Французский реализм ХIХ века в творчестве Оноре Бальзака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 15:09, реферат

Описание работы

Реализм же является направлением, стремящимся к изображению действительности. В своем творчестве Бальзак отходит и от романа личности, и от исторического романа Вальтера Скотта. Он стремится показать картину всего общества, всего народа, всей Франции. Не легенда о прошлом, а картина настоящего, художественный портрет буржуазного общества стоит в центре его творческого внимания. Знаменосец буржуазии сейчас — банкир, а не полководец, её святыня — биржа, а не поле брани. Не героическая личность и не демоническая натура, не историческое деяние, а современное буржуазное общество, Франция июльской монархии — такова основная литературная тема эпохи. На место романа, задача которого дать углублённые переживания личности, Бальзак ставит роман о социальных нравах, на место исторических романов — художественную историю послереволюционной Франции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Биография писателя Оноре Бальзака………………………………………...4
Влияние исторических реалий на творческую деятельность….…………...8
2.1 Бальзак и его время………………………………………………………..8
2.2 Реализм Бальзака………………………………………………………....12
3. Произведение Бальзака «Гобсек»……………………………………………16
3.1 Возникновение новеллы…………………………………………………16
3.2 Композиция новеллы…………………………………………………….16
3.3 Портрет ростовщика…………………………………………………......18
3.4 Трагедия семьи де Ресто…………………………………………………21
3.5 Заключение ……………………………………………………………....24
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Balzak.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Минобнауки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

Забайкальский государственный  университет

 

 

Факультет социальных наук, психологии и педагогики

Кафедра специальной  психологии и коррекционной педагогики

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

Французский реализм  ХIХ века в творчестве Оноре Бальзака

 

По дисциплине: «Литература  с основами литературоведения»

 

 

 

 

 

Выполнил:  студентка 4 курса

031800 ( ОЗО ) специальности «Логопедия»

    Николенко Е.Е.

Проверил: доцент кафедры ТМНДО Козлова Л.И., к.п.н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Чита, 2013

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Биография писателя Оноре Бальзака………………………………………...4
  2. Влияние исторических реалий на творческую деятельность….…………...8

2.1 Бальзак и его время………………………………………………………..8

2.2 Реализм Бальзака………………………………………………………....12

3. Произведение Бальзака «Гобсек»……………………………………………16

3.1 Возникновение новеллы…………………………………………………16

3.2 Композиция новеллы…………………………………………………….16

3.3 Портрет ростовщика…………………………………………………......18

3.4 Трагедия семьи де Ресто…………………………………………………21

3.5 Заключение ……………………………………………………………....24

Заключение……………………………………………………………………….25

Список литературы………………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Оноре́ де Бальза́к — французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе.

Конец 1820-х и начало 1830-х годов, когда Бальзак вошёл  в литературу, был периодом наибольшего  расцвета творчества романтизма во французской  литературе. Большой роман в европейской литературе к приходу Бальзака имел два основных жанра: роман личности — авантюрного героя («Робинзон Крузо» Д. Дефо) или самоуглубляющегося, одинокого героя («Страдания молодого Вертера» В. Гёте) и исторический роман («Уэверли» В. Скотт).

Реализм же является направлением, стремящимся к изображению действительности. В своем творчестве Бальзак отходит и от романа личности, и от исторического романа Вальтера Скотта. Он стремится показать картину всего общества, всего народа, всей Франции. Не легенда о прошлом, а картина настоящего, художественный портрет буржуазного общества стоит в центре его творческого внимания. Знаменосец буржуазии сейчас — банкир, а не полководец, её святыня — биржа, а не поле брани. Не героическая личность и не демоническая натура, не историческое деяние, а современное буржуазное общество, Франция июльской монархии — такова основная литературная тема эпохи. На место романа, задача которого дать углублённые переживания личности, Бальзак ставит роман о социальных нравах, на место исторических романов — художественную историю послереволюционной Франции.

Цель данной работы –  проследить проявление этих тенденций  в творчестве писателя, оценить значение О. Бальзака для формирования реализма как направления в мировой литературе.

 

 

 

  1. Биография писателя Оноре Бальзака.

Великий французский  писатель Оноре Бальзак родился 20 мая 1799 года в небольшом провинциальном городке Туре, расположенном на реке Луаре.

Дед Оноре был землепашцем  и носил фамилию Бальса; отец будущего великого писателя, Бернар-Франсуа, в детстве был пастухом, а выбившись в чиновники и став дельцом, придал ей аристократическое звучание – Бальзак. Мать Оноре происходила из семьи парижского торговца сукнами. Она была значительно моложе своего супруга, и ей было суждено намного пережить своего гениального сына.

