Чтение художественной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 16:30, лекция

Описание работы

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построена речь.
А работа над любым художественным произведением всегда тесно связано с художественно – выразительными средствами языка этого произведения.

Содержание работы

1.1Актуальность.
1.2Принципы отбора литературных произведений для чтения и рассказывания детям.
2.Цели и задачи раздела.
3.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения материала детьми в соответствии с возрастными особенностями.
4.Технологии и формы организации деятельности (методы и приемы).
5. Результаты.
5.1. Результаты содержания данного раздела данной группы за 3 года.
5.2. Ожидаемые результаты.
6.Учебно – тематический план.
7.Учебно – методический комплекс.
8.Список литературы.

Файлы: 1 файл

Программа К.Г.М..doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

Чтение и рассказывание художественных произведений проводится в   детском саду по строго определенному плану (примерно один раз в неделю), в котором учитываются общественно-политические события, а также время года. 
          Основное правило организации занятия по чтению (рассказыванию) детям — эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей. Настроение приподнятости создает воспитатель: он на глазах у детей бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания. 
Малыши требуют руководства в слушании: вид и голос рассказчика должны подсказывать им, что в данную минуту речь пойдет о трогательном или забавном. 
Текст любого художественного произведения воспитатель читает, не прерывая себя (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг). Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснить в начале занятия. 
Малыши, конечно, могут не все понять в тексте произведения, но проникнуться чувством, выраженным в нем, они должны непременно: должны почувствовать радость, печаль, гнев, жалость, а потом и восхищение, уважение, шутку, насмешку и т. п. Одновременно с усвоением чувств, выраженных в художественном произведении, дети усваивают его язык; такова основная закономерность усвоения речи и развития языкового чутья, или чувства языка.

 

 

5. Результаты.

5.1.Результаты содержания  данного раздела данной группы за 3 года. 
      Для  определения уровня по чтению художественной литературы в раннем возрасте использовались диагностические материалы и методики диагностики.

В основу методик диагностического исследования были положены следующие параметры: выявление уровня восприятия и понимание детьми речи взрослого при слушании доступных по содержанию стихов, сказок, рассказов; проговаривание слов, небольших фраз при повторном чтении, рассматривание иллюстраций в знакомых книжках с помощью педагога.

Результат представлен в виде диагностического исследования. В ходе диагностического исследования было проведено глубокое всестороннее изучение особенностей чтения художественной литературы  в  раннем возрасте. Исследование проводилось на базе МДОУ №7 «Колокольчик» г. Первомайска, Нижегородской области. В исследовании принимало участие 11 детей в возрасте 2-3лет. 

 

Результаты диагностики на начало учебного 2011-2012 года показали следующий уровень развитие детей:

 

 

 

№ п/п

 

 

Имя ребёнка

Восприятие, понимание детьми речи взрослого при слушании доступных по содержанию стихов, сказок, рассказов;

Проговаривание слов, небольших фраз при повторном чтении

Рассматривание иллюстраций в знакомых книжках с помощью педагога

1

Владик.Б

с

с

с

2

Вероника.К

с

с

с

3

Илья.К

с

с

с

4

Илья. К

с

с

с

5

Лиза.П

с

с

с

6

Юля. Н

с

с

с

7

Максим. И

с

с

с

8

Маша. Т

с

с

с

9

Лиза. Ш

в

в

в

10

Азат. Ш

с

с

с

11

Зарина. Г

с

с

с


 

с – средний уровень; в – высокий уровень

 

В результате исследования были выявлены следующие группы детей:

1. Дети с высоким уровнем - 1 ребенок (9,1%).

Этот ребенок не испытывал никаких затруднений.

2. Дети со средним уровнем  - 10 детей (90,9%).

С заданиями справлялись частично.

3. Дети  с низким  уровнем  - 0 детей (0%).

 

 

 

 

 

 

Результаты диагностики на начало и конец учебного  2010-2011 года показали следующий уровень развитие детей:

 

 

 

№ п/п

 

 

Имя ребёнка

Называние любимых сказок, рассказов, детских писателей, чтение стихов, считалок, загадок.

Называние жанров произведений

Драматизация (инсценирование) небольших сказок, чтение по ролям стихов.

     

На начало

года

На

конец

года

На начало

года

На

конец

года

На начало

года

На

конец

года

1

Тимофей. А

с

с

с

с

с

с

2

Катя. В

в

в

в

в

в

в

3

Данил Г.

с

с

с

с

с

с

4

Алеша Д.

н

н

н

н

н

н

5

Артём Д.

с

с

с

с

с

с

6

Настя Е.

с

с

с

с

с

с

7

Лиза Ж.

с

с

с

с

с

с

8

Артём И.

в

в

в

в

в

в

9

Андрей К.

с

с

с

с

с

с

10

Саша К.

с

с

с

с

с

с

11

Настя К.

с

с

с

с

с

с

12

Вова Н.

с

с

с

с

с

с

13

Лиза П.

с

с

с

с

с

с

14

Саша П.

с

с

с

с

с

с

15

Настя Ч.

в

в

в

в

в

в

16

Марина Ш.

в

в

в

в

в

в

17

Никита Ш.

с

с

с

с

с

с


 

н – низкий уровень; с – средний уровень; в – высокий уровень

 

 

В результате исследования были выявлены следующие группы детей:

1. Дети с высоким уровнем - (23,5%).

