ТОС как социальный ресурс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 04:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В переходный период развития общества становится очевидным, что на пути возрождения России первоочередными являются подъем территорий, раскрепощение их внутренних сил при одновременном укреплении центра. Решение вопросов формирования гражданского общества, целостности российского государства, развертывание демократического механизма функционирования политической власти все в большей мере перемещаются в муниципалитеты.

Содержание работы

Введение______________________________________________________3
1. Понятие, сущность и виды социальных ресурсов___________________9
2. Особенности управления социальными ресурсами на муниципальном уровне________________________________________________________21
3. Анализ технологий управления социальными ресурсами в практике муниципального управления.
Реализации потенциала местного сообщества_________________________30
4. Формы поддержки ТОС со стороны муниципальной власти. Реализация социальных проектов ТОС_______________________________________55
Заключение___________________________________________________62
Список использованных источников________________________________63

Файлы: 1 файл

ТОС КР.docx

— 107.61 Кб (Скачать файл)

Основополагающей предпосылкой подключения муниципальных служащих к осуществлению реформ управления является их мотивация. Люди активно  участвуют в проведении реформ тогда, когда они внутренне готовы и  соответствующим образом мотивированы к ним [25].

Таким образом, в современной  отечественной и зарубежной литературе сложилось несколько концепций  понимания и исследования ресурсов в контексте целей и задач  социологии управления. Это концепции  человеческого фактора, человеческих ресурсов, человеческого потенциала, человеческого капитала, социального  капитала. Необходимо отметить, что  данные концепции взаимодействуют  и дополняют друг друга и выражают различные структурные и функциональные стороны социальных ресурсов, используемых на всех уровнях управления, включая  муниципальный уровень.

Социальные ресурсы предполагают способность повышения или понижения  социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Социальные ресурсы имеют ряд  особенностей. К примеру, они неисчерпаемы. Их использование не означает их исчерпания, а, напротив, способствует прогрессирующему изменению, переходу общества на новый, более высокий уровень его  развития.

Социальные ресурсы - это  не только частично, но и целиком  возобновляемые ресурсы. Используя, к  примеру, состязательный ресурс, мы отнюдь не уменьшаем и не уничтожаем его, а, напротив, оставляем в целости  и сохранности и даже наращиваем. Чем активнее используем соревновательный ресурс, тем в большей мере способствуем его развитию.

В современных условиях задачей  управления социальными ресурсами  муниципального образования является необходимость выявления и оценки ресурсов, ресурсного обеспечения, рационального  использования, упорядочения, воспроизводства, сбережения, развития, обновления и  формирования.

Анализируя особенности  управления социальными ресурсами  на муниципальном уровне необходимо отметить, что в качестве руководящих  ориентиров принимаются определенные принципы. Оптимальное управление социальными  ресурсами муниципального образования  возможно на основе соблюдения следующих  принципов: приоритетов, гуманизации, баланса интересов, баланса целевых  ориентаций, баланса текущих и  перспективных целей, системности, нормативного принципа, рациональности, дифференцированного подхода, адресной социальной поддержки, обратной связи.

 

 

 

 

 

 

3. Анализ технологий управления социальными ресурсами в практике муниципального управления. Реализация потенциала местного сообщества

Вопросы управления социально-экономическим  развитием местных сообществ  приобретают все большую актуальность на пути возрождения России, являются приоритетными в процессе формирования социального общества и сохранения ресурсных богатств нашей страны.

Проблема участия местных  сообществ в местном самоуправлении разворачивается, по меньшей мере, в  трех разных взаимосвязанных горизонтах.

Во-первых, местное сообщество как субъект местного самоуправления. По сути дела, такая постановка вопроса  делает тему местного сообщества синонимичной теме местного самоуправления как такового. Рассматривать население муниципального образования как единое сообщество, построенное как коллектив, живущий  на данной территории, имеющий собственный  территориальный интерес и осознающий его, в социологическом плане  невозможно – такие общности могут  существовать только на очень локальных  территориях и в рамках очень  ограниченных форм деятельности. Говорить же о механизмах волеизъявления, согласования интересов, поиске наиболее эффективных  форм организации совместной деятельности – это и значит говорить об устройстве системы местного самоуправления.

Во-вторых, местные сообщества как единицы и организованности социально-культурной ткани места. Эта постановка требует внимательного  анализа того, как устроена социально-культурная ткань места, какие организованности ее складывают, как они возникают, живут, исчезают, как оформляются, как  взаимодействуют и т.д. Все это  очень важно для реального  понимания жизни места и ответа на вопрос о механизмах, адекватных природе места и способных  работать на складывание "местного сообщества".

