Управление бизнесом в экстремальной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать обоснованный анализ управлению в условиях экстремальных ситуаций.
Задачи работы:
- исследование психологических особенностей управления в экстремальных ситуациях;
- изучение управления бизнесом в экстремальной ситуации.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….....
1 Психология управления в экстремальных ситуациях ..............................
2 Управление бизнесом в экстремальной ситуации ....................................
Заключение ……………………………………………………………....... ...
Список использованных источников ……………

Файлы: 1 файл

контр.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

4. Тестирование и развитие психофизиологических  качеств водителей транспортных  средств и операторов спецтехники  для работы в условиях ЧС. В  соответствие с «Требованиями к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами», утвержденными Министерством образования и науки РФ по согласованию с Министерством транспорта РФ и Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения РФ (Москва, 2008), учебно-материальная база образовательных данных учреждений в обязательном порядке должна включать в себя аппаратно-программные комплексы (АПК) тестирования и развития психофизиологических качеств водителя. Эти АПК «должны обеспечивать оценку и повышать уровень психофизиологических качеств необходимых для безопасного управления транспортным средством (профессионально важных качеств), а также формировать навыки саморегуляции его психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным средством.

Вышеизложенное особенно актуально при подготовке водителей и операторов спецтехники для работы в условиях ЧС. Для этой цели был адаптирован разработанный ранее и серийно выпускаемый Международным научно-производственным объединением «Акцептор» (г. Казань) АПК «Активациометр АЦ-9К». Он обеспечивает надежное тестирование и развитие практически всех указанных в «Требованиях» психофизиологических профессионально важных качества, а также свойств и качеств личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством.

В частности, тестирование и развитие восприятия пространственных отношений и времени обеспечивается на АПК «Активациометр» с помощью диагностико-развивающих методик: реакции на движущийся объект, простой двигательной реакции и сложной реакции выбора, глазомера, дифференциального порога ощущений в зрительном анализаторе. Тестирование и развитие внимания обеспечивается с помощью методик: устойчивости внимания, переключаемости внимания, избирательности внимания. Тестирование и развитие психомоторики обеспечивается с помощью методик: координации движений, психомоторной стабильности, тремора, абсолютного и дифференциального порога ощущений в двигательном анализаторе, двигательной памяти. Тестирование и развитие нервно-психической устойчивости обеспечивается с помощью методики надежности в экстремальной ситуации и ее компонентов: устойчивости психомоторной деятельности, психоэмоциональной устойчивости, устойчивости мышления, саморегуляции психических состояний, саморегуляции мышления, стабильности. Нервно-психическая устойчивость тестируется также по симптомокомлексу свойств нервной системы (НС).

Кроме того АПК «Активациометр» дает возможность тестировать: склонность к риску, динамику работоспособности, свойства темперамента (путем диагностики всех свойств нервной системы), монотоноустойчивости (по симптомокомлексам свойств НС). Так, водители с преобладанием возбуждения по внешнему балансу имеют хорошие скоростные показатели быстродействия, решительны, но не монотоноустойчивы и нетерпеливы. Водители с преобладанием торможения по внешнему балансу монотоноустойчивы и терпеливы. О хорошей монотоноустойчивости свидетельствует: преобладание торможения по внешнему балансу в сочетании со слабой нервной системой, инертностью возбуждения, преобладанием возбуждения по внутреннему балансу, уровнем лабильности ниже среднего, низкой лабильности.

Следует представить рекомендации, направленные на практическое повышение эффективности управления в ЧС и безопасность специалистов в экстремальных ситуациях. Для повышения эффективности управления в ЧС необходимо:

1. Формирование соответствующих  команд руководителей и специалистов. Важнейшими критериями при этом являются согласованность деятельности, психологическая совместимость и взаимодополняемость. Важно, чтобы при формировании команды использовались современные методы психологической диагностики с применением соответствующей психодиагностической аппаратуры.

2. Обучение руководителей различных  уровней психологии управления  в экстремальных ситуациях в  соответствии с учебным курсом, разработанным в секции психологии  Совета Безопасности АН РТ  и одобренным учебно-методическим  центром МЧС РТ. Цель обучения - формирование у руководителей алгоритмов управленческих действий в условиях ЧС с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

Для повышения безопасности специалистов в экстремальных ситуациях необходимо:

1. Обучение специалистов опасных производств работе по предупреждению ЧС и оперативному реагированию при возникновении ЧС в соответствии с учебным курсом «Психология чрезвычайных ситуаций», также разработанным в секции психологии Совета Безопасности АН РТ и одобренным учебно-методическим центром МЧС РТ.

