Шпаргалка по "Зарубежной литературе 19 века"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Зарубежной литературе 19 века"

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 158.08 Кб (Скачать файл)

разницу между миром природы  и человеческим миром, что обусловлено  сложным психическим и интеллектуальным устройством личности. До Бальзака Бюффон уже высказывал представление  о едином плане строения органического  мира. Писатель хочет найти законы, по которым строится человеческая система.

Бальзак, как и романтики,  тоже писал о страстях, но их направленность у него изменилась, как изменился  и качественный их состав: « мысль  или страсть, которая вмещает  мысль и чувство,  явления социальные…они и разрушительны». Бальзаковская  страсть, во-первых, стала рассудочной,  а во-вторых, определялась социальным положением человека.  Большинство  страстей в « Человеческой комедии» - это не любовь, а стремление к  богатству или власти. Если появляется настоящее чувство, не связанное  с расчётом,  обычно оно обречено на гибель.

 

Оноре Бальзак – сын  нотариуса, разбогатевшего во время  наполеоновских войн. Его романы стали  как бы эталоном реализма первой половины 19 века. Писатель буржуазии, хозяина  новой жизни. Он потому и отвернулся от утверждения В. Гюго, что "действительность в искусстве не есть действительность в жизни", и видел задачу своего великого произведения в показе не «воображаемых фактов», а в показе того, что «происходит всюду». "Повсюду" сейчас - торжество капитализма, самоутверждение  буржуазного общества. Показ утвердившегося буржуазного общества - такова основная задача, поставленная историей перед  лит-рой - и Б. ее разрешает в своих  романах.

Мысль о единой системе  произведений возникла в Бальзака в 1833 году, когда он понял,  что его  стремление дать широкую панораму жизни  Франции,  приводившее к возникновению  побочных сюжетных линий, не может быть реализовано в одном романе. Так стала складываться «Человеческая комедия» с её переходящими из романа в роман персонажами, со своим высшим светом – с маркизами д Эспар, виконтессой де Босеан, графами Ресто, герцогами де Гранлье, миом буржуа, представленных бароном Нюсинженом, банкиром Тайфером, папашей Горио,  со своими провинциальными аристократами,  а так же, такими талантливыми выходцами из третьего сословия, как Бьяншон, Давид Сешар и Люсьен Шардон, хитрой мещанкой мадам Воке ( в девичестве де (!) Конфлан), героем каторги Втореном и множеством других, которых по замыслу самого автора должно было стать не менее 2-3 тысяч.  Чтобы скрепить подобную панораму характеров, в центр повествования он ставит семью,  и семейные отношения персонажей становятся отражением социальных отношений того времени.

 Романы «Человеческой комедии» автор разместил по следующим разделам: 1) этюды нравов, куда входили сцены частной, провинциальной,  парижской, политической, сельской жизни; 2)  философские этюды; 3) аналитические этюды. Последняя часть оказалась наименее разработанной: принцип, лежавший в основе «физиологии», оказался непродуктивен для серьёзного анализа общества. Философские этюды дают представление – в общем виде – об отношении автора к творчеству ( « Неведомый шедевр»),  страстям и человеческому разуму ( « Поиски абсолюта»),  размышлениям о социальном двигателе всех событий» ( «Шагреневая кожа»). Сцены нравов в формах самой жизни воспроизводят реальную действительность,  вскрывая её подлинную её сущность. За беспристрастное изображение современности критика не раз называла Бальзака безнравственным писателем.

Основные принципы своего творчества Б. изложил в «Предисловии к «Человеческой комедии» в 1842 году. Это манифест реалистического искусства  Франции. В основе его метода лежит  научность. Бальзак, сын века Просвещения, современник биологов-систематиков, подчинил эту статью научной чёткости и доказательности. Кювье и Сент-Илер были названы им первыми. Кювье писал о причинно обусловленной зависимости всех органов организма,  Сент – Илеру принадлежит мысль о связи живого существа с его окружением, его средой: «Общество создаёт из человека, соответственно среде,  где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире».  Но писатель видит колоссальную

 

 

 

