Шпаргалка по "Отечественная литература"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 17:57, шпаргалка

Описание работы

1) Специфика возникновения древнерусской литературы. Отличие литературы средневекового типа от литературы Нового времени. Общая характеристика литературы домонгольского периода: основные произведе¬ния, идеи, темы, жанры.

Литература зарождается лишь в условиях развития классового общества. Необходимыми предпосылками ее возникновения являются образование государства, появление письменности, существование высокоразвитых форм устного народного творчества.

Файлы: 1 файл

Отечественная литература 1-35.doc

— 762.50 Кб (Скачать файл)

В развитии русской жанровой теории классицизма справедливо усматриваются два периода. Первый период, связанный с именами Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова – это время создания четкой и организованной системы жанров, учитывающей как достижения французской жанровой теории, так и состояние национальной русской литературы. Второй период связан с деятельностью Державина, Хераскова, Лукина и Плавильщикова. Он ознаменован началом разрушения строгих жанрово-типологических характеристик, становлением жанров, рождавшихся на стыке традиционных, что создавало предпосылки для выхода в другую литературную эпоху.

Русские писатели оказались верны основному принципу классицизма – изображать события отдаленных эпох, но, в противоположность европейскому, в частности, французскому классицизму, обратились главным образом к отечественной истории. Именно там они находят образы людей, деятельность которых была одушевлена любовью к отечеству, заботой об освобождении его от исконных врагов, об усилении могущества Русского государства: Вадим Новгородский, Рюрик, Святослав, Владимир Мономах, Александр Невский, Димитрий Донской, Петр I и др.

Достаточно широкими и разнообразными были связи русских писателей-классицистов с древнерусской и устно-поэтической традициями. В русле героической традиции создавался образ положительного героя, воплощавшего идеал гражданственного служения Родине. Основой для большинства русских трагедий послужил летописный материал. Народные источники (песни) использовались Херасковым при написании героической поэмы «Россиада». Влияние народной сатиры и русской литературы второй половины XVII в. сказалось на таких жанрах, как стихотворная сатира, комедия, басня. На основе соединения народной и книжной традиции были осуществлены знаменитые реформы стиха Тредиаковского-Ломоносова и языка Ломоносова. В низких жанрах писатели широко использовали русские пословицы и поговорки.

 

7) Ода как ведущий жанр классицизма. Специфика изображения человека в торжественных одах М.В. Ломоносова.

 

Вторая половина 18 века в русской литературе – это эпоха классицизма. Литература этого направления отражала жизнь в ее идеальных проявлениях, показывала образцы для подражания. Все произведения классицизма четко делились на три стиля, каждому их которых соответствовали свои жанры, темы, язык.

    С развитием этого  направления в России тесно  связано имя М.В Ломоносова. В  течение своей творческой жизни  поэт создал множество произведений  разных жанров: он писал эпиграммы, послания, надписи, басни, идиллии. Кроме того, Ломоносов обращался к сатире, пробовал свои силы в «легкой поэзии», написал две трагедии. Но излюбленным жанром поэта была ода.

    Ода как жанр высокой  торжественной поэзии получает в литературе классицизма периода его расцвета преимущественное развитие. Это связано с тем, что эпоха, с которой было связано развитие классицизма, провозгласила торжество общих интересов над интересами личными, поэтому жанр высокой оды больше отвечал задачам эпохи, чем, к примеру, жанр любовной или застольной песни. Переживания человека, вызванные любовью, разлукой с близкими, их смертью, отодвигались на второй план. Всеобщий интерес могли вызвать лишь те переживания поэта, в которых отражались события общенационального, общегосударственного масштаба.

Ода в классицизме была жанром строгой формы. Подобно ораторской речи, она строилась из трех обязательных частей: "приступа", т.е. введения темы, рассуждения, где эта тема развивалась с помощью примеров-образов, и краткого, но эмоционально сильного заключения. Каждая из трех частей имела свои особенности построения, но Ломоносов считал, что доводы в пользу главной мысли должны были располагаться "т.о., чтобы сильные были напереди, которые послабее, те в середине, а самые сильные на конце".

