Шпаргалка по "Зарубежной литературе 19 века"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Зарубежной литературе 19 века"

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 158.08 Кб (Скачать файл)

После неудачи « Искушения  Святого Антония» друзья Флобера  посоветовали ему взять сюжет  из обыденной жизни. Так возник замысел  « Госпожи  Бовари», который, основываясь на традиции Бальзака, создавал новый тип реализма, претендующего на объективность в передаче окружающего мира. Трудности работ над романом отмечены Флобером в целом ряде писем. « Будь прокляты они, простые сюжеты!», - жаловался он Луизе Коле. Простые сюжеты очень трудно передавать без пафоса, без героев, трудно передавать так,  чтобы ни единое слова не выбивалось из принятого стиля.

Роман « Госпожа Бовари» стал новым словом во французском и европейском искусстве.  Это книга о будничной жизни, где сюжет  почти невидим. Но одновременно это одна из трагедий,  которые постоянно происходят в обыденной действительности. У романа – многозначительный подзаголовок «провинциальные нравы».  Однако для Флобера « Нет провинций – есть Франция». В романе, начатом после смерти Бальзака он развивает его принципы: история главной героини, по имени которой назван роман, даёт возможность увидеть зависимость её характера от воззрений и обычаев среды, а так же самую среду, имеющую в романе не меньшее значение. То, что это роман о нравах, подтверждает и композиция: начавшись с рассказа о Шарле Бовари, он завершается рассказом об аптекаре Оме. Эмма появляется только во второй главе, а после её смерти, следуют ещё три главы, где автор рисует лицемерие церковников, пустоту церковного обряда,  самодовольство и карьеризм Оме. Шарль,  ничтожный в своей зависимости от внешних факторов,  усвоенных от Эммы,  после её смерти возвышается над всеми своим умением любить и страдать.

Флобер ставил перед собой  труднейшую задачу – « Передавать пошлость точно и в то же время  просто», а для этого он меняет тип композиции, сложившийся до него. Особенно большее место он отводил  экспозиции – 260 страниц, на основное отводил  лишь 120-160, а на заключительную, смерть Эммы, описание похорон и горе мужа - 60. Таким образом, описательная часть  была бы в два раза больше, нежели изображение самих событий.

В экспозиционную часть описания входило изображение воспитания Эммы. Шарлю присущи душевная инертность и тупость восприятия.  Воспитание Эммы намного сложнее,  оно включает и монастырь и первый период после замужества, куда входит посещение бала в замке. Здесь автор намекает на всё то, что должно позднее проявится в характерах героев. Неестественная изоляция от реальной жизни развила в здоровой от природе деревенской девушке меланхолию и экзальтацию. Тяга к реальности выражалась лишь посредством чтения книг, где только и было, что любовь, любовники, любовницы…лошади, которых загоняли на каждой странице.  Но героиня не замечала неестественности, иронически подчёркнутой автором. Набор фальшивых красивостей привёл Эмму к перестановке внешнего и внутреннего, к предпочтению формы содержанию.  Париж привлёк её романами Эжена Сю, аристократическим Булонским лесом, описанием изящной мебели. Эмма смешивала чувственные утехи с сердечными радостями, изысканность манер с тонкостью души, стремясь к любви, о которой она читала в романах, она радуется тому, что у неё есть любовник, не делая разницы между понятием « любить» и « Иметь любовника». Флобер показывает постепенное нравственное падение своей героини, и если в начале романа Флобер заставил Шарля поразиться открытому, смелому и доверчивому взгляду Эммы, то в конце «вся её жизнь превратилась в сплошную ложь».

Трагедия Эммы в том, что  пошлой жизни она противопоставляет  пошлые идеалы, не понимая их пошлости. Будучи писателем второй половины 19 века, стремясь включить писателя в  творческий процесс, Флобер обращается к символизму. Символичной становится встреча Эммы с нищим  калекой.  Смысл его фривольной песенки  с каждой поездкой Эммы в Руан всё  более выявляет сущность трагедии нравственного  падения главной героини.

