Уровень жизни и социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

В данной работе необходимо: 1) ознакомиться с понятием и рассмотреть основные показатели уровня жизни 2) провести анализ факторов, влияющих на уровень жизни в определенном временном отрезке.3) выявить проблемы и пути их решения в России. 4)необходимо рассмотреть социальную политику государства в этом направлении.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...................................3
1 Уровень жизни и социальная политика государства…………………...…..5
1.1 Понятие и характеристика уровня жизни…………………………..5
1.2 Факторы динамики уровня жизни……………………………...…..11
1.3 Социальная политика государства... ……………………………....14
2 Уровень жизни и социальная политика в РФ в современный период….17
2.1 Уровень жизни в РФ………………………………………………...17
2.2 Социальная политика РФ в современный период………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….…………………………..………………....29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...…31

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 105.65 Кб (Скачать файл)

Одним из  факторов развития уровня жизни в стране является её культурная составляющая. С начала 90-х годов из-за недостатка финансовых и материально- технических ресурсов в РФ наблюдается процесс известной деградации культуры: сократилась численность студентов, многие ВУЗы переводят обучение на коммерческую основу, уменьшилась издательская деятельность, закрылись многие библиотеки, дома культуры, снизилась посещаемость театров, кинотеатров, музеев. Относительно ниже стал цениться умственный труд. В настоящее время гораздо меньше средств тратиться на развитие науки, что также отрицательно сказывается на положении страны24.

Для преодоления этих негативных факторов необходимо дополнительное финансирование этих отраслей, что затруднено в  сегодняшних условиях России, но очень  важно для дальнейшего развития и благополучия страны.

В 1992 году в Центре экономической  конъюнктуры и прогнозирования  при Министерстве РФ была разработана  система «Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики». В ней представлено 7 разделов, охватывающих 40 показателей:

I. Обобщающие показатели:

    • Критерий уровня жизни.
    • Индекс стоимости жизни.
    • Валовой национальный продукт (фонд потребления, фонд личного потребления) в расчете на душу населения.

II. Доходы населения:

    • Реальные общие доходы населения.
    • Реальные располагаемые доходы населения.
    • Совокупные доходы населения.
    • Личные доходы населения.
    • Личные располагаемые доходы населения.
    • Денежные доходы населения.
    • Средний доход и средняя заработная плата работников.
    • Средний размер реальной заработной платы.
    • Средний размер пенсии, пособия, стипендии.

III. Потребление и расходы населения:

    • Общий объем потребления населением материальных благ и услуг.
    • Денежные расходы населения.
    • Потребительские расходы населения.
    • Потребление населением основных продуктов питания.
    • Покупательная способность средней заработной платы.
    • Покупательная способность средней пенсии.

IV. Денежные сбережения населения:

    • Сумма денежных сбережений населения.

V. Накопленное имущество и жилище:

    • Стоимость накопленного домашнего (личного) имущества.
    • Наличие и характеристика предметов длительного пользования в собственности населения.
    • Жилищные условия населения.

VI. Социальная дифференциация  населения.

    • Распределение населения по размеру среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.
    • Потребление основных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг населением с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.
    • Структура потребительских расходов населения с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода.
    • Динамика стоимости фактической и нормативно потребительских корзин различных слоев населения.
    • Индекс концентрации доходов (коэффициент Джина).
    • Децильные коэффициенты дифференциации доходов и потребления населения.
    • Соотношение средних значений дохода и потреби в границах верхней и нижней децилей.
    • Доля квинтельных (децильных) групп населения (домашних хозяйств) по уровню среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода в совокупном доходе общества.

VII. Малообеспеченные слои  населения:

    • Прожиточный минимум (порог бедности).
    • Минимальный потребительский бюджет.
    • Минимальный размер заработной платы.
    • Минимальный размер пенсии.
    • Покупательная способность минимальной зарплаты.
    • Покупательная способность минимальной пенсии.
    • Коэффициент (уровень) бедности.
    • Дефицит дохода.
    • Зоны бедности.
    • Социальный портрет бедности25.

