Французский реализм ХIХ века в творчестве Оноре Бальзака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 15:09, реферат

Описание работы

Реализм же является направлением, стремящимся к изображению действительности. В своем творчестве Бальзак отходит и от романа личности, и от исторического романа Вальтера Скотта. Он стремится показать картину всего общества, всего народа, всей Франции. Не легенда о прошлом, а картина настоящего, художественный портрет буржуазного общества стоит в центре его творческого внимания. Знаменосец буржуазии сейчас — банкир, а не полководец, её святыня — биржа, а не поле брани. Не героическая личность и не демоническая натура, не историческое деяние, а современное буржуазное общество, Франция июльской монархии — такова основная литературная тема эпохи. На место романа, задача которого дать углублённые переживания личности, Бальзак ставит роман о социальных нравах, на место исторических романов — художественную историю послереволюционной Франции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Биография писателя Оноре Бальзака………………………………………...4
Влияние исторических реалий на творческую деятельность….…………...8
2.1 Бальзак и его время………………………………………………………..8
2.2 Реализм Бальзака………………………………………………………....12
3. Произведение Бальзака «Гобсек»……………………………………………16
3.1 Возникновение новеллы…………………………………………………16
3.2 Композиция новеллы…………………………………………………….16
3.3 Портрет ростовщика…………………………………………………......18
3.4 Трагедия семьи де Ресто…………………………………………………21
3.5 Заключение ……………………………………………………………....24
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Balzak.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Эта профессия была своего рода средоточием буржуазного общества, где жажда наживы и паразитизм получили свое крайнее выражение.

Имя Гобсек – Сухоглот, обрубленное и резкое, тоже своего рода портрет человека твердого, неуступчивого, жадного. Он был скуп даже на движение. «Его жизнь протекала, порождая не более шума, чем песок в старинного вида часах.»

Это мрачная фигура хитрого  дельца и жестокого скряги. Но он был соседом Дервиля, они познакомились, сблизились. И удивительное дело, скромный и честный труженик Дервиль почувствовал к Гобсеку некоторое расположение. И Гобсек с уважением и даже с любовью стал относиться к Дервилю, который вел скромный образ жизни, ничем не хотел от него поживиться  и был свободен от тех пороков, которыми были перенасыщены люди, теснившиеся вокруг ростовщика. Он, преисполненный доверия к Дервилю, в решительную минуту даже оказывает ему щедрую поддержку: дает деньги с условием получения самых умеренных процентов. Без процентов он не может дать денег и самому близкому своему другу!

Все же скряга по природе  своей одинок. «Если бы общительность, человечность были религией, то в этом смысле Гобсека можно было бы считать атеистом». Отчужденность человека в собственническом мире показана в этом образе в самой крайней степени. Гобсеку не страшна смерть, но его удручает мысль, что его сокровища перейдут кому-то другому, что он умирая, выпустит их из рук.

У Гобсека свое законченное  и во многом верное понимание современного ему общества. «Повсюду идет бой  между бедняком и богачом, и он неизбежен». Он считает, что убеждения, нравственность – пустые слова. Только личный интерес! Только одна ценность – золото. Остальное изменчиво и преходяще.

Векселя, которые держит Гобсек. По которым он получает деньги, ведут его к разным, совершенно чужим для него людям. Так он попадает в роскошный особняк графов де Ресто. Он рассказывает об этом посещении Дервилю, а Дервиль – госпоже де Гранлье, ее пожилому родственнику и ее дочери. На рассказе этом сохраняется двойной отпечаток: ехидной иронии Гобсека и человеческой мягкости Дервиля.

Какой контраст: сухой, желчный  старик в полдень в будуаре  едва проснувшейся после ночного бала великосветской красавицы. В окружающей ее роскоши всюду следы вчерашней ночи, усталости, небрежности. Острый взор Гобсека постигает и еще нечто: сквозь эту роскошь проглядывает нищета и скалит острые свои зубы. И в облике самой графини Анастази де Ресто – растерянность, смятение, страх. И все-таки, сколько в ней красоты, но и силы!

Гобсек, даже Гобсек, с  восхищением на нее посмотрел. Она  вынуждена принимать ростовщикав  своем будуаре, униженно просить  его об отсрочке. А тут еще и  муж приходит весьма некстати. С наслаждением видит Гобсек, что он держит в своих руках ее позорную тайну. Она его раба. «Это один из моих поставщиков»,- вынуждена графиня солгать мужу. Она потихоньку сует Гобсеку что подвернулось из драгоценностей, чтобы только его спровадить.