 

  1. Анализ романа Г. Флобера (Саламбо», 
     
    Флобер вошёл в литературу как создатель объективного романа, в котором автор, по его словам, должен быть подобен богу – создать свой мир и уйти из него, т.е. не навязав своих оценок читателю. Взгляды писателя сформировались в 40вых годах. В основе их лежит учение Спинозы: его этика, его пантеизм оказываются близки писателю, а также мысль о причинной зависимости всех явлений друг от друга. Фаталистический характер этой зависимости усвоил и Флобер.  Фатализм – это своеобразный  механический детерминизм. Идеи Спинозы в интерпретации фатализма Флобера приобретают черты мыслей Вико об отсутствии социального развития общества. Увлечение Востоком и мыслями Спинозы о единстве духовного и физического человека и природы обратили взор писателя к историческому роману из эпохи Пунических воин. Его события отнесены  к 3 веку до н.э., место действия – Карфаген. В « Саламбо» возникают завораживающие картины жизни и быта древнего города, полные « гармонии  несвязных явлений». Автор как романтик упивается буйством  картин и красок юга, но как всегда, перед ним стоит задача правдивого воспроизведения действительности,  психологической  достоверности характеров.  Причинно – следственные связи находит он и в воссозданном им мире.  « Саламбо» - роман исторический. Принимаясь за работу  над ним, Флобер перечитал сотни томов специальной литературы. Сам он своё произведение называл археологическим. В романе он изобразил катастрофический момент в истории Карфагена, используя при этом достижения Вальтера Скотта, и одновременно  воспроизвел переломный этап в развитии сознания правителей Карфагена, выступив как реалист – аналитик. Всё это он подчинил « единству колорита» и верности психолгии, чего не было у его предшественников.  Свои отступления от исторических источников он считал принципиально возможными – не потому ли была избранна столь далёкая эпоха? Главной идейной задачей автора  стало опять, как у романтиков, воспроизведение извечной борьбы в мире добрых и злых начал. В романе они представлены как культ богини Танит – покровительницы жизни и любви и культ Молоха – бога войны и разрушения.  Не смог и не захотел писатель уйти от изображения низости политических деятелей: в романе о далёком прошлом члены совета республики, бесчестные, коварные, корыстолюбивые и жестокие, списаны с современных Флоберу деятелей.

В центре романа – фигура женщины.  Саламбо представляет собой существо столь чистое и естественное, что даже само чувство любви к Мато она не может назвать этим словом, но умирает, будучи не в состоянии пережить смерть любимого.  Всё большее место в романе занимает воспроизведение безобразного, которое в системе эстетики 19 века, призвано передать отвратительную сущность и омерзительный внешний облик неприемлемого мира. Флобер. С присущим ему мастерством, красочно рисует картину заживо разлагающегося суффета  Ганнона,  сцены каннибализма загнанных в расселину варваров, трупы львов на крестах, распятых земледельцами, казнь Мато. Реалистически точно выполненные, они контрастируют с изысканно прекрасными одеждами Саламбо, волшебным великолепием покрывала Танит.  Флобер, не раз выступавший против романтического великолепия и « исторического реквизита» Вальтера Скотта, превзошёл в этом романе и английских, и французских авторов романтической прозы.  Однако, его роман по названным выше особенностям стиля не может быть отнесён к романтизму. Он вписывается в систему литературных траниций 19 века 

 

 
26. Социально-культурная ситуация в Англии в середине XIX в

 

Первые  произведения, в которых по-новому, в сравнении с просветительским реализмом, была раскрыта взаимосвязь  человека и среды, его формирующей, появились в Англии еще в 90-х  годах XVIII столетия.