  1. Тема денег в творчестве О. де Бальзака («Отец Горио»,

 

Оноре Бальзак  – сын нотариуса, разбогатевшего во время наполеоновских войн. Его  романы стали как бы эталоном реализма первой половины 19 века. Писатель буржуазии, хозяина новой жизни. Он потому и  отвернулся от утверждения В. Гюго, что "действительность в искусстве  не есть действительность в жизни", и видел задачу своего великого произведения в показе не «воображаемых фактов», а в показе того, что «происходит  всюду». "Повсюду" сейчас - торжество  капитализма, самоутверждение буржуазного  общества. Показ утвердившегося буржуазного  общества - такова основная задача, поставленная историей перед лит-рой - и Б. ее разрешает  в своих романах.

Мысль о единой системе произведений возникла в  Бальзака в 1833 году, когда он понял,  что его стремление дать широкую  панораму жизни Франции,  приводившее  к возникновению побочных сюжетных линий, не может быть реализовано  в одном романе. Так стала складываться «Человеческая комедия» с её переходящими из романа в роман персонажами, , которых по замыслу самого автора должно было стать не менее 2-3 тысяч. Романы «Человеческой комедии» автор разместил по следующим разделам: 1) этюды нравов, куда входили сцены частной, провинциальной,  парижской, политической, сельской жизни; 2)  философские этюды; 3) аналитические этюды.

Роман « Отец Горио» знаменует новый этап в  творческом развитии Бальзака, как  и весь 1835 год. В нём за внешним  фасадом обыденности скрыты величайшие трагедии человеческой жизни. « Отец Горио» не явояется историей жизни одного персонажа – это срез жизни общества в определённый период его развития. Интересно движение романа по разделам « Человеческой комедии»: в 1843 году об был включён в « Сцены парижской жизни», на заметки автора говорят о том, что он решил поместить этот роман в « Сцены частной жизни». Путь тот же, что и у « Гобсека»: сцены частной жизни вбирают в себя большее количество фактов и явлений, они характеризуют общество в целом.

А частная  жизнь – это жизнь семей, «  Человеческая комедия», как писал  Бальзак, изображает мир через призму семьи.  Растиньяк раскрывается в письмах сёстрам и тётке, у Викторины Тайфер судьба строится на отношениях с отцом и братом,  судьба  Горио есть, по сути, судьба его двух беспутных дочерей. Истинное чувство отсутствует. Семьи связывают лишь денежные отношения. Даже отличающийся от парижской публики провинциал Растиньяк выпрашивает деньги, чтобы попасть в высший свет.

Роман создавался тогда, когда замысел « Человеческой комедии» уже сложился в сознании автора. У Бальзака  нет  другого  произведения, в котором бы соединилось  столь большое число персонажей и были бы представлены практически все слои современного ему общества. Исключение может составить лишь « Гобсек». События разворачиваются преимущественно в пансионе мадам Воке,  это парижское мещанство, где рядом с Мишоно, Пуаре появляется Растиньяк – провинциальный дворянин, а так же будущий врач Бьяншон, творческая  личность. С помощью Растиньяка читатель попадает в аристократические салоны – де Босеан и де Ресто,  через Дельфину – мы видим среду Нунсинжена -  одного из самых богатых банкиров в « Человеческой комедии». Так входит в роман группа персонажей, фактически определившая в 1820-30х годах политику Франции.  Однако Бальзаку не столь важно показать все уровни социальной иерархии, сколь продемонстрировать их сходство в восприятии жизненных ценностей и убеждений. Разнородная среда здесь превращается в монолит, где выше желания обогатиться нет ничего.