По-своему, ростовщик  щепетильно честен. Бриллиант, полученный от Анастази, стоил на двести франков  больше, чем Гобсек должен был его получить. Он пользуется первою оказией, чтобы эти двести франков вернуть. Он передает их через встреченного им на пороге любовника графини Максима де Трай. Мимолетное впечатление от Максима: «Я прочитал на его лице будущее графини. Этот прелестный блондин, холодный и бездушный игрок, разорится, ее разорит, разорит ее мужа, разорит ее детей, пожрет их наследство и больше истребит и разрушит, чем могла бы разрушить целая артиллерийская батарея».

3.4 Трагедия семьи де Ресто

Завязкой  дальнейших событий становится сцена, когда назойливо приставший к Дервилю Максим де Трай убеждает молодого адвоката сопровождать его к Гобсеку и рекомендовать его ростовщику в качестве своего друга. В долг Гобсек ни при каких рекомендациях ничего бы Максиму не дал. Но к этому же часу подоспела Анастази с бриллиантами, принадлежащими ее мужу и ее детям, готовая их заложить, лишь бы своего любовника выручить.

У скряги ростовщика, в  сырой темной комнате происходит жадный спор между тем, кто хранит неограниченное количество денег, и  теми. Кто привык их необузданно  расточать.

В эту картинугрубого торга вложены краски поразительной  силы. Старшая дочь папаши Горио в этой будничной сцене, вопреки ее подлой роли, особенно прекрасна. Овладевшая ею страсть, ее тревога, самое сознание преступности ее действий, страх неудачи и даже разоблачения – все это не стирает, а усиливает сияние резкой и грубой ее красоты.

И бриллианты, которые  она выкладывает. Сверкают под пером  Бальзака с утроенною силой. Старческий глаз у Гобсека, но пронзительно въедливый и страстный. Его глазами неистового знатока видим мы редчайшие драгоценности семьи де Ресто.

Забрать такие бриллианты! Получить их за бесценок! Да еще и всучить Максиму в счет выдаваемых денег его прежние долговые расписки, приобретенные у других ростовщиков по дешевке!

Едва только Анастази и Максим покинули жилище Гобсека, он ликует. Это полное его торжество. Все это видел Дервиль, проникающий далеко за кулисы парижской жизни, посвященный в самые сокровенные ее тайны…

Граф де Ресто, удрученный поведением своей жены, убитый горем  и сознающий, что дни его сочтены, озабочен судьбою своего сына Эрнеста. Явно, что двое младших ему не принадлежат. Убедившись в щепетильной  честности ростовщика, он решает доверить ему  все свое состояние, с тем чтобы уберечь его от расточительности Анастази. Эрнест должен получить это состояние в день совершеннолетия. К этому и ведет Дервиль свое ночное повествование в салоне госпожи де Гранлье.

В его рассказе есть еще  одна поражающая сцена. Дервиль узнает от Гобсека, что граф де Ресто при смерти. При этом Гобсек роняет фразу, которая разом  обнаруживает его проницательность, неожиданную у него отзывчивость на чужое душевное страдание, и эта же фраза содержит итоговую характеристику мужа Анастази: «Это одна из тех нежных душ, которые не умеют одолеть свое горе и подставляют себя под смертельный удар».

Дервиль добивается встречи  с умирающим графом, а тот нетерпеливо  его ждет: им нужно покончить дело с завещанием, которое не оставит  без гроша графиню и младших ее детей, основное же богатство сбережет для Эрнеста. Но Анастази, опасаясь все потерять, не допускает адвоката к его клиенту.

Душевное состояние  Анастази, разгаданное проницательным стряпчим, дано с удивительной ясностью и полнотой. Ее горькое разочарование в Максиме, ее досада, что она в такое положение попала, и желание очаровать и обезоружить Дервиля, которого она считает своим врагом, и стыд пред ним, как свидетелем сцены у ростовщика, и твердое решение любою ценой, если нужно, то преступлением, захватить полностью наследство умирающего мужа.

Как бы ни был сложен клубок разнородных мыслей и чувств, решающим оказывается неистово страстная  борьба за деньги. Вот почему в изображении  душевного состояния Анастази де Ресто не менее глубокая критика собственнического, буржуазного мира, чем даже в образе ростовщика.

