Управление занятостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Кризис в российской экономике был обусловлен в первую очередь отсутствием программы перехода к новым условиям хозяйствования и стихийностью формирования рыночных отношений. Все это с закономерностью сказалось на экономической жизни страны, обусловив характер и содержание безработицы и занятости трудоспособного населения.
Сегодня назрела необходимость совершенствования структуры занятости, формирования новой политики, принципов и методов исследования проблемы занятости и управления ею. Однако для этого требуется решение многих проблем как экономического так и социального плана, осуществление комплекса мероприятий, в том числе проведение ряда специальных социально-экономических научных исследований.

Содержание работы

Введение
… 3
Глава 1. Понятия трудоспособного населения и занятости
… 5
1.1. Понятие трудоспособное население
…5
1.2. Понятие занятости
…6
Глава. 2. Занятость трудоспособного населения
... 11
2.1.Социально-экономические проблемы занятости трудоспособного населения в Российской Федерации на современном этапе


…11
2.2. Параметры структуры занятости трудоспособного населения
…14
Глава 3. Управление занятостью трудоспособного населения
… 20
3.1. Особенности управления занятостью трудоспособного населения

…20
3.2. Перспективы выхода Российской Федерации из кризиса занятости трудового населения

…27
Заключение
… 31
Список литературы
… 33

Файлы: 1 файл

управление занятостью. курс.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)


 

Оглавление

 

Введение

… 3

Глава 1. Понятия трудоспособного населения и занятости

… 5

1.1. Понятие трудоспособное население

…5

1.2. Понятие занятости

…6

Глава. 2. Занятость трудоспособного населения

... 11

2.1.Социально-экономические проблемы занятости трудоспособного населения в Российской Федерации на современном этапе

 

 

…11

2.2. Параметры структуры занятости трудоспособного населения

…14

Глава 3. Управление занятостью трудоспособного населения

… 20

3.1. Особенности управления занятостью трудоспособного населения

 

…20

3.2. Перспективы выхода Российской Федерации из кризиса занятости трудового населения

 

…27

Заключение

… 31

Список литературы

… 33

 


Введение

Кризис в российской экономике был обусловлен в первую очередь отсутствием программы перехода к новым  условиям хозяйствования и стихийностью формирования рыночных отношений. Все это с закономерностью сказалось на экономической жизни страны, обусловив характер и содержание безработицы  и занятости трудоспособного населения.

Сегодня назрела необходимость совершенствования  структуры занятости, формирования  новой политики, принципов  и методов  исследования проблемы занятости и управления ею. Однако для этого требуется решение многих проблем как экономического так и социального плана, осуществление комплекса мероприятий, в том числе проведение ряда специальных социально-экономических научных исследований.

Тема «Особенности управления занятостью трудоспособного населения» не может быть отнесена к малоизучаемым.  Ее достаточно  хорошо исследовали в период  административно- хозяйственного управления. Однако общие  теоретические основы проблемы занятости, а также конкретные частные формы и методы управления остаются актуальными и в настоящее время.              

Немало внимание уделено этой проблематике и в современной научной литературе. Естественно, в настоящее время на исследование проблемы занятости оказывает большое влияние изменившаяся экономическая ситуация в стране.  Особую актуальность  она приобретает в переходный к рыночной экономике период, накладывая свой отпечаток на всю проблему, соответственно, и методы ее исследования.

В научной литературе отмечалось, в частности, что  занятость трудоспособного населения имеет свои,  особые частные и общее функции в рыночной экономике, определяющие поведение ее субъектов.

В качестве методологической основы исследования в процессе работы были использованы такие методы, как анализ и синтез, сравнительные методы анализа, расчетно-конструктивные методы, логический подход к оценке социальных явлений, а также статистические методы.

Целью представленной курсовой работы является раскрытие особенностей управления занятостью трудоспособного населения.

Для достижения поставленной цель были сформулированы следующие задачи:

Дать определение трудоспособного населения и занятости;

Изучить социально-экономические проблемы занятости трудоспособного населения в Российской Федерации на современном этапе;

Рассмотреть основные параметры структуры занятости трудоспособного населения;

Проанализировать особенности управления занятостью трудоспособного населения;

Выявить перспективы выхода Российской Федерации из кризиса занятости.

