Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 23:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Литература"

Файлы: 1 файл

litra.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Старость для  Уайльда не только потеря красоты, но и «Трагедия старости не в том, что человек стареет, а в том, что он душой остается молодым» - ложный парадокс.

Оскар Уайльд утверждает, что художник – это создатель прекрасных вещей. Да, художник должен создавать прекрасное, но в то же время, ему не следует вносить в искусство элементы из своей жизни.

Оскар Уайльд призывал всех чаще замечать красоту вокруг себя и больше внимания уделять эстетике повседневного быта, «ибо искусство – не игрушка и не прихоть, но непременное условие человеческой жизни. Это наглядное воспитание морали». «Нам необходима духовность в обыденной жизни».

Уайльд мог  с легкостью иронизировать над  всем, но в отношении к искусству, в могущество которого свято верил, оставался предельно серьезен.

Мысль о том, что искусство выше жизни, получила выражение и в прекрасном романтическом  вымысле, на котором построен весь роман  «Портрет Дориана Грея». Художник Холлуорд написал портрет с удивительно красивого юноши Дориана Грея. Портрет обладает необыкновенным свойством: молодость и красота никогда не покидают живого Дориана, а все изменения в его насквозь извращенной натуре фиксирует только портрет. Таким образом, никто не может видеть, каков же Дориан на самом деле. Зато портрет неумолимо регистрирует все последствия его порочной жизни. Этим Оскар Уайльд хотел выразить важную для него мысль, что сущность человека  и явлений может раскрыть только искусство, в связи с чем писатель и ценил его выше действительности.

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9

1.  Романтический  герой Байрона.

Джордж Гордон Байрон — олицетворение романтизма не только в творчестве, но и в  личной жизни. Всю свою жизнь он был  в одной и той же ситуации, которая  будто подсказывала тему его творчества, - презренная, закованная сила, изувеченная красота, одиночество среди людей, даже близких и родных. Байрон был очень красивым, но хромым от роду, мать очень любила его, но мучала своей любовью. Род писателя был древним, связанным еще с английскими и шотландскими королями, но имение и титул Байроны получили лишь в XVI веке, а в XVII веке английская буржуазная революция привела к упадку рода. Все это сформировало личность поэта и темы его творчества.

Первый поэтический  сборник вызывал острые критические замечания современников. Байрона упрекали, что его стихотворения похожи на много других. Но ответ молодого поэта на эту критику представил настоящего Байрона, противоречивого, гордого, одинокого, искреннего и страстного. Именно эти черты характера поэта определяют и его романтичного героя, который в первый раз появился перед читателем в поэме «Паломничество Чайльд Гарольда».

«Паломничество  Чайльд Гарольда» по жанру — дневник, который пишут два лица: главный  персонаж и сам автор. Герой поэмы  после первых строк автобиографичного характера становится лишь именем, его вытесняет автор, дистанции между ними почти нет.

Недовольство  действительностью, стремление познать  людей, жизни, найти в нем свое место, испытать свои духовные возможности  и силы — это целое паломничество Чайльд Гарольда, какие близкие самому Байрону.

Печаль и  разочарование Гарольда не зависят  от его обиженного самолюбия, семейных конфликтов, несчастной любви и других личных мотивов, которые играют немалую  роль у его предшественников в литературе. Герой Байрона не начинает борьбу с обществом, но его бездеятельность и созерцание — это не позиция пассивности. Главная черта Чайльд Гарольда как художественного образа — его незавершенность, герой призван отобразить момент пробуждения самосознания человека нового времени, который начинает чувствовать на себе и в мире, что ее окружает, последствия исторических изменений и осознавать трагические противоречия, которые были характерной чертой современности. Байрон задает вопрос о причинах общественных изъянов, национального упадка, задумывается над противоречиями и загадочностью исторического процесса, но выражает глубокое неудовлетворение и собой и рассуждает над значением своего творчества.

Лирический  герой Байрона чувствует «мировую скорбь», потому что жажда жизни, могучие силы, скрытые в человеке, не имеют плодотворного выхода. Этот герой пылко и искренне воспринимает реальность, но сама реальность гнетет его. И он появляется против всего мира, отстаивая свое право на внутреннюю индивидуальную свободу, в первую очередь свободу чувств. Таким настроением проникнутое стихотворение «Душа моя мрачна». Ощущение «мировой скорби» — главный мотив стихотворения. Лирический герой обращается к певцу со странной просьбой: запеть такую песню, чтобы душа разрыдалась. «Я хочу слез!» становится своеобразным рефреном, в котором звучит вызов. И только конечность стихотворения объясняет, почему возникает такое странное желание. «Я хочу слез, потому что сердце разорвется от страданий». Лирический герой понимает, что избавиться жизненных страданий он не сможет, а слезы, возможно, принесут хоть на некоторое время облегчения.

Такой романтичный  герой оказался близким многим поэтам. Поэтому произведения Байрона переводили разными языками, и даже возник тип  поведения человека, который получил название «байронизм».

