Управление и мотивация персонала в компании Toyota

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 02:01, реферат

Описание работы

Задачи реферата:
- рассмотреть структуру и факторы мотивационного процесса;
- изучить идеи содержательных теорий мотивации в практики управления;
- показать использование мотивации в практике менеджмента.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и основные теории мотивации 4
1.1. Понятие мотивации 4
1.2. Структура и факторы мотивационного процесса 7
1.3. Концепции теории мотивации 10
1.3.1. Содержательные теории мотивации 12
1.3.2. Процессуальные теории мотивации 14
1.4. Базовые принципы построения системы стимулирования сотрудников 17
2. Анализ теорий мотивации на основе деятельности корпорации Toyota 20
2.1. Общие сведения о предприятии. 20
2.2. Миссия и принципы деятельности Toyota 22
2.3.Основные принципы и структура системы управления производством 24
2.4. Анализ материального стимулирования 26
2.5. Анализ мотивации и стимулирования труда 28
Заключение 29
Список литературы

Файлы: 1 файл

Управление и мотивация персонала в компании Toyota.docx

— 173.67 Кб (Скачать файл)

    При разработке системы мотивации и  стимулирования персонала организации  крайне важно учитывать два аспекта:  качественную стадию жизни организации и типологию сотрудников.

    Приведем  некоторые исходные положения Системы  оптимальной мотивации труда (далее  по тексту СОМТ). 

  • Направленность системы мотивации труда должна соответствовать стратегии кадрового управления, а стратегия кадрового управления должна вписываться в общую стратегию деятельности организации.
  • Система мотивации труда должна учитывать особенности внешних по отношению к организации условий.
  • Правовая среда : СОМТ должна учитывать существующее трудовое и другие законодательства
  • Экономическая среда : СОМТ должна учитывать ситуацию на рынке труда и общие экономические условия в государстве, регионе и т.д. 
  • Социальная среда : СОМТ должна учитывать средний уровень жизни (прожиточный минимум), особенности профессиональных и общественных объединений, в которые так или иначе включены сотрудники организации, уровень преступности, перспективность региона, уровень напряженности и т.д.
  • Политическая ситуация: СОМТ должна учитывать общеполитическую ситуацию сложившуюся в регионе (наличие забастовок, стачек и т.д.)
  • Социо-культурные факторы: СОМТ должна учитывать культурные традиции, сложившиеся общественные нормы поведения и т.п.
  • Экологические факторы: СОМТ должна учитывать экологическую ситуацию, особенно, при неблагоприятной экологической обстановке.

    Система мотивации труда должна включать в себя как часть механизм оптимального стимулирования труда.

    

    СОМТ  поощряет такой труд работника, который  ценен для организации. В связи  с этим СОМТ должна быть направлена на:

  • поддержание требуемой производительности
  • повышение производительности
  • поддержание норм организации
  • совершенствование норм организации

    Опираясь  на приведенные выше три типа деятельностного  поведения (индивид, субъект и личность) мы получаем универсальную трехблочную  структуру Системы оптимальной мотивации труда.

    

    Первый  блок СОМТ(1): индивидный аспект. Этот блок СОМТ обслуживает общую заинтересованность в работе привлекаемого работника в данной организации.

    Второй  блок СОМТ(2): субъектный аспект. Данный блок обслуживает исполнительскую  дисциплину и производительную нормативную  заинтересованность, и активность работника 

    Третий  блок СОМТ(3): личностный аспект. Функция  этого блока заключается в  управлении мотивацией работника, направленной на рационализацию своего труда (творческой, инновационной и т.п.) активности работника.

    Три введенных блока образуют своего рода "три кита", на которых  должна строиться система мотивации  персонала. 

    2. Анализ теорий мотивации на  основе деятельности корпорации  Toyota.

    2.1. Общие  сведения о предприятии.

    Toyota Motor Corporation, или Toyota - крупнейшая японская автомобилестроительная корпорация, также предоставляющая финансовые услуги и имеющая несколько дополнительных направлений в бизнесе. Компания занимает 10 место в Fortune Global 500 (2009 год).