Данная работа состоит из ведения, трех глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Понятия трудоспособного населения и занятости

1.1. Понятие трудоспособное население

Понятие «трудоспособное население» невозможно вывести без понимания того, что же собой представляют трудовые ресурсы.

Под трудовыми ресурсами понимается часть населения страны, обладающая физическим развитием умственными способностями и знаниями, которые необходимы для работы в народном хозяйстве. Но нельзя не учитывать известную условность такой трактовки. Строго говоря, трудовые ресурсы—это не само население, т.е. совокупность людей трудоспособного возраста (поскольку люди являются носителями, обладателями этих ресурсов), а совокупные способности той или иной категории людей к трудовой деятельности.

В состав трудовых ресурсов включается трудоспособное население в трудоспособном возрасте и работающие лица, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (лица пенсионного возраста и подростки).

К трудоспособному населению в трудоспособном возрасте относится постоянное население в трудоспособном возрасте, кроме неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях. Кроме постоянного населения при расчете численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте учитываются иностранные граждане, занятые в экономике региона.(8, С. 27)

Для конкретного субъекта Российской Федерации численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте зависит также от сальдо межрегиональной (внутрироссийской) трудовой миграции и миграционных потоков учащихся. Сальдо трудовой миграции определяется как разница между въездом на работу в регион и выездом рабочей силы из региона, и в результате либо увеличивает трудовые ресурсы региона, либо уменьшает их.

В рамках расчета баланса трудовых ресурсов определяется среднегодовая численность занятых в экономике по основной работе.

К занятым в экономике относятся лица, которые в рассматриваемый период времени выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников, для которых эта работа являлась основной. В численность занятых в экономике включаются также лица, выполнявшие работу в качестве помогающих на семейном предприятии, лица, временно отсутствовавшие на работе из-за болезни, ежегодного отпуска или выходных дней, обучения, учебного отпуска, отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, участия в забастовках, других подобных причин. К занятым в экономике относятся лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, включая работающих в личном подсобном сельском хозяйстве, для которых эта работа являлась основной (независимо от количества отработанного времени).(4, С. 32)

К населению, не занятому в экономике, относятся лица в трудоспособном возрасте - учащиеся, студенты, аспиранты, не совмещающие обучение с трудовой деятельностью, а также следующие категории: безработные; военнослужащие; российские граждане, работающие за границей; лица, находящиеся в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; лица, выполняющие домашние обязанности, осуществляющие уход за детьми и другими членами семьи; лица, находящиеся в местах лишения свободы; трудоспособные лица, у которых нет необходимости работать.

 

1.2. Понятие занятости

Занятость можно определить как ту или иную форму реализации этих способностей. Исходя из этого, занятость как социально-экономическая категория характеризует различные формы участия трудоспособной части населения в общественно полезной деятельности с получением соответствующих доходов.

При использовании более емкого понятия «человеческий ресурс» формы занятости расширяются, включая не только работу по найму на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности, но и предпринимательство, самозанятость, индивидуальную, трудовую и творческую деятельность, работу в личном подсобном хозяйстве, занятость домашним хозяйством и воспитанием детей, исполнением государственных и общественных обязанностей, очное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях. Следовательно, трудовые ресурсы и занятость взаимосвязаны, поскольку расширение форм занятости обогащает трудовые ресурсы. Как и всякие другие ресурсы, трудовые ресурсы и связанная с ними занятость могут быть количественно измерены. С переходом к рыночной экономике измерение числом людей становится недостаточным, учитывая возможности регулирования рабочего времени в интересах работодателя и работника. Поэтому единым измерителем может быть количество часов рабочего времени. Такой подход позволяет учитывать частичную или неполную занятость, а также вторичную занятость. Заслуживает внимания тот факт, что в США на одного экономически активного жителя приходится в среднем более двух занятий. Кроме того, появляется возможность оценивать эффективность той или иной формы занятости в зависимости от достигаемого при этом уровня среднечасового трудового дохода. (3, С. 43)

Различают понятия полной и эффективной занятости. Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения: с экономической — как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная с качественной.
Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление от условий полной и эффективной занятости. Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, а при превышении спроса над предложением и реальной потребностью —скрытая безработица.