В-третьих, формы участия  местных сообществ в местном  самоуправлении. Эта постановка вопроса  о местных сообществах обращает к вопросу о формах организации  и механизмах местного самоуправления, позволяющих включить интересы и  потенциал местных сообществ  в процессы принятия управленческих решений. Другой стороной этого вопроса  является организация профессиональной деятельности муниципального управления, применительно к данному предмету: формы и технологии вовлечения местных  сообществ в управление воспроизводством и развитием жизнедеятельности  места, смысл этого вовлечения, задачи, которые могут решать местные  сообщества, и т.п.

На сегодняшний день огромные совокупные ресурсы, которые сосредоточены  на территориях местных сообществ: природные, народнохозяйственные, информационные, интеллектуальные, культурные и другие, прежде всего социальные, — используются неэффективно. Местные сообщества, располагая богатыми ресурсами, не обеспечивают свое население условиями для  достойной жизни. В этом заключается  главное противоречие современного состояния нашего общества. Разрыв, между имеющимся ресурсным потенциалом  и характером его использования  увеличивается. Одна из причин такого нерационального использования  местных ресурсов — низкое качество управления на муниципальном уровне, безответственность и непрофессионализм  кадров на этом уровне.

Реализация задач развития и наращивания человеческого  потенциала, вложения средств в укрепление физического здоровья, образование, культурное развитие населения, социальную поддержку отдельных категорий  граждан способствует наращиванию  и эффективному использованию социальных ресурсов муниципального образования. Все это требует скоординированных  действий органов местного самоуправления, органов государственной власти (с учетом разграничения полномочий между ними) и общественности.

Если говорить о такой  форме реализации социальных ресурсов, как политические партии, то необходимо отметить, что они проявляют активность на местном уровне далеко не всегда. Все остальные перечисленные  местные сообщества могут быть юридически оформленными и неоформленными.

ТОС и другие местные сообщества принимают участие в выработке муниципальной политики и в муниципальном управлении и готовы нести субсидиарную ответственность с муниципальной властью лишь в той мере, в которой это будет отвечать их интересам. Поэтому местная власть должна знать типы и состав местных сообществ, имеющихся в данном муниципальном образовании, внимательно изучать их интересы и потенциал и уметь работать с каждым из них.

Информированность населения  является важнейшей предпосылкой использования  человеческого ресурса в муниципальном  управлении. Чтобы различные местные  сообщества могли участвовать в  выработке муниципальной политики и в процессе муниципального управления, они должны быть хорошо информированы  о социально-экономическом положении  муниципального образования, задачах, которые ставит перед собой муниципальная  власть, роли, которую может сыграть  каждое местное сообщество в решении  этих задач. В связи с этим деятельность муниципальной власти должна иметь  открытый характер. В настоящее время  намерения, решения и действия органов  местного самоуправления в большинстве  случаев не обладают необходимой  информационной прозрачностью. Между  тем в условиях самоуправления население  должно быть не только осведомлено  о деятельности муниципальной власти, но и иметь возможность выражать свое мнение по поводу этой деятельности. Это мнение может выражаться путем  опросов, писем и обращений граждан, публикаций в средствах массовой информации. Тем самым обеспечивается обратная связь населения и власти.

Важным индикатором мнения населения о деятельности органов  местного самоуправления служат муниципальные  выборы.

Хорошая информированность  населения о положении дел  в муниципальном образовании  и о перспективах его развития составляет основу «информированного  согласия», когда люди знают, понимают и поддерживают муниципальную власть. Каналы информирования населения о  политике и практической деятельности муниципальной власти исключительно  разнообразны. Основные из них —  личные встречи руководителей с  населением, информационные стенды, справочно-информационные материалы, «горячие линии», справочно-информационная служба, средства массовой информации, библиотеки и т. п..

Личные встречи главы  муниципального образования, депутатов, руководителей органов и должностных  лиц местного самоуправления с жителями служат одной из важнейших форм информирования населения. Они должны проводиться  регулярно, по утвержденному графику. Достоинство этой формы в том, что жители могут на месте задавать интересующие их вопросы и получать ответы.

