Художественное своеобразие поэмы А.Ахматовой «Реквием»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Жизненный и творческий путь Анны Андреевны (1889 – 1966) охватывает более половины столетия ХХ века – здесь и русско-японская война, не прошедшая ни мимо её сознания, ни мимо стиха, ни та сложнейшая и богатая поэтическими достижениями эпоха, которую мы называем Серебряным веком и откуда она родом, здесь и Первая мировая война, и сталинские репрессии, не обошедшие её семью, и Великая Отечественная война, и дикая вакханалия 1946 года, когда Ахматову в очередной раз попытались с позором выбросить из русской литературы, и, наконец, поистине величавый и плодоносный закат, увенчанный мировым признанием.
Объект исследования данной курсовой: произведение Ахматовой - поэма «Реквием».
Предмет исследования: проблема жанра поэмы «Реквием».
Целью заявленной работы является исследование художественного своеобразия поэмы «Реквием», выдающейся поэтессы «Серебряного века» А.А. Ахматовой.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Раздел 1. «Возвращенная литература»………………………………….……5
История создания и публикация поэмы А.Ахматовой «Реквием»..……8
Биография поэтессы как основа поэмы……………………………….10
Публикации поэмы……………………………………………………..12
Образ лирической героини поэмы………………………………………14
Особенности сюжета...............................................................................15
Образность в поэме А.Ахматовой «Реквием»………………………..19
Раздел 2. Роль символики. Особенности стиха поэта……………………....21
2.1. Библейские образы и мотивы в поэме А. Ахматовой "Реквием"….…..21
Заключение…………………………………………………………………….33
Список рекомендованной литературы…

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ1.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Время, как известно, всё  и всех расставляет на свои места. Жизнь подтверждает эту мысль - поэзия А.А. Ахматовой выдержала испытание  временем.

Сопереживание человеческому  горю, гнев и тоска охватывают при чтении поэмы. А как же иначе!? Разве может человек вынести всё, что выпало на долю поэтессы? Да и сотой доли всех испытаний оказалось бы достаточно, чтобы лишится разума и умереть от горя. Но она жива! Кажется, поэтесса исчерпала весь запас слёз, гнева, страдания, плача…

Но не на этой ноте хочется  закончить разговор о поэме Ахматовой. Мне кажется, именно она необходима нам сейчас, в наше время как никогда, как предостережение, как напоминание. Она написала поэму о жизни и судьбе человека, о том, что переживает его душа в нашем суматошном бренном мире, о жизненных утратах, о муке и счастье бытия.

И, постигая мир поэтессы, появляется возможность открыть  в себе способность откликаться  не только на радости, но и на горе, печаль, которые разлиты во многих мгновениях жизни. Ещё и ещё раз учимся принимать жизнь со всеми её горестями и трагедиями как бесценный дар и чудо, которое надо бережно сохранять.

Анна Ахматова блестящий  представитель одного из содержательных периодов русской литературы, который принято называть « серебренным веком », и открыла новую значительную главу современной поэзии. Сама того не осознавая, творя стихи о простой земной любви, поэтесса делала «доброе дело »- очищала и просвещала -и делала это действительно по-женски, просто и без само оглядки, правдой всей своей души и совести. И по этому в конечном итоге, она имела право сказать, что творила ее:

