 
 

г. Омск – 2008

 

Содержание

 

    Введение

    Суть  рыночных отношений - производители  и продавцы должны действовать на свой страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды и др.). Цена играет первостепенную роль в этой системе. Если цена денежное выражение стоимости товара, то стоимость товара - овеществленный в нем труд. При совпадении спроса на товар с его предложением в условиях товарно-денежных отношений цена соответствует стоимости.

    Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности. В условиях рыночных отношений ценообразование играет особую роль. Торговые предприятия, переходя на рыночное ценообразование, нередко формируют ошибочную ценовую политику, пытаясь продать товар как можно дороже. При этом многие цены назначают без учета требований рынка и недостаточно структурируют их по отдельным видам товаров и сегментам рынка.

    Цены  играют важную роль не только в экономике в целом, но и в деятельности отдельных предприятий, так как от их уровня зависят результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в определении рынков сбыта продукции, объемов инвестиций, а также целесообразности производства товаров или услуг, при расчете издержек производства.

 

    Глава 1. Определение цены

    Общепризнанное  определение такой сложной экономической  категории, как цена, отсутствует  и в настоящее время. К наиболее часто используемым определениям можно отнести следующие:

  • цена определяется издержками производителя и искусством менеджера;
  • цена представляет собой количество денег, уплачиваемых за данный товар.

    Цена — один из важнейших показателей экономической эффективности коммерческой деятельности предприятия, поэтому является фактором его выживания.

    С другой стороны, цена — важнейший  критерий принятия потребительских  решений, следовательно, элемент конкурентоспособности  и имиджа фирмы. При этом следует  учитывать, что цена служит определяющим, базовым мотивом покупки.

    Сущность цены как правовой категории четко закреплена в Гражданском кодексе РФ.

    В его первой части выделена специальная  статья, определяющая особенности современной  практики ценообразования (ст. 424). Прежде всего, эта статья утверждает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Этим подтверждается практика применения в России свободных рыночных цен, т. е. определяемых спросом, потребностями, покупательной способностью, конкуренцией и другими экономическими факторами, а не централизованно утвержденных государственными органами.

    В то же время подчеркивается, что  в предусмотренных законом случаях  применяются цены, устанавливаемые  или регулируемые соответствующими государственными органами. Государство оставляет за собой право в установленных законом случаях участвовать в ценообразовании.

 

    Глава 2. Состав и структура цены

    Любая цена состоит из определенных элементов. При этом в зависимости от вида цен и характера обслуживаемого оборота этот состав может меняться, так как в цену входят различные элементы. Набор элементов, выраженных в стоимостных единицах измерения, будет представлять состав цены. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или в долях единицы, представляет собой структуру цены. Пропорции между элементами цены подчиняются рыночным закономерностям, зависят от конъюнктуры рынка, одновременно испытывают регулирующее воздействие государства в виде налоговой политики и административного регулирования уровня цен.

    Схема формирования розничной цены имеет  следующий вид.

     При рассмотрении структуры цены отметим, прежде всего, отпускную (оптовую) цену предприятия — это цена изготовителя продукции, по которой он реализует произведенную продукцию потребителям. Реализуя свою продукцию, предприятия должны возместить издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволяла бы им функционировать в условиях рынка. При этом оптовая цена предприятия по своему составу состоит всегда из себестоимости и прибыли. Отпускная же цена может быть с акцизом (если рассматривается подакцизный товар), с НДС и без НДС.

 

    Глава 3. Виды цен

    Система цен характеризует взаимосвязь  и взаимоотношение различных видов цен, состоит из элементов, в качестве которых рассматриваются как конкретные цены, так и определенные их группы.

    В системе цен каждая отдельная  цена и каждая группа цен находится  во взаимосвязи со всеми другими  ценами. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как это повлечет за собой изменения в целом ряде цен. Это обусловлено единым процессом формирования затрат на производство, взаимосвязью и взаимозависимостью всех элементов рыночного механизма хозяйствования и всех субъектов, действующих на рынке.

    В зависимости от признака, положенного  в основу классификации, можно рассматривать  различные классификации цен.