Лирический  герой Байрона возник при определенных исторических условиях и отразил  основные проблемы в свое время, пробуждение  в человеке ощущения своей неповторимости, своего права по собственным мнениям  и чувствам. Такой герой не знает ни причины «мировой скорби», ни как от нее избавиться. И он оставляет за собой право не прятаться от нее, а выстрадать ее.

 

Кто такой романтический герой и каков он?

Это индивидуалист. Сверхчеловек, проживший две стадии: до столкновения с реальностью, он живет в ‘розовом’ состоянии, им овладевает желание подвига, изменения мира; после столкновения с реальностью он продолжает считать этот мир и пошлым, и скучным, но он не становится скептиком, пессимистом. При четком понимании, что ничего изменить нельзя, стремление к подвигу перерождается в стремление к опасностям.

Байрон в  своем произведении «Чарльд Гарольд» дал типичное представление романтического героя. Он надел маску своего героя (говорит о том, что между героем и автором нет дистанции) и сумел соответствовать романтическому канону.

Все романтические  произведения отличаются характерными признаками:

Во-первых, в  каждом романтическом произведении нет дистанции между героем и автором.

Во-вторых, автор героя  не судит, но даже если о нем говорится что-то плохое, сюжет так выстроен, что герой как бы не виноват. Сюжет в романтическом произведении, как правило, романтический. Так же романтики выстраивают особое отношение с природой, им по душе бури, грозы, катаклизмы.

«Паломничество Чайльд-Гарольда» — один из самых ярких литературных памятников европейского романтизма. В образе Чайльд Гарольда его творец дал большое художественное обобщение. Гарольд — это «герой своего времени», герой мыслящий й страдающий. Гарольд стал родоначальником многих романтических героев начала XIX в., он вызвал много подражаний. Ярко выступает в поэме личность поэта, сюжет лишь внешне связан с образом центрального героя. . Повествование в «Паломничестве Чайльд-Гарольда» необычайно эмоционально. Поэт постоянно подчеркивает свое отношение к изображаемому: он восхищается и негодует, он скорбит, протестует, призывает, непрерывно вмешиваясь в ход событий.

4 песни – 1 песня –  картины жизни Португалии и  Испании; 2 песня – Греция, Албания,  Турция; 3 песнь – Бельгия, Германия, Швейцария; 4 песнь – Италия.

Романтизм Байрона отмечен  страстностью, горячим, активным отношением к жизни. Красочны, живописны в  поэме пейзажи. Буйная красота Средиземноморья  по контрасту противостоит жалкому, мелкому миру эгоистических интересов, царящих в буржуазной Англии. Романтики охотно пользовались приемом контраста. Это одно из художественных средств для выражения ими неприятия буржуазной действительности и мечты о другом, лучшем мире — мире больших чувств и высоких стремлений.

Образ Гарольда является основным организующим компонентом в построении поэмы. Однако тематика ее отнюдь не ограничивается раскрытием духовного мира главного героя, в поэме отразились основные события европейской жизни первой трети XIX в.— национально-освободительная борьба народов против захватнических устремлений Наполеона I,гнета турецкого султана. Описание путешествия Гарольда позволяет соединить огромное количество фактов из жизни народов Испании, Греции, Албании, сопоставить национальные типы и характеры.

Забывая о своем герое, поэт постоянно делает отступления, он оценивает события политической жизни и деяния отдельных исторических лиц. Он призывает к борьбе за свободу, осуждает или одобряет, советует или порицает, радуется или скорбит.

Поэма имела  большой успех. Но он был неодинаковым в разных слоях общества. Одни видели в поэме только разочарованного героя. Другие ценили в произведении Байрона не столько образ скучающего аристократа Чайльд-Гарольда, сколько тот пафос свободолюбия, который звучал в поэме.

В 1813—1815 гг. Байрон публикует одну за другой романтические  поэмы «Гяур», «Корсар», «Лара» и др. В центре каждой из них стоит демоническая личность, благородный разбойник, мрачный, разочарованный мститель, презирающий изгнавшее его общество. Портрет его обычно дается условно («тяжелые волосы падают на бледный лоб, словно черные змеи Горгоны»), действие разворачивается в экзотической обстановке того условного поэтического Востока, который любили рисовать романтики по контрасту с убожеством окружающей их среды.

Герой этих поэм был живым воплощением смутного романтического идеала поэта в ту эпоху. Ненависть к аристократической и буржуазной Англии перерастала в бунт, но оставалось неясным, как и за что бунтовать и где те силы, на которые можно опереться. Поэтому герой Байрона несет в себе одно лишь отрицание, социально не осмысленное, подчеркнуто индивидуалистическое. Личный конфликт часто соединяется с общественным. Неизвестно место и время действия, чаще всего фон какой-нибудь пышной природы. В центре один герой, внутренний мир которого Байрон стремится раскрыть Построение сюжета – отрывочность, нагромождение случайных деталей, много намеков недомолвок.

 

2.  Анализ  стихотворения Шарля Бодлера  «Альбатрос».

Анализ литературных произведений Шарля Бодлера говорит о двухполюсности его творчества - о постоянной борьбе Добра и Зла, которая находит своё отражение в стихотворении «Альбатрос».