            Не для страсти,

Не для забавы,

Для великой  земной любви…

В наибольшей степени  имя А. Ахматовой связано с  поэзией, которая и до этого времени не прекращает интересовать нас. Лирика Ахматовой питалась земными, повседневными чувствами, не выводилась за пределы « мирской суеты.» Где то в житейской пестряди, у самой кладки в пыли обыденного существования зарождались истоки ахматовской поэзии. Где-то в порах бытия капли соединялись, сливались и давали жизнь чувствам, бившим ключом. Поэзия Ахматовой была близка идущей рядом жизни. Ничего парящего над повседневным, вознесенного над обычным течением жизни. Никаких туманностей, бесплотных высей, ускользающих видений, сонного марева. Ахматова искала - и находила - новые поэтические ценности в самой доподлинной жизни, обступающей нас со всех сторон бесчисленными вещами и сооружениями, пестрыми нагромождениями быта, множеством житейских обстоятельств. Может быть именно этой реальной обстановкой и потрясла А. Ахматова своего читателя, который не был обманут возвышенной, неземной, недоступной поэзией. Его захватывало чудесное описание отчетливой поэзии реального мира, где читатель находил себя, узнавал свои чувства. Что же связывает лирику Ахматовой с нами, людьми 21 века, да все, тоже незабываемое, яркое, нежное чувство любви. Как и тогда в эпоху А. Ахматовой люди любили, обожали, расставались и возвращались также все происходит и сейчас.

Любовь в стихах А. Ахматовой - это чувство живое и подлинное, глубокое и человечное, хотя в силу реальных жизненных причин обычно тронутое печалью облагораживающего страдания. В любовной лирики Ахматовой нет романтичного культа любви с ее взлетами, пареньями. Это больше всего любовь - жалость, любовь - тоска, которая так похожая на любовь реальную. В лирике Ахматовой совмещались возвышенные начала: чуть земные штрихи, тончайшие психологические черточки - и столкновения, доведенные до грани, до бурь. Но поверх всех драм, горестей «любовной пытки», разочарований и разлук неслась сияющая нота, почти гимн «великой земной любви».

Список использованной литературы

 

  1. Виленкин В.Я. «В сто первом зеркале», изд-во «Советский писатель» 1990 г., Москва.
  2. Виленкин В.Я., Черных В.А. «Воспоминания об Анне Ахматовой», изд-во «Советский писатель» 1991 г., Москва.
  3. Виноградов В.В. «О поэзии Анны Ахматовой», «Избранные труды.Поэтика русской литературы», 1976 г., Москва.
  4. Газета «Труд» - из антологии, статья «В начале было Слово», 6 ноября

2003 г.

  1. Гинзбург Л. «Человек за письменным столом», 1989 г., Ленинград.
  2. Жирмунский  В.М. «Творчество Анны Ахматовой», изд-во «Наука» 1973 г., Ленинград. «Об Анне Ахматовой: стихи, эссе, воспоминания, письма», изд-во «Наука» 1990 г., Ленинград.
  3.   Жирмунский В.М. Творчество А. Ахматовой. Изд. "Наука",Л., 1973. 17.ч.
  4. Ильина Н.  «Дороги и судьбы», 1988 г., Москва.
  5. Казинцев  А. «Лицом к истории», 1989 г., Москва.
  6. Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. М., 1997.
  7. Кормилов С.И. «Поэтическое творчество Анны Ахматовой»,изд-во «Учебная литература» 2004 г., Самара.
  8. Лейдерман Н.Л. Бремя и величие скорби («Реквием» в контексте творческого пути Анны Ахматовой) // Русская литературная классика ХХ века.
  9.   Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд. 2-е. Л., 1971.
  10.    Монографические очерки. Екатеринбург, 1996.
  11.    Павловский А. «Анна Ахматова. Жизнь и творчество», 1991 г., Москва.
  12.    Петров А.Н. «Легенды любви» - А. Ахматова и Н. Гумилёв, изд-во «Современный литератор» 1999 г., Минск.
  13.   Платонов А. Размышления читателя. Статьи. Изд. "Советский писатель", М., 1970.
  14.    Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. «От Горького до Солженицына»,изд-во «Высшая школа» 1995 г., Москва.
  15.    Эйхенбаум Б. «Анна Ахматова», 1969 г., Ленинград.
  16.   Эйхенбаум Б.М. Анна Ахматова. Опыт анализа // Источник: Ахматова А.А. Избранное/Сост., авт. примеч. И.К. Сушилина. - М.: Просвещение, 1993. – С.6.
  17.    Эткинд Е.Г. Бессмертие памяти. Поэма Анны Ахматовой «Реквием» // Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. СПб, 1997.

 


Информация о работе Художественное своеобразие поэмы А.Ахматовой «Реквием»