Эти дети не испытывали никаких затруднений.

2. Дети со средним уровнем  -  детей (70,7%).

С заданиями справлялись частично.

3. Дети  с низким  уровнем  - 1 ребенок (5,8%).

 

 

 

Результаты диагностики на начало и конец учебного  2009-2010 года показали следующий уровень развитие детей:

 

 

 

№ п/п

 

 

Имя ребёнка

Рассказывает

2-3 стих-я,2-3 считалки, 2-3 загадки.

Рассматривание иллюстративных детских книг

Драматизация (инсценирование) небольших сказок, чтение по ролям стих-я.

     

На начало

года

На

конец

года

На начало

года

На

конец

года

На начало

года

На

конец

года

1

Тимофей. А

с

с

с

с

с

с

2

Катя. В

в

в

в

в

в

в

3

Данил Г.

с

с

с

с

с

с

4

Алеша Д.

н

н

н

н

н

н

5

Артём Д.

с

с

с

с

с

с

6

Настя Е.

с

с

с

с

с

с

7

Лиза Ж.

с

с

с

с

с

с

8

Артём И.

с

с

с

с

с

с

9

Андрей К.

с

с

с

с

с

с

10

Саша К.

с

с

с

с

с

с

11

Настя К.

с

с

с

с

с

с

12

Вова Н.

с

с

с

с

с

с

13

Лиза П.

с

с

с

с

с

с

14

Саша П.

с

с

с

с

с

с

15

Настя Ч.

в

в

в

в

в

в

16

Марина Ш.

с

с

с

с

с

с

17

Никита Ш.

с

с

с

с

с

с


 

н – низкий уровень; с – средний уровень; в – высокий уровень

 

В результате исследования были выявлены следующие группы детей:

1. Дети с высоким уровнем - 2 детей (11,8%).

Эти дети не испытывали никаких затруднений.

2. Дети со средним уровнем  - 14 детей (82,4%).

С заданиями справлялись частично.

3. Дети  с низким  уровнем  - 1 ребенок (5,8%).

Речь детей стала более выразительной и эмоциональной, непосредственной и живой, обогатилась новыми словами и выражениями. У детей вызван интерес к языковому богатству через разнообразные жанры литературы. На более высокий уровень поднялось мышление и воображение.

 

 

5.2.Ожидаемые результаты.

К трём годам:  
- испытывает удовольствие от общения ребёнок: с взрослым по поводу литературных произведений, интерес к их слушанию;

- эмоционально откликается на чтение художественных произведений; улавливает разнообразные интонации, отзывается на них; 
- внимательно, не отвлекаясь, слушает, когда ему рассказывают или читают доступные для его понимания произведения;

- узнает знакомое произведение при повторном слушании, рассказ, стихотворение в иллюстрациях и игрушках, а также узнает героев доступных им литературных произведений и сопереживает им;   
- передает словом, действием, жестом содержание произведения (потешки, песенки, сказки), разыгрывает вместе с взрослым сюжеты потешек и прибауток, радостно прислушивается и откликается на звукоподражания и ритмические лейтмотивы фольклорных произведений; 
- проявляет интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах для малышей.

 

6. Учебно – тематический  план.

Учебно-тематический план составлен в соответствии-с требованиями

« Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для ДОУ» 2.4.1.1249-03, письма Минобразования  России от 14.03.2000г. №65,23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

Базовым компонентом плана является комплексная  «Программа воспитания и обучения» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (6 издание М., 2011год, Мозаика-Синтез).

 

 

 

Месяц

Тема

Кол-во занятий

сентябрь

1.Игра-инсценировка «Кто у нас  большой»

2.Чтение потешки «Три  веселых братца»

1

1

октябрь

1.Чтение сказки «Репка»

2.Чтение рассказа «Спала  кошка на крыше»

3.Чтение рассказа «Был  у Пети и Миши конь»

4.Чтение песенки «Разговоры»

1

1

1

1

ноябрь

1.«Наши уточки с утра»

2.«Кто как кричит»

3.«Пошел котик на Торжок»

4.«Козлятки и волк»

1

1

1

1

декабрь

1.Дидактическая игра «Зима»

2.Чтение сказки «Три  медведя»

3.Чтение потешки «Бу-бу  я рогатый»

1

1

1

январь

1.Чтение стих-я «Маша обедает»

2.Знакомство с рассказом  «Поезд»

3.Дидактическая игра «Это  зима»

1

1

1

февраль

1.Расказывание сказки «Кто сказал мяу»

2.Чтение потешки «Наша  Маша маленькая»

3.Чтение потешки «Сорока, сорока, кашу варила»

4.Чтение сказки «Козлятки  и волк»

1

1

1

1

март

1.Чтение стих-я «В магазине  игрушек »

2.Знакомство с рассказом  «Друзья»

3.Дидактическая игра «»

4.Чтение потешки «Из-за леса, из-за гор…»

1

1

1

апрель

1.Чтение стих-я «Ветер по морю  гулял…»

2.Знакомство с рассказом  «Земляничка»

3.Чтение сказки «Маша  и медведь»

1

1

1

май

1.Чтение стих-я «Путаница»

2.Знакомство с рассказом  «Лис и мышонок»

3.Дидактическая игра «  Снегирек »

1

1

1

Информация о работе Чтение художественной литературы