Фонетика и фонология. Аспекты изучения звуков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 18:05, реферат

Описание работы

Фонетика - это раздел языкознания, который изучает звуковые единицы языка. Звуковой строй языка - особый ярус в структуре языка, а поэтому фонетика - самостоятельный раздел языкознания, который имеет свой особый предмет и задачи. В соответствии со структурой звуковой стороны языка фонетика изучает звуки, различные типы ударения и интонацию. Звуковая сторона - это необходимая форма существования слов, материальное выражение, без которого невозможно существование языка.

Содержание работы

1. Фонетика и фонология. Аспекты изучения звуков…………………………1-2
2. Артикуляционный аспект….…………………………………………………3-5

Файлы: 1 файл

Фонетика и фонология.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

        Гомельский  государственный университет им. Ф.Скорины                                        

 

 

 

 

 

 

 

  Реферат на тему:

  Фонетика и  фонология. Аспекты изучения звуков

 

 

 

Выполнила:                                                учащаяся 1 курса Царикова Е.И.                                        Проверила:                                                        преподаватель языкознания Осипова Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

Гомель,  2014

 

Содержание

 

1. Фонетика и фонология. Аспекты изучения звуков…………………………1-2

2. Артикуляционный аспект….…………………………………………………3-5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Фонетика и фонология. Аспекты изучения звуков

Фонетика  - это раздел языкознания, который изучает звуковые единицы языка. Звуковой строй языка - особый ярус в структуре языка, а поэтому фонетика - самостоятельный раздел языкознания, который имеет свой особый предмет и задачи. В соответствии со структурой звуковой стороны языка фонетика изучает звуки, различные типы ударения и интонацию. Звуковая сторона - это необходимая форма существования слов, материальное выражение, без которого невозможно существование языка. Перед фонетикой ставятся следующие задачи:

    • установить звуковой состав данного языка в определенный период его развития;
    • изучить его в статическом состоянии или изучить эволюцию и развитие звуковой стороны на протяжении ряда эпох истории этого языка;
    • определить последовательные изменения звуков речи и выяснить причины этих изменений;
    • изучить фонетические явления данного языка в сравнении с фонетическими явлениями других родственных языков;
    • исследовать звуковые структуры двух и более языков с целью нахождения у них общего и специфического.

Как и все лингвистические науки, фонетика может исследовать языковые явления в плане синхронии и диахронии.

Изучение фонетических явлений в плане синхронии - это исследование фонетики определенного языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Изучение фонетики в плане диахронии - это изучение фонетических явлений во времени, в изменении, в переходе одних явлений в другие.

Фонетика может изучать конкретные фонетические системы отдельных языков, например русского, французского, английского, суахили и т.д. Это так называемые частные фонетики, которые могут давать описания в синхроническом плане (описательная фонетика) и в диахроническом (историческая фонетика)

Наряду с частной фонетикой, фонетикой отдельного конкретного языка, существует общая фонетика, которая изучает звуки речи всех языков мира, выясняет возможности артикуляции звуков человеческим речевым аппаратом, выводит общие звуковые законы в разных языках, исследует природу звука речи, анализирует условия образования звуков, описывает поведение звука в потоке речи, изучает слог, ударение, интонацию.                          1

 

В зависимости от целей, которые стоят перед фонетикой, различают теоретическую и практическую фонетику. Теоретическая фонетика решает общие вопросы, связанные со звуковой стороной языка, изучает условия образования звуков, закономерности сочетания и изменения звуков, членение речевого потока и т.д. Изучение звуковой стороны языка помогает уяснить многие грамматические явления, установить родство языков, объясняет многие исторические процессы развития языка.

Практическая фонетика опирается на положения теоретической фонетики. Практическое изучение звуков имеет большое значение, например, для постановки правильного произношения звуков родного и иностранного языка, для орфографии, в деле создания алфавитов для бесписьменных языков. Данные фонетики используются в логопедии, в сурдопедагогике (при обучении звуковому письму глухонемых).

