ТОС как социальный ресурс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 04:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В переходный период развития общества становится очевидным, что на пути возрождения России первоочередными являются подъем территорий, раскрепощение их внутренних сил при одновременном укреплении центра. Решение вопросов формирования гражданского общества, целостности российского государства, развертывание демократического механизма функционирования политической власти все в большей мере перемещаются в муниципалитеты.

Содержание работы

Введение______________________________________________________3
1. Понятие, сущность и виды социальных ресурсов___________________9
2. Особенности управления социальными ресурсами на муниципальном уровне________________________________________________________21
3. Анализ технологий управления социальными ресурсами в практике муниципального управления.
Реализации потенциала местного сообщества_________________________30
4. Формы поддержки ТОС со стороны муниципальной власти. Реализация социальных проектов ТОС_______________________________________55
Заключение___________________________________________________62
Список использованных источников________________________________63

Файлы: 1 файл

ТОС КР.docx

— 107.61 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение______________________________________________________3

1. Понятие, сущность и  виды социальных ресурсов___________________9

2. Особенности управления социальными ресурсами на муниципальном уровне________________________________________________________21

3. Анализ технологий управления социальными ресурсами в практике муниципального управления.

Реализации потенциала местного сообщества_________________________30

4. Формы поддержки ТОС  со стороны муниципальной власти. Реализация социальных проектов  ТОС_______________________________________55

Заключение___________________________________________________62

Список использованных источников________________________________63

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Актуальность  темы исследования. В переходный период развития общества становится очевидным, что на пути возрождения России первоочередными являются подъем территорий, раскрепощение их внутренних сил при одновременном укреплении центра. Решение вопросов формирования гражданского общества, целостности российского государства, развертывание демократического механизма функционирования политической власти все в большей мере перемещаются в муниципалитеты.

Превращение муниципальных  образований из объектов региональной политики в их активные субъекты возможно при более полном раскрытии их внутренних ресурсов, использовании  имеющегося потенциала.

Особое значение имеет  рациональное использование и развитие социальных ресурсов, социального потенциала муниципальных образований. В силу сложившихся стереотипов мышления считается, что экономические и  природные ресурсы являются приоритетными, их использование может обеспечить прорыв, постоянное накопление потенциала стабилизации и последующего развития. Мировой и отечественный опыт показывает, что это утверждение  ошибочно и вредно. Развитие экономических  структур не осуществляется спонтанно, это результат влияния целого комплекса факторов, прежде всего  целесообразной деятельности субъектов  управления, которая становится движущей силой экономических, социальных, политических, экологических и других преобразований.

Помимо недооценки социальных ресурсов муниципальных образований, распространено их одностороннее понимание, сведение всего их многообразия к 3-4 разновидностям – демографическим, трудовым, кадровым, образовательным. Такое понимание сдерживает эффективное  использование и развитие ресурсного потенциала муниципальных образований.

В общественной практике доминирует до сих пор статическая концепция  ресурсов, в частности, социальных ресурсов, которая исходит, с одной стороны, из положения об их неизменности и  статичности, с другой стороны, из положения, о созерцательно-потребительском  отношении человека к ресурсам. Предполагая целый комплекс функций и действий, включающих формирование ресурсов, их регулирование, развитие и т.д.

В современных условиях управление социальными ресурсами приобретает  особую значимость, ведь именно они  обеспечивают устойчивое функционирование и развитие муниципального образования  как цельной социально-экономической  системы.

Поэтому актуальность темы представленной курсовой работы обусловлена необходимостью более полного и рационального раскрытия и использования социальных ресурсов муниципальных образований и обеспечение на этой основе их устойчивого развития.

Степень изученности  и разработанности темы исследования. Анализ имеющихся источников свидетельствует, что вопросы применения технологий управления социальными ресурсами на муниципальном уровне рассмотрены в недостаточной степени. Тем не менее, имеется ряд публикаций по данной тематике.

Следует выделить публикации, в которых освещаются статус и  функции муниципальных образований  в современном российском обществе (Н.И. Лапин), особенности управления муниципальным образованием (О.М. Барбаков), социальные аспекты и проблемы управления муниципальным образованием (Г.А. Аванесова, О.Н. Астафьева, О.В. Байдалова, А.А. Дрегало, Н.В. Зубаревич, А.Г. Кахаров, И.П. Рязанцев, И.И. Ульяновский).