Двуполюсность, лежащая в основе всего творчества Шарля Бодлера, находит отражение  в стихотворении “Альбатрос”. Классическая тема “поэт и толпа” представлена в стихотворении в традициях и романтического, и символического искусства. От романтизма идет, в первую очередь, “двоемирие” стихотворения. “Альбатрос” делится на две сферы. Первая, связанная с поэтом, — область природы, свободы, царственного полета человеческого духа. Другая — мир людей, область несвободы, пленения, грубости и мелочности. Сопоставление этих миров рождает “всепожирающую иронию”. Поэт в толпе — это трагикомическая ситуация. Идея двоемирия играет решающую роль и для внутренней структуры произведения. Особая лексика, цвет, звуки — все “работает” на то, чтобы подчеркнуть контраст между небом и землей. С романтическим искусством связано и стремление Бодлера изобразить пространственную протяженность мира. Бесконечность и огромность пространства связаны с образами бездны (фр. l’amer) и моря (фр. la mer).

Метания Бодлера  между Небом и Землей, Добром и  Злом, Богом и Сатаной рождают  символическое сравнение поэта  с альбатросом. Жизнь их обоих  неразрывно связана с полетом, оба они странники, их крылья — мощь в небе и помеха не земле. Альбатрос в качестве символа встречается и в творчестве других поэтов (Кольридж — “Сказание о старом Мореходе”, Бальмонт — “Альбатрос”).

Литературное направление  стихотворения – символизм.

В традициях романтического и символического искусства в стихотворении представлена тема «поэт и толпа». С одной стороны существует область природы, свободы, царственного полёта человеческого духа, олицетворяющая поэта. С другой стороны раскрывается область грубости и мелочности, пленения и несвободы, олицетворяющие мир людей (толпы). Сопоставление этих двух миров рождает «всепожирающую иронию».

Основным сюжетом, пронизывающим  всё произведение, является утверждение, что судьба поэта в обществе подобна  участи пленённой птицы.

Бодлера часто называют последним романтиком. В данном произведении представлено и раскрыто «двоемирие»  стихотворения, в нём как будто  оживает мечта поэта: фрегат, море, голубизна.

«Альбатрос» - простое  и удивительно чёткое по композиции стихотворение (а, как известно, именно простые стихи труднее всего переводить), особенно учитывая ритмики французского языка. Но только французский язык, который для автора является родным языком, смог наиболее полно и точно выразить всю противоречивость и трагичность его мятущейся души.

Создавая образы литературных героев, автор в данном произведении использует олицетворение и сравнение.

Поэт олицетворяет альбатроса, «быстрейшего из гонцов», «птицы, истинная жизнь которой может проходить  только в небесах, где она свободно парит в облаках, средь громов и молний», ощущая абсолютную свободу; а исполинские крылья мешают ей жить среди обычных людей; очень далёких от романтических порывов. Слепцы символизируют человеческие пороки. Матросы - это олицетворение духовно искалеченного общества, не способного ощущать прекрасное, сочувствовать, мечтать, любить и восхищаться. Слепцы и матросы – это олицетворение толпы (общества). Но поэт, устремлённый к духовному, к небесной сфере, зачастую бывает обречён на постоянное непонимание тех, кто его окружает.

В данном стихотворении  воспроизводится ситуация отчуждения возвышенной личности от социума (толпы).

 

 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10

1.  Лирика  Байрона.

В критике долгое время бытовало убеждение, что лирика важна, но она как бы комментарий к главному, «лирическое отступление». Особенно это убеждение касалось творчества Байрона, где лирика входила составным компонентом в каждую поэму. Как отмечал Н. Берковский, «Лирика Байрона — спутник и провожатый его больших поэм и трагедий». Родственность эта получила даже издательское выражение: в зрелый период Байрона лирические стихи его публиковались вместе с его поэмами «Чайльд-Гарольд», «Гяур», «Корсар», находились в одном переплете с ними. Лирика не имела отдельной жизни: чем дышали поэмы и трагедии, тем и она дышала. Лирика Байрона — порождение романтизма в том виде, в каком признавал его и исповедовал Байрон, резко расходившийся в центральных вопросах миропонимания и поэтического творчества со многими современниками своими, тоже романтиками, совсем иного толка.  
Романтизм в Англии, как и всюду в Европе, был созданием великой революции, разыгравшейся во Франции в конце XVIII века. Романтизм существовал ее вдохновением, ее откликами, прямыми и косвенными.  
Байрон, как и многие разочарованный исходами Французской революции, тем не менее рассматривал ее как самое большое событие современности и не считал идеи, которые вдохновили ее, лживыми и пагубными. Мотив бунта против тирании присущ всей его поэзии, в особенности – поэме “Каин”. Вторым значительным мотивом для Байрона был мотив “потерянного рая”, что объяснялось отчасти биографическими причинами. Но этот мотив имел у него и более общее значение. Лирические произведения у Байрона часто вкраплены в его более солидные по объему и затрагиваемой проблематике произведения – драмы, размышления или эпику. Либо являются отрывками из незаконченных вещей.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"