Три аспекта изучения звука

Звуки речи - это самые краткие звуковые единицы, на которые делятся слова. С физической точки зрения звуки речи являются звуковыми волнами, как и все остальные звуки. Почему же, слушая стук топора, шум машин и т.д., мы остаемся чаще всего равнодушны к ним, но сразу же реагируем на слова, которые произносит наш собеседник? В чем своеобразие звуков человеческой речи и что их отличает от других звуков?

Особенность звуков речи состоит в том, что они и их сочетания образуют звуковую сторону слова и через слово участвуют в передаче нам определенного смысла. Подобное изучение звуков (то есть с точки зрения их лингвистической, смыслоразличительной функции) представляет собой один из аспектов фонетики - лингвистический аспект. Изучением лингвистического аспекта занимается раздел языкознания - фонология.

Изучая звуки речи, можно исследовать тот аппарат, который производит эти звуки, то есть речевой аппарат. Такой аспект изучения звуков речи называется артикуляционным (анатомо-физиологическим).

Звуки речи могут изучаться со стороны их физических свойств, например силы, тембра, высоты и т.д. Такой аспект изучения звуков речи называется физическим, точнее, акустическим, так как изучением звуков занимается раздел физики – акустика.

 

         2

Артикуляционный аспект фонетики


Артикуляционные характеристики звуков определяются в конечном счете возможностями речевого аппарата, который., как известно, представляет собой продукт длительной «очеловечивающей» эволюции. Органы, служившие первоначально исключительно для дыхания и пищеварения, приобрели, одновременно с перерождением живого существа и возникновением человека разумного, новые — социальные — функции. И дальнейшее их развитие в значительной степени определялось уже именно этими функциями. Появление членораздельной речи определенным, хотя и не столь очевидным, образом повлияло также на эволюцию слухового аппарата человека. Однако потенциальные возможности речевого (а тем более слухового) аппарата значительно шире, чем богатство звуков любого языка. В этом, с одной стороны, можно усмотреть проявление уже упоминавшейся тенденции к экономии языковых средств. А с другой стороны, надо помнить, что фонетика любого языка не ограничивается традиционным набором наиболее распространенных аллофонов, т.е., звуков, представляющих 1 фонему. Некоторые звуки встречаются чрезвычайно редко, только в особых условиях или даже в отдельных, единичных словах.

Например, для русского литературного языка такими исключительными звуковыми вариантами можно считать щелевой фарингальный (в устаревающем произношении слов господи, благо и т.п.), глухие плавные (на конце слов вроде вопль, монокль, реестр, отдай), заднеязычные носовые (в словах типа функция, деньги) и т. п.

 

Кроме того, существует еще особая, так называемая неканоничная фонетика (термин заимствован из специальной работы А. А. Реформатского). Она объединяет звуки, не входящие в собственно фонетическую систему данного языка, но примыкающие к последней в силу своего использования в речи. (В то же время в других языках эти звуки могут быть вполне каноничными, т. е. там они являются полноправными членами фонетических систем.) Обычная сфера неканоничной фонетики — междометия, звукоподражания, «звуковые жесты» и т. п. В частности, в русской речи можно встретить такие экзотические звуки, как губные дрожащие (звонкий вибрант используется в качестве звукового жеста для обозначения ситуации «как холодно!», а глухой — как приказ лошади остановиться и т. п.

Описание всего многообразия артикуляций каноничных и неканоничных звуков строится обычно по «топографическому» принципу: указывается, какой активный орган какое место занимает и по отношению к                      3

какому пассивному органу. Для большей точности описания учитывается также собственная конфигурация активного органа, динамическое соотношение его частей. Так, переднеязычные согласные по этому признаку подразделяются на апикальные — когда артикулирует самый кончик языка, как в англ, t, d, среднеевропейском 1; дорсальные — когда в артикуляции участвует вся передняя часть языка, а кончик опущен, как в рус. с, з, т, д; какуминальные — когда загнут вверх весь передний край языка, а спинка прогибается, принимая ложкообразную форму, как в рус. ш, ж, р. Среди дорсальных можно в свою очередь выделять плоскощелевые и круглощелевые (желобковые) и т. д.

