Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:59, шпаргалка
8.Этика речевого общения и этикетные формулы речиЭтика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего понимания» — настроенности на
20 Орфоэпия — наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением. Это раздел языкознания, который занимается изучением нормативного литературного произношения. Это совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления. Нормы орфоэпии р.я. сложились в своих важнейших чертах ещё в перв. пол. 17 в. как нормы московского говора, которые лишь по мере развития и укрепления нац-го языка стали приобретать характер нац-х норм. Окончательно ини сложились во воторой пол. 19 в.Нормы орфоэпии. Орфоэпические нормы
называют также литературными произносит Нормы произношения определяются фонетической системой языка. Например, в русском языке ударный звук [о] в безударном положении меняется на [а] (в[о]ду - в[а]да, т[о]чит - т[а]чить); после мягких согласных ударные гласные [о, а, э] меняются на безударный звук [и] (м[я]со - м[и]сной, в[ё]л - в[и]ла, л[е]з - вл[и]зать); в конце слов звонкие согласные меняются на глухие (ду[б]ы - ду[п], моро[з]ы - моро[с]). Такая же мена звонких на глухие происходит перед глухими согласными (ру[б]ить - ру[п]ка, скользить - сколь[с]ко), а глухие согласные перед звонкими меняются на звонкие (ко[с]ить - козьба, моло[т]ить - моло[д]ьба). Изучением этих законов занимается фонетика. В произношении имен прилагательных родительного падежа единственного числа среднего и мужского рода по традиции согласный [г] заменяется на [в]: у черного [ч'яоґрнъвъ] камня, без синего [с'ыґн'ьвъ] платка. В именах прилагательных на -гий, -кий, -хий и в глаголах на -гивать, -кивать, -хивать согласные Г, К, Х произносятся мягко, в отличие от старомосковского произношения, которое требовало в этих случаях твердого согласного: Безуд. личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения -ут, -ют, -ат, -ят и суффиксы действительных причастий настоящего времени -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- в языке наших дней произносятся неодинаково, их произношение ориентируется на написание. Старомосковские же нормы требовали произнесения этих окончаний и суффиксов только по варианту 1 спряжения. Подобные варианты произношения теперь устарели, однако их еще можно услышать в речи старых интеллигентов. Произношение постфиксов -ся и -сь в возвратных глаголах. Для старомосковского произношения было характерно произношение твердого [с] в этих морфемах: бою[с], мыл[съ]. Исключение составляли только деепричастия, в которых произносился твердый согласный: боя[с'], стуча[с']. В современном языке рекомендуется произносить [с'] во всех случаях, кроме тех, когда перед постфиксом стоит звук [с]: нес[съ], тряс[съ], но: оставай[с'ъ], мыл[с'ъ] . Произнесение ударного гласного [яоґ] или [э] после мягких согласных. Ничем не оправданное отсутствие в письменной речи буквы Ё часто служит причиной неверного произношения слов. Как вы произнесете слова: гололедица, опека, маневры, шерстка, гренадер, оседлый? При подобных затруднениях приходится обращаться к “Орфоэпическому словарю”, где указано, что со звуком [яо] следует произносить слова безнадёжный, осётр, шёрстка, манёвры (дополнительный вариант - маневры), блёклый (и доп. блеклый). Ударный звук [э] должен сохраняться в словах гололедица, опека, гренадер, недоуменный, избег. Произнесение согласных: а) Замена в некоторых словах [г] взрывного на [Х] фрикативное (как в украинском языке). Звук [ Х ] рекомендуется произносить в словах бухгалтер, господи, у бога, ага. б) Произношение долгого твердого согласного [ж] на месте букв жж, зж. Лишь в некоторых словах у ряда носителей языка (чаще всего у интеллигентов пожилого возраста) сохранился старомосковский вариант произношения с долгим мягким согласным [ж'] в таких словах, как дрожжи, брызжет, визжать, дребезжать, брюзжать, вожжи, езжу, позже, дожди, дождик. Надо отметить, что такие варианты произношения все более выходят из употребления. в) Произношение сочетания ЧН как [шн] или [чн]. В современном русском языке отмечается тенденция к сближению произношения с написанием, и вариант [шн] на месте орфографического ЧН как обязательная и единственная орфоэпическая норма отмечается лишь для некоторых слов: конечно, скучно, яичница, скворечник, прачечная, горчичник, нарочно. |
