Технология в центрах занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 05:57, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть технологию консультирования в центрах занятости.
Задачи данной работы обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Объектом исследования является Центра. занятости населения г. Барнаула.
Предмет исследования – технология консультирования.
Методологической основой разработки выбранной темы является системный и последовательный подход к изучению предмета исследования, который и определил содержание глав данной работы.
Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы консультирования в центрах занятости 5
1.1. Понятие социального консультирования 5
1.2. Технология профессионального консультирования в центре
занятости 13
2. Анализ технологий консультирования на примере
Центра занятости населения г. Барнаула 25
2.1. Общая характеристика деятельности организации 25
2.2. Структура Центра занятости населения г. Барнаула 27
2.3. Анализ технологий консультирования в центре занятости 34
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложение

Файлы: 1 файл

Технология в центрах занятости.docx

— 126.71 Кб (Скачать файл)

Текущая диагностика проводится в течение всей консультационной деятельности, направленной на решение  той или иной проблемы. Текущая  диагностика чаще частная.

На этапе предварительной  диагностики нужно определить главное  направление решений, отвечая на вопросы: возможно ли решить данные проблемы; в какой очередности следует  решать, чья помощь понадобится и т.д. (рис. 1). 

 

Рис. 1. Схема предварительной диагностики

В диагностике используется комплексный подход, консультант  должен изучить клиента всесторонне, его окружающую среду (вышестоящие  организации, смежные организации и др.), цели, планы, финансы, кадры и т.п.

3. После проведения предварительной диагностики осуществляется разработка предложений:

а) выбор методов работы консультантов. Он зависит от специальности, квалификации и личности консультанта, от личных и других характеристик клиента;

б) подготовка поля деятельности – знакомство с организацией, установление проблем, обсуждение условий работы (похоже на процедуру предварительной диагностики);

в) сбор данных (фактов).

Для сбора информации используются интервью, анкетирование, тестирование.

Интервью бывает двух видов: свободное и формализированное.

Свободное интервью – консультант не оказывает большого влияния на направленность беседы, изредка задает клиенту направляющие вопросы.

Формализированное интервью – активна роль консультанта, пациент отвечает на вопросы.

Достоинством свободного интервью является более откровенная  и достоверная информация о самом  клиенте, которую невозможно получить при несвободном интервью.

Анкетирование. Перед составлением анкеты необходимо уточнить, какая  именно информация нужна, как обобщать и классифицировать ответ.

Основные требования к  анкетам:

а) анкеты должны быть простыми (с четкими, понятными, короткими вопросами);

б) вопросы должны быть представлены в логическом порядке [15, с. 45].

Клиенту необходимо объяснить, почему следует отвечать на вопросы  анкеты, в каких целях нужны  анкеты.

Тестирование. Для использования  тестов требуется высокая и разносторонняя подготовка консультанта в области  психологии и социальной психологии.

IV. Анализ данных.

Собранные факты дают реальную картину о клиенте, если они соответственно обработаны и представлены. Их анализ должен показать: нужны ли изменения, какие варианты реализации изменений  эффективны. В консультировании синтез – это разработка выводов и предложений на основе проанализированных фактов. Результат, полученный при помощи одного метода, нуждается в проверке, которая обеспечивается получением того же результата другим методом. В результате проведенного анализа консультант уточняет проблемы, которые можно разделить на три группы:

а) проблема корректирования (отклонения от достигнутого ранее, что повлекло за собой ряд негативных сторон). При ее решении особое внимание уделяется исследованию прошлого состояния;

б) проблема прогресса (суть таких проблем в совершенствовании существующих условий);

в) творческие проблемы (возникают, когда перед коллективом ставятся какие-то новые задачи) [12].

Подход к решению проблем  зависит от того, к какой из названных  групп данная проблема относится.

V. Выявление причин. Цель – выяснить связи между разными факторами, событиями.

На основе выявленных причин консультанты формируют проблемы, которые  решают.

