Чтение художественной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 16:30, лекция

Описание работы

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построена речь.
А работа над любым художественным произведением всегда тесно связано с художественно – выразительными средствами языка этого произведения.

Содержание работы

1.1Актуальность.
1.2Принципы отбора литературных произведений для чтения и рассказывания детям.
2.Цели и задачи раздела.
3.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения материала детьми в соответствии с возрастными особенностями.
4.Технологии и формы организации деятельности (методы и приемы).
5. Результаты.
5.1. Результаты содержания данного раздела данной группы за 3 года.
5.2. Ожидаемые результаты.
6.Учебно – тематический план.
7.Учебно – методический комплекс.
8.Список литературы.

Файлы: 1 файл

Программа К.Г.М..doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

Отдел народного образования

Администрации Первомайского района

Нижегородской области

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

раздела образовательной программы

«Чтение художественной литературы»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Работу выполнила

                                                                               воспитатель средней группы

МДОУ  №7 д/c «Колокольчик»

  Г.М.Кузьмина.

 

 

 

 

г. Первомайск  2014г.

Содержание

 

Пояснительная записка.

1.1Актуальность.

1.2Принципы отбора литературных произведений для чтения и   рассказывания детям.

2.Цели и задачи раздела.

3.Психолого-педагогическое объяснение  специфики восприятия и освоения  материала детьми в соответствии  с возрастными особенностями.

4.Технологии и формы организации  деятельности (методы и приемы).

5. Результаты.

5.1. Результаты содержания данного раздела данной группы за 3 года.

5.2. Ожидаемые результаты.

6.Учебно – тематический план.

7.Учебно – методический комплекс.

8.Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

1.1Актуальность.

Одной из главных проблем нашего времени является более раннее ознакомление детей с художественной литературой, приобщение и привитие им любви к чтению, с целью овладения родной речью. Ранний возраст как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Сформировавшиеся в раннем возрасте образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты, а также физические и психические умения и навыки, в том числе речевые, определяют жизненный путь человека, воздействуют на развитие и состояние личности.

 Эта проблема относится к числу глобальных образовательных задач. Актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир человека. «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. По словам Сухомлинского В.А., чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка, чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе.

Актуальны они и сейчас, так как художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи.

Чтение в XXI веке привлекает внимание, как теоретиков, так и практиков во всемирном масштабе. ООН объявило 2003-2012 года десятилетием грамотности. В нашей стране принята Национальная программа поддержки и развития чтения, в которой особый акцент сделан на воспитание у подрастающего поколения интереса к чтению. 

К сожалению, в наш век информатизации, интерес к чтению стал падать. Замечается спад интереса к чтению классической литературы. 

Особенно сильно этот процесс проявляется в падении интереса к чтению и книжной культуре детей. В дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеофильмов, компьютерные игры.

Опасность глобальной потери духовности, нравственной деградации, охватила наше общество. Теряется самоценность детства,  исчезает потребность в художественном слове как средстве общения, естественная жизнь подменяется ее конструкцией и, как результат, снижается интерес к чтению. 

Социологи свидетельствуют, по уровню чтения Россия опустилась на 7 место в мире, а десятилетия назад Россия считалась самой читающей страной мира.  Эти сведения утверждают в мысли: чтение перестало быть национальным приоритетом, а нация – читающей.  Современные дети не будут читать,  если это не делают взрослые, если у них не выработана потребность читать, не сформировано представление о роли книги и чтения в человеческой жизни. 

Поэтому роль книги и чтения как средство выхода из духовного кризиса страны неизмеримо возросла. Только книга дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение  думать самостоятельно.   Читательская биография современного ребенка начинается, как правило, с раннего дошкольного возраста. В этом возрасте у детей формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. В дошкольном возрасте формируются стереотипы   читателя. Если   дети   не полюбят книги в детстве, они их не полюбят никогда.

Воспитание дошкольников как читателей призваны осуществлять дошкольные учреждения и другие социальные институты. В целом ознакомление с художественной литературой в дошкольном возрасте имеет большое значение и должно занять подобающее место в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Знание истинной картины читательского развития ребенка дошкольника необходимо для формирования творческого читателя в школьном, подростковом и взрослом будущем.

 

1.2Принципы отбора литературных  произведений для чтения и  рассказывания детям.

В решении задач воспитания и образования средствами художественной литературы существенную роль играет правильный выбор литературы как для чтения и рассказывания,  так и для исполнительской деятельности.

     Проблема отбора книг  для чтения и рассказывания  дошкольникам раскрывается в  работах М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, З.А. Гриценко,  Л.М.  Гурович,  Н.С.  Карпинской,  О.И.  Соловьевой,  В.М.  Федяевской и др. 

 Одним из самых дискуссионных  направлений в вопросе приобщения  детей к чтению было и остается  изучение круга чтения ребенка  дошкольного возраста. В 80-х годах XIX  в.  стали говорить о жанровом составе круга детского чтения. До сегодняшнего дня остается спорной тематика,  художественный мир произведений для дошкольников.

