ТОС как социальный ресурс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 04:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В переходный период развития общества становится очевидным, что на пути возрождения России первоочередными являются подъем территорий, раскрепощение их внутренних сил при одновременном укреплении центра. Решение вопросов формирования гражданского общества, целостности российского государства, развертывание демократического механизма функционирования политической власти все в большей мере перемещаются в муниципалитеты.

Содержание работы

Введение______________________________________________________3
1. Понятие, сущность и виды социальных ресурсов___________________9
2. Особенности управления социальными ресурсами на муниципальном уровне________________________________________________________21
3. Анализ технологий управления социальными ресурсами в практике муниципального управления.
Реализации потенциала местного сообщества_________________________30
4. Формы поддержки ТОС со стороны муниципальной власти. Реализация социальных проектов ТОС_______________________________________55
Заключение___________________________________________________62
Список использованных источников________________________________63

Файлы: 1 файл

ТОС КР.docx

— 107.61 Кб (Скачать файл)

Способность муниципальных  органов при демократической  системе управления обеспечивать в  условиях жестко ограниченных ресурсов удовлетворение насущных потребностей общества в целом и отдельных  граждан служит критерием их эффективности. Поэтому повышение эффективности  системы муниципального управления находится в поле напряженности  между дефицитом качества управленческих услуг, оказываемых обществу органами местного самоуправления, и необходимостью отвечать все возрастающим потребностям социальной модернизации. Оптимум соответствия находится в учете требования уменьшения материальных затрат (финансовых, экономических и прочих издержек) и рационального использования  кадрового потенциала [13].

В потенциале гражданских  ресурсов - фактически все жители страны, которые не только обладают статусом гражданина, в отличие от апатридов, иностранцев. Они прежде всего проявляют  качества, присущие людям, занимающим активную и сознательную жизненную  позицию. Здесь проявляется гражданственность - как антитез аполитичности, включенность в дела политического сообщества, способность и готовность выступать  полноправным членом общества, отстаивающего  собственные интересы в сочетании  с общественными.

Таким образом, социальные ресурсы - это продукт совместной деятельности населения, показатель социального  интеллекта. Чем выше социальный интеллект  местного сообщества, тем большими социальными возможностями располагает  население для решения своих  насущных местных проблем.

Государству следует передавать в ведение местного самоуправления все те вопросы жизнеобеспечения населения (в том числе часть  вопросов государственного значения), которые могут быть решены на местном  уровне. Но и муниципальная власть должна стремиться оставлять на решение  самих граждан и создаваемых  ими различных структур гражданского общества (третьего сектора) все те вопросы жизнеобеспечения, которые  они могут решать самостоятельно.

Этот принцип на муниципальном  уровне предусматривает субсидиарную ответственность власти и общественных структур за состояние дел в муниципальном  образовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Особенности управления социальными ресурсами на муниципальном уровне

Социальные ресурсы муниципального образования - это ресурсы, обеспечивающие его устойчивое функционирование и  развитие как целостной социально-экономической  системы, характеризующие жизнедеятельность  населения данного муниципального образования.

Термин «социальное» применительно  к ресурсам муниципального образования  означает, что эти ресурсы относятся  к населению муниципалитета, характеризуют  его жизнедеятельность.

В современных условиях важное значение приобретает эффективное  развитие потенциала социальных ресурсов на местном уровне. Вложения в человека, в развитие его потенциала, в наращивание  человеческого капитала — самый  выгодный вид вложения средств, хотя количественно оценить эффективность  этих вложений довольно трудно.

С целью выявления общих  принципов принятия и реализации управленческих решений в системе  муниципального управления в отношении  социальных ресурсов, обусловленные  его спецификой, отметим:

- необходимость изучения  мнения различных слоев населения  при подготовке управленческих  решений, затрагивающих интересы  людей;

- коллегиальный характер  принятия наиболее важных решений,  установленный федеральным законодательством  и уставом муниципального образования;

- необходимость отработки  системы взаимоотношений между  отдельными органами местного  самоуправления (глава муниципального  образования — представительный  орган — администрация) в процессе  принятия управленческих решений;

- наличие, кроме обычных  форм контроля за исполнением  принятых управленческих решений,  дополнительного вида контроля  — общественного, подконтрольность  муниципальной власти местному  сообществу.