В центре повествования  находится пансион Воке. Он является своеобразным сосредоточием, может быть, даже символом социальных и моральных законов, присущих современной Бальзаку  Франции. Не случайно Растиньяк сближает суждение о законах общества виконтессы Босеан и Вторена. Каторжник, говоря о людях, понимает мир как пауков в банке, однако виконтесса сравнивает людей с лошадьми, которых можно загонять и менять на каждой почтовой станции. По существу грязны нормы жизни всех кругов общества, но дом Воке более открыто их демонстрирует.  Сделать обобщения, соединить социальные группы на уровне нравственных законов Бальзаку вновь помогают вещи. С их помощью создаются портреты, так, название пансиона Воке свидетельствует об уровне культуры хозяйки и пансионеров, или, скорее, о их безразличии к тому, что их окружает. « Семейный пансион для лиц обоего пола и прочая».  Детальное описание пансиона, где обитают герои, являющиеся обобщением самой среды, демонстрируют всю убогость существования героев, которые воспитываются в зависимости от этой среды. Внешность персонажа, его манера вести себя и даже одеваться ( юбка госпожи Воке), неразрывно связаны с тем, что их окружает.

Повествование ведётся от третьего лица, но задача Бальзака не преподнести  читателям  готовой морали, а в том, чтобы  показать, как течёт сама жизнь, как  люди воспринимают своё место в жизни, свои возможности, а это и есть то новое, что автор вносит в концепцию  романа ново века. Обилие рассуждений  персонажей, так же как масса авторских  описаний, избавляет автора от необходимости  дидактизма,  позволяя самому читателю делать выводы о нравах, царящих  в современном Бальзаку обществе Франции 19 века.

 

«Все его произведения составляют единую книгу, полную жизни, яркую, глубокую, где движется и действует вся наша современная цивилизация, воплощенная в образах вполне реальных, но овеянных смятением и ужасом, - писал В. Гюго о «Человеческой комедии» О. де Бальзака. И далее: - Изумительная книга, которую ее автор назвал комедией и мог бы назвать историей, книга, в которой сочетаются все формы и стили... Неведомо для себя самого, хотел он того или нет, согласен он с этим или нет, автор этого грандиозного и причудливого творения принадлежит к могучей породе писателей-революционеров». В романах «Отец Горио», «Евгения Гранде», «Утраченные иллюзии» Бальзак показал, что деньги - бич и кумир буржуазии - губят и растлевают таланты. Писатели Франции и других стран мира не раз разрабатывали сюжеты, намеченные Бальзаком, рассказывая о власти денег над людьми, о трагедии личности в буржуазном обществе.

Гениальность Бальзака проявлялась также в том, что он создавал необычайно живые, человеческие характеры, остро чувствуя индивидуальность каждого из своих героев и особый, свойственный каждому из них строй речи. Многие художники, например Достоевский, в молодые годы переводивший романБальзака «Евгения Гранде», учились у писателя мастерству в построении диалога, восхищались его способностью художественно обобщать, синтезировать жизненные явления.

Бальзак насытил свои произведения живыми подробностями, бытовыми деталями. Больше других современных художников он настаивал на изображении обыденных сторон человеческой жизни, на правдивом воспроизведении социальной среды. Нравственное падение людей в условиях капиталистического общества Франции нашло отражение во всех произведениях Бальзака. Писателю часто не хватало одного романа, чтобы рассказать, как сложилась жизнь какого-то героя, поэтому он переносил своих героев из одного произведения в другое, - в этом одна из особенностей построения «Человеческой комедии».

В романе «Отец  Горио» мы встречаем Растиньяка - совсем молодого человека, выходца из обедневшей аристократической семьи, приехавшего в Париж. Его наставляют «на путь истины » люди, для которых не существует ни чести, ни совести. В романе «Шагреневая кожа» Растиньяк - уже буржуазный делец, дающий «мудрые», циничные советы герою романа молодому Рафаэлю де Валентену. Трагедия отца Горио в одноименном романе Бальзака представлена как частное проявление общих законов, определяющих жизнь послереволюционной Франции, как одно из ярчайших проявлений драматизма буржуазной повседневности. История Горио при всем своем душераздирающем трагизме лишена черт исключительности. Боготворимые стариком дочери, получившие все, что он мог им отдать, и вконец истерзавшие отца своими заботами и бедами, не только бросили его одного умирать в жалкой конуре пансиона Воке, но даже не приехали на похороны. Дочери отца Горио - не изверги или чудовища, это обыкновенные люди, ничем особо не примечательные и, по сути, ни в чем не нарушающие неписаных законов этики, бытующих в их социальной среде. Обыкновенный человек и сам отец Горио, но очень необыкновенно его гипертрофированное чувство отцовства.

