Управление занятостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Кризис в российской экономике был обусловлен в первую очередь отсутствием программы перехода к новым условиям хозяйствования и стихийностью формирования рыночных отношений. Все это с закономерностью сказалось на экономической жизни страны, обусловив характер и содержание безработицы и занятости трудоспособного населения.
Сегодня назрела необходимость совершенствования структуры занятости, формирования новой политики, принципов и методов исследования проблемы занятости и управления ею. Однако для этого требуется решение многих проблем как экономического так и социального плана, осуществление комплекса мероприятий, в том числе проведение ряда специальных социально-экономических научных исследований.

Содержание работы

Введение
… 3
Глава 1. Понятия трудоспособного населения и занятости
… 5
1.1. Понятие трудоспособное население
…5
1.2. Понятие занятости
…6
Глава. 2. Занятость трудоспособного населения
... 11
2.1.Социально-экономические проблемы занятости трудоспособного населения в Российской Федерации на современном этапе


…11
2.2. Параметры структуры занятости трудоспособного населения
…14
Глава 3. Управление занятостью трудоспособного населения
… 20
3.1. Особенности управления занятостью трудоспособного населения

…20
3.2. Перспективы выхода Российской Федерации из кризиса занятости трудового населения

…27
Заключение
… 31
Список литературы
… 33

Файлы: 1 файл

управление занятостью. курс.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

2.1. Социально-экономические проблемы занятости трудоспособного населения в Российской Федерации на современном этапе

Проблемы управления процессом формирования структуры занятости трудоспособного населения в переходный период связаны прежде всего с особенностями перехода экономики от планово-административной системы к рыночным методам хозяйствования. Образование частного сектора экономики  изменило характер и содержание занятости, которые определяются уже требованиями рынка, наличием  специальной рабочей силы.

Все это привело к резким диспропорциям в структуре занятости, вылившееся прежде всего в образовании мощного слоя безработных, временно или постоянных, к рассогласованию между наличием вакантных мест и невозможностью их занять, отсутствию информационно-поисковой базы, неадекватность системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров и специалистов. Можно констатировать, что сегодня система занятости населения полностью разбалансирована, структура ее не оптимальна, направления ее развития вызывают тревогу. Естественно, такое положение дел самым негативным образом сказывается  на структуре экономики и эффективности производства, решении ряда демографических проблем. Особенно остро эта проблема   проявляется в регионах и областях страны.(11, С. 12)

Все это заставляет исследовать формирование структуры занятости трудоспособного населения, понять, какие  тенденции здесь превалируют, в каком направлении и каким образом управлять данным процессом, ибо без решения этих и многих других  вопросов вряд ли  можно ожидать крупных успехов в экономике. Вызывает тревогу и то обстоятельство, что новое поколение работников оказывается по преимуществу вне процессов социально-экономических преобразований, не может найти свое место в общей и  частной структуре занятости, а значит, не способно  полностью реализовать себя. Последствие подобной тенденции могут оказаться более чем негативными. Незанятая молодежь, в меру своего потенциала, найдет себе занятие, но вряд ли оно будет оптимальным как с точки зрения их собственных интересов, так и интересов всего общества.

Соответственно необходимо принципиально по-новому подходить  к современным методам управления процессом формирования структуры занятости в стране. От планового распределения рабочей силы и специалистов по отраслям производства следует переходить к созданию социально-экономических и правовых условий, обеспечивающих автономный процесс формирования занятости трудоспособного населения в интересах как  отдельного предпринимателя или государственной структуры, так и в интересах самого работника и общества в целом.

Методология управления процессом формирования занятости  трудоспособного населения включает в себя несколько основных моментов. Прежде всего нельзя отказываться от того позитивного, что было выработано теорией и практикой формирования структуры занятости в плановой системе хозяйствования. Это в первую очередь относится к системе заказа со стороны государства на специалистов и рабочую силу. Далее необходимо формировать на государственном уровне систему общественных   и государственных приоритетов, построить соответствующую информационную систему, обеспечивающие заинтересованных субъектов в полной информации в соотнесении структуры рабочих мест и  наличие рабочей силы и т.д. Методология управления данным процессом предусматривает с необходимостью создание соответствующей правовой инфраструктуры, экономической поддержки, формирование  общественного мнения и пр.(13, С. 176)