2. Систематическое проведение психологических  обследований специалистов опасных  производств с целью освидетельствования  их готовности к деятельности  в условиях ЧС, а также с  целью выявления лиц, принадлежащих  к группе риска с последующим их обучением.

3. Усиление, а при необходимости  – создание психологических служб  на предприятиях, связанных с  опасным производством. Оснащение  психологов необходимой аппаратурой  и методами.

4. Тестирование и развитие психофизиологических  качеств водителей транспортных средств и операторов спецтехники для работы в условиях ЧС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Управление бизнесом в экстремальной  ситуации

 

У вас могут быть прекрасные отношения со всеми, пока у вас все хорошо. Но вот штатная ситуация перерастает в экстремальную - и все внезапно усложняется. До одних деловых партнеров становится невозможно дозвониться, зато от яростных звонков других раскаляется телефонная трубка. Ваши люди могут не выдержать возросших физических нагрузок (заболеть) или психологического напряжения (нервный срыв). Они могут потребовать прибавки к зарплате, бросить заявление об уходе или отказаться подчиниться вашему распоряжению. Вдруг оказывается, что ваш бизнес никому, кроме вас, не нужен. При виде такого "предательского поведения" у вас опускаются руки, вы теряете веру в успех и желание продолжать борьбу. И вот, с того момента, когда вы ломаетесь психологически, ситуация начинает быстро развиваться по катастрофическому сценарию.

Однако в эпоху перемен экстремальная ситуация - это такое же нормальное явление, как оттепель или сильные морозы зимой, как дожди или засуха летом. Следовательно, предпринимателю надо быть готовым к этому.

Массовая гибель нестойких фирм в малом бизнесе сегодня так же привычна, как вымерзшие озимые или залитые дождями хлеба. Так, согласно статистике, даже в Америке 80% вновь созданных фирм гибнет уже в течение первых пяти лет существования. Что же тогда говорить о России? Ничто не проходит бесследно: вместе с новым бизнесом гибнут вложенные средства и надежды на перемены, а репутация неудачника преследует человека еще много лет. Конечно, все можно списать на объективные причины. Но почему тогда одним практически всегда сопутствует успех, а другим хронически не везет?

Докажем одну очень важную теорему.

Теорема о масштабе бизнеса.

Масштаб бизнеса всегда приходит в соответствие с масштабом личности руководителя.

Доказательство.

Во-первых, мелкая личность развалит любой бизнес.

Во-вторых, для большого дела необходима сильная и яркая личность.

Что и требовалось доказать.

Предвестники экстремальной ситуации.

В чем принципиальное отличие экстремальной ситуации от штатной или кризисной?

Штатная ситуация может требовать больших усилий, но какой бы напряженной она ни была, вы не видите в этом проблемы, т.к. развитие событий хорошо прогнозируется и есть полная уверенность в положительном результате.

Экстремальная ситуация заставляет волноваться, т.к., во-первых, от исхода событий зависит слишком многое, а, во-вторых, нет никакой уверенности, что достижение цели возможно, тем более, в требуемые сроки. Скорее, наоборот. Поэтому требуется постоянная готовность к эскалации напряжения - экстренному наращиванию усилий, интенсификации работ для безусловного получения желаемого результата.

Экстремальную ситуацию характеризуют следующие признаки:

- во-первых, «высокая цена вопроса»: катастрофа в случае провала или триумф в случае успеха;

- во-вторых, наличие одного или  нескольких отягчающих обстоятельств:

- острый дефицит времени, срыв  сроков, выход из графика;

- недостаток сил и средств  для решения поставленной задачи;

- кажущаяся безвыходность положения, т.к. все стандартные варианты  решения проблемы ситуацию не  спасают.