21 Ударение — это произнесение одного из слогов слова с большей силой. Русскому языку свойственно динамическое, или садовое, ударение. Это значит, что ударный слог в слове произносится с большей силой артикуляции, чем безударные' слоги. Кроме того, особенностью русского ударения является несколько большая длительность произношения ударного слога в сравнении с безударным. Ударение в русском языке является разноместным, или свободным, то есть может стоять на любом слоге слова, например: полночь, получка, полукруг. Кроме того, ударение может перемещаться при изменении форм слова, т.е. является подвижным, например: волна — волны, редкий — редчайший. Ударение в русском языке может различать формы одного и того же слова (сестры — сестры) и разные слова (атлас — атлас). Словесное ударение – это более сильное произношение одного слога в слове, служащее для фонетического объединения этого слова. В Р.я. ударение зависит от силы выдоха, поэтому оно силовое и динамическое. Словесное ударение – это выделение большей силой голоса и длительностью произнесения одного из слогов в слове. В русском языке ударение с в о б о д н о е (р а з н о м е с т н о е) , т.е. в разных словах оно может падать на разные слоги: ехать, бежать, написать, клубника. В некоторых языках ударение закреплено на определенным слогом во всех словах: во французском падает на последний слог, в польском – на предпоследний и т.д. Ударение в русском
языке во многих словах Если слово многосложное (те состоит из нескольких основ), то оно может иметь несколько ударений, при этом одно из них главное, а остальные – второстепенные – кИнокартИна В сложных, сложносокращенных словах и словах с приставками сверх-, архи-, анти- и др. может быть, кроме основного, и д о б а в о ч н о е ( п о б о ч н о е ) ударение, которое находится обычно на первом месте и обозначается значком: древнерусский, информбюро, сверхизысканный, антивоенный. Некоторые приставки иностранного происхождения, а так же приставки сверх-, после-, могут нести на себе побочное ударение (ультразвуковой, сверхмощный, антитеррористический). Служебные слова и части речи обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам: под дверью. Слова могут быть безударными. Часто лишаются ударения служебные чати речи. Например, в сочетании “не хочу” частица “не” безударная, так как данное сочетание произносится в одно слово и ударение падает на слог –чу: [н’ъ х/\ч’у]. Иногда теряют ударение и самостоятельные части речи: за город – [за гърът]. Некоторые слова имеют варианты ударения: иначе – иначе, творог – творог, баржа – баржа, договор – договор, заряженный – заряжённый, знахарка – знахарка и др. Однако большинство слов в русском языке не имеет вариантов ударения: апостроф, арахис, баловать, верба, глиняный, доска, занять, крапива, начать, осока, простыня, свёкла, украинский, щавель и т.д. Иногда ударение может выполнять смыслоразличительную функцию, напр. зАмок-замОк. |
1 Каждый народ творец и носитель своего языка. Р.я. – это яз. русской нации, средство межнационального общения народов России, яз. на котором создавалась и создается рус. культ. Принадлежит к числу 6-ти наиболее распространенных языков мира. Входит в клуб мировых языков. (р., нем, анг., фр., исп., арабс.) Всего существует около 5 тыс. языков, среди которых есть и умирающие. Р.я. вместе с укр. и белор.входит в вост-слав. группу слав. языков, которые в свою очередь входят в большую индоевропейскую семью. Р.я. в своем истор. развитии прошел 3 периода: 1.характериз. тем, что в в эо время существ. феод. г-во Киевс.Русь. Это было гос-во вост. племен, диалекты котор. легли в основу древнер. яз. 6-14 в. нэ. После принятия христ. (988-9) на Р. стали распростр. церковные книги, кот. присылались из Болгариии были написаны на старослав. яз., возникшем в результате перевода Кир. и Меф. богослужебн. кН. с греч. на юж-слав. Принятие хт. способств. продвиж. стсл яз., как яз. церкви. Продолжением стсл стал церковно-славянский. В 7-12 в. рус.яз. заимствовал слова из скандинавск.яз-в, это были слова, связанные с морским промыслом (якорь, крюк) и имена собств.(Ольга, Игорь). Из-за тесных эк. и куль. связей (принят. хр.) на р.я. оказал большое влияние греческий (огурец, фонарь, алтарь, демон) В 13 в. на р.я. активно влиял фр. я., кот. счит. я. аристократии(буфет, абажур, манеж) 2. Нач. формир. и закрепл. нормы устн. и письм. моск-й речи, кот. оказ. влиян. на развит. р.я. этого периода в целом. 14-17 в. Формир.яз. великорусской народности связано с возвыш. Москвы с 14 в. Мск. – центр великого княж-ва Мск. С 15 в. –М. столица единого княж-ва Росс-го. Моск. говор – основа рус.я. Связано это с перерастанием рус.народности в рус. нацию во 2 п. 17в. Этот яз. подвергался обработке и нормализации, обогощался творчеством писателей и становился высшей формой р. нац. яз. 3. Формир. и развит. нац-го
р.я. 2 пол. 17 в. Нац. р.я. тесно
связан с лит.я. и я. худ.лит.
В последние 15-20 лет в р.я.