Реализм быстро обрел в Англии силу, потому что формировался в весьма специфической  по сравнению с другими странами обстановке. Здесь романтизм не успел  еще расшатать основы просветительского  реализма, как уже начал складываться новый реализм. Иначе говоря, в  Англии критический реализм XIX в. формировался в непосредственной, ненарушенной преемственности от реализма эпохи Просвещения. Связующим звеном стало творчество Джейн Остен (1774-1817).

Произведения  Голдсмита «Векфильдский священник» (1766) и Стерна «Сентиментальное путешествие» (1767) подвели итог блистательному развитию английского просветительского романа и одновременно показали, что исторически в идейном и художественном отношении он себя исчерпал. Свой первый роман «Чувство и чувствительность» Остен начала писать в год выхода «Калеба Вильямса, или Вещей, как они есть» (1794) Уильяма Годвина. Как и Годвин, Остен делает особый акцент на нравственной стороне жизни, но, по ее представлениям, нравственное чувство не изначально присуще «естественному человеку», а вырабатывается постепенно, вследствие полученных от жизни уроков.

Свой  творческий путь Остен - по ее собственным  словам, ученица Филдинга, Ричардсона, Каупера, С. Джонсона, эссеистов XVIII столетия, Стерна - начала с резкой полемики со многими эпигонствующими школами  того времени и тем самым подготовила  почву для дальнейшего развития реалистического романа нового типа. На примере творчества просветителей  Остен выработала критерии истины и  красоты. Художник постоянно должен изучать «Книгу Природы» (Филдинг): лишь тогда он будет располагать  необходимыми знаниями изображаемого  предмета. Подобно просветителям, писательница высоко ценит Разум, который способен исправить человеческую природу.

И все  же просветительские традиции оказались  тесны для Остен. Само ее отношение  к Просвещению - это отношение  с позиций нового времени и  нового зарождающегося искусства.

Остен усвоила стиль и эстетические идеалы С. Джонсона, но не приняла его дидактизма. Ее привлекло умение Ричардсона проникнуть в психологию героя, почувствовать его настроение, но уже не удовлетворяли откровенное морализаторство писателя и идеализация положительных персонажей. Остен, современница романтиков, считает, что человеческая природа - это «смесь далеко не в равных пропорциях хорошего и дурного».

Новаторский характер произведений Остен заметил  Вальтер Скотт, назвавший ее созидательницей  «современного романа», события  которого «сосредоточены вокруг повседневного  уклада человеческой жизни и состояния  современного общества». Но Скотт, пожалуй, исключение. Творчество Остен, возникшее  в эпоху господства романтической  мысли, попросту осталось незамеченным. А некоторые ее романы читатели открыли  для себя только в пору расцвета английского реализма.

Со  страниц романов Джейн Остен  встает своеобразный, особенно непривычный  для литературы ее времени мир, в  котором нет тайн, необъяснимых случайностей, роковых совпадений, демонических страстей. Следуя принципам своей эстетики, Остен описывала лишь то, что знала. А это были не социальные и исторические катаклизмы, а обычная, внешне ничем  не примечательная жизнь ее современников. В мире ее книг властвуют эмоции, случаются ошибки, порожденные неправильным воспитанием, дурным влиянием среды. Джейн  Остен смотрит на своих героев пристально и иронично. Она не навязывает читателям моральной позиции, однако сама никогда не выпускает ее из поля зрения. Каждый ее роман можно  назвать историей самообразования  и самовоспитания, историей нравственного  прозрения. Остен ввела в роман  движение, не внешнее, которое было известно просветителям (сюжетные перипетии  «романов больших дорог»), но внутренее, психологическое.

Полученные  от жизни уроки заставляют Кэтрин Морланд («Нортенгерское аббатство») отказаться от ложных взглядов на действительность и постепенно признать, что человеку надо бояться не демонического зла, а собственных низменных страстей - корысти, лжи, глупости. В романе «Чувство и чувствительность» «романтическая идеалистка» Мэриан и излишне серьезная Элинор тоже извлекают нравственные уроки из пережитого. Элизабет Беннет и Дарси в «Гордости и предубеждении» отказываются от первых ложных, полных предубеждения взглядов на жизнь и постепенно постигают истину.