Следовательно, занятость и безработица —взаимообусловленные социально-экономические категории. Их соотношение отражает наиболее синтетическую характеристику политики на рынках труда. При этом необходимо учитывать, что и занятость, и безработица возникают по инициативе как работодателей — субъектов спроса, так и работников — субъектов предложения. Тем не менее решающее влияние на формирование внутреннего рынка труда, естественно, оказывает позиция работодателей.
Как известно, в процессе текущей деятельности предприятий возникает потребность в оперативных изменениях условий занятости работников, предусмотренных трудовым договором. Для этой цели в зарубежной практике находят применение гибкие формы регулирования занятости и безработицы, основанные на использовании различных способов введения частичной безработицы.(7, С. 78) В частности, заслуживает внимания работа французских специалистов, в которой определены шесть основных факторов, побуждающих предпринимателей прибегать к частичной безработице: институциональные отношения предприятия; изменения экономической деятельности; традиционно сложившиеся на предприятии формы занятости; включение в местный рынок труда; состав работников — штатных и работающих по контрактам; технико-организационная структура; степень квалификационной мобильности; профессиональные отношения. Заметим, что, в отличие от скрытой, а потому и незаконной безработицы, частичная безработица предусмотрена законом, условия и процедуры ее использования определены Кодексом труда Франции Предприятиям предоставлена возможность воздействия на уровень занятости, не запрашивая разрешения в случае необходимости регулирования условий загрузки и найма работников. При этом используются три формы гибкости — гибкость рабочего времени, гибкость занятости и гибкость вознаграждения (путем его индивидуализации). Все они взаимосвязаны и обусловлены гибкостью факторов труда, т.е. гибкостью применяемых форм организации труда (ее внутренней мобильностью, автономией рабочих групп), гибкостью производственных структур, новых технологий и оборудования, гибкостью производственной программы и уровня материальных запасов.

В зависимости от характера причин, вызывающих безработицу, принято различать три ее типа. Первый тип — фрикционная безработица, обусловленная частными особенностями и интересами людей, т.е. носящая личностный характер и связанная со сменой места жительства, профессии, этапов жизни — учебой, переходом на пенсию, рождением и уходом за ребенком (для женщин). Второй тип — структурная безработица, обусловленная изменением спроса на некоторые виды профессий из-за изменения структуры потребительского спроса и технологии, несоответствия рабочей силы новой структуре рабочих мест. Третий тип — циклическая безработица, возникающая при общем резком сокращении спроса на рабочую силу в период спада деловой активности, вызываемого экономическим кризисом.

Позиция Международной организации труда в отношении занятости и безработицы выражена в Конвенции о содействии занятости и защите от безработицы, принятой в 1991 г.. Касаясь содействия продуктивной занятости, Конвенция устанавливает, что содействие полной, производительной и свободно избранной занятости всеми соответствующими средствами, включая социальное обеспечение, должно быть приоритетной задачей национальной занятости. Такие средства должны включать, среди прочего, службы занятости, профессиональную подготовку и профориентацию. В период экономического кризиса в политику приспособления следует включать, согласно предписанным условиям, меры, поощряющие инициативы, направленные на широкомасштабное использование рабочей силы. Обращается внимание на меры обеспечения профессиональной мобильности, защиты безработных и предоставления им подходящей работы.(6, С. 76)

Основным механизмом, регулирующим занятость и безработицу в целях поддержания их на желательном уровне, является система внутренних рынков труда предприятий, взаимодействующих с местными и региональными рынками. Роль рынков труда как регуляторов занятости и безработицы осуществляется на основе их реагирования на изменение спроса и предложения на рабочую силу. Действуя подобно автопилоту, рыночный механизм может успешно функционировать «в автоматическом режиме» лишь в нормальных условиях, т.е. в пределах допустимых значений уровней занятости и безработицы. При выходе за эти пределы, что характерно для экономического кризиса, необходимы институциональные воздействия на рынки труда путем осуществления комплекса экономических и организационных мер, направленных на увеличение спроса на рабочую силу при одновременном повышении ее цены за счет роста квалификации работников и достижения ими высокого уровня эффективности труда.

 

 


Глава. 2. Занятость трудоспособного населения

Информация о работе Управление занятостью