    В 1933 году компания по производству автоматических ткацких станков Toyoda Automatic Loom Works создала новое отделение, специализирующееся на производстве автомобилей; его руководителем стал Киитиро Тоёда. В 1929 году Киитиро Тоёда совершил поездки в Европу и США для изучения автомобильной промышленности и в 1930 году приступил к разработке автомобилей с бензиновым двигателем. Правительство Японии всячески поощряло такую инициативу компании Toyoda Automatic Loom Works. В 1934 году компания произвела свой первый двигатель типа А, который был использован через год в первой модели пассажирского автомобиля А1 и в грузовике G1. Ранние модели напоминали уже существовавшие модели Dodge Power Wagon и Chevrolet.

  Toyota Motor Co., Ltd. была основана в качестве самостоятельной компании в 1937 году. Несмотря на то, что фамилия основателей звучит как Тоёда, для упрощения произношения и в качестве символа отделения деятельности от семейной жизни, компании было решено дать имя "Тоёта". В Японии название "Тоёта" считается более удачным, чем "Тоёда", так как слово "Тоёта", написанное катаканой (японской азбукой), состоит из 8 черт, а число 8, по мнению японцев, приносит удачу.

   Во  время Второй мировой войны компания практически занималась только производством  грузовиков для Японской императорской  армии. После войны Toyota начала выпуск коммерческих пассажирских авто. В 60-е фирма стала стремительно расширяться, был построен завод в Австралии, первый за пределами Японии.

   В 70-х серьезным испытанием для  фирмы стал энергетический кризис. Несмотря на финансовые трудности, Toyota продолжала гибкую политику поощрения своих торговых агентов, всячески укрепляла "политику товарищества" внутри компании, прибегала к жесткой сырьевой экономии. Буквально из отходов производства удалось собрать материальные резервы, достаточные для выпуска новых моделей Sprinter, Carina и Celica.

   Выпуском  в начале 80-х трехмиллионного  автомобиля Toyota Motor подтвердила свой статус крупнейшего автомобильного концерна Японии, занимающего третье место в мире по объемам производства.

   Сегодня под эгидой компании Toyota работает три специализированных исследовательских центра. Toyota Central Research and Development занимается исследованием процессов смазки и сгорания топлива, а также технологическим анализом и разработкой новых материалов. Technical Center специализируется на "технологиях будущего", a Head Office Center внедряет новые разработки и конструкции в серийное производство автомобилей.

   Toyota Motor Со. непрерывно контактирует с иностранными предприятиями. В феврале 1983 года было подписано многолетнее соглашение с General Motors: совместно с этим американским гигантом Toyota приобрела контрольный пакет акций крупнейшего английского производителя спортивных машин - фирмы Lotus. Кроме того, Toyota имеет собственный завод в штате Кентуки, производящий 200 тыс. машин в год. В 1988 году открылся сборочный завод, мощностью 50 тыс. автомобилей в год в Канаде.

   Сегодня в группе Toyota - 13 головных компаний. Важное место в этой системе занимают формально самостоятельные Hino и Daihatsu, а также тысячи средних и мелких автофирм. Toyota не ограничивает сферу своих интересов производством автомобилей, вкладывая средства в развитие других отраслей машиностроения.

    2.2. Миссия и принципы деятельности  Toyota.

    Получить  представление об уникальности Toyota позволяют выдержки из программного заявления о деятельности в Северной Америке, которое для сравнения приводится вместе с аналогичным заявлением компании Ford.

    Toyota Motor Manufacturing Северная Америка     Ford Motor Company
Миссия:
  1. В качестве американской компании способствовать экономическому развитию общества и Соединенных Штатов Америки.
  2. В качестве независимой компании способствовать стабильности и благополучию членов команды.
  3. В качестве компании из группы Toyota способствовать общему росту Toyota, создавать добавленную ценность для потребителей.
Миссия:
  1. Ford является лидером в производстве автомобилей и сопутствующих товаров и услуг, а также в более современных отраслях промышленности, таких как аэрокосмическая промышленность, коммуникация и финансовые услуги.
  2. Мы видим свое предназначение в том, чтобы постоянно улучшать качество продукции и услуг для удовлетворения потребителей, обеспечивая тем самым процветание предприятия и достойный доход акционерам, которые являются владельцами нашего бизнеса.