Методология управления процессом формирования структуры занятости предусматривает с необходимостью создание соответствующего института, функции которого не ограничивались бы только регулированием  безработицы, а касались всей структурой занятости, безработица только частный ее случай. Проблема занятости требует разработки специальной программы  деятельности на уровне государственных органов. Это только некоторые вопросы, которые требуют своей тщательной научной проработки.(15, С. 76)

Занятость населения тесно связана с системой подготовки и переподготовки специалистов по всему профессиональному образовательному спектру. Методологически такое соотношение должно решаться в более сложной зависимости, чем это предлагается в настоящее время в научной литературе. То есть речь идет о том, что структура подготовки кадров должна полностью или, хотя бы по большей части, соответствовать структуре занятости. Такая постановка вопроса была характерна, и то не в полной мере, периоду плановой экономики. В настоящее время задача  занятости молодых специалистов решается очень плохо.

Уровень занятости молодых специалистов на производстве в 2002 г.

(в процентах). (17, С. 120)

Уровень

образования

Заняты

постоянно

Временно

не заняты

Не заняты

Высшее

образование

56

26

18

Среднетехническое образование

70

17

13

 

Сегодня эта задача должна решаться следующим образом. Первое - заказчиком для системы образования на рабочую силу и специалистов  должна выступать исключительно система непосредственного производства. Второе - в системе образования следует определить приоритеты в области  подготовки специалистов, т.е. система образования должна опережать потребности рынка в рабочих специальностях и специалистах. В третьих, необходимо участие государства в формировании системы образования путем заказов, государственных программ, разработки соответствующих стандартов и нормативной базы.(4, С. 76)

Кроме этого следует создавать так называемую буферную зону, т.е. разработать систему взаимопонимания и взаимопроникновения структуры подготовки специалистов и структуры занятости. Сегодня они разобщены, и выпускники вузов не могут найти себе  соответствующее место работы, а с другой стороны, система производства не может подобрать себе нужного специалиста. Решение этой проблемы может быть найдено только в создании специальной службы занятости, но не в том виде, в котором она фрагментарно существует в настоящее время.

 

2.2. Параметры структуры занятости трудоспособного населения

Проблемы формирования оптимальной структуры занятости трудоспособного населения определяются взаимообусловленностью различных социально-экономических факторов и тенденций, получивших  развитие в последние годы  в российской экономике. В частности, современные макроэкономические проблемы занятости трудоспособного населения связаны прежде всего с такими параметрами, как структура рабочих мест, подготовка кадров и оплата труда. Несмотря на их качественное различие, они, тем не менее, тесно связаны между собой. Более того - взаимно определяемы, ибо нарушение одного из элементов с необходимостью ведет к изменению и всей структуры занятости.

Оценка структуры занятости трудоспособного населения (в процентах)

 

Сред.

образ.

высшее

Служ.

до 25

лет

до 50 лет

Выше 50 лет

Общая

Гоструктуры

34

60

20

19

54

27

22

Крупный бизнес

42

50

14

34

43

23

18

Малый и ср. бизнес

56

20

5

32

56

12

24

Теневая экономика

67

18

7

39

37

14

26

Не занятые

66

36

38

40

20

40

10

В частности, сложившаяся в настоящее время структура оплаты труда (или совокупного дохода) вряд ли можно назвать оптимальной. Надежда на то, что рыночные отношения отрегулируют систему ценообразования, так  сказать автоматически, себя не оправдала. Даже беглый взгляд на структуру оплаты не вносит оптимизма, когда работник сферы образования, культуры, науки или государственный служащий  получает в несколько раз меньше, чем рабочий в коммерческом предприятии. (1, С. 35)

Соответственно меняется и структура рабочих мест. Но это совсем не значит, что  работники стремятся занять  те рабочие места, которые хорошо оплачиваются. Это тот парадокс, который, в частности, выявился в ходе настоящего исследования. Нередко   работники стремятся перейти на маленькую зарплату, но в государственные учреждения или перейти на работу с  небольшой рабочей нагрузкой. В структуре занятости наблюдается процесс, когда работники вынуждены оставаться на рабочем месте в силу  того, что они ориентированы исключительно на данный вид занятости.