активно проникают слова из
анг.я. Иногда исп-е слов ан. Яз. есть важнейшее средство чел-го общения. Без яз. чел-е общение невозможно, а без общения не может быть и общ-ва, а тем самым ч-ка. Сам яз. изуч-ся спец.наукой – лингвистикой. Лингв. изуч. звуковой строй яз., значен. слова, строение слов и их образование. Яз.- явл. общественное, он создается на протяжении длит. ист. периода. |
6. Одним из главных признаков лит-го яз. является его нормированность, те. наличие норм. Языковая норма – это образец, это то, как принято говорить и писать в данном языковом общ-ве, в данную эпоху. Норма определяет что правильно, а что – нет, она рекомендует одни языковые ср-ва и способы выражения и запрещает другие. Напр. нельзя говорить коЛидор, нельзя произностить звОнит – только звонИт. Языковые нормы объективно складываются в прцессе языковой практики членов общества.Нормы могут изменятся с течением времени, но все же на протяжении длительного времени они стабильны. Соблюдение норм облегчает использование лит.яз-а. Нормы бывают: - орфоэпические, те. произносительные,
предписывающие как посавить
ударение в слове, как - под лексическими нормами правильность выбора слова и уместность его применения. Неверно – кавалькада облаков- т.к. кавалькада – это группа всадников на прогулке; или – желаю хороших успехов-, успехи не могут быть плохими. - словообразовательные – определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов. - грамматические нормы. Они подразделяются на *морфологические нормы
определяют правильность * синтаксические нормы
регулируют образование - правописные нормы, они разделяются на: *орфографические – это правила написания слов, они закреплены в орфографических словарях, учебниках по рус.я. и пособиях. *пунктуационные –
диктуют правила постановки Соблюдение норм произношения является необходимым условием для языкового общения. Орфоэпия определяет и изучает нормы произношения и ударения. Основн. нормы совр. устн. речи определил разговорный яз. Мск., сложившийсяк 18 в. Окончательно нормы совр. рус. лит. произн. установились в пушкинскую эпоху.Основн. орфоэп. нормы: 1. в слове м.б. только 1 ударный слог. В р.я. ударение разноместное, оно может падать на любой слог слова (хохотушка, автомобиль, сердце). В р.я. ударение подвижное, оно может перемещаться с одного слога на другой при изменении слова (окно- онка). Некоторые приставки иностранного происхождения, а так же приставки сверх-, после-, могут нести на себе побочное ударение (ультразвуковой, сверхмощный, антитеррористический) 2. распространенным недостатком речи явл. неверная постановка ударений в целом ряде слов: не ассимЕтрия, а ассиметрИя; катАлог – каталОг; тортЫ – тОрты и др. 3. Произношение гласных звуков. В р.я. существует 3 положения, в которых находится гласный звук. *Гл.зв. под ударением произносится так, как пишется. Это долгий и сильный звук. В слове один. *Предударн.гл. – произносится короче, менее активно, чем уд. в слове один. * Безуд. гл. – претерпевает ряд изменений. 4.Произношение согл. зв. Согл.зв. Ш Ж Ц всегда произносятся твердо. Сог.зв. Ч Щ всегда мягко. В конце слова звонк. согл. Б В Г Д Ж З , произносятся как парные глухие – П Ф К Т Ш С, те. оглушаются (дуб-дуп, любовь-любофь) |
25.Словообразова́ние — образование новых слов (дериватов) от однокорневых слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом. Например: профессор → профессорский, работа → работник. Слово, полученное в результате процесса словообразования, называется производным или мотивированным. Исходное же слово называется производящим, или мотивирующим. Основные способы словообразования: аффиксация, конверсия, словосложение и др. Существует несколько способов словообразования. 1. Морфологический, кот. заключ. в создании новых слов путем сочетания морфем по существующим в языке правилам. Этот способ включает в себя: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксальный, сложение. 2. Лексико-семантический
способ, здесь происходит создание
нового слова путем 3. Морфолого-синтаксический – образование нового слова путем перехода его из одной части речи в другую: столовая; мороженое. При этом слово приобретает новые грамматические признаки. 4. Лексико-семантический, который заключ-ся в создании нового слова путем слияния в одну лексическую единицу сочетания слов. Например: вечный и зеленый -вечнозеленый; сей и час – сейчас. Все же важнейшим способом словообразования, является морфологический: *приставочный. Образование
слов таким способом * суффиксальный. к
основе исходного слова |
основа видоизменяется (отливать – отливка; ткач –ткацкий) * приставочно-суффиксальный.
К исходному слову * бесуфиксальный. От слова отбрасывается окончание (черный – чернь) или может одновременно убираться окончание и отсекаться суффикс (отдыхать – отдых; бранить-брань) *сложение. Это образование нового слова путем объединения в одно словесное целое двух слов или двух и более основ. Слова, образованные в результате сложения, называются сложными. Сложн. слова образуются: 1. сложением целых слов, напр. школа-интернат
2. сложением слов (завуч, зарплата)
3. сложением с помощью |