ТОС как социальный ресурс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 04:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В переходный период развития общества становится очевидным, что на пути возрождения России первоочередными являются подъем территорий, раскрепощение их внутренних сил при одновременном укреплении центра. Решение вопросов формирования гражданского общества, целостности российского государства, развертывание демократического механизма функционирования политической власти все в большей мере перемещаются в муниципалитеты.

Содержание работы

Введение______________________________________________________3
1. Понятие, сущность и виды социальных ресурсов___________________9
2. Особенности управления социальными ресурсами на муниципальном уровне________________________________________________________21
3. Анализ технологий управления социальными ресурсами в практике муниципального управления.
Реализации потенциала местного сообщества_________________________30
4. Формы поддержки ТОС со стороны муниципальной власти. Реализация социальных проектов ТОС_______________________________________55
Заключение___________________________________________________62
Список использованных источников________________________________63

Файлы: 1 файл

ТОС КР.docx

— 107.61 Кб (Скачать файл)

В целом, концепция человеческого  фактора ориентирована на эффективное  использование социальных ресурсов для достижения экономических целей, концепция человеческих ресурсов на их развитие и рациональное использование. Концепция человеческого потенциала направлена на обеспечение достойных  условий для развития и реализации способностей человека, концепция человеческого  капитала на инвестиции в развитие человеческих способностей, повышение  их экономического и социального  эффекта, концепция социального  капитала на важной роли социальных взаимоотношений  людей в достижении ими жизненного успеха. Все эти методологические установки имеют принципиально  важное значения при анализе социальных ресурсов муниципального образования [4].

Как полагает А.А. Озеров, превращение  человеческого потенциала в главный  фактор развития муниципального образования, использование его в качестве ресурса в муниципального управлении составляют стратегическую задачу муниципальной  деятельности. Решение задачи участия  граждан в местном самоуправлении осложняется отечественными традициями, для которых характерна сильная  ориентация человека не на самого себя, а органы власти всех уровней. Забота власти о рядовом жителе воспринимается и как должное. Вследствие этого  слаба ориентация жителей, особенно городских, в меньшей степени  сельских, на экономическое и иное самообеспечение. Это явление принято  называть социальным иждивенчеством, его преодоление потребует длительного  времени [6].

Использование человеческого  ресурса в муниципальном управлении основано на принципе субсидиарности. Согласно этому принципу, решение  каждого вопроса должно передаваться на возможно более близкий к гражданину уровень [7].

Социальные ресурсы имеют  ряд особенностей, принципиально  отличающих их, скажем, от природных  ресурсов. Во-первых, природные ресурсы  исчерпаемы как, например, месторождения  полезных ископаемых, тогда как социальные ресурсы в известном смысле неисчерпаемы. Их использование не означает их исчерпания, а, напротив, способствует прогрессирующему изменению, переходу общества на новый, более высокий уровень его  развития.

Во-вторых, социальные ресурсы - это не только частично, но и целиком  возобновляемые ресурсы. Используя, к  примеру, состязательный ресурс, мы отнюдь не уменьшаем и не уничтожаем его, а, напротив, оставляем в целости  и сохранности и даже наращиваем. Чем активнее используем соревновательный ресурс, тем в большей мере способствуем его развитию.

В-третьих, природные ресурсы  можно держать в запасе, и от этого они не увеличиваются и  не уменьшаются. Иное дело - социальные ресурсы. Их нельзя держать про запас, ибо они начинают быстро обесцениваться и деградировать.

В-четвертых, природные ресурсы  поддаются количественному измерению  и оценке. Можно подсчитать величину энергетических ресурсов и наметить пути их рационального использования. Точно так же можно определить и оценить земельные, водные, лесные и другие ресурсы. Но труднее это  сделать применительно к социальному  интеллекту.

В-пятых, они обладают не только большим многообразием, но и  взаимозаменяемостью. На сегодняшний  день нет ответа на вопрос, как измерить этот ресурс и определить его достаточность  или недостаточность.

Все это в определенной мере затрудняет технологическое освоение социальных ресурсов. На сегодняшний  день никто их не считает и не планирует, что вызывает сложности  при использовании социальных ресурсов [8].