Соблюдение данных принципов, бесспорно, усложняет процесс муниципального управления, однако обеспечивает принятие более качественных решений и  более эффективный контроль за их исполнением. И наоборот, нарушение  рассмотренных принципов приводит к сбоям в системе муниципального управления, порождая конфликты между  ветвями муниципальной власти, недовольство граждан, и в конечном итоге обходится  дороже, чем соблюдение [19, с. 69].

В современных условиях муниципальная  власть должна стремиться оставлять  на решение самих граждан и  создаваемых ими различных структур гражданского общества (третьего сектора) в те вопросы жизнеобеспечения, которые  они могут решать самостоятельно.

Этот принцип на муниципальном  уровне предусматривает субсидиарную ответственность власти и общественных структур за состояние дел в муниципальном  образовании.

Можно выделить такие сильные  стороны третьего сектора в решении  муниципальных проблем, как умение удовлетворять потребности различных  слоев населения, сочувствие и преданность, одухотворенный подход к решению  проблем, умение завоевывать доверие. С учетом этих сильных сторон организации  третьего сектора лучше всего  решаются социальные задачи:

-   требующие добровольного труда, сострадания и личностного внимания к конкретным людям;

-   не связанные с извлечением прибыли;

-   основанные на соблюдении принципов морали, взаимного доверия и развитии чувства личной ответственности за благополучие других [20, с. 44].

Субсидиарное участие  населения в муниципальном управлении предполагает структуризацию населения  на группы, имеющие и отстаивающие те или иные корпоративные интересы. Эти типы гражданского общества мы будем именовать местными сообществами, поскольку термин «местное сообщество»  обычно применяется по отношению  ко всему населению муниципального образования, то в нашем случае можно  говорить о локальных, корпоративных  местных сообществах внутри местного сообщества всего муниципального образования.

Существуют различные  трактовки термина «местное сообщество». Основное определение, которое нам  кажется наиболее удачным, выглядит так: «Местное сообщество — население, проживающее в муниципальном  образовании, объединенное общей территорией, едиными условиями жизни и  общими интересами в самостоятельном (под свою ответственность) решении  вопросов местного значения» [21, с. 155].

В отличие от «местного  сообщества» термин «муниципальное образование» используется официально и является больше категорией юридической.

Пока термин «местное сообщество»  не получил широкого распространения  в России ни в теоретических исследованиях, ни на практике. В правовых и законодательных  актах, например в федеральном законе РФ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», используется термин "муниципальное  образование". Однако статус муниципального образования могут иметь не все  местные сообщества.

Например, район в составе  города, или сельская администрация, или даже отдельная станица в  составе сельского района далеко не всегда являются муниципальным образованием.

Понятие "местное сообщество" несет нечто большее, чем юридическое  определение "муниципальное образование".

Стоит согласиться с утверждением, что местное сообщество, является еще и «социальной структурой, образующей неформальные институты, с  помощью которых принимаются  решения» [22]. Поэтому, на наш взгляд, население местного сообщества - это  не просто люди, объединенные проживанием  на одной территории, но и важнейший  субъект управления, который может  и должен участвовать в организации.

Местное сообщество стоит  рассматривать как разновидность  социума и «как исторически сложившуюся  форму социальной самоорганизации  людей, основанную на сходстве и различиях  их производственных, социально-бытовых, культурных и иных интересов и  функций».

Понятие «местное сообщество» - исходное в объяснении проблем  местного социально-экономического развития. Оно определяет, кто является главным  действующим субъектом, в выборе направлений развития и что вообще является критерием оценки развития.

Выделяют четыре признака любого местного сообщества, определяющих его устойчивость: население —  общность людей, территория — ограниченное пространство, социальное взаимодействие, чувство сообщества (рисунок 2).