В комплексных исследованиях  по ресурсам муниципальных образований (работы В.Н. Иванова, В.А. Мальцева, В.И. Патрушева) и по социальным ресурсам местного самоуправления (А.Н. Ершов, П.А. Юдин), достаточно полно исследованы отдельные виды социальных ресурсов:

-   демографические (И.М. Бадыштова, Галин Р.В., И.А. Гундаров, Е.А. Кваша, И.Б. Назарова, Н. Римашевская, И.А. Романович, Л.Л. Рыбаковский, Т.Н. Юдина и др.);

-   трудовые (Бояркин Г., З.Т. Голенкова и Е.Д. Игитханян, М. Малышев, Л. Задорожная, И. Рюмина, Р. Моськин, А. Починок, С. Рощин и др.);

-   образовательные (А.Б. Вифлеемский, Д.Е. Зборовский, М.П. Карпенко, А.С. Макарян, Э.Г. Миримович и А.А. Озеров, В.П. Макаров, Л. Миндели, А.М. Новиков и др.).

Имеется ряд публикаций, в которых обоснованы теоретические  подходы к исследованию других, нетрадиционных видов социальных ресурсов:

-   информационных (А.С. Алексеев, К. Колин, А. Нариньяни, А.Е. Чирикова и др.);

-   компаративно-состязательных (Н.С. Данакин и С.Н. Питка, Е.И. Зиборова, С.В. Хашаева и др.);

-   инновационных (И.В. Конев, А.И. Николаев, С.П. Быстрицкий, В.К. Заусаев, Н.Ю. Криворучко, С.В. Казанцев, Т.Г. Ратьковская);

-   социально-политических (В.Г. Азнагулов, В. Мау и К. Яновский, В.В. Петухов В.П. Римский и др.);

-   социокультурных (О. Богомолов, А.Н. Олейник, В.В. Радаев, И.И. Шурыгина и др.);

-   социально-организационных (Н.М. Давыдова, О.В. Лытова, Ю.Н. Тазьмин, С.А. Шеденков и др.);

-   социально-экономических (С.В. Кугаев, М.Ю. С. Можеева, Г.А. Резник, С.Г. Спирина, Д.Б. Иванова, Н.Ф. Павлова, С. Рощин и др.);

-   социально-технологических (Н.С. Данакин, В.Н. Иванов и др.).

Имеются исследования, в  которых ставятся и рассматриваются  вопросы управления отдельными видами социальных ресурсов (Л. Забирова, А. Лапин, С. Радько), обосновываются принципы управления ресурсами (М. Байгереев, В.А. Борисов, Н. Володин, В.Г. Смольников, А. Шаронов  и И. Ильин, С.А. Шеденков).

Отдельно хочется выделить работы Матвеева Д.Ю. и Вукович Г.Г., посвященные использованию манипулятивных технологий местными органами власти.

Становится все более  острым и очевидным противоречие между общественной потребностью в  более полном и эффективном использовании  социальных ресурсов муниципального образования, с одной стороны, и недостаточной  научной разработанностью теории и  технологии управления этими ресурсами, с другой стороны.

Цель курсовой работы – проанализировать технологии управления социальными ресурсами на муниципальном уровне и разработать предложения по их совершенствованию.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-   рассмотреть теоретико-методологические аспекты изучения социальных ресурсов местного сообщества;

-   выявить особенности управления социальными ресурсами на муниципальном уровне;

-   провести анализ технологий управления социальными ресурсами в практике муниципального управления;

-   исследовать проблемы реализации потенциала местного сообщества;

-   разработать предложения по совершенствованию технологий управления социальными ресурсами;

Предмет курсовой работы – особенности управления социальными ресурсами на муниципальном уровне; формы и методы использования потенциала местного сообщества; проблемы управления социальными ресурсами на муниципальном уровне и меры по их разрешению.

Теоретико-методологическую основу  составили: фундаментальные положения классической и современной социологии, социологии управления. Особое значение для данной работы имеют следующие концепции, идеи и положения:

-   концепция человеческих ресурсов, нацеленная на повышение  
эффективности организации за счет использования и развития ее человеческих ресурсов (К. Арджирис, Ф. Герцберг, Ю. Забродин, Дж. Иванцевич, Р. Лайкерт, А. Лобанов, В.В. Щербина);

-   концепция человеческого потенциала, как совокупности реальных материальных и духовных предпосылок инновационных преобразований общества (С. Валентей, В.И. Жуков, Т.И. Заславская, Н.М. Римашевская);

-   концепция человеческого капитала в форме знаний, умений, навыков, полученных человеком в процессе образования и позволяющих ему  
успешно выполнить свою профессиональную деятельность (Г.А. Аширова, Г. Беккер, Т. Шульц, П. Бурдье, А.Ю. Давыдов, А.Т. Морев, Л. Нестеров);