Отец Горио - в прошлом рабочий-вермишельщик, собравший немалое состояние благодаря ловким спекуляциям с мукой, свои деньги отдал дочерям. Одну дочь Горио выдал замуж за графа, вторую - за банкира. Отец Горио с детства потакал всем желаниям и капризам дочерей, позволяя им безжалостно эксплуатировать свое отцовское чувство, но развращенные вседозволенностью, эгоистичные Анастази и Дельфина не умеют быть благодарными: Горио оставался для них всего лишь источником денег, а когда их запасы иссякли, дочери потеряли к отцу всякий интерес. На смертном ложе старик понимает: «За деньги купишь все, даже дочерей. О, мои деньги, где они?! Если бы я оставлял в наследство сокровища, дочери ходили бы за мной, лечили бы меня. Трагическая история отца Горио разворачивается на глазах Растиньяка и становится для молодого человека, пытающегося повять мир, горьким уроком. Растиньяк живет в том же пансионе, что и отец Горио.

Растиньяк - представитель обедневшего дворянского рода, студент юридического факультета, который приехал в столицу из провинции, чтобы сделать карьеру, но благодаря старинным родственным связям ему открыт доступ в высшие сферы буржуазно-дворянского Парижа, куда Горио путь закрыт навсегда. Бальзак всесторонне показывает эволюцию молодого человека, вступающего в мир с самыми благими намерениями, но постепенно утрачивающего их вместе с юношескими иллюзиями, которые разбивает жестокий опыт реальной жизни.

Чувства Растиньяка «воспитывают» своеобразные «учителя» - виконтесса де Босеан и беглый каторжник Вотрен. Виконтесса учит Растиньяка: для того чтобы завоевать положение в обществе, нужно исследовать «всю глубину испорченности женщин», измерить «степень жалкого тщеславия мужчин... чем хладнокровнее вы будете рассчитывать, тем дальше вы пойдете. Наносите удары беспощадно, и перед вами будут трепетать. Смотрите йа мужчин и женщин, как на почтовых лошадей, гоните не жалея, пусть мрут на каждой станции, - и вы достигнете предела в осуществлении своих желаний». Вотрен тоже обращает Растиньяка в свою веру: «Принципов нет, а есть события, законов нет - есть обстоятельства; человек высокого полета сам применяется к событиям и обстоятельствам, чтобы руководить ими». И юноша начинает понимать жестокую правду слов виконтессы, ставшей жертвой законов высшего света, и имморалиста Вотрена, который, словно пушечное ядро, пробивает себе дорогу в обществе: «Свет» - это «океан грязи, куда человек сразу уходит по шею, едва опустит в него кончик ноги».

Растиньяк еще противостоит этому «океану грязи»: он не без колебаний, но все-таки отказывается принять преступное предложение «Наполеона каторги», обещающее выгодный брак с Викториной Тайнер. Философия имморализма - еще не его философия, в Растиньяке еще сохраняется живая душа и способность к искреннему состраданию. Он - на стороне жертв буржуазно-дворянского общества: виконтессы де Босеан, покинутой ее возлюбленным ради заключения выгодной брачной сделки, и особенно отца Горио. Растиньяк вместе с Бьяншоном бескорыстно ухаживает за больным стариком, а потом хоронит его на свои последние жалкие гроши. Но Растиньяк уже готов вступить на путь компромисса с высшим светом: порожденная расчетом его связь с Дельфиной Нусинген открывает герою путь к будущим миллионам и политической карьере. Растиньяк готов пройти этот путь до победного конца: в финале романа он словно прощается со своими благородными мечтами и иллюзиями юности. На свежей могиле отца Горио Растиньяк смотрит на простершийся перед ним Париж: «А теперь - кто победит: я или ты!», а затем отправляется в богатые кварталы Парижа, чтобы начать завоёвывать себе место под солнцем.

Информация о работе Шпаргалка по "Зарубежной литературе 19 века"