    По характеру обслуживаемого оборота:

  • оптовые цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям или сбытовым организациям, обычно крупными партиями (оптом);
  • закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий или у фермеров; по характеру сделок их также можно отнести к оптовым ценам;
  • розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению;
  • сметная стоимость — цена, по которой оплачивается продукция строительства (здания, сооружения);
  • - цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (грузовые транспортные тарифы) и розничной (пассажирские тарифы).

    По степени регулирования:

  • свободные цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения в соответствии с конъюнктурой рынка;
  • фиксированные цены или тарифы, устанавливаемые на определенном уровне;
  • регулируемые цены — цены, в отношении которых соответствующие государственные органы управления устанавливают какие-либо ограничения. Как правило, регулируемые цены устанавливаются государством на продукты, товары и тарифы социального назначения, допускаются изменения цен в некоторых пределах. Регулирование цен может также осуществляться с помощью установления предельного уровня рентабельности или предельных коэффициентов изменения цен;
  • гарантированные цены. Их поддержание обеспечивается государственным финансированием. В России с 1995 г. введены в действие гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд (в федеральный и региональный фонды), в тех случаях, когда свободные рыночные цены оказываются ниже уровня гарантированных;
  • рекомендуемые цены устанавливаются на важнейшие виды продукции; такая практика имеет место в некоторых западных странах. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендуемые;
  • залоговые цены выполняют функции минимальных гарантированных цен. Например, они защищают фермеров в США в условиях, когда рыночные фермерские цены падают ниже их уровня, гарантируя минимальный уровень дохода от реализации сельскохозяйственной продукции на рынке.

    По времени действия:

  • твердые (постоянные) цены, которые не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному соглашению или контракту, обычно в договоре делается оговорка: «цена твердая, изменению не подлежит»;
  • текущие цены, по которым осуществляется поставка продукции в данный период времени. Они могут меняться в рамках одного контракта и отражают состояние рынка;
  • скользящие цены устанавливаются на изделия, требующие длительного срока изготовления. В договоре устанавливаются исходная цена И порядок внесения поправок в случае изменения ценообразующнх факторов (издержек производства) за период, необходимый для их изготовления. Эти виды цен широко используются в международной торговле. Возможен вариант, когда установлен предел в процентах к договорной цене, в рамках которого пересмотр цены не производится; этот предел называется лимитом скольжения. Например, цена может быть пересмотрена не более чем на 20% от общей суммы затрат. Скольжение также может распространяться не на всю сумму затрат, а на определенные виды затрат, указанные в договоре;
  • сезонные цены действуют в течение определенного периода времени;
  • ступенчатые цены представляют собой ряд последовательно снижающихся (повышающихся) цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.

    По формам продаж:

  • контрактные (договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон;
  • биржевые котировки — уровни цен товаров, реализуемых через биржу; биржа способствует формированию оптовых рыночных цен на массовые качественно однородные стандартизированные товары;
  • цены ярмарок и выставок (часто льготные);
  • аукционные цены отражают ход продаж на аукционе; могут быть открытые аукционные торги и тендерные;
  • трансфертные цены применяются при реализации продукции между подразделениями одной фирмы или разных фирм, входящих в одну ассоциацию.

    По степени обоснованности:

  • базисные цены применяются в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия; они представляют собой фиксированные в соглашениях или прейскурантах цены товаров с определенными качественными параметрами;
  • справочные цены публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах; они используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию пли при анализе уровней и соотношений цен;
  • прейскурантные цены представляют собой вид справочной цены и публикуются в прейскурантах фирм-продавцов;
  • расчетные цены применяются в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам;
  • фактическая цена сделки учитывает применение различных надбавок и скидок к базисной цене.

     По условиям поставки и продажи, в том числе по способу отражения транспортных расходов:

  • цена-нетто — цена на месте купли-продажи;
  • цена-брутто (фактурная цена) определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера подтоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида «франко» и условий страховки).

    Цены  зависят от вида «франко» определяющего, кто несет основные транспортные расходы по доставке груза: покупатель или продавец. Термин «франко» показывает, до какого пункта на пути продвижения  товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы.

Информация о работе Состав и структура цены