Система социальных показателей  изменяется вместе с преобразованием  социальных отношений. Так, развитие рынка  жилья вызывает потребность в  появлении такого показателя, как "число  квартир, предназначенных для продажи (во вновь построенных домах, в  домах после капитального ремонта)"; развитие платного обучения также должно быть отражено специальным показателем  “доля обучающихся за плату” и  т. д.

2.2 Социальная политика РФ в настоящий период

Согласно Конституции  нашей страны (ст. 7), «Российская  Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека».

Неотъемлемыми факторами  любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения. Система социальной защиты населения в России находится в стадии формирования, она постепенно превращается в качественно новую самостоятельную, многопрофильную отрасль народного хозяйства.

К социальному обеспечению относятся пенсии, пособия по временной нетрудоспособности и родам, начиная с 2007г. в Российской федерации введен материнский капитал, который индексируется, по уходу за ребенком в возрасте до 1.5 года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

Рисунок 1 – Размер материнского капитала26

Социальные гарантии —  предоставление социальных благ и услуг  гражданам без учета трудового  вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

    • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
    • общедоступность и бесплатность образования;
    • минимальный размер оплаты труда;
    • минимальный прожиточный уровень
    • минимальный размер пенсии, стипендии;
    • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
    • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

Таблица 4 – Индексация размеров трудовых пенсий27

     

Средний размер пенсии

до 01.04.2012

после перерасчета с 01.04.2012

Получатели трудовых пенсий

9 093

9 414

321

В том числе:

  • по старости

9 482

9 817

335

  • по инвалидности

5 869

6 069

200

  • по случаю потери кормильца

5 697

5 892

195

Получатели социальных пенсий

5 204

5 938

734


 

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему  общественных гарантий, предоставляемых  отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда  и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат.

К социальной политике государства  также относится политика оплаты труда. Трудовой кодекс Российской Федерации дает различные определения терминов «оплата труда» и «заработная плата» (ст. 129 ТК РФ):

Оплата труда - система  отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем  выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми  актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера».

Как видно, понятие «оплата  труда» значительно шире понятия  «заработная плата». Оплата труда  включает не только систему расчета  заработной платы, но и используемые режимы, правила использования и  документального оформления рабочего времени, используемые нормы труда, сроки выплаты заработной платы28.

Системы оплаты труда, размеры  окладов и отдельных выплат устанавливаются  следующими нормативными документами (ст. 135 ТК РФ):

    • в отношении работников организаций, финансируемых из бюджета, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;
    • в отношении работников организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) - законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций;
    • в отношении работников других организаций - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.

Основная цель этой политики - формирование и развитие экономически обоснованной, справедливой, понятной и прозрачной системы оплаты труда.

Главные принципы оплаты труда:

    • дифференциация оплаты труда в соответствии с количеством и качеством труда;
    • зависимость оплаты труда от сложности и условий выполняемой работы;
    • совершенствование показателей оценки труда работников в зависимости от их инициативности, сроков выполнения работ, результативности принимаемых решений;
    • стимулирование инициативы, творчества и добросовестного отношение к труду каждого работника;
    • учёт затрат времени на выполнение заданий и стабильность результатов труда;
    • личный вклад каждого работника в выполнение задач, возложенных на структурное подразделение;
    • степень ответственности работника за выполнение определенных должностных обязанностей.

Политика государства  в области оплаты труда также  является важнейшей задачей правительства  страны. От уровня и качества развития этой составляющей во многом зависит  состояние производственной сферы  экономики в целом. Минимальный  размер оплаты труда в РФ в 2012г. составил 4611руб., а с января 2013г. будет повышен до 5205 рублей29.

В рыночной экономике особым направлением социальной политики государства  является также защита населения  от безработицы. Безработица сопровождается снижением жизненного уровня людей, потерей квалификации работниками, ростом социальной и политической напряженности. А это не может не сказаться  на общем благосостоянии страны.

Информация о работе Уровень жизни и социальная политика государства