Регулирование взаимодействия структуры оплаты труда и структуры занятости  трудоспособного населения осуществляется сегодня  путем теневого перераспределения доходов, что позволяет осуществлять те виды деятельности, которые необходимы обществу. Именно благодаря  нефиксированному и неподконтрольному обороту довольно большого количества денег в сфере труда и удается решать некоторые насущные проблемы развития отечественной экономики. Очевидно, такое положение дел вряд ли можно назвать оптимальным и оно требует своего кардинального решения, хотя ясно, что полного исчезновения теневой экономики  вряд ли удастся достичь, во всяком случае, в ближайшее время.(2, С. 109)

В решении проблемы занятости большую роль играет малый и средний бизнес, который получил бурное развитие в начале реформирования экономики и несколько замедлился в настоящее время. По неполным подсчетам сегодня в сфере малого и среднего бизнеса  занято от 10 до 15 млн. человек, работает примерно 5-7 млн. предприятий. Это только официально. Не секрет, что малый и средний бизнес привлекает рабочую силу и специалистов и неофициально. Поэтому занято в сфере малого и среднего бизнеса  намного больше рабочей силы. По нашим подсчетам эта цифра приближается к 20 млн. человек. Все это заставляет по-иному смотреть на структуру занятости и те факторы, которые ее определяют. Можно с большим основанием говорить о том, что малый и средний бизнес оказывают  определяющее влияние на формирование структуры занятости.

Влияние это не однозначно и формирует весьма специфичный сегмент структуры занятости, прежде всего он формирует ту часть занятости,  которая связана с торговлей, строительством, обслуживанием и пр. И можно предполагать, что этот сегмент будет с каждым годом увеличиваться.

  Как показывают исследования, формируется этот сегмент за счет  других сфер занятости, в частности инженерного и научного персонала, интеллектуального труда. И в меньшей степени он формируется за счет рабочей силы. Это демонстрирует весьма интересные и существенные сдвиги в формировании как структуры занятости, так и рабочей силы и экономики в целом. Сегодня  производство, в том числе и в теневом секторе, требует подготовленной и высококвалифицированный рабочей силы, имеющий хороший  уровень общей и профессиональной подготовки даже для сферы малого и среднего бизнеса, занятого по преимуществу вроде бы неквалифицированным трудом. На самом деле это не так. Система малого и среднего бизнеса формирует свою структуру занятости, опираясь в первую очередь на интеллектуальный труд в широком смысле его понимания. Согласно нашим исследованиям только в Москве в сфере малого и среднего бизнеса занято примерно 40 % работников с высшим образованием.(17, С. 152)

Как уже отмечалось, существенное влияние на  формирование структуры занятости трудоспособного населения оказывает теневая экономика, которая в значительной мере  обусловила дисбаланс структуры занятости трудоспособного населения.

Первое - теневая экономика привела к тому, что довольно большая часть трудоспособного населения передвинулась в теневой сектор экономики, (примерно 30%).  Это что означает, что они фактически оказались вне системы социальной защиты со всеми вытекающими негативными последствиями как для самих работников, так и для всего общества.

Второе - теневая экономика привела к нарушению налоговой системы. Мало того, что она сама по себе является неэффективной, по сути не стимулирующей, а фискальной, она оказалась не результативной в силу того, что большая часть налоговых поступлений оказалась вне налоговой системы. Поэтому налоговое бремя распределяется на легальные сферы экономики, а значит, и на данную часть занятых, что приводит к перекосу в заработанной плате и совокупному доходу групп занятых в общественном производстве.

Третье - теневая экономика оттянула на себя квалифицированную и наиболее активную часть трудоспособного населения, ибо требовала особых способностей и энергии. Да и оплата труда в теневой экономике на порядок выше (учитывается риск занятия данным видом деятельности). Это означает, что легальный сектор экономики не получил и не получит в ближайшее время пополнения высококвалифицированной силы.

Четвертое - теневая экономика, ввиду своей специфики взаимодействия с законом,  граничит с незаконной и даже преступной сферой деятельности. Если говорить о  структуре занятости в широком смысле, которая включает в себя все сферы  социально-экономической  деятельности, то теневая экономика формирует весьма специфический сектор занятости, в том числе связанный с  антиобщественной сферой деятельности. Более того, постоянно пополняет его в первую очередь за счет молодежи. Все это требует весьма пристального внимания к теневой экономике и исследования ее влияния на сферу занятости.(10)

Информация о работе Управление занятостью