В экстремальных ситуациях от каждого человека требуется напряженная работа ума, чтобы найти решение неразрешимой задачи, и работа без сна и отдыха, чтобы нагнать сроки и уложиться в график. Людям нужно много сил и энергии, чтобы пробивать стену непонимания; огромная вера себя, чтобы бросаться на штурм непокоренных вершин и не сдаваться в безвыходном положении. Также нужны преданность делу и доверие к руководству, чтобы стойко переносить многочисленные тяготы и лишения. Многие молодые команды, действуя быстро, решительно и хладнокровно, прекрасно чувствуют себя в экстремальных условиях нестабильной российской экономики, но они начинают быстро разваливаться, когда внешнее давление ослабевает. Для дальнейшего роста и развития им остро необходимо наличие сильного раздражителя - осознание новых угроз, которые оказывают мобилизующее действие. Это не всегда очевидно, но ситуация становится экстремальной не тогда, когда земля начинает уходить из-под ног, а тогда, когда в команде управления осознается наличие явной угрозы или ясной перспективы. Именно с этого момента начинается отсчет времени для тех, кто хочет покинуть корабль и для тех, кто начинает вести интенсивную подготовку к наступлению знаковых событий. Испытание на прочность - это всегда шанс вырваться вперед для тех, кто готов им воспользоваться.

Таким образом, экстремальная ситуация - это мощный стимул для развития любого бизнеса, правда, только в том случае, если его руководство способно провести эффективную мобилизацию. Если же руководство не в состоянии предвидеть наступление экстремальных ситуаций, если у него недостаточно воли, чтобы своевременно принять ответственное решение, если оно не способно эффективно мобилизовать все силы и ресурсы для достижения поставленных целей, то практически любая нештатная ситуация, минуя стадию экстремальной, сразу же переходит в кризисную.

Переход экстремальной ситуации в кризисную определяется не по превышению финансовыми или техническими показателями каких-то критических значений, а по растерянности, психологическому надлому в команде, потере доверия со стороны деловых партнеров и уверенности самого предпринимателя в успехе. Следствием является прекращение выделения ресурсов, сворачивание активных действий и спешная сдача позиций - бегство.

Кризисная ситуация - это момент, когда у руководителя опускаются руки, происходит сброс напряжения, пробой, "короткое замыкание": после яркой вспышки лихорадочной активности все погружается во тьму и замирает.

Наступление кризисной ситуации означает, что бизнесу уже не требуется мобилизация. Ему нужна внешняя помощь - воля нового руководителя и новых исполнителей, т.к. действующие потеряли контроль над ситуацией, а моральный дух членов его команды сломлен. Решения не принимаются или принимаются, но не исполняются. Дезорганизация, демотивация и деморализация зашли настолько далеко, что бизнес уже не в состоянии самостоятельно сопротивляться ударам судьбы и бороться за существование. Необходимо «ставить капельницу» - делать финансовые вливания и срочно проводить комплекс реанимационных мероприятий.

Анализ статистики убедительно показывает, что неспособность к быстрому реагированию, мобилизации колоссальных внутренних резервов, форсированию работ на проблемных проектах - это основная причина массовой гибели процветавших когда-то компаний. В этой связи стоит сказать, что экономические кризисы играют роль санитаров экономики. Они снимают с доски мелких игроков, которые отстали в росте, т.к. расслабились и упустили время для развития в благодатные периоды экономического бума. Как образно высказался один предприниматель, «кризис сметает дохляков с рынка». Также кризисы убирают с экономической карты игроков-монстров, ставших слишком бюрократизированными и неповоротливыми для быстрого принятия решений и адекватного реагирования на изменение экономической ситуации. Таким образом, кризисы расчищают экономическое пространство для стойких, динамичных, способных быстро мобилизоваться компаний, создавая им условия для бурного роста и развития.

Необходимо сказать, что большинство крупных российских фирм продолжает увлекаться западными концепциями типа «поджарый бизнес», «система сбалансированных показателей», «управление талантами» и т.п., разработанными с целью «повышения надоя» в тепличных условиях стабильной экономики, но снижающими жизнестойкость бизнеса перед лицом экстремальных ситуаций. В то же время не создаются организационные механизмы экстремального менеджмента, обеспечивающие постоянную готовность к быстрому реагированию, мобилизации и форсированию работ. Однако жизнь идет, и, следовательно, идут процессы накопления напряжений. Периодически они разрешаются экономическими или социальными, глобальными или локальными кризисами. Чем кризисы чаще, тем они слабее, чем реже, тем мощнее и разрушительнее. К этому невозможно привыкнуть - к этому нужно быть готовым.

Информация о работе Управление бизнесом в экстремальной ситуации