Уровень жизни и социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

В данной работе необходимо: 1) ознакомиться с понятием и рассмотреть основные показатели уровня жизни 2) провести анализ факторов, влияющих на уровень жизни в определенном временном отрезке.3) выявить проблемы и пути их решения в России. 4)необходимо рассмотреть социальную политику государства в этом направлении.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...................................3
1 Уровень жизни и социальная политика государства…………………...…..5
1.1 Понятие и характеристика уровня жизни…………………………..5
1.2 Факторы динамики уровня жизни……………………………...…..11
1.3 Социальная политика государства... ……………………………....14
2 Уровень жизни и социальная политика в РФ в современный период….17
2.1 Уровень жизни в РФ………………………………………………...17
2.2 Социальная политика РФ в современный период………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….…………………………..………………....29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...…31

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 105.65 Кб (Скачать файл)
    • Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения.
    • Санитарно-гигиенические условия жизни.
    • Потребление продовольственных товаров.
    • Жилищные условия.
    • Образование и культура.
    • Условий труда и занятость.
    • Доходы и расходы населения.
    • Стоимость жизни и потребительские цены.
    • Транспортные средства.
    • Организация отдыха.
    • Социальное обеспечение.
    • Свобода человека.

Кроме названных групп  Статистической комиссией ООН выделен  общий раздел, охватывающий ряд информационных показателей, необходимых для оценки уровня жизни, но не являющихся, по мнению экспертов ООН, непосредственными  его характеристиками. Сюда включены следующие показатели: национальный доход, валовой внутренний продукт (ВВП) надушу населения среднегодовой  коэффициент его роста; объем  и виды социального обслуживания; расходы на личное потребление населения, их структура и средний годовой  коэффициент роста, плотность населения; транспортное обслуживание населения; работа средств связи, печать и др8.

1.2 Факторы динамики уровня жизни

Вышеперечисленные показатели позволяют лишь оценить уже сложившуюся  ситуацию, выявить тенденции прошлого, перенести их на будущее, но они не позволят точно спрогнозировать  динамику уровня жизни. Сделать это  можно только при детальном анализе  условий (факторов), которые влияют и даже определяют возможные изменения  в уровне жизни населения страны. Эти факторы принято подразделять на группы. Рассмотрим их подробнее.

Наиболее существенными  факторами, которые могут значительно  влиять на изменение уровня жизни  населения, являются политические факторы. Они включают характер общественного (государственного) строя, устойчивость института права и соблюдение прав человека, соотношение различных ветвей власти, наличие оппозиции, различных партий и так далее. Именно политическая власть, которая способствует подъему экономики и развитию предпринимательства, создает необходимые стартовые условия для повышения уровня жизни в стране.

Сильное влияние на уровень  жизни населения оказывают экономические  факторы, куда относятся наличие  экономического потенциала в стране, возможности для его реализации, величина национального дохода и  так далее. Важной составной частью экономического потенциала является национальное богатство, которое представляет собой совокупность материальных ресурсов, накопленных продуктов прошлого труда и учтенных и вовлеченных в экономический оборот природных ресурсов, которыми обладает общество9.

Остающаяся за вычетом  потребленных в процессе производства средств труда и материальных затрат часть совокупного общественного продукта является национальным доходом, рост которого позволяет государству повышать минимальный размер оплаты труда и пенсии, размеры социальных пособий, осуществлять различные социальные программы и тому подобное.

Об уровне жизни в стране можно судить и по соотношению  обеспеченных и бедных слоев населения. В мировой практике различают  две основные формы бедности: абсолютная – при отсутствии дохода, необходимого для обеспечения минимальных  жизненных потребностей личности или  семьи, и относительная – когда  доход не превышает 40-60% среднего дохода по стране10. Межстрановое сопоставление бедности носит условный характер в силу неодинаковой базы (минимального прожиточного уровня), положенной в основу для расчета порога бедности.

Уровень и динамика производительности труда также является важным фактором роста ВВП и национального  дохода, а значит, и уровень жизни  изменяется в зависимости от динамики производительности труда. В свою очередь  производительность труда зависит  от развития НТП, совершенствования  организации труда, производства и  управления, социально-экономических  факторов11.

Развитие социальной сферы (науки, образования, здравоохранения, культуры) обуславливает удовлетворение социальных потребностей населения, способствует развитию интеллекта нации, влияет на экономическое здоровье общества и  так далее. В мировой практике уровень и динамика здоровья населения  ставятся на первое место среди компонентов  уровня жизни, поскольку рассматривается  как базисная потребность человека и главное условие его деятельности12.