VI. Ознакомление с аналогичными проблемами и соответствующими решениями.

Когда консультант не имеет  достаточного опыта работы по решению  подобного рода проблем, источником информации для него служит опыт других консультантов, специальная литература, обсуждение проблем с клиентом.

VII. Изложение предложений.

Когда информация собрана, проанализирована, сделаны основные выводы, разрабатываются  первоначальные варианты предложений. Клиент, знающий действительную ситуацию лучше консультанта, может самостоятельно выбрать лучшие из представленных предложений.

VIII. Представление предложений клиенту и принятие решения о их реализации. На этом вся работа по консультированию может закончиться. Но иногда некоторые этапы этого цикла повторяются. Этап разработки решений – здесь начинается творческая работа консультанта, где он может проявить свой талант, опыт, знания, интуицию. В одной из рекомендаций консультантом сказано: "Никогда не предлагайте важного решения, прежде чем не сформируете несколько возможных вариантов и не проведете их сравнение". Сравнительный анализ нескольких вариантов решений помогает лучше осознать плюсы и минусы каждого из них и найти наилучшее.

1.2. Технология профессионального консультирования в центре занятости

Деятельность органов  службы занятости в настоящее  время осуществляется на основе Приказа  №57 от 25 марта 2002 года «Об утверждении  положения о финансировании мероприятий  по содействию занятости населения  и социальной поддержке безработных  граждан за счет средств федерального бюджета».

По положениям данного  приказа средства направляются, в частности, на:

— мероприятия по профориентации, профподготовке и переподготовке безработных;

— организацию общественных работ;

— выплаты пособий по безработице, компенсацию материальных затрат безработным связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости; оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также тем безработным, которые потеряли право на пособие по безработице в связи с истечением установленного срока его выплаты;

— мероприятия по сохранению, созданию новых рабочих мест, а  также специализированных рабочих  мест для особо нуждающихся в  социальной защите (инвалиды беженцы  и пр.), по развитию предпринимательской  деятельности безработных [9, с. 22].

Основные услуги оказываемые  службой занятости:

а) Материальная помощь. Материальная помощь безработным исходит из существования  различных источников незанятости  трудоспособных: потеря работы в результате увольнения с производства, уход с  прежнего места работы в поисках  нового, отсутствие работы из-за трудностей с трудоустройством впервые или повторно (после перерыва) поступающих на рынок труда и др.

б) Содействие в трудоустройстве. Социальное страхование в состоянии  лишь несколько облегчать материальное положение безработных, негативные последствия высвобождения рабочей силы с производства, сделав этот процесс менее болезненным.

в) Профессиональная подготовка. Между профессионально-производственными  характеристиками основной части безработных  и структурой спроса существует значительный разрыв. В результате, большинство безработных, стремящихся трудоустроиться, нуждаются в дополнительной профессиональной подготовке либо полной переподготовке.

г) Поощрение спроса. Расширение возможностей общественного производства по найму безработных стимулируется  государством одновременно несколькими  методами. Прежде всего к ним относится  использование классического метода привлечения безработных к производству через общественные работы: при создании дорог, мелких ирригационных сооружений, строительстве жилья, школ, больниц, ремонте общественных зданий и т. п., а также при предоставлении оплачиваемых муниципальными властями услуг престарелым и инвалидам, уходе за детьми, оказании помощи в обслуживании больных.

д) Малое предпринимательство. Во многом к аналогичным результатам в области занятости может привести и поощрение государством развития малого предпринимательства. Общий курс на развитие малого предпринимательства выполняет не только сугубо экономические, но и социальные задачи. Среди них существенное место занимает стимулирование роста занятости.

е) Помощь отдельным группам. К таким группам относятся  молодежь, впервые поступающая на рынок труда, женщины, прежде всего  имеющие малолетних детей, инвалиды, демобилизованные кадровые военные, иммигранты и вынужденные переселенцы и  т. п. Все они испытывают особенно большие трудности с трудоустройством. Привлечение представителей этих групп к общественному производству осуществляется дифференцированным образом в зависимости от их характера, склонностей и возможностей.

