Антитеза живого и неживого в романе К.Кизи "Над кукушкиным гнездом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 20:48, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является выявить антитезу, ее роль.
Исходя из цели, были поставлены задачи:
Узнать об авторе романа и что послужило началом для его написания.
Проследить антитезу на протяжении всего романа. Понять ее роль: является второстепенной она или ведущей.
Выявить понятия «механическое» и «живое» в романе.

Файлы: 1 файл

Диплом1.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

Макмерфи на протяжении всего  романа пытается подтолкнуть пациентов, запуганных властью медсестры, к  бунту. Начинается все с того, что он при первом знакомстве пытается их рассмешить, многие уже и забыли, как звучит смех, настолько сильно это выходит за рамки приличия, по мнению мисс Гнуссен. Пациентов удивляет то, что кто-то идет против старшей сестры и ее подчиненных в первый же день. Макмерфи протягивает всем руку для рукопожатия. Этим он как бы заявляет сразу, что он уважает их, не ставит себя выше или ниже, он предлагает им этим самым выбор: можете пожать, а можете не делать этого, например, как Большой Джордж со своей боязнью грязи.

Макмерфи с самого начала понимает с кем имеет дело. Он знает про то, что мисс Гнуссен  управляет людьми, подчиняет их себе, своему механизму, превращает их в роботов, сплошные гайки и шестеренки. И  Макмерфи пытается донести свою догадку  до других. «Эти люди хотят сделать тебя слабым, чтобы держался в рамочках, выполнял ихние правила, жил, как они велят». И вместо жизни бездушного механизма Макмерфи предлагает пациентам лечебницы настоящее оживление, свободу и право выбора.

С каждым днем Макмерфи все больше и больше предпринимает попыток ввести в обыденную жизнь больницы анархию. Он начинает петь, предлагает голосовать, чтобы отстаивать свои права, на общих сеансах, просит сменить музыку в общей комнате и так далее. И поначалу пациенты относятся к его поведению с осторожностью, они удивленны и наблюдают за реакцией мисс Гнуссен. Все они находятся в ожидании того, как на все его выходки отреагирует Комбинат. Все эти пациенты сравнимы со старыми машинами, которые заводятся не с первого раза. Им нужен толчок для того, чтобы заработал двигатель, заработал их характер. Макмерфи же мотивирует их к движению. Пациенты и Вождь в их числе поначалу не хотят, чтобы Макмерфи лишал их уютной безжизненности, они не хотят идти против мисс Гнуссен с ее проволоками, болтами и рентгенами. «Нельзя позволить, чтобы Макмерфи поселил в нас надежду, усадил болванами в свою игру».

Но чем настойчивей  Макмерфи бунтует против правил в  отделении лечебницы, тем сильнее  в пациентах зарождается стремление к жизни. Сначала они учатся заново смеяться, потом размышлять о противостоянии мисс Гнуссен, затем пытаются проголосовать за просмотр бейсбольного матча: у них ничего не получается, но они принципиально отказываются выполнять свою работу. То есть они тем самым рушат установленный порядок, приводят в сбой механизм.

Еще одним важным момнтом  в романе является фрагмент, где  пациенты, доктор, Макмерфи и его  девушка едут на море. Этот момент становится кульминацией в романе. Механизированные люди, потерявшие надежду на исцеление, ставшие чем-то вроде консервных банок с распорядком дня, они все становятся в этот момент живыми, с желаниями и потребностями. Теперь они не просто пациенты, они личности. Нет ни скрежета шестеренок, нет гаек внутри, нет запаха горячего масла Комбината. Они вырвались в море, где не видно берега, но есть алкоголь, рыбалка, девушка и морской ветер, которые сделали их счастливыми. Макмерфи дал им то, что находится в соответствии с требованиями человеческой природы. «Я принюхивался к воздуху и чувствовал, что выпитые четыре банки пива закорачивают десятки контрольных проводков внутри меня». Именно в этом фрагменте Вождь сравнивает себя с птицей, парящей высоко в небе. В древней мифологии птица считалась символом перемен, сотворения мира и началом новой жизни.

С каждым разом сны-галлюцинации героя-рассказчика уступают снам о его юности, доме, отце. Сны позволяют Вождю вспомнить, каким он было до того, как из него сделали заводной механизм. Он вспоминает об этом с сожалением, хочет снова стать «большим», сильным человеком внутри своего большого тела. И Макмерфи помогает Вождю поверить в то, что тот с каждым днем становится больше, описывает ему, как на него будут смотреть люди, когда Вождь окончательно осмелеет и избавится от проводов и рычагов мисс Гнуссен. Все, что нужно сделать Вождю, это поднять за рычаги тяжеловесный пульт в ванной, тогда Вождь снова станет живым.