-   концепция социального капитала, как особых взаимоотношений людей, связанных определенными ожиданиями и взаимными обещаниями (С.Ю. Барсукова, Дж. Коулман, В.В. Радаев, А.Н. Чураков, П.Н. Шихирев);

-   концепция нетрадиционных ресурсов муниципального образования (информационно-аналитических, интеллектуальных, социальных и т.д.) и инновационных технологий их реализации (В.Н. Иванов, В.А. Мальцев, В.Н. Патрушев);

-   теоретические положения о технологиях социального управления, их проектировании и практическом применении, оптимизации управления социальными системами посредством его технологизации (Н.С. Данакин, Л.Я. Дятченко, А.К. Зайцев, В.Н. Иванов, Г. Марков, В.И. Патрушев, Н. Стефанов, В.М. Шепель).

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников.

В первом разделе автором  рассмотрены теоретико-методологические аспекты изучения социальных ресурсов местного сообщества, в частности, определены понятие, сущность и функции социальных ресурсов, а также представлены особенности  управления социальными ресурсами  на муниципальном уровне.

Во втором разделе проведен анализ технологий управления социальными  ресурсами в практике муниципального управления, в частности, освещены проблемы реализации потенциала местного сообщества и проведено исследование технологий управления социальными ресурсами  на муниципальном уровне

В третьем разделе рассмотрены  эффективные технологии управления социальными ресурсами местного самоуправления.

В четвертом разделе – реализация социальных проектов ТОС.

 

 

 

 

1. Понятие, сущность  и виды социальных ресурсов

В современных условиях для  социального обустройства территорий, повышения качества жизни населения  необходимы значительные средства. Во многих муниципальных образованиях нет для этого достаточных  материальных и финансовых ресурсов. Однако имеются огромные социальные ресурсы, которые, в отличие от материальных, неисчерпаемы, и имеют свойство увеличиваться  по мере инновационного развития местных  сообществ, совершенствования форм самоуправления, изменения самих  людей в процессе социализации, самообразования  и самовоспитания, самореализации своих  сущностных сил, формирования гражданского самосознания [1].

Одной из основных задач  местного самоуправления является не только развитие демократического процесса, подготовки принятия решений, но и снятие напряжения в отношениях власти и  общества. Отсюда одним из политических критериев местного самоуправления является возможность сохранения политического  равновесия внутри самоуправляющейся  общности, достигаемого, прежде всего, через открытый и равный диалог местной  власти и граждан.

По мнению В.А. Мальцева, социальные ресурсы предполагают способность  повышения или понижения социального  статуса или ранга, места в  социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и  социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п. Социальные ресурсы  местного сообщества - крупная теоретическая  и практическая проблема.

Термин «ресурс» обычно применяется  по отношению к неоднократно используемым, относительно стабильным и «дефицитным» объектам, которые запрашиваются, используются и освобождаются процессами в период их активности. Другими словами, ресурсом является любой объект, который может распределяться внутри системы [2, с. 54].

Как полагает А.М. Новиков, ресурсы  могут быть разделяемыми, когда несколько процессов могут их использовать одновременно (в один и тот же момент времени) или параллельно (в течение некоторого интервала времени процессы используют ресурс попеременно), а могут быть и неделимыми. Классификация ресурсов представлена на рисунке 1.

 


Ресурсы

                           Делимые                                    Неделимые

         используемые одновременно

          используемые параллельно

 

Рисунок 1 – Классификация  ресурсов

Макашев З.М. и Калиникова И.О. дают следующее определение  социальным ресурсам - это запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации  и общества в целом - содружества  людей, организаций, институтов, социальных групп.

В современной отечественной  и зарубежной литературе сложилось  несколько концепций понимания  и исследования ресурсов в контексте  целей и задач теории управления. Это концепции человеческого  фактора, человеческих ресурсов, человеческого  потенциала, человеческого капитала, социального капитала.

Данные концепции взаимодействуют  и дополняют друг друга. Они выражают различные структурные и функциональные стороны социальных ресурсов, используемых на всех уровнях управления, включая муниципальный уровень. Концепция человеческого фактора и концепция человеческих ресурсов различаются, прежде всего, целевой ориентацией. Первая ориентирована на улучшение производственно-экономических показателей организации за счет человеческого фактора, вторая на синхронное улучшение производственно-экономических и социальных показателей [3].

Информация о работе ТОС как социальный ресурс