Чтение художественной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 16:30, лекция

Описание работы

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построена речь.
А работа над любым художественным произведением всегда тесно связано с художественно – выразительными средствами языка этого произведения.

Содержание работы

1.1Актуальность.
1.2Принципы отбора литературных произведений для чтения и рассказывания детям.
2.Цели и задачи раздела.
3.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения материала детьми в соответствии с возрастными особенностями.
4.Технологии и формы организации деятельности (методы и приемы).
5. Результаты.
5.1. Результаты содержания данного раздела данной группы за 3 года.
5.2. Ожидаемые результаты.
6.Учебно – тематический план.
7.Учебно – методический комплекс.
8.Список литературы.

Файлы: 1 файл

Программа К.Г.М..doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

И, наконец, четвертая группа - стереотипы оценки прочитанного. Зачастую дошкольники либо вообще не оценивают прочитанное, либо оценивают некритически, полагаясь только на эмоции или мнение взрослых и сверстников. Поэтому необходимо воспитывать дошкольников как критически мыслящих, творческих читателей.

 

4.Технологии и формы  организации деятельности.

Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста ориентируется на общедидактические положения, а также имеет собственную специфику, связанную с психологическими особенностями детей данной возрастной группы.

 Методика художественного чтения  и рассказывания детям раскрыта  в монографиях, методических и  учебных пособиях. Методика работы  с книгой была в центре внимания видных ученых- педагогов, психологов, критиков, писателей 18-20 вв.: С.И. Абакумова, Ц.П.  Балталона, В.Г. Белинского,  Н.Ф.Бунакова,  Ф.И. Буслаева, В.П.  Вахтерова. П.И.  Пидкасистый так определяет методы обучения:  это способы  совместной деятельности воспитателя и детей, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.

«Программа воспитания в детском саду» и методика развития речи предусматривает   две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы, и заучивание стихотворений на специальных занятиях и использование литературных произведений и произведений фольклора вне занятий, в разных видах деятельности (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги  и др.)   

Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей.

В работе с художественными произведениями выделяют несколько основных типов занятий, позволяющих воспитателю вызвать у детей не только любовь к книге, к художественной литературе, но и способность развивать поэтический слух, улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, чувствовать и понимать образный язык рассказов, стихотворений, произведений устного народного творчества:  
1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой  или единством образов. На этих  занятиях объединяют новый и  уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам  искусства. 
а) Чтение литературного произведения и рассматривания репродукций картин известного живописца. У детей формируется эстетическое восприятие картин природы и художественных поэтических текстов.  
б) Чтение в сочетании с музыкой.

4. Чтение и рассказывание  с использованием наглядного  материала.

В структуре типичного занятия можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель — обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

В процессе проведения занятия педагог использует целесообразные методы и приемы обучения с целью проведения эффективного образовательного процесса.

Основными методами ознакомления с художественной литературой являются:

- чтение воспитателя по книге  и наизусть (дословная передача  текста, когда читающий, сохраняя  язык автора, передает все оттенки  мыслей писателя, воздействует на  ум и чувства слушателей; значительная  часть литературного произведения читается по книге).

- рассказывание воспитателя - относительно  свободная передача текста (возможны  перестановка слов, смысла их  толкования), дающие возможность  привлечения внимания детей;

- инсценирование - средство вторичного  ознакомления с художественной литературой.

- заучивание наизусть.

Выбор способа передачи произведения (чтения или рассказывания) зависит от жанра произведения и возрастной группы слушателей.

Методические приемы:

1)повторное чтение всего текста,

2)повторное чтение отдельных частей его.

Чтение может сопровождаться:

1)игровыми действиями    детей

2)предметной наглядностью:

а) рассматриванием игрушек, муляжей,

б) рассматриванием иллюстраций,

в) привлечением внимания слушателей к реальным объектам;

3) словесной помощью:

а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения,

б) постановкой после чтения поисковых вопросов,

в) подсказыванием при ответах детей слов-эпитетов, обобщенно называющих

существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый,

злой, решительный, мужественный и т. д.).

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы  (источником знания является  (устное или печатное слово);

словесные методы подразделяются на следующие виды:  рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

б) наглядные методы  (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы.

Беседы.

Беседа является средством коллективного общения,  как отмечает

Е.А.  Флерина.  Она выявляет опыт ребят коллективным достоянием,

объединяет ребят на общих интересах; помогает учету и планированию

коллективной работы; систематизирует, уточняет и расширяет опыт и

представления детей.

Е.А. Флерина предлагает такую классификацию:

1. Беседа вводная, организующая  детей на тот или иной вид  предстоящей деятельности.  Беседа  данного типа является обычно  связующим звеном между имеющимся у детей опытом и предстоящим. 

2. Беседа, сопутствующая деятельности  и наблюдениям детей, и является  переходной от разговора к  беседе. Она стимулирует и направляет  детское внимание на возможно  более богатое и целесообразное  накопление опыта.

3.  Беседа заключительная,  уточняющая  и расширяющая опыт ребенка. Этот  тип беседы является основным. 

Автор оговаривает, что эта классификация весьма условна. Каждый из названных типов может быть смешанным и иметь целый ряд разновидностей.

Беседы необходимы,  т.к. «одно простое чтение литературных произведений, как бы хороши они ни были, не может выполнить педагогических задач…».

Рассказывание.

   «В развитии образного мышления ребенка и художественной выразительности речи рассказывание является одной из основных форм работы; через плавную, связную речь в рассказе ребенок учится строить ее логически и последовательно». Рассказывание ребят способствует культурной связи между ними, взаимопониманию и сближению. 