Последняя попытка Макмерфи подтолкнуть пациентов лечебницы  к деятельности - вечеринка в больнице с выпивкой и женщинами. Эти люди на протяжении нескольких лет, а кто-то и десятилетий, были всего-лишь машинами во власти, которую сформировала женщина, такой же механический агрегат как и они. Только благодаря Макмерфи пациенты начинают вспоминать о жизни, о прошлом или думать о будущем. Сидя на полу и распивая алкоголь они начинают осозновать то, что они существуют на самом деле, что никто не вкручивает им микросхемы в головы или вживляет в них провода. С алкогольным опьянением эти мужчины вспоминают о том, что когда-то они были совсем не такими, у них были ценности, мечты, удовольствия. И все этого они лишились, попав в больницу, где Комбинат превратил их в холодных и стальных кукол без лиц.

 

Все время, когда Макмерфи и мисс Гнуссен вели между собой  войну, каждый пытаясь перетянуть пациентов  на свою сторону, сами пациенты были неживыми, они делали то, что им предлагали без сопротивления. Но сами при этом не действовали. Они попеременно были манекенами без лиц и пола для мисс Гнуссен и взрослыми веселыми мужчинами для Макмерфи. В столкновениях между живым и неживым они не принимали участия, были всего-лишь сторонними наблюдателями. Пациенты видели, как при конфликте двух враждующих сторон мисс Гнуссен становится устройством по уничтожению всего, что еще может бороться или желает свободы, а Макмерфи превращается в нематериальную жизненную силу.

В итоге конфликт разрешается  тем, что мисс Гнуссен побеждает  Макмерфи. Макмерфи, но не жизнь. Она  доводит Макмерфи до исступления, до той степени, что «все его веселье  давно испеклось между двумя  электродами». Мисс Гнуссен отправила его в буйное отделение, думая, что на этом бой окончен, считая, что Комбинат и она победили. Мисс Гнуссен решила, что теперь шумный бунтарь стал ничем иным, как полоумным агрегатом, следовательно от безвольных пациентов можно не ожидать ничего непредсказуемого. Мисс Гнуссен решает привести в порядок больницу, истребить все, чему Макмерфи научил пациентов, но у нее не получается. Дух Макмерфи, его жизненная сила все еще присутствует в отделении и пациенты один за другим решаются на серьезный шаг - уйти из лечебницы. И тогда старшая сестра прибегает к другому методу, она решает показать, как «выжгла» Макмерфи изнутри, сделала его своим безжизненным манекеном. «Сестра показывала бы: так будет со всяким, кто пойдет против системы».

Именно лишенный жизни вид Макмерфи дает Вождю толчок. И Вождь душит уже мертвого внутри Макмерфи. Вождь решает убежать для того, чтобы не стать одним из этих устройств с кучей гаек и оголенными проводами.«Тяжелый приземистый пульт блестел на храмированных деталях и стеклах приборов - такой холодный, что, казалось, слышишь, как он щелкает, падая на металл. Я набрал полную грудь воздуха, нагнулся и схватил рычаги. Я напряг ноги и почувствовал, как под махиной что-то хрустнуло. Снова натужился и услышал, как выдираются из пола провода и муфты». Все еще надеясь на то, что сможет выжить вне Комбината, он ломает пульт, тем самым заканчивая череду механизации пациентов.  

Заключение

 

Согласно проведенному в  настоящей работе дипломному исследованию можно сделать следующие выводы: Антитеза живого и неживого является стилистическим приемом, с помощью которого показано столкновение свободы и власти.

Жизнь, олицетворение которой Макмерфи, и смерть, которую олицетворяет мисс Гнуссен, находятся в постоянном конфликте между собой. И К. Кизи как писатель смог передать эту идею с помощью своеобразной антитезы. Он превращает абсолютно нематериальные понятия в реальность. Свобода и власть, жизнь и смерть - все это отраженно в лечебнице для душевнобольных.

В романе четко показано, как власть мехинизирует все на своем пути, требуя подчинения. Контроль, «рычаги» правления манипулируют людюми, со временем превращая их в молчаливых кукол. Власть опустошает людей, не давая ничего взамен. И люди, не способные бороться, постепенно становятся подчененными, бездействующими марионетками в руках опытных кукловодов.

Жизнь в романе выражена в мелких и, казалось бы, незначительных деталях, например, рукопожатии или  смехе. Жизнь же не подразумевает  под собой ни повиновения, ни точного  распорядка. Человек должен сам выбирать, какой жизни он для себя хочет и делать все для того, чтобы добиться этого. Свобода - это выбор. И Макмерфи предлагал этот выбор другим пациентам. 

Список использованных источников

 

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Кизи,_Кен
  2. http://www.postmod.narod.ru/pisateli/kizi.htm
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Милль,_Джон_Стюарт

1 Джон Стюарт Милль (англ. John Stuart Mill; 20 мая 1806, Лондон — 8 мая 1873, Авиньон) — известный английский мыслитель и экономист


Информация о работе Антитеза живого и неживого в романе К.Кизи "Над кукушкиным гнездом"