Анализ поэмы Ахматовой "Реквием"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 02:55, доклад

Описание работы

Сильный и мощный «Реквием» Анны Ахматовой был всплеском материнской боли, женским воплем, плачем о собственном сыне и о целом народе. Жестокие репрессии, тысячами косившие ни в чем не повинных людей, но обошли стороной и семью поэтессы. Ее муж Николай Гумилев был расстрелян в 1921 году, а сын Лев, носивший фамилию отца, трижды был осужден по ложным обвинениям. Страданием и горем насыщено каждое слово поэмы «Реквием», Ахматова практически не использует гипербол, ясно и доступно излагая свои личные переживания и потрясения целой страны.

Файлы: 1 файл

Анализ поэмы Ахматовой.doc

— 43.50 Кб (Скачать файл)

Анализ поэмы Ахматовой «Реквием»

Сильный и мощный «Реквием» Анны Ахматовой  был всплеском материнской боли, женским воплем, плачем о собственном  сыне и о целом народе. Жестокие репрессии, тысячами косившие ни в чем  не повинных людей, но обошли стороной и семью поэтессы. Ее муж Николай Гумилев был расстрелян в 1921 году, а сын Лев, носивший фамилию отца, трижды был осужден по ложным обвинениям. Страданием и горем насыщено каждое слово поэмы «Реквием», Ахматова практически не использует гипербол, ясно и доступно излагая свои личные переживания и потрясения целой страны.

И я молюсь не о себе одной, 
А обо всех, кто там стоял за мною.

Длинные очереди возле тюрем, куда несли  передачи своим незаслуженно осужденным сыновьям, мужьям женщины безвинной  Руси, словно опоясали всю страну черными траурными лентами. Но скорбят они молча, как когда-то Богоматерь, образ которой рисует автор. Читатель сопереживает происходящему, словно оказавшись в том страшном времени. Вот как сильна сила слова Анны Ахматовой, она способна создать целую симфонию переживаний и чувств. Хочется встать и попросить Всевышнего о снисхождении, как просит поэтесса:

Муж в  могиле, сын в тюрьме, 
Помолитесь обо мне.

Мы  невольно задумываемся о нелегкой судьбе великой поэтессы, о том, что пришлось пережить этой хрупкой на вид, но сильной внутренне женщине. Огромный талант позволил Ахматовой выразить в поэме «Реквием» всю глубину своих чувств, писалась она поэтапно в 1935-1940, 1957, 1961 годы. Но воплотить все на бумаге автор осмелилась лишь в 50-е, а опубликовали жестокую правду жизни лишь через 22 года после смерти поэтессы, в 1988 году.

Само  произведение состоит из Эпиграфа, Посвящения, Вступления, 10 глав и Эпилога, каждый из которых несет свою смысловую  и эмоциональную нагрузку. Но все  произведение – это описание переживаний героини - поэта, матери, жены. И написанные в 1961 году строки подводят итог жизни поэтессы в страшный период репрессий:

и не под  чуждым небосводом, 
И не под защитой чуждых крыл 
Я была тогда с моим народом, 
Там, где мой народ, к несчастью, был.

«Реквием» - это скорбная память о тех, кто  не вернулся из лагерей, но кто навсегда остался в сердцах любящих  их людей. Вспомним всех!

 

 

 

 

В прежние годы было довольно распространенным представление  об узости, камерности поэзии Ахматовой, и, казалось, ничто не предвещало ее эволюции в ином направлении. Ср., например, отзыв Б. Зайцева об Ахматовой после прочтения им поэмы "Реквием" в 1963 году за рубежом: "Я-то видел Ахматову “царскосельской веселой грешницей” и “насмешницей”... Можно ли было предположить тогда, в этой Бродячей Собаке, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль – женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих – женах, матерях, невестах... Откуда взялась мужская сила стиха, простота его, гром слов будто и обычных, но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое?"

Основой поэмы стала личная трагедия А. Ахматовой: ее сын Лев  Гумилев был трижды арестован  в сталинские годы. Первый раз его, студента исторического факультета ЛГУ, арестовали в 1935 году, и тогда его удалось скоро вызволить. Ахматова тогда написала письмо И.В. Сталину. Во второй раз сын Ахматовой был арестован в 1938 году и приговорен к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет. В третий раз Льва арестовывают в 1949 году, приговаривают к расстрелу, который заменяют затем ссылкой. Вина его не была доказана, и впоследствии он был реабилитирован. Сама Ахматова аресты 1935 и 1938 годов рассматривала как месть властей за то, что Лев был сыном Н. Гумилева. Арест 1949 года, по мнению Ахматовой, был следствием известного постановления ЦК ВКП(б), и теперь сын сидел уже из-за нее.

Но "Реквием" – это  не только личная трагедия, но трагедия народная.

Композиция поэмы имеет  сложную структуру: она включает в себя Эпиграф, Вместо предисловия, Посвящение, Вступление, 10 глав (три из которых имеют название: VII – Приговор, VIII – К смерти, Х – Распятие) и Эпилог (состоящий из трех частей).