Ночью Дервиль и Гобсек, которых известили о смерти графа, явились в дом и проникли в  комнату умершего.

Трагизм ситуации, совершенно личной, приобретает под пером  Бальзака характер страшного символа, обличающего вожделения собственнического мира.

«Ужасающий беспорядок царил в этой  комнате. Растрепанная, с горящими глазами, графиня, ошеломленная, стояла посреди перерытых ее одежд, бумаг, всякого рода тряпья… Едва только умер граф, как его вдова тотчас взломала все ящики…всюду был отпечаток ее смелых рук… Труп покойника был откинут и лежал поперек постели, как один из конвертов, разорванных и брошенных на пол… На подушке был еще виден отпечаток ее ноги».

Умирающий де Ресто призывал Дервиля и прижимал к груди отмену прежнего завещания. По настоянию адвоката, сознавая его правоту, Ресто включил в свое завещание и жену и младших ее детей. Именно это завещание в испуге и второпях Анастази успела сжечь. Она сама всего себя лишила.

Гобсек прибрал к рукам и дом, и все владения аристократической семьи. Он стал хозяйничать расчетливо и скупо, приумножая богатство. Госпожа де Гранлье может быть спокойна за свою дочь: через несколько дней Эрнест де Ресто полностью, да еще и в приумноженном виде получит свое наследство.

Трагедия семьи де Ресто: безумие расточительности, как  и безумие скупости, ведет к  одинаковому концу. Эта новелла  в новелле придает целому произведению поистине трагический характер.

3.5 Заключение

На последних страницах  новеллы описана смерть ростовщика. Дервиль застал его, ползающего по комнате, уже бессильного подняться и лечь на постель. Гобсеку пригрезилось, что что комната полна живого колыхающегося золота. И он бросился его загребать.

Чтобы не было у него соседей, Гобсек один занимал несколько комнат, загроможденных всякого рода снедью, которая вся сгнила, и даже у рыб выросли усы.

До последних дней своей жизни Гобсек заглатывал несметные  состояния и уже неспособен был  их переварить. Если бы золото поддавалось  гниению, оно бы у него сгнило.

Одна мысль угнетала умирающего Гобсека: он расставался со своим богатством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Бальзак как реалист  обращал в своем творчестве внимание на современность, трактуя ее как историческую эпоху в ее историческом своеобразии.

Такие образы, как Растиньяк, барон Нюсенген, Сезар Бирото и бесчисленные другие — наиболее законченные примеры того, что называют «изображением типических характеров в типических обстоятельствах». В его творчестве реализм уже вплотную подходит к научному познанию, и некоторые романы по глубине познавательного подхода к социальным явлениям и социальной психологии оставляет далеко за собой все, что в этой области было сделано буржуазной наукой.

Благодаря особенностям своего творчества, Бальзак пользовался  большой популярностью в Европе ещё при жизни. Произведения Бальзака повлияли на прозу Диккенса, Золя, Фолкнера и других. Общепризнанной была его репутация одного из величайших прозаиков XIX века.

В России его творчество стало известно уже с начала 30-х гг. 19 в. Интерес к нему проявляли А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, особенно Ф. М. Достоевский и М. Горький, на которых он оказал значительное влияние.

Российское литературоведение уделяет большое внимание проблемам бальзаковского реализма, как одной из вершин мировой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Большая советская энциклопедия

2. Гербстман А. И. Оноре Бальзак, биография писателя [Текст]: пособие для учащихся / А. И. Гербстман. – СПб.: Просвещение, 1972.- 118 с. (требует переиздания)

3. Ионкис Г.Э. Оноре Бальзак [Текст]: пособие для учащихся / Г. Э. Ионикс.- М.: Просвещение, 1988.-175 с. (требует переиздания)

4. История зарубежной литературы ХIХ века  [Текст]: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Я. Н. Засурского, С. В. Тураева.- М.: Просвещение, 1982.-320 с. (требует переиздания).

5. Литературная энциклопедия

6. Чичерин А. В. Произведения О. Бальзака « Гобсек» и «Утраченные иллюзии» [Текст]: учебное пособие для филол. спец. пед. ин-тов / А. В. Чичерин.- М.: Высш. школа, 1982 – 95 с. (требует переиздания).

 

 

 




Информация о работе Французский реализм ХIХ века в творчестве Оноре Бальзака