Родители Оноре, занятые, главным образом, накопительством  и завоеванием солидного положения  в обществе, уделяли своему первенцу очень мало внимания.

Наиболее тяжелое испытание  выпало на долю Оноре, когда ему пошел девятый год и его поместили в Вандомское училище – закрытое учебное заведение, которым руководили, как и всюду в ту пору во Франции, католические монахи.

В этом училище на все  годы пребывания в нем ученика свидания с родными были строго-настрого запрещены, а каникул вообще не существовало.

С самого раннего возраста Оноре очень много читал. Его  особенно привлекали произведения Руссо, Монтескье, Гольбаха и других прославленных  французских просветителей: они  с неслыханной смелостью выступали  против феодально-католической церкви, верного оплота реакции. Пренебрегая всяческими запретами и наказаниями, Оноре зачитывался их творениями.

Когда Оноре исполнилось  четырнадцать лет, он тяжело заболел, и  училищное начальство потребовало, чтобы родители забрали сына. Сестра Бальзака Лоранс писала в последствии в воспоминаниях о своем великом брате: « На него нашло какое-то оцепенение […]. Вернулся он домой похудевший и истощенный и напоминал лунатика, спящего с открытыми глазами. Он не слышал вопросов, с которыми к нему обращались»

Прошло много времени, пока мальчик смог оправиться от тяжелого состояния.

Вскоре семья Бальзака переселилась в Париж, но жизнь Оноре  не стала лучше. Родители требовали, чтобы сын стал юристом и со временем открыл нотариальную контору. Они считали, что это была бы для него прекрасная карьера, а творческие планы Оноре их ничуть не интересовали. И юноша был вынужден поступить в «Школу Права» (Юридический институт) и одновременно проходит практику в конторе адвоката. Правда. Это позволило будущему писателю-реалисту проникнуть во все тонкости судебного крючкотворства и со временем заклеймить буржуазное судопроизводство беспощадной сатирой.

Бальзак заканчивает  «Школу Права» и в ответ на требование родителей заняться «делом» со всей решительностью заявляет, что намерен отдаться литературному труду – стать писателем и только таким путем построить себе карьеру и жизнь. Рассерженный отец лишил сына материальной поддержки, и будущий писатель повел жизнь талантливого бедняка, столько раз описанную в его произведениях. Почти десять лет он бедствовал на столичных чердаках. Зарабатывая на хлеб сочинением бульварных романов в духе модного тогда жанра, которые сам впоследствии назвал «литературной пачкотней».

Однако в эти годы бурных романтических споров исподволь вызревал могучий талант Бальзака. Уже в начале 1830-х годов он стал нащупывать свою собственную дорогу в искусстве и стал профессиональным литератором, хотя буйное воображение и темперамент, а также жажда разбогатеть, вполне в духе меркантильного века, то и дело толкали его на фантастические « деловые» затеи ( как покупка типографии и выпуск дешевого издания французских классиков, разработка заброшенных римлянами серебряных Рудняков ). Все они неизменно кончались провалом и лишь увеличивали сумму долгов, из которых, несмотря на каторжный литературный труд, Бальзак так и не смог выпутаться до конца своих дней.

Преследуемый кредиторами, ростовщиками, издателями, месяцами не выходя из дому, проводя за письменным столом бессонные ночи, Бальзак работал с лихорадочной быстротой и сверхчеловеческим напряжением, подгоняемый не только нетерпением художника, но и необходимостью вырваться из денежной кабалы. Переутомление вконец расстроило его здоровье и привело к ранней смерти.

Переписка Бальзака приоткрывает драму существования великого художника – жертвы денежного общества, столь блистательно запечатленного в его романах.

«Я чуть не лишился  хлеба, свечей, бумаги. Судебные исполнители  травили меня как зайца, хуже, чем  зайца» (2 ноября 1839 года). « Работать - …это значит вставать всегда в полночь, писать до 8 часов утра, позавтракать за пятнадцать минут и снова работать до пяти, пообедать, лечь спать и на завтра все начать сначала» (15 февраля 1845 года).

«…Пишу все время; когда не сижу над рукописью, обдумываю план, а когда не думаю над планом, то исправляю гранки. Вот моя жизнь» (14 ноября 1842 года).

В редкие минуты, когда  Бальзак оказывался в обществе, он поражал окружающих блеском ума  и своеобразным обаянием.

