Технология в центрах занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 05:57, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть технологию консультирования в центрах занятости.
Задачи данной работы обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Объектом исследования является Центра. занятости населения г. Барнаула.
Предмет исследования – технология консультирования.
Методологической основой разработки выбранной темы является системный и последовательный подход к изучению предмета исследования, который и определил содержание глав данной работы.
Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы консультирования в центрах занятости 5
1.1. Понятие социального консультирования 5
1.2. Технология профессионального консультирования в центре
занятости 13
2. Анализ технологий консультирования на примере
Центра занятости населения г. Барнаула 25
2.1. Общая характеристика деятельности организации 25
2.2. Структура Центра занятости населения г. Барнаула 27
2.3. Анализ технологий консультирования в центре занятости 34
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложение

Файлы: 1 файл

Технология в центрах занятости.docx

— 126.71 Кб (Скачать файл)

- формирование уверенности человека в своей способности справляться с трудностями поиска работы и стрессом, который вызывает этот процесс, а также создание чувства уверенности в собственных силах,

- формирование установки на поиск работы и проявление деятельной, активной позиции;

- формирование, активизация навыков эмоциональной и волевой саморегуляции, помогающих справляться с трудностями поиска работы и стрессом;

- работа с мотивационной сферой, предполагающая:

- анализ мотивации и потребностей личности;

- активизацию профессиональных мотивов и потребностей; - коррекцию профессиональных мотивов и потребностей в соответствии с реальными способностями;

2) В области профессионального обучения и переквалификации:

- формирование готовности к преодолению трудностей, которые могут возникнуть в процессе профессионального обучения и переквалификации;

- активизация, развитие познавательных мотивов, формирование интереса к обучению;

- активизация психических функций, необходимых для успешного обучения и обеспечивающих познавательную деятельность;

3) В области трудоустройства:

- создание атмосферы благожелательности, позитивного отношения к проблеме поиска работы, способствующих активному и результативному поиску работы;

- активное слушание, демонстрация желания помочь, сочувствия;

4) В области психологической коррекции:

- формирование адекватной самооценки, способствующей принятию адекватного решения;

- формирование установки поведения преодоления трудностей;

- устранение или ослабление скрытого или явного эмоционального неблагополучия, включающего в себя присутствие следующих отрицательных эмоциональных состояний:

- повышенная тревожность; 

- чувство неуверенности  в себе, в собственном будущем; 

- страх из-за неопределенности;

- излишняя нервозность,  слезливость; 

- эмоциональная неустойчивость;

- пассивность и индифферентность;

- агрессивность и конфликтность; 

- формирование эффективных форм поведения [14, с. 46-48].

Успешность профконсультирования во многом зависит от компетентности и подготовленности профконсультанта. Одной из областей, в которых профконсультант  должен уметь ориентироваться, является область изучения и исследования личностных качеств и психологических  характеристик безработных граждан  клиентов службы занятости населения, а также знание типов безработных.

 На основе уровня  активности и самостоятельности  в поиске работы, а также степени  эмоциональной вовлеченности в  данную проблему можно выделить 4 типа безработных граждан: 

- первый тип безработных имеет следующие характеристики:

 обычно не нуждается  в помощи службы занятости и чаще всего не регистрируется как безработный;

полностью самостоятелен  в профессиональном самоопределении  и поиске работы;

ориентирован на быстрый  поиск новой подходящей работы;

- второй тип безработных имеет следующие характеристики:

 регистрируется в  службе занятости как безработный с целью полного использования ее ресурсов по поиску работы;

самостоятельность в принятии решении о том, какая работа для  них максимально подходит;

адекватность и обоснованность профессионального плана;

- третий тип безработных, имеющий следующие характеристики:

болезненное переживание  потери работы, на которое уходит достаточно большой промежуток времени;

стадия переоценки ценностей  наступает через довольно длительный срок (иногда до года);

принятие решения об изменении  своего профессионального положения  чаще всего происходит не самостоятельно, а с помощью участия в специальных  социально-реабилитационных программах;

- четвертый тип безработных охарактеризуется такими особенностями:

переживание серьезных и  глубоких конфликтов, связанных с  потерей работы;

потеря работы может стать  толчком к неблагоприятным личностным и социальным изменениям, вплоть до алкоголизма, наркомании, суицида, преступной деятельности;

необходимость прохождения  специальных реабилитационных программ.

Выделяют следующие психологические  характеристики безработных:

- снижение чувства общей удовлетворенности своей жизнью, обусловленное невозможностью удовлетворения своих ведущих потребностей как низшего уровня, то есть материальных потребностей так и высшего уровня, то есть потребностей в самоактуализации, проявлении своей активности и реализации себя;

- нарушение существовавшей ранее иерархии и потребностей и мотивов, в связи с чем на первый план выступают менее значимы мотивы, например проблема свободного времени и его траты, а более значимые, например забота о своем авторитете, статусе, отходят на второй план;

- усиление чувства одиночества и социальной изоляции из-за отсутствие привычных контактов с окружающими;

- потеря ощущения времени, отсутствие распорядка дня, неорганизованность в связи с изменением привычного стиля жизни;

- нарастание апатии, пассивности, покорности, обусловленное неудачами в поиске работы, отказом потенциальных работодателей общим состоянием депрессии;

- преобладание настроения пессимизма, основанного на неверии в собственные силы, в результативность своих поисков;

- потеря стремления к упорядоченности своей жизни, основой которого может быть резкое изменение стиля жизни, общая дезорганизация личности;

- повышение возбудимости, агрессии, связанное с невозможностью удовлетворения своих актуальных потребностей.