Кроме рассмотренных выше, к факторам, определяющим уровень жизни относятся: условия жизни, социальное обеспечение, социально-бытовая обстановка (в том числе экологические условия, уровень преступности и тому подобное), личные сбережения13. Условия жизни можно разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта — это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т. д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время — часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.

 

1.3 Социальная политика государства

Социальная политика государства - это деятельность государства по созданию и регулированию социально-экономических условий жизни общества с целью повышения благосостояния членов общества, ликвидации негативных последствий функционирования рыночных процессов, обеспечения социальной справедливости и социально-политической стабильности в стране.

Основными объектами социально-экономической  политики государства являются:

    • рынок труда и занятость;
    • трудовые отношения;
    • оплата труда и доходы населения;
    • система социального обеспечения населения.

Главное назначение социальной политики состоит в полном удовлетворении материальных, культурных и духовных потребностей, формировании всесторонне  и гармонично развитых членов общества. Это и есть стратегическая и высшая цель развития любого цивилизованного  государства14.

Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный  доход; социально защищать население  от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Социальная политика государства  выполняет определенные функции. Одной из основных функций социальной политики государства является социальная защита населения.

Социальная защита - это  политика государства по обеспечению  конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности - от права на собственность и свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности. Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации15.

Система социальной защиты  вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Через нее реализуется социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни. В каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособность вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д16.

Социальная защита как  система имеет относительно самостоятельные подсистемы — социальное обеспечение и социальное обслуживание населения.

Социальное обеспечение  можно рассматривать как систему мер, гарантирующих материальное обеспечение людей. Государственное социальное обеспечение включает: государственное пенсионное обеспечение; материальную поддержку материнства, отцовства и детства, семей с детьми; социальные пособия; компенсационные выплаты; бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и социальные льготы.

Социальное обслуживание объединяет деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации17.

Социальная политика государства  реализуется через механизм государственных  программ социального обеспечения  и системы социальных услуг.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

    • защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
    • обеспечение помощи самым бедным семьям;
    • выдача помощи на случай безработицы;
    • обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
    • развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
    • проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации18.

 

  1.  Уровень жизни и социальная политика в РФ в современный период

2.1 Уровень жизни в России

Одним из самых важных методов  определения уровня жизни выступает индекс развития человеческого потенциала. В рейтинге стран по ИЧР РФ находится на 66 месте. В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: высокий (0,8-1), средний (0,5-0,8) и низкий (0-0,5) уровень19.

Таблица 2 – Динамика изменения  ИЧР РФ с 2000 по 2011 год20

Индекс человеческого  развития

Значение

2000

2005

2009

2010

2011

0.691

0.725

0.747

0.751

0.755


 

Показатели жизненного уровня кладутся в основу экономического прогнозирования  и планирования, разработки системы  целевых социальных прогнозов. Что  планирует правительство для  повышения уровня жизни населения  в нашей стране можно проследить в основных положениях «Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации до 2020г21

В основе официально принятого  в России метода измерения бедности лежит концепция абсолютной бедности или минимальной потребности, обеспечивающие поддержание здоровья и сохранения работоспособности (состав минимальной  потребительской корзины). Стоимостная  оценка потребительской корзины, а  также расходы по обязательным платежам и сборам составляют величину прожиточного минимума. В РФ оба показателя утверждаются не реже одного раза в пять лет22.

Таблица 3 – Величина прожиточного минимума в РФ23

Величина прожиточного минимума в Российской Федерации

В расчете на душу населения

Для трудоспособного  населения

Для пенсионеров

Для детей

II квартал 2012 года

6385 руб.

6913 руб.

5020 руб.

6146 руб.

I квартал 2012 года

6307 руб.

6827 руб.

4963 руб.

6070 руб.

IV квартал 2011 года

6209 руб.

6710 руб.

4902 руб.

5993 руб.

III квартал 2011 года

6287 руб.

6792 руб.

4961 руб.

6076 руб.

II квартал 2011 года

6505 руб.

7023 руб.

5141 руб.

6294 руб.

I квартал 2011 года

6473 руб.

6986 руб.

5122 руб.

6265 руб.


 

В России доля населения, проживающего за чертой бедности, увеличилась. Наиболее отстающим компонентом уровня жизни, особенно в сопоставлении с развитыми  странами, являются в Российской Федерации  все виды услуг населению. В развитых странах платные услуги занимают в потребительском бюджете населения, как правило, большее место, чем питание. Эти услуги, во-первых, не сопоставимы с российскими по составу, во-вторых, весомо различие качества этих услуг, соответственно и цены на них.

Информация о работе Уровень жизни и социальная политика государства