ж) Социально-психологическая  помощь. Одним из направлений деятельности службы занятости Российской федерации  является оказание социально-психологической  помощи людям находящихся в поиске работы. Им оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая  поддержка [7, с. 118-119].

Под профессиональным консультированием в службе занятности населения понимается деятельность психолога-профконсультанта, направленная на оказание психологической поддержки безработному, помощь в профессиональном самоопределении, выборе и поиске работы.

Выделяются следующие задачи профконсультации в службе занятости населения:

- информационно-справочная, просветительская, ориентированная на предоставление различного рода информации, связанной с профессиональным выбором и поиском работы;

- диагностическая, ориентированная на самопознание клиента;

- психологическая, ориентированная на оказание психологической поддержки в стрессовой ситуации, вызванной потерей, поиском работы, необходимостью или желанием профессионального самоопределения;

- помощь клиенту в выборе профессионального пути и принятии решения о своем дальнейшем профессиональном развитии. Приоритетность решения той или иной задачи обусловлена причиной, по которой клиент обратился в службу занятости, и ситуацией, в которой проводится консультирование.

Выделяются следующие  причины обращения в службу занятости населения, при которых необходимо профориентационное психологическое консультирование:

- отсутствие профессии у безработного;

- низкий образовательный уровень;

- отсутствие подходящей вакансии для клиента;

- желание сменить профессию или проблема выбора новой специальности;

- наличие у клиента проблем психоэмоционального характера:

стрессовое состояние;

тревога;

волнение;

подавленность и т. п., связанных  с профессиональным выбором или  поиском работы;

неадекватная заниженная или завышенная самооценка;

желание и потребность  быть выслушанным и понятым;

отсутствие четко разработанного плана своего профессионального  развития;

неадекватное, неуспешное поведение  во время прохождения собеседований;

плохое знание рынка труда  и профессий;

- определенный социальный статус безработного (демобилизованный из армии, вернувшийся из мест лишения свободы и т. п.);

- потеря работы в связи с увольнением по сокращению штата;

- направление на переобучение или повышение квалификации.

Задачей профконсультанта в  службе занятости населения является содействие клиенту в решении проблем, связанных с профессиональным самоопределением, выбором и поиском работы.

Выделяются следующие  функции профконсультанта в центре занятости:

- профинформация, включающая в себя:

- создание информационного банка данных для клиентов, содержащего в себя различные сведения:

- профессиограммы различных профессий;

- рейтинг профессий;

- информацию об учебных заведениях;

- информационно-стендовую работу внутреннего (на базе центра занятости) и внешнего (использование СМИ, выставок и т. п.) характера;

- участие и работу на различного рода конференциях, семинарах, совещаниях, посвященных проблемам профориентации;

- профотбор, понимаемый как установление оптимального соотношения между требованиями профессии и качествами клиента и включающий в себя:

- психологическую диагностику индивидуальных свойств и способностей личности;

- оценку индивидуальных способностей личности в соответствии с требованиями профессии;

- принятие решения о степени профессиональной пригодности;

- организационно-методическая работа, предполагающая:

- знание консультантом всего спектра методик профориентации и профдиагностики;

- работу с психодиагностическим инструментарием;

- повышение квалификации в области профориентации, самообучение;

- профконсультирование, понимаемое как процесс, целью которого является достижение согласования между желаниями, потребностями, способностями, психологическими особенностями клиента, а также его представлениями о спросе на данную профессию и реально существующим положением на рынке труда;

- психологическая поддержка [10, с. 141].

Под психологической поддержкой в профориентационном консультировании понимается деятельность консультанта, предполагающая использование различных  мер, техник и приемов психологической  помощи лицу, оказавшемуся в ситуации потери работы или профессионального  кризиса, объединенных в единую целенаправленную систему.

Профконсультант выполняет  следующие задачи, ориентированные на оказание психологической поддержки безработным:

1) в области профессионального консультирования:

Информация о работе Технология в центрах занятости