Социальные ресурсы - это  продукт совместной деятельности населения, показатель социального интеллекта. Чем выше социальный интеллект местного сообщества, тем большими социальными  возможностями располагает население  для решения своих насущных местных  проблем.

Социальные ресурсы местного сообщества - крупная теоретическая  и практическая проблема. Для социального  обустройства территорий, повышения  качества жизни населения необходимы значительные средства.

С термином «социальные ресурсы» логически связаны такие категории, как «социальная активность», «социальное  самочувствие», «социальная напряженность», «человеческий потенциал» и «человеческий  ресурс».

К примеру, важно выделить понятие «социальная активность». Социологи рассматривают социальную активность как осознанную деятельность, результатом которой является преобразование объективных социальных условий. Предполагается, что посредством социальной активности определенных индивидуальных и коллективных субъектов является возможным и осуществимым социальный прогресс социума [9].

Социальную активность можно  рассматривать и как свойство личности, ее способность к преобразованию как природной, так и социальной среды для своего существования. На социальную активность личности и  ее изменение влияют внутренние и  внешние факторы.

К внутренним факторам относятся  природные и генетические особенности  личности, ее характер, уровень социализированности, культуры, сознание, потребности и  т.д. Все это тесно связано между  собой. К внешним факторам относятся факторы окружающей социальной и природной среды, в которых личность функционирует.

Важной характеристикой  социальных ресурсов, определяющей их социальную активность, является категория  «социальная напряженность», под  которой понимается некоторая тенденция  или прессинг, обусловливающий возникновение  дисбаланса в отношениях между структурными элементами социальной системы. В случае большого напряжения контрольные механизмы  социальной системы могут не справиться с задачей поддержания сложившегося баланса отношений, что приводит к разрушению структуры. Такой же эффект имеет слишком низкое напряжение [11].

Термин “социальные ресурсы” можно охарактеризовать посредством  такой категории, как «человеческий  потенциал» (иногда говорят «человеческий  капитал») или «человеческий ресурс».

Развивая и наращивая  человеческий потенциал, вкладывая  средства в укрепление физического  здоровья, образование, культурное развитие населения, социальную поддержку отдельных  категорий граждан, мы одновременно наращиваем и человеческий ресурс муниципального образования.

К основным направлениям развития человеческого потенциала на местном  уровне относятся такие, как обеспечение  здоровья человека, образование, культура, социальная защита отдельных групп  населения и работа с молодежью.

Реализация этих задач  требует скоординированных действий органов местного самоуправления, органов  государственной власти (с учетом разграничения полномочий между  ними) и общественности.

Вложения в человека, в  развитие его потенциала, в наращивание  человеческого капитала - самый выгодный вид вложения средств, хотя количественно  оценить эффективность этих вложений довольно трудно.

Ориентация на развитие человеческого  потенциала означает, что основной формой организации жизни поселения  должна быть не традиционная форма  производственного поселения (социальный цех градообразующих предприятий), а поселение как самоценность для человека, как среда обитания и общения, как место, где формируется  человеческое сообщество, как составная  часть гражданского общества, где  каждый имеет возможность реализовать  свои потребности, интересы, способности  в рамках цивилизованных отношений.

Превращение человеческого  потенциала в главный фактор развития муниципального образования, использование  его в качестве ресурса в муниципального управлении, составляют стратегическую задачу муниципальной деятельности [13].

Структурный анализ муниципальных  социальных ресурсов позволяет выделить и проанализировать 13 разновидностей социальных ресурсов муниципального образования: демографические, трудовые, кадровые, образовательные, информационные, компаративно-состязательные, инновационные, социально-психологические, социально-политические, социокультурные, социально-организационные, социально-экономические, социально-технологические, силовые.

Демографические ресурсы  муниципального образования характеризуются  общей численностью населения, его  половозрастным составом, численностью трудоспособного населения, естественным движением населения (рождаемостью и смертностью), количеством, а также  соотношением браков и разводов, миграцией.

Трудовые ресурсы - это  экономически активное население, в  том числе работающие и безработные.

Кадровые ресурсы выражают более дифференцированную характеристику трудового потенциала муниципального образования с учетом его профессионально-квалификационных признаков и реальной востребованности на рынке труда.

Образовательные ресурсы  характеризуются уровнем общего и профессионального образования  граждан, численностью обучающихся.