Справочно-информационные материалы  могут выпускаться в муниципальном  образовании в виде листков, размещаемых  на информационных стендах, а также  опускаемых в почтовые ящики. Информационные стенды могут быть пограничные (на въездных магистралях), уличные, размещаемые  внутри помещений местной администрации, а также в местах приема населения.

Главы и другие должностные  лица муниципальных образований  могут проводить тематические «горячие линии» с населением, обычно по телефону. Такая форма общения позволяет  жителям не только получать оперативную  информацию из первых рук, но и помогает руководителям местной администрации лучше узнавать о нуждах и проблемах населения, состоянии дел на местах, снимать напряженность в решении отдельных вопросов.

Отдельные вопросы решаются с помощью справочно-информационной службы, куда приходят или звонят граждане.

Среди всех форм информирования населения особо выделяются печатные, радио и телевизионные средства массовой информации (СМИ), чаще всего  принадлежащие частным владельцам: редакциям газет и журналов, учредителям  местных радиостудий и телеканалов (обычно кабельных). СМИ больше, чем  другие источники, способны доносить достоверную  информацию до населения. Особенно важно  развитие местных каналов вещания. Выпускаются муниципальные газеты, действуют теле- и радиостудии.

Одной из форм информирования населения могут стать информационно-аналитические  и консультативно-информационные центры, методические кабинеты, создаваемые  при местных администрациях. В  них должны содержаться подборка нормативно-правовых актов по вопросам местного самоуправления, пакет типовых  документов, необходимых для регистрации  органов ТОС и других некоммерческих организаций, информационная литература. В центрах и кабинетах должны работать компетентные специалисты, способные  показать жителям экономическую  выгоду различных форм самоорганизации, а также указать на проблемы, с  которыми они могут столкнуться  при осуществлении собственных  инициатив.

Население должно быть хорошо информировано не только о ситуации в своем муниципальном образовании  и деятельности органов местного самоуправления, но и иметь возможность  сравнивать местную ситуацию с другими  близкими по типологии муниципальными образованиями. Такую информацию можно получить из средств массовой информации, по сети Интернет, от союзов и ассоциаций муниципальных образований.

Гласность в муниципальном  управлении и информированность  населения способствуют в конечном итоге превращению обывателя  в гражданина. Рассмотрим механизмы  взаимодействия органов местного самоуправления с некоммерческими организациями.

Учитывая значительный потенциал  некоммерческих организаций как  формы концентрации социальных ресурсов в решении местных проблем, органы местного самоуправления должны быть заинтересованы в налаживании эффективного взаимодействия с ними. Тем самым  снижается социальная напряженность  в муниципальном образовании, экономятся бюджетные средства за счет передачи ТОС некоторых административных функций, привлекаются дополнительные (от отечественных и зарубежных благотворительных фондов) источники финансирования путем создания силами ТОС социально значимых проектов и программ и получения грантов на их реализацию, использования ресурсов благотворительности и потенциала волонтерской деятельности.

Существуют различные  формы взаимодействия муниципальных  органов с ТОС и их поддержки. Чаще всего эти формы подразделяют на экономические и неэкономические.

В настоящее время в  России целесообразная хозяйственная  жизнь в местном сообществе, многообразная  жизнедеятельность проживающих  здесь людей не может регулироваться сверху. Главная задача центрального управления - не мешать местному сообществу развивать местное хозяйство, создавать  условия и систему мотиваторов  для налаживания социальных связей, улучшения самочувствия людей, их психического и физического здоровья.

Мировой и отечественный  опыт показывают, что никто лучше  проживающих там людей свои проблемы не решит. Однако сегодня в России установилась кривая вертикаль центральной  власти, которая парализовала как  социально-экономическую, так и духовно-культурную деятельность в этой первичной ячейке жизни людей.

Возрождение местного хозяйства, социальных связей, культуры в местном  сообществе, формирование любви к  своему краю - центральное звено  в концепции муниципального менеджмента  и его идеологии корпоратизма.

Местное сообщество, сохраняющее  теплоту человеческого общения, непосредственного взаимодействия, экономического в особенности, несущее  ответственность не только правовую, но и моральную, содержит в себе огромный потенциал развития, дополнительный запас творческой энергии. К сожалению, приходится констатировать, что в  России жесткий всепроникающий централизм и бюрократизм привели к разрушению местного хозяйства сообществ, поселков, малых городов, парализовав здесь  сферу социального взаимодействия людей, их волю к творчеству, к культурному  и межличностному общению.

Информация о работе ТОС как социальный ресурс