 

 

 

Местное

сообщество

             

Население - общность людей

 

Территория - ограниченное пространство

 

Социальное взаимодействие

 

Чувство сообщества

             

Демография

История

Этнография

Культура

 

Границы:

-   географические;

-   исторические;

- административные;

-   экономические;

- информационные.

 

Общие нормы поведения

 

Общие органы самоуправления

 

Одинаковые

общественные услуги

 

Одни общественные организации

 

Взаимосвязь в экономической  деятельности

 

Членство (свой, чужак)

 

Самореализация в обществе

 

Общие разделяемые ценности

 

Эмоциональные связи

     
     
     
         
         
         
           

Рисунок 2 – Основные признаки местного сообщества

 

Важнейшим из этих признаков  является психологическое чувство  сообщества, чувство соседства, так  как степень развитости этого  чувства определяющим образом влияет на возможность совместно решать важные для людей проблемы.

В муниципальном образовании  можно выделить множество разнообразных  локальных местных сообществ (рисунок 3).

 

предпринимательские и финансовые круги

 

социальные группы

 

местные отделения политических партий

         

профессиональные группы

 

локальные местные сообщества

 

территориальные сообщества

         

организации по интересам

 

благотворительные организации

 

национальные и религиозные  сообщества


Рисунок 3 – Локальные  местные сообщества в муниципальном  управлении

 

Взаимоотношения этих локальных  сообществ с органами местного самоуправления основаны на поддержке и защите их интересов:

-   предпринимательские и финансовые круги заинтересованы в развитии своего бизнеса и создании для этого благоприятных условий на местном уровне;

-   местные отделения политических партий заинтересованы в проведении политики своих партий на муниципальном уровне;

-   группы по профессиональным интересам (шахтеры, металлурги, строители, научные работники, инженерная интеллигенция, педагоги, медики, работники культуры и др.), а также их официальные органы — профсоюзы — отстаивают профессиональные интересы отдельных групп;

-   социальные организации выражают корпоративные интересы отдельных социальных слоев населения (ветеранские, женские, молодежные, общества инвалидов и т. п.);

-   территориальные организации выражают интересы малых территориальных сообществ (органы территориального общественного самоуправления, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, дачные товарищества и т. п.);

-   национальные общины, религиозные организации разных конфессий заинтересованы в сохранении своих национальных и культурных традиций, образа жизни, объектов религиозного культа;

-   благотворительные организации (фонды, попечительские советы, волонтерские организации школьников, студентов, пенсионеров и др.) хотели бы рассчитывать на поддержку органами местного самоуправления своих акций и начинаний;

-   организации по интересам (правозащитные, экологические, по борьбе с наркоманией, защите животного и растительного мира, культурные, спортивные, туристические, охотников и рыболовов, собаководов и т. п.) также рассчитывают на поддержку органами местного самоуправления своих программ и действий [23].

Таким образом, разные слои населения в разной мере заинтересованы в решении тех или иных вопросов муниципальной жизни.

В контексте взаимодействия общества и органов власти целесообразно  иметь в виду в первую очередь  человеческие ресурсы, непосредственно  занятые в процессе осуществления  муниципального управления, т.е. прежде всего трудовые ресурсы, административно-политическую элиту и кадровый состав муниципальных  органов. Кадровый потенциал любой  страны - наивысшая ценность ее национального  достояния. Развитие человеческих ресурсов - важнейшая приоритетная задача муниципального управления [24].

Эффективная реализация реформ возможна только при осознанном и  заинтересованно участии тех, кто  их осуществляет, иначе они обречены. Недостаточно, если о возможностях перемен задумываются немногие. Модернизация должна быть направлена на последовательное делегирование компетенции и  ответственности вниз; создание возможностей для творческого подхода; достижение лучших результатов координации  и сотрудничества; утверждение ориентации на цели и результаты в сочетании  с оценкой достигнутых результатов  по достоинству.

Информация о работе ТОС как социальный ресурс