Восторг поэта не исключал тщательного обдумывания ее основных мотивов и соответствующих им композиционных частей. Не исключал он и обдумывания способов воздействия на слушателя, чтобы вызвать в нем ответные чувства. Однако все это должно было оставаться за пределами предмета оды. Сама же ода, обращенная к слушателям, сохраняла (или должна была сохранять) характер свободной импровизации, когда одна мысль вызывала другую.

Этот жанр относится к высокому стилю в классицизме. Ода была призвана воспеть какое-либо важное на государственном уровне мероприятие или лицо, возвеличить какое-то событие в жизни страны и т.д. Она писалась «торжественным» языком, с обилием разнообразных тропов и риторических фигур.

    В творчестве Ломоносова содержание од определяется общественно-политическими взглядами поэта. Тематика его произведений в большинстве своем была героико-патриотической.

    Так, центральной темой  в одах Ломоносова была тема  родины. Поэт неустанно славит  величие России, обширность и необозримость ее просторов, неисчерпаемое обилие ее природных богатств. В оде 1748 года, например, создан грандиозный образ родины:

    Сидит и ноги простирает 

    На степь, где Хину  отделяет 

    Пространная стена от  нас;

    Веселый взор свой обращает

    И вкруг довольства  исчисляет,

    Возлегши локтем на  Кавказ.

    Чтобы Россия стала  действительно процветающей, необходим  упорный, напряженный труд всех  слоев населения. И тема труда  становится одной из центральных  в одах Ломоносова. На помощь труду должны прийти наука, просвещение. Нужно позаботиться о создании отечественных кадров ученых:

    Дерзайте ныне ободренны 

    Раченьем вашим показать,

    Что может собственных  Платонов 

    И быстрых разумом  Невтонов 

    Российская земля рождать.

    Чтобы народ мог беспрепятственно  пользоваться плодами своего  труда, чтобы расцветали науки  и ширилось просвещение, России  необходим мир. Требование прекратить  опустошительные войны, установить  прочный мир («возлюбленную тишину») звучит во многих одах Ломоносова:

    Царей и царств земных  отрада,

    Возлюбленная тишина,

    Блаженство сел, градов  ограда,

    Коль ты полезна и  красна!

    Установление «возлюбленной  тишины» — это мир между  народами, прекращение внутренних  раздоров, пресечение наступления реакции.

    Таким образом, в своих  одах Ломоносов воспевает величие  родины и ее народа, ратует  за развитие просвещения и  науки, призывает к развитию промышленности, ремесел и торговли, убеждает  в необходимости освоения природных  ресурсов родины, славит победы русского народа на полях сражений и т.д.

    Особенности содержания  од Ломоносова обуславливаются  и их пропагандистской направленностью. Поэт, стоящий на позициях просвещенного  абсолютизма, был убежден в том, что только просвещенный монарх может осуществить программу великих преобразований России. Поэтому очень важное место в творчестве Ломоносова занимает тема государственных деятелей России. В уста этих «мудрых» правителей, выдающих общенациональные интересы, поэт вкладывает свои сокровенные мысли об обустроенности России.

    Наиболее полно идеал  «просвещенного монарха» воплотился  у Ломоносова в образе Петра  I («Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1747» и другие):

    Послал в Россию Человека,

    Каков неслыхан был от века.

    Сквозь все препятства  Он вознес 

    Главу, победами венчанну,

    Россию, грубостью попранну,

    С собой возвысил до  небес.

    Поэт считал, что деятельность  Петра должна служить примером  для подражания, и призывал его  преемников следовать по проложенным им путям.

    Свои оды Ломоносов  строил как произведения ораторского  искусства. Для его од характерно  обилие метафор, гипербол, аллегорий, восклицаний, неожиданных сравнений  и др. Кроме того, поэт использует  в тексте своих произведений древнегреческие, славянские мифологические образы («Марс кровавый», «Диане я прекрасной Уже последую в лесах», «Там видя Нимфа изумленна», «Великий Семирамиды Рассыпанна окружность стен» и т.д.)

    Все эти особенности  придают одам Ломоносова торжественно-монументальный и одновременно глубоко лирический характер, делая их выдающимися образцами русской классицистической оды.

 

8) Жанровые разновидности оды: похвальная  или торжественная, духовная, анакреонтическая. Специфика изображения человека в торжественных одах Г.Р. Державина.