Тяга писателя к аристократическим  салонам отразилась и на истории женитьбы Бальзака, похожей на один из его романов. С 1838 года началось заочное знакомство и многолетняя переписка Бальзака с польской графиней Эвелиной Ганьской, подданной русского царя; в марте 1850 года Бальзак обвенчался с нею в городе Бердичеве, три месяца провел в огрмном имении жены – Верховня, под Киевом, затем увез ее в Париж, а уже 8 августа писателя не стало.

  1. Влияние исторических реалий

на творческую деятельность

    1.  Бальзак и его время

В июле 1830 года во Франции  было свергнуто правительство короля Карла Х. Его старший брат Людовик ХVI был казнен в 1793 году. Средний Людовик ХVIII после пребывания в эмиграции, в 1814 году был посажен на трон властителями тогдашней Европы, которые надеялись угасить пожар Революции навсегда. Попытки королей Людовика  ХVIII и КарлаХ вернуть Францию в эпоху феодализма потерпели полный крах. После июльской революции 1830 года капиталистическое развитие страны пошло полным ходом. Королей- аристократов сменил король-банкир, король-буржуа Луи-Филлип.

Обманутый после июльской революции пролетариат в 30-е годы не слагает оружия. В 1831 году – грандиозное восстание лионских ткачей. В 1832-м – баррикады на улицах Парижа и кровопролитие у стен монастыря Сен-Мерри. В 1834-м – новое восстание лионских ткачей.

Постоянное брожение умов, постоянное недовольство. Пока не восстановили свирепую цензуру, карикатуры на грушевидного Луи-Филиппа не сходили со страниц пользующихся успехом сатирических журналов.

Именно 1830 год стал отправным пунктом литературной деятельности Бальзака, Стендаля, Гюго, Жорж Санд. Все главное Бальзак создал с 1830 по 1848 год. И стал он своего рода историком двух эпох: эпохи Реставрации и эпохи июльской монархии. Бурные социальные события определили историзм романов Бальзака и привели его к замыслу «Человеческой комедии».

Наблюдательность, умение проникать взглядом в чужие жизни, в чужие умы и сердца стало  основною страстью юного Оноре. В  жажде знать, как, чем живут разные люди, сказывалась антиромантическая  черта его натуры, характерная  для новых условий капиталистического мира, когда люди вынуждены были более трезво смотреть на свое жизненное положение и свои отношения с другими людьми.

Юный Бальзак сознает  в себе огромные силы, большой талант, он преодолевает немало препятствий  и вступает на избранный им путь писателя. В 1830 году он пишет новеллу «Гобсек», годом позже – «Шагреневую кожу», «Луи Ламбера», «Неведомый шедевр», в 1832 году – «Полковника Шабера», в 1833-м – Евгению Гранде».

В 1834 году, когда Бальзак  работал над романом «Отец  Горио», его поразила давно в нем готовившаяся мысль: создавать не отдельные романы, повести и рассказы, а один грандиозный цикл, возникающий по одному плану, ставящий перед собой одну цель – понять и воплотить жизнь современной Франции во всех ее проявлениях. Все классы общества, все профессии, все возрасты. Главное, все типы людей: богачи и бедняки, врачи и студенты, священники и офицеры, актрисы и служанки, светские дамы и прачки. Проникнуть во все сердца, войти во внутренний ритм разнородных жизней, понять общество в целом, исследуя его по частям. Соединить анализ одного переживания в синтезе грандиозной и до конца осмысленной панорамы.

В таком плане каждый отдельный роман становиться  частицей многообъемлющего целого, из него выходили и далеко протягивались  нити в другие повести и романы.

Ни один романист, ни до, ни во времена Бальзака не подходил до такой степени близко к задаче – исчерпывающе и точно изучить состояние современного общества. До конца правдивое и нравственно взыскательное изучение общества делает Бальзака антибуржуазным  писателем, последовательным и непримиримым. Моральный упадок аристократии также для него очевиден. Объявляя себя легитимистом, сторонником королевской власти в дореволюционном добуржуазном ее облике, Бальзак в это время проявлял непримиримое отношение к буржуазному обществу, но и – отсутствие идеала, обращенного в будущее.  Бальзак весь в своей эпохе, ему одинаково недоступно верное понимание прошлого и проникновение в будущие судьбы народа. Его грандиозное творение почти целиком посвящено его современности, жизни французского народа после революции 1789 года, главным образом первой половине ХIХ века.

Название всего цикла  «Человеческая комедия» Бальзак  нашел не сразу. Имелась в виду «Божественная комедия» Данте, но в  слове «комедия» у Бальзака совсем другое значение. В нем – суровый приговор бессмыслице – комедии современной Бальзаку социальной жизни.

Информация о работе Французский реализм ХIХ века в творчестве Оноре Бальзака