  При отборе книг нужно учитывать, что литературное произведение должно выполнять познавательные,  нравственные и эстетические функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. При выборе книг учитывается также единство содержания и формы.

В литературоведении выделяют в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку; в литературно-художественной форме – предметную изобразительность  (персонажи,  события,  поступки, диалоги,  монологи,  портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию. 

         Процесс формирования круга детского чтения носит комплексный характер. В основе отбора лежат педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики. Исходными при его формировании являются психологические,  педагогические,  литературоведческие,  историко-литературные принципы.

1.Читая, следует обращать внимание  на быструю утомляемость ребенка  при длительном,  однообразном  занятии,  слабую концентрацию  внимания и его переключение, на недостаточный объем памяти, отсутствию личного опыта, что не будет способствовать самостоятельному постижению текста. Не следует забывать и о такой психофизиологической особенности, как недостаточное развитие фонематического слуха. 

2.Восприятие художественного произведения  –  это глубокое постижение  смысла текстов и воздействие его на читающего (слушающего). 

Понравившаяся книга оказывает на ребенка сильное эмоциональное воздействие. 

Очень часто на восприятие ребенка воздействуют морально-этические установки семьи, среды, времени, в которое он живет, и он понимает произведение в зависимости от нравственного личного опыта.

Педагогические принципы: 

1) доступность;

2) наглядность;

3) занимательность, динамичность сюжета;

4) воспитательная ценность произведений.

Литературоведческие принципы: 

1) наличие в круге чтения всех видов литературы: проза  (эпос), поэзия (лирика), драма;

2) наличие разных видов искусств:  фольклор,  художественная литература;

3) разнообразие жанров как фольклорных  (сказки,  колыбельные);

Историко-литературные принципы:

1) наличие в круге чтения произведений  как русской литературы, как  литературы  народов мира (как классическая, так и современная);

2) тематическое многообразие произведений:  тема детской игры и игрушки;  тема природы, животного мира;  тема взаимоотношений детей и взрослых, в детском коллективе, тема дружбы; тема семьи, долга перед родителями,  родственниками;  тема родственных отношений; тема войны; историческая тема; тема детства; тема чести и долга; интернациональная тема; человек и техногенный мир и др.;

3) многообразие авторских имен. 

Учитывать сезонный принцип подбора произведений, которого всегда придерживаются составители сборников и хрестоматий для чтения.

Круг детского чтения зависит:

–от возраста детей, их пристрастий и предпочтений. Уже в дошкольном детстве проявляется интерес ребенка к определенному жанру, определенному роду литературы, к определенному автору или книге; – особую роль в формировании круга детского чтения играют знания родителей в области литературы, их информированность. Чем шире и полнее они, тем интереснее детская книга будет преподнесена ребенку, поэтому многие воспитатели приобщают к работе с книгой родителей; 

–от состояния и уровня самой литературы. Однообразие литературы сделало однообразным круг детского чтения. Современная детская литература практически не разрабатывает историческую тему; в ней нет хороших реалистических произведений. В детском чтении рубежа XX–XXI вв. преобладают сказка и литература нонсенса, что не способствует воспитанию разностороннего читателя; 

–от состояния фондов общественных и семейных библиотек. Теперь они перестали обновляться в достаточной степени, что, безусловно, сужает круг чтения детей.

Круг детского чтения и рассказывания определяется критериями отбора, его группы произведений: произведения русского народного творчества и творчества народов мира; малые формы фольклора (загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, частушки, небылицы, перевертыши), сказки, произведения русской и зарубежной классической литературы - А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, братьев Гримм, Х.К. Андерсена, Ш. Перро и других, произведения современной русской и зарубежной литературы (разные жанры - рассказы, повести, сказки,

Разработано несколько критериев:

–идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания,  воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героев также определяет идейность книги;

–высокое художественное мастерство,  литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания и формы. Важен образцовый литературный язык произведения;

–доступность литературного произведения,  соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт; сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

–конкретные педагогические задачи. 

Существенными критериями отбора детских книг являются, как отмечал Л.Н.  Толстой,  их художественность и интерес к одним книгам детей и взрослых.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания.

Таким образом, формирование круга детского чтения –  процесс сложный,  который может меняться с течением  его всегда надо отслеживать и иметь возможность отбирать лучшие для детского чтения из современной литературы.

 

2.Цели и задачи раздела.

Целью детского чтения, педагогически направляемого процесса, является приобщение детей  к литературе,  воспитание любви к книге, умение правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее составляющей информационной.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построена речь.  
А работа над любым художественным произведением всегда тесно связано с художественно – выразительными средствами языка этого произведения.  
 Цель литературного образования дошкольников, по словам С.Я. Маршака в формировании будущего большого и талантливого писателя, культурного, образованного человека.

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Задачи и содержание ознакомления определяются на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы на каждом возрастном этапе.

Информация о работе Чтение художественной литературы