Иное дело — духовная и анакреонтическая ода, которая занимает в поэтическом наследии Ломоносова не столь значительное, как торжественная ода, но все же очень важное место. Духовная и анакреонтическая оды сближены у Ломоносова тем, что в отличие от ораторского жанра торжественной оды являются чисто лирическими жанрами, выражающими личную авторскую эмоцию, что и сказывается в продуктивности личного авторского местоимения. В этих текстах ломоносовское «я» становится полновесным лирическим воплощением индивидуальной авторской эмоции. Только сами лирические эмоции, определяющие жанровое наполнение духовной и анакреонтической оды — разные.

Если воспользоваться классицистической терминологией, то духовная ода является формой выражения высокой лирической страсти. Что же касается оды анакреонтической, то это форма выражения лирической страсти частной, бытовой. И если стилистика и образность духовной оды очевидно тяготеют к понятийно-абстрактной, нематериально-символической образности высокого идеологического мирообраза русской литературной традиции, то образность анакреонтической лирики явно ориентирована на пластическую изобразительность и бытовую яркость мирообраза вещного.

Духовными одами в XVIII в. назывались стихотворные переложения псалмов — лирических текстов молитвенного характера, составляющих одну из книг Библии — Псалтирь. Для русского читателя XVIII в. Псалтирь была особенной книгой: любой грамотный человек знал Псалтирь наизусть, потому что по текстам этой книги учили читать. Поэтому переложения псалмов (собственно, стихотворный русский перевод старославянских текстов) как лирический жанр были весьма популярны.

Г.Р. Державин прославился не просто как поэт-одописец, но как новатор-стилист в жанре оды. Исследователь А.В. Западов в своих трудах писал, что «в творчестве Державина понятие оды чрезвычайно расширяется и перестает обозначать только торжественное стихотворение... Поэзия Державина своей основной темой берет человека». Так, для Державина характерно обращение к сильным мира сего: оды «Фелица», «Властителям и судиям», «На смерть князя Мещерского». Лексемы в этих заглавиях стилистически нейтральны, их основная функция — номинация. Но обращают на себя внимание и оды с иными заглавиями: «Праведный судия», «Мой истукан». Синтаксическое осложнение существительных расширяет их коннотативный план: позитивную оценку автор дает себе, возвышая себя до: кого?

Сам Державин отмечал в качестве своей заслуги введение в литературу "забавного русского слога", сочетание лирики и сатиры, просторечия и высокого стиля. Это, безусловно, является крупнейшим его достижением в поэзии своего времени. Державин чрезвычайно расширил тематический диапазон русской поэзии, сблизил поэзию с жизнью. Но прежде всего Державин сумел посмотреть на мир глазами простого человека, увидел жизнь яркой, многоцветной, постоянно меняющейся, непрерывно звучащей на разные голоса. Изображая природу, Державин был чуток к подробностям и деталям пейзажа, описывая людей, не персонифицировал людские пороки и достоинства, а приблизился к живому портрету.

 

10) Русский сентиментализм как  литературное направление: хронологические  рамки, теория, писатели, жанры типы  героев.

Сентиментали́зм (фр. sentimentalisme, от фр. sentiment – чувство) — умонастроение в западно-европейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века.

В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов "Вертер" И.В.Гете, "Памела", "Кларисса" и "Грандисон" С.Ричардсона, "Новая Элоиза" Ж.-Ж. Руссо, "Поль и Виржини" Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин "Письмами русского путешественника" (1791–1792).

Его повесть "Бедная Лиза" (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства.

Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились "Бедная Лиза" А.Е.Измайлова (1801), "Путешествие в Полуденную Россию" (1802), "Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением" И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева ("История бедной Марьи"; "Несчастная Маргарита"; "Прекрасная Татьяна") и пр.

Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевел поэму «на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть "Марьина роща" в духе Н.М.Карамзина. Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Ососбенности:

уход от прямолинейности классицизма

подчеркнутая субъективность подхода к миру

культ чувства

культ природы

культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности

утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий

внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи

В СЕНТИментализме нашли свое выражение общественные устремления и настроения демократической части «третьего сословия», ее протест против феодальных пережитков, против усиливающегося социального неравенства и нивелирования личности в складывающемся буржуазном обществе.

Информация о работе Шпаргалка по "Отечественная литература"