 

Существует, однако, возможность иного, динамического описания артикуляций — через работу мышечного аппарата. В частности, тщательное изучение строения гортани и особенностей ее функционирования позволяет установить и объяснить, кроме тональных характеристик голоса, общие «фонационные» типы речи. А именно: различаются, наряду с нейтральным (нормальным) голосом, еще голос жесткий, скрипучий, расслабленный, придыхательный, дрожащий и шепот. Все эти фонационные типы обладают своей физиологической спецификой. Например, при шепоте голосовые связки полностью отключаются и звонкие и глухие согласные различаются не признаком участия или неучастия голоса, а степенью интенсивности шума.

Процесс артикуляции речевого сообщения подразумевает активизацию всей мышечной системы речевого аппарата, причем отдельные участки этой системы работают согласованно и взаимо-обусловленно. Так, работа голосовых связок, которая определяет степень участия голоса в конкретном звуке, обусловлена, с одной стороны, центральной (мозговой) регуляцией степени их натяжения, а с другой стороны, — величиной объемной скорости воздушной струи, проходящей через гортань, т. е. практически перепадом давления «над» и «под» связками. А это подсвязочное давление, которое зависит от субъективной громкости произнесения отрезка речи (пик его приходится обычно на слоги, несущие фразовое ударение), со своей стороны, возрастает в ответ на увеличивающуюся напряженность мышц в гортани...  

Получается круг, взаимная обусловленность артикуляционных факторов, и в результате такие характеристики звуков, как громкость и «вокальность» (участие голоса), оказываются внутренне связанными между собой через физиологию речи.                                                                                                                                                                                                                    4

В верхнем (том, что выше гортани) отделе речевого аппарата важнейшую роль для произнесения звуков играет группа мышц, соединяющая внутреннюю поверхность оболочки языка с костным скелетом. В эту группу входят подбородочно-язычная, подъязычно-язычная и шило-язычная мышцы. Все вместе они обеспечивают общее движение языка по вертикали и по горизонтали. Существует еще вторая группа мышц, отвечающих за форму и положение отдельных частей языка, т. е. за его конфигурацию. Это — верхняя продольная мышца, сокращение которой укорачивает язык и загибает его кончик кверху, нижняя продольная мышца, которая, сокращаясь, «сгорбливает» язык и загибает его кончик книзу, и поперечная мышца, назначение которой — суживать и заострять язык. Причем все эти мышцы в определенном смысле антагонистичны: сокращение одной требует частичного или полного расслабления другой. Нетрудно соотнести такое «физиологическое», динамическое описание артикуляций с обычным, «топографическим». Например, различие в произношении открытых и закрытых гласных основывается на сокращении шило-язычной мышцы: при этом язык втягивается в полость рта и объем последней уменьшается. Другой пример: образование дорсальных согласных базируется главным образом на работе нижней продольной мышцы, выпячивающей спинку языка, и т. д.

Знание физиологической природы артикуляции может облегчить процесс усвоения фонетики неродного языка, помочь избавиться от нежелательного акцента. Акцент представляет собой моторную (двигательную) инерцию мышц речевого аппарата, обусловленную системой родного языка. Так, по наблюдениям М. Янакиева и других авторов, русские, изучающие болгарский язык, испытывают затруднения при произношении аффрикаты [ц*] (например, в слове цял 'целый'). Эти затруднения объясняются тем, что при артикуляции данного болгарского звука шило-язычная мышца принимает участие только в первой фазе, а во второй фазе она расслабляется и тем самым позволяет мышечному аппарату подготовиться к произнесению следующего, открытого звука [а]. При артикуляции же звуков русского языка сокращение шило-язычной мышцы характерно для образования всех без исключения мягких согласных и автоматически влияет на характеристику последующего гласного. Отсюда вытекает методическая рекомендация: для отработки артикуляции болгарского [ц'] следует вначале тренироваться на произношении простых мягких (в том числе [с* ]) без участия шило-язычной мышцы.

         

 

          5

      Использованные источники информации:

 

  1. Б.Н.Головин «Введение в языкознание».
  2. Интернет-сайт о лингвистике http://lingold.ru/ .

                                                                                                                                         


Информация о работе Фонетика и фонология. Аспекты изучения звуков