Наиболее сильно эти характеристики проявляются в ситуации потери человеком  работы не по собственной инициативе, а в ситуации увольнения по инициативе организации или из-за сокращения штатов. В ситуации потери работы человек  проходит в своих эмоциональных  переживаниях определенные закономерные стадии являют следующие стадии эмоциональных переживаний при потере работы:

- первая стадия, которая характеризуется переживанием шока, эмоционального потрясения и вместе с тем может переживаться и чувство облегчения при известии об увольнении. Степень эмоционального потрясения зависит от того, насколько сотрудник был готов к известию об увольнении;

- вторая стадия определяется как неприятие действительности, то есть отказ верить в произошедшее. Острота этого переживания также зависит от того, насколько неожиданным было увольнение;

- третья стадия характеризуется активным проявлением отрицательных эмоций как реакцией на увольнение, например безработный может демонстрировать гнев, возмущение, негодование и т. п.;

- четвертая стадия, предполагающая «уход в себя», для которой характерно:

 депрессивное настроение, подавленность, 

состояние отчаяния;

снижение волевой саморегуляции  и поисковой активности;

ощущение собственной  ненужности и никчемности;

бесперспективность своей  жизни;

- пятая стадия, предполагающая переоценку ценностей, то есть пересмотр безработным отношения к себе, к своей жизни, и к проблеме поиска работы. Данная стадия не является обязательной, то есть она может наступить, и это обусловит выход из кризиса, связанного с потерей работы, либо может не наступить, что приведет к нахождению безработного в данном состоянии или к ухудшению состояния [8, с. 52-53].

Профконсультация может  быть как единовременной, когда для  решения проблемы клиента достаточно одного приема, и многоразовой, предполагающей несколько встреч профконсультанта с клиентом, каждая из которых будет иметь свою цель. Для единовременной консультации может быть использована следующая схема работы:

- изучение профессиональных интересов и склонностей клиента;

- диагностика профессиональных способностей и умений, а также необходимых личностных качеств клиента;

- определение профпригодности к разным видам деятельности на основе диагностических данных;

- изучение мотивации профессиональной деятельности, иерархии потребностей клиента и его уровня притязаний;

- выявление степени согласованности между желаниями и профессиональными притязаниями клиента, его реальными возможностями и требованиями рынка труда той конкретной профессии, на которую он ориентирован (если таковая имеется);

- изучение профессионального плана клиента, коррекция, если выявлены сильные расхождения между желаниями клиента и реальными возможностями;

формирование индивидуального  карьерного плана в случае отсутствия у клиента профессиональных целей  или четких представлений о том, каким образом он их достигнет. В  том случае, когда выявляется необходимость  многократной профориентации, рассчитанной на несколько встреч, может быть использована следующая схема работы:

первичная ознакомительная  беседа с целью анализа общего эмоционального состояния, выявления  некоторых склонностей клиента, постановки профориентацаонных целей  и планирования дальнейших встреч;

вторичная профконсультационная беседа, носящая более углубленный  характер и предполагающая наблюдение, анкетирование и опросы клиента;

полная профконсультацаонная встреча, предполагающая проведение различных  психодиагностических процедур, ориентированных  на выявление склонностей, способностей и задатков клиента;

профконсультационно-коррекционная  беседа, предполагающая на основе всех полученных диагностических данных:

разработку рекомеццаций и карьерного плана;

тренинговые, коррекционные и терапевтические процедуры.

В некоторых случаях осуществляется завершающая встреча, предполагающая подведение итогов процесса профориентационного консультирования.

 

 

2. Анализ технологий  консультирования на примере  Центра занятости населения г.  Барнаула

2.1. Общая характеристика деятельности организации

Начало формирования службы занятости населения в Алтайском крае положило решение Краевого Совета народных депутатов №240 от 26 июня 1991 года о создании с 1 июля 1991 года краевой службы занятости.

За прошедшие годы служба занятости, оказывающая услуги по содействию в поиске подходящей работы жителям  Алтайского края прошла несколько сложных этапов своего развития и состоялась как одна из важнейших структур рыночной экономики.

Центр занятости  населения г. Барнаула в соответствие с законодательством о занятости населения обеспечивает оказание следующих государственных услуг:

- Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

- Информирование о положении на рынке труда;

- Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

- Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

- Психологическая поддержка безработных граждан;

- Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

- Организация проведения оплачиваемых общественных работ;

- Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

- Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;

- Содействие самозанятости безработных граждан;

- Содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;

- Выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;

- Участие в работе призывных комиссий по вопросам альтернативной гражданской службы.

В настоящее время в  соответствии с Федеральным Законом  №258-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с совершенствованием разграничения  полномочий» с 1 января 2007 года отдельные  полномочия Российской Федерации в  сфере содействия занятости населения  переданы для осуществления органам  государственной власти субъектов Российской Федерации.

Максимальное число безработных  граждан было зафиксировано в 1994-1996 годах:

1994 год – 27524 чел.

1995 год – 35421 чел. 

1996 год – 28817 чел. 

Наиболее высокий уровень  безработицы был отмечен в 1995 году – 10,6%.  
  Благодаря совместным усилиям службы занятости населения, администраций муниципальных образований, работодателей ситуация на регистрируемом рынке труда к концу 1998 года начала стабилизироваться. А с 2003 года по 2008 год уровень безработицы стабильно составлял 0,5 – 0,6%.  
  В 2009г. уровень регистрируемой безработицы (от трудоспособного населения) на конец отчетного периода повысился к аналогичному периоду прошлого года в 3 раза и составил на 01.01.2010 года 1,8 %.  
  Для смягчения последствий от безработицы и расширения возможностей трудоустройства центр занятости населения совместно с органами власти, работодателями организуют оплачиваемые общественные работы. Безработные заняты на благоустройстве территорий, сезонных работах в аграрном секторе, в социальной сфере и т.д.

Информация о работе Технология в центрах занятости