Почти весь "Реквием" был  написан в 1935–1940 годах, раздел Вместо Предисловия и Эпиграф помечены 1957 и 1961 годами. Долгое время произведение существовало только в памяти Ахматовой и ее друзей, лишь в 1950-е годы она решилась записать его, а первая публикация состоялась в 1988 году, через 22 года после смерти поэта.

Поначалу "Реквием" был  задуман как лирический цикл и  лишь позднее переименован в поэму.

 

 

 

 Анна Андреевна Ахматова - великая  русская поэтесса, талантливая женщина, на долю которой выпали тяжкие испытания.  
    Ей пришлось многое пережить. Страшные годы, изменившие всю страну, не могли не отразиться на ее судьбе. Поэма «Реквием» явилась свидетельством всего, с чем пришлось столкнуться Ахматовой.  
    Период создания этой поэмы занял шесть лет - с 1935 по 1940 гг. Эти годы были полны тяжких и трагических событий, которые затронули жизни многих людей, разделяя нормальную, счастливую жизнь и страшную действительность.  
    Поэма «Реквием» состоит из нескольких частей, каждая из которых имеет несет определенную идею.  
    Эпиграфом к поэме стали строки, в которых Ахматова говорит, что вся ее жизнь была тесно связана с судьбой родной страны даже в самые страшные годы, все тяготы того времени коснулись и ее жизни. Она отказалась от эмиграции и осталась в России:  
    Нет, и не под чуждым небосводом,  
    И не под защитой чуждых крыл —  
    Я была тогда с моим народом,  
    Там, где мой народ, к несчастью, был.  
    Строки эпиграфа написаны позже, чем сама поэма Они датированы 1961 г.  
    Часть «Вместо предисловия» рассказывает о том, что предшествовало написанию поэмы. Прокатившаяся по стране волна арестов невиновных людей, репрессии и произвол властей стали трагедией для всей страны. Бесконечные тюремные очереди, в которых стояли родственники и близкие заключенных, стали символом того времени. Это коснулось и Ахматовой, когда был арестован ее сын.  
    «Посвящение» — это описание переживаний людей, которые много времени стоят в тюремных очередях. Ахматова говорит об их «смертельной тоске», о безысходности и огромном горе. Использованные ею метафоры передают народную скорбь и страдания:  
    Перед этим горем гнутся горы,  
    Не течет великая река…  
    А дальше ожидание приговора, от которого теперь будет зависеть судьба близкого человека. 
    Часть «Вступление» передает боль и горе, которые испытываешь при мысли о трагических судьбах невинных людей.  
    Звезды смерти стояли над нами,  
    И безвинная корчилась Русь  
    Под кровавыми сапогами  
    И под шинами черных марусь.  
    Использованный автором оксюморон (звезды смерти) как будто убивает последнюю надежду на счастливый исход.  
    В этой же части поэтесса рисует образ глубоко несчастной, больной, одинокой женщины. Это даже не женщина, а призрак, убитый горем до крайней степени:  
    Эта женщина больна,  
    Эта женщина одна…  
    Третье, четвертое, пятое и шестое стихотворения носят личный характер. Ахматова рассказывает о собственных воспоминаниях и чувствах. Здесь есть точные временные детали («семнадцать месяцев кричу»), ласковые обращения к сыну («на тебя, сынок, в тюрьме ночи белые глядели»), характеристика самой лирической героини поэмы («царскосельской веселой грешницы»).  
    Седьмая часть поэмы - «Приговор» - несет идею человеческой стойкости. Для того, чтобы выжить, мать должна стать каменной, научиться не чувствовать боли:  
    Надо память до конца убить,  
    Надо, чтоб душа окаменела,  
    Надо снова научиться жить.  
    Но вынести все это трудно, поэтому восьмая часть названа «К смерти». Героиня ожидает свою смерть. Она просит ее ускорить свой приход, потому что жизнь утратила для героини всякий смысл:  
    Ты все равно придешь. – Зачем же не теперь?  
    Я жду тебя – мне очень трудно.  
    Я потушила свет и отворила дверь  
    Тебе, такой простой и чудной.  
    В десятой части - «Распятии» - показана трагедия тысяч матерей, чьи дети безвинно несут тяжкий крест:  
    Магдалина билась и рыдала,  
    Ученик любимый каменел.  
    А туда, где молча мать стояла,  
    Так никто взглянуть и не посмел.  
    Эпилог поэмы состоит из двух частей. В первой части Ахматова опять обращается к тем, кто стоял вместе с нею тюремной очереди. Она просит бога о помощи, но не для себя одной, а для всех убитых горем людей «под красною ослепшей стеною».  
    Вторая часть развивает общепоэтические темы назначения поэта и поэзии. Здесь же Ахматова поднимает тему ее возможного Памятника, который должен стоять у той страшной тюремной стены, где «выла старуха, как раненый зверь».  
    В своей жизни Анна Ахматова знала славу и забвение, любовь и предательство, но она всегда стойко переносила все страдания и трудности, потому что была сильным человеком. В наше время душевная стойкость и непреклонная воля Анны Ахматовой служат нам примером и неиссякаемым источником вдохновения.


Информация о работе Анализ поэмы Ахматовой "Реквием"