Руководить детским рассказыванием надо с самого малого возраста, т.к.  если этим не заниматься, рассказы ребенка будут примитивными, прерывистыми, не связными. 

Педагог может помочь выработке связного рассказывания своим внимательным отношением к ребенку, его рассказу, а также способствуя внимательному слушанию со стороны его товарищей.  Удачный прием в развитии детского рассказывания – запись детского рассказа и затем его чтение детям.

Выделяют такие приемы рассказывания:

-совместное рассказывание, 

-образец рассказа, 

-анализ образца,

 -план рассказа, 

-коллективное составление  рассказа, 

-составление рассказа  подгруппами – «командами»,

-составление рассказа  по частям, моделирование.

Наглядные методы условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. 

Метод иллюстраций предполагает показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок, плоских моделей и др. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, кинофильмов, диафильмов и др. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные,  как сказано выше, является условным. Внедрение новых технических средств, информационных технологий расширяет возможности наглядных методов обучения. 

Иллюстративные методы облегчают беседу,  концентрируя внимание ребят.  Иллюстративным материалом могут быть картинки, фотографии,  рисунки,  наброски,  игрушки,  плакаты,  книги и др.  Педагог должен представлять себе, на каком этапе нужен иллюстративный материал, в какой мере он нужен, т.к. иногда он может мешать детям, сосредоточиться, уводит от содержания беседы. 

Когда на иллюстрации построена вся беседа,  важно тщательно их подобрать,  в них нужна последовательность,  поддержание интереса. Когда иллюстрации лишь частично сопутствуют беседе, то они предъявляются только в нужный момент для уточнения имеющегося у детей представления.  Они рассматриваются коллективно,  чтобы не рассеивать внимание детей.

Одной из важных форм и методов воспитания обучения детей раннего и дошкольного возраста выступает игра.

Большинство ученых считает,  что игра представляет собой особую деятельность,  которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Выделяют три  группы дидактических игр:

– игры, направленные на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях;

– игры, направленные на освоение действий разного характера  (обследовательские,  экспериментальные,  моделирующие и алгоритмические) с предметами;

–  игры,  направленные на развитие стремления к творческому преобразованию предметного мира. 

К играм первой группы относятся игры-раскладки, игры-определения, игры-загадки и отгадки, игры-описания, игры типа «Собери, отремонтируй, воссоздай», игры-турне, игры-путешествия. 

Дидактические игры используются в определенной последовательности. Их усложнение определяется развитием умений детей – от умения определить способ действия конкретных предметов к умению называть способ их использования и назначение,  к способности самостоятельно загадывать о предмете загадку с описанием его функции и назначения – и далее к умению устанавливать причинно-следственные связи между предметом и пользой от него, между человеком и природой, ориентации в многообразии рукотворного мира, к его преобразованию. 

Игры второй группы направлены на совершенствование способов взаимодействия с окружающей средой,  что обеспечивает становление мировидения ребенка, развития творчества.

Поскольку ведущей у детей дошкольного возраста является игровая деятельность, то дидактическая игра рассматривается как специфическое средство обучения дошкольников. Отечественные исследователи рассматривают дидактическую игру как стимул познавательной деятельности, мотив решения дидактической задачи. Дидактические игры характеризуются своеобразным способом организации воспитательно-образовательной работы с детьми. Настоящее положение связано с тем, что дидактическая игра, в отличие от занятия, предполагает не однотипность действий детей с четко выраженной учебной направленностью деятельности, а вариативность решения учебных задач и наличие значимой для дошкольника игровой мотивации. Это позволяет ребенку многократно повторять разнообразные практические операции, ощущая результаты умственных и самостоятельных практических усилий.

Методика организации занятий по чтению художественной литературы в раннем возрасте.

На специальных занятиях воспитатель может читать детям или рассказывать. Читать он может наизусть или по книге. 
Одна из задач таких занятий состоит в том, чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи.

Детям раннего и младшего дошкольного возраста воспитатель в основном читает наизусть (потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки); детям среднего и старшего дошкольного возраста он читает уже по книге довольно значительные по объему стихотворные и прозаические сказки, рассказы, повести. 
Рассказываются только прозаические произведения — сказки, рассказы, повести.

          Заучивание  воспитателем наизусть художественных  произведений,  предназначенных  для чтения детям, и развитие навыков выразительного чтения — важная часть профессиональной подготовки воспитателя. 
          Занятие по ознакомлению с художественным произведением детей организуется педагогом, с детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с группами по 2—6 человек. Воспитатель перед занятием приготавливает весь наглядный материал, который предполагает использовать во время чтения: игрушки, муляж, картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями для раздачи детям и др. 
          Чтобы чтение или рассказывание было обучающим, необходимо соблюдение того же правила, которое действовало при доречевых тренировках детей раннего возраста, т. е. дети должны видеть лицо воспитателя, его артикуляцию, мимику, а не только слышать его голос.            Воспитатель, читая по книге, должен научиться смотреть не только в текст книги, но и время от времени на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на его чтение.  
          На одном занятии читается одно новое произведение и одно-два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений в детском саду обязательно. Дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведет к лучшему усвоению языка и, следовательно, к более глубокому осмысливанию событий, поступков героев.          Уже в раннем и младшем возрасте у детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения, и потому их радует каждая встреча с этими персонажами. 
          Для первичного чтения детям выбирается произведение такого размера, чтобы можно было закончить работу над ним в течение времени, отводимого «Программой воспитания в детском саду» для занятий в данной возрастной группе.

Информация о работе Чтение художественной литературы