Характер  дан у Джейн Остен в развитии, или, как говорила сама писательница, «таким ни на кого не похожим и таким  похожим на других». Ей доступны тончайшие, сложные в своей противоречивости психологические нюансы, которые, тем  не менее, как она весьма убедительно  показывает, зависят от денежных отношений  и моральных законов общества.

Монотонная  череда будничных дней не кажется  скучной читателю Джейн Остен. Каждодневное, негероическое скрывает одну из самых интересных тайн жизни - тайну человеческого характера.

Романтизм и реализм, как уже говорилось, начали складываться в Англии практически  одновременно, а отсюда специфическое  для литературы страны взаимопроникновение  этих художественных систем. Исторический, реалистический роман был в значительной степени разработан романтиком Скоттом. Глубоко современное, диалектическое изображение противоречий личности мы находим в единственном романе Эмили Бронте «Грозовой перевал» (1848), теснейшим образом связанном с эстетикой романтизма. И даже в тех случаях, когда наблюдается неприятие романтической поэтики (Дж. Остен, позже У. Теккерей), романтизм оказывает весьма важное воздействие на английских реалистов.

Однако  становление английского реализма XIX в. отличается не только взаимодействием и взаимоотталкиванием эстетических систем. Это и сложный процесс, носивший далеко не всегда равномерно поступательный характер. Открытия Остен - ее драматический метод, психологизм, ирония - были утрачены в эпоху Вальтера Скотта, когда искусству было дано «историческое направление» (Белинский). И лишь в 60-80-х годах вспомнили, что у позднего Диккенса, Теккерея, у Дж. Элиот и Э. Троллопа была предшественница - Джейн Остен.

Английские  реалисты, конечно, усвоили заветы Скотта, но не столь непосредственно, как  Бальзак в «Человеческой комедии». Многие обратились к историческим произведениям (Диккенс - «Барнеби Радж», «Повесть о двух городах»; Ш. Бронте - «Шерли»; Теккерей - «Генри Эсмонд»). К восприятию этой традиции английских писателей тоже в значительной степени подготовили романтики, по-новому прочитавшие Шекспира. Они увидели в его драмах столь близкую им стихию бесконечного движения, борения страстей, смешения общественного и личного. Демократизм Диккенса в немалой степени восходит к гуманизму Шекспира. Диккенс сознательно создавал свои произведения для читателей среднего класса. Романтический пафос в расчете на такую аудиторию снижался до сентиментальности мелодрамы. А ее нередко и поныне ошибочно принимают за «вульгарность».

Осмысляя  специфику английского реализма XIX в., важно отметить, что определяло его критическое начало. Англия стала первой классической буржуазной страной, и потому совершенно закономерно, что в 30-40-е годы XIX в. ни в одной другой европейской стране различие между богатыми и бедными не чувствовалось так остро, как в Англии. В промышленности мелкое производство вытеснялось крупным, и мелкие производители превращались в наемных рабочих крупного предпринимателя.

В 1813-1816 гг. выходит сочинение Оуэна «Новый взгляд на общество, или Опыты о  принципах образования человеческого  характера». Характер человека, пишет  Оуэн, есть результат условий его  жизни и воспитания; не личность, а общество несет ответственность  за преступления; для того чтобы  человек был добрым, необходимо создать  условия, которые бы способствовали развитию лучших сторон личности. В  этом же сочинении Оуэн дает убедительную картину тяжелого материального положения рабочих, критикует социальный порядок, при котором человек теряет все человеческое и превращается лишь в придаток машины.

Информация о работе Шпаргалка по "Зарубежной литературе 19 века"