    Toyota в отличие от Ford даже не упоминает про акционеров, хотя на тот момент она уже была включена в списки Нью-Йоркской фондовой биржи. Она не говорит и о качестве своей продукции, хотя нам известно, как ревностно она за ним следит. Цель Toyota не в том, чтобы производить качественную продукцию, которая хорошо продается, и тем самым обеспечивать доход своих акционеров. Это лишь требование, которое следует выполнять, чтобы осуществить свое предназначение.

    Подлинное предназначение компании в соответствие с данным заданием включает три задачи:

  1. Способствовать экономическому росту страны, в которойона работает (внешние заинтересованные стороны).
  2. Способствовать стабильности и благополучию членов команды (внутренние заинтересованные стороны).
  3. Способствовать общему росту Toyota.

    Самое интересное здесь то, что компания полагает: не заботясь о развитии общества, она не сможет обеспечить благополучие внутренних и внешних заинтересованных сторон. Именно в этом она видит основание для производства качественной продукции. Toyota ставит перед своими сотрудниками задачу способствовать развитию компании и оставить след в ее истории. 
 

   2.3. Основные принципы и структура  системы управления производством.

   Для того, чтобы понять методы мотивации  и стимулирования труда, необходимо ознакомиться с основными принципами и структурой системы управления производством Toyota, своеобразием ее рабочей структуры.

   Система управления производством Toyota привлекательна тем, что, ставя целью снижение издержек производства, она устраняет из производства ненужные элементы. Основной принцип гласит: производство необходимых деталей в нужное время и в нужном количестве.

   Реализация  этой концепции позволяет ликвидировать  ставшие ненужными промежуточные  узлы и готовые изделия.

   Непрерывность потока продукции, адаптация к изменениям спроса по количеству и номенклатуре продукции достигаются с помощью  двух принципов: "точно вовремя" и автономизации. Эти два принципа являются столпами системы Toyota. "Точно вовремя" в целом означает производство нужного вида изделий в нужном количестве и в нужное время. Автономизация может быть упрощенно обозначена как самостоятельный контроль работника за браком. Она поддерживает точную поставку продукции тем, что исключает возможность поступления дефектных деталей предшествующего процесса на последующий и предотвращает сбои.

   Два других принципа заключаются в гибкости использования рабочей силы, что  означает изменение численности  работников в зависимости от колебаний  спроса, развитие творческого мышления и внедрение конструктивных идей.

   Для реализации этих четырех принципов  Toyota разработала следующие методы:

   1.) Система "канбан". "Канбан" обычно представляет собой прямоугольную  карточку в пластиковом конверте. Распространены два вида карточек: отбора и производственного заказа. Эти карточки циркулируют как внутри предприятия Toyota, так и между корпорацией и сотрудничающими с ней компаниями, а также на предприятиях филиалов. Таким образом, карточки "канбан" несут информацию о расходуемых и производимых количествах продукции, что позволяет обеспечивать производство по принципу "точно вовремя".

    1)Метод бесперебойного производства для приспособления к изменениям спроса.

    2) Сокращение времени переналадки оборудования для сокращения общего времени производства.

    3) Нормирование работ для обеспечения сбалансированности производственных операций.

    4) Схема размещения производственного оборудования и использования рабочих, владеющих несколькими профессиями, для проведения принципа гибкости.

    5) Рационализаторская деятельность кружков качества и система поощрения предложений для сокращения численности рабочей силы и повышения трудовой морали.

    6) Система визуального контроля для обеспечения принципа автоматического контроля качества продукции на рабочем месте.

    7) Система "функционального управления" для обеспечения управления качеством в рамках всей компании и др.

   Однако  нельзя полагаться исключительно на методы централизованного планирования, поэтому в системе Toyota следят за течением производственного процесса в обратном порядке. Рабочие, выполняющие определенный процесс, получают необходимые детали с предшествующего процесса производства в нужное время в нужном количестве. На предшествующем же процессе должно быть произведено только такое количество продукции, которое необходимо для замещения изъятого количества. Именно для контроля количества продукции и введены карточки "канбан", которые помогают реализовать принцип "точно вовремя". 
 

    2.4. Анализ материального стимулирования.

Информация о работе Управление и мотивация персонала в компании Toyota