Важную и значительную часть ресурсов муниципального образования  образуют информационные ресурсы. Информационное взаимодействие в регионе создает  основу для формирования и развития компаративных и состязательных отношений.

Компаративно-состязательные ресурсы связаны с многочисленными  социальными, в частности, регулятивными  функциями компаративных (т.е. сравнительных) и состязательных отношений.

Общественное развитие в  современном мире, экономический  рост характеризуются ведущей ролью  научно-технического прогресса и  интеллектуализацией основных факторов производства. Важное значение приобретают  в этой связи инновационные ресурсы  муниципального образования, их рациональное использование и развитие.

Социально-психологические  ресурсы связаны непосредственно  с социальным состоянием граждан, уровнем  социальной защищенности, социальным самочувствием. Социально-политические ресурсы выражаются в социально-политической активности населения, в частности, в его участии в местном  самоуправлении.

Социокультурные ресурсы  включают традиции, обычаи, культурные ценности и культурный обмен населения, они влияют на направление и темпы реформирования социального уклада жизни региона. Множество форм самоорганизации местного населения, направленных на содействие в решении региональных и местных проблем, образуют содержание социально-организационных ресурсов.

Многообразие форм экономической  активности населения (предпринимательство, инновационная активность и т.д.) характеризуют социально-экономические  ресурсы. Социально-технологическая  культура управления на уровне муниципального образования образует суть социально-технологических  ресурсов

Силовые ресурсы включают оружие и аппарат физического  воздействия специально подготовленных для этого людей. В государстве  их ядро составляв армия, полиция (милиция), службы безопасности, суд и прокуратура  с их вещее венными атрибутами: вооружением, экипировкой, снаряжением, боевой техникой, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов, оказывающих предостерегающее и кар; тельное воздействие, традиционно  считается всегда необходимым условием обязательным резервом государственной  власти и управления. Поскольку использование  силы способно лишить человека высших ценностей — здоровья и жизни  прав и свобод, а также имущества  и других благ.

Культурно-информационные ресурсы - духовные ценности, знания и информация, а также средства их получения  и распространения: институты науки  и образования, средства массовой информации и коммуникации и др. В условиях концентрации информационных ресурсов в одних руках создается возможность  с помощью аудиовизуальной информации - изображения и слова - управлять  поведением больших масс людей, не прибегая к использованию силы или экономических  ресурсов.

Кроме представленной типологии, можно выделить еще один вид –  управленческие ресурсы местного сообщества. Решение вопроса участия граждан в местном самоуправлении осложняется отечественными традициями, для которых характерна сильная ориентация человека не на самого себя, а на органы власти всех уровней. Забота власти о рядовом жителе воспринимается и как должное. Вследствие этого слаба ориентация жителей, особенно городских в меньшей степени сельских, на экономическое и иное самообеспечение.

Потенциал социальных ресурсов модернизации муниципального управления практически раскрывается через  реализацию возможностей, которыми обладает государство-нация. Важность данного  вопроса объясняется также и  тем, что повседневная реальность свидетельствует  о большой роли муниципального управления, которая не ослабевает, а даже, напротив, усиливается в условиях усложнения и интенсификации общественных процессов, причем, особенно это ощутимо в  периоды реформ и кризисов.

Актуальность, характерные  черты, цели и структура процесса модернизации муниципального управления определяются не только возрастанием его роли в жизнедеятельности  общества, но всей совокупностью действующих  в нем тенденций и закономерностей, в первую очередь социально-политических, диктующих тот или иной тип  системы управления обществом, ее преобразований.

В силу этого процесс модернизации муниципального управления должен быть комплексным, охватывать как его  составные части, так и организационные  формы и функциональные проявления управляемых объектов и систем управления обществом.

Ресурсы власти - фундаментальный  источник управления. Их первостепенная значимость как оснований власти отражена в теории «социального обмена» (П. Блау и др.), согласно которой в  основе власти, а стало быть и  муниципального управления, лежит неравномерное  распределение дефицитных ресурсов. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев. Тем самым они попадают в зависимость от власть имущих, подчиняются им, а распределение и перераспределение социальных ресурсов происходит в процессе муниципального управления.

Информация о работе ТОС как социальный ресурс