Технология социальной работы с неполной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: проанализировать технологию социальной работы с неполной семьёй.
Задачи работы:
1. Изучить понятие неполной семьи и источники формирования неполной семьи.
2. Рассмотреть проблемы неполных семей.
3. Проанализировать понятие технологий социальной работы.
4. Изучить направления социальной работы с неполной семьей.

Содержание работы

Введение 3
1 Социально-психологическая характеристика 5
семей
1.1 Понятие неполной семьи. Источники формирования неполной 5
семьи
1.2 Проблемы неполных семей 8
1.3 Нормативно - правовые основы социальной работы
с неполными семьями 14
2 Технологии социальной работы с неполной
семьей 16
2.1 Понятие технологий социальной работы 16
2.2 Основные направления социальной работы с неполными
семьями 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25

Файлы: 1 файл

курсовая . новая.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Среднесрочная социальная и психологическая работа, ориентированная на стабилизацию семейных отношений, на социальное развитие неполной семьи и ее членов, включает в себя нормализацию и гармонизацию отношений между членами семьи, взаимоотношений всех членов семьи с окружающими. По мере достижения конкретных результатов, эта работа может вылиться в программу более долгосрочного характера, направленную на постепенное повышение психологической устойчивости матери и ребенка, формированию у них навыков здорового образа жизни, выработке активной социальной позиции, навыков самодостаточности и т.д. Мероприятия, проводимые центрами и отделениями социальной помощи семье и детям в этих случаях, включают в себя, как правило, и «детские», и «взрослые», и совместные мероприятия, акции, групповые занятия.

Важно отметить, что социальная работа с неполными семьями имеет ярко выраженный межведомственный характер. Социальному работнику, осуществляющему поддержку конкретной неполной семьи, часто приходится взаимодействовать с социальными службами различной ведомственной подчиненности (школа, служба занятости, детская комната милиции и пр.), а также с общественными и религиозными организациями, и с самыми разными людьми – учителями, соседями и др. При этом схема действий социального работника не должна ограничиваться только организацией разовой материальной помощи, но и дополняться решением педагогических, психологических и иных проблем семьи.

Одним из значимых направлений поддержки неполных семей в рамках среднесрочной  и долгосрочной работы является оказание им психологической помощи и поддержки. Дети и подростки, растущие в неполных семьях, особенно в неблагополучных, в большинстве случаев остро нуждаются в проведении с ними постоянной психологической работы. Как правило, острую потребность в психологической поддержке испытывают и их одинокие родители или опекуны.

Следует отметить, что оказание индивидуальной психологической  помощи неполным семьям проводится в  рамках среднесрочной и долгосрочной социальной работы, через социальный патронаж и по отдельным индивидуальным запросам. В каждом центре и отделении социальной помощи семье и детям работают психологи. Они берут на себя основную ответственность за психологическое состояние своих подопечных, в числе которых дети и родители и из семей после развода, и семей одиноких родителей, никогда не состоявших в браке, и из многодетных неполных семей, и из опекунских. Число проживающих в неполной семье лиц, обращаются за психологической поддержкой из года в год растет, что говорит о большой значимости такого вида социальной работы.

Сегодня для  российских социальных служб это направление является одним из приоритетных. Утилитарные задачи проведения профилактической работы с подростками, особенно с девушками, – просветить их в вопросах планирования семьи, методах предотвращения нежелательной беременности; в целом помочь им стать сексуально образованными и воспитать у них половую культуру, и, тем самым, предотвратить их риск оказаться в юношеском возрасте брошенными «мадоннами». Одновременно с предоставлением подросткам чисто утилитарных знаний о том, как лучше предохраняться от беременности, необходимо также воспитывать в них уважение к духовным началам отношений полов, пропагандировать такие понятия, как «гордость», «девичья честь», «мужское поведение» и т.п.

В целом весь арсенал видов, форм, методов и технологий, используемых центрами и отделениями социальной помощи семье и детям при проведении конкретной практической социальной работы с неполными семьями, достаточно разнообразен. Как правило, их использование зависит от местной специфики, реалий и наиболее актуальных потребностей жителей конкретных населенных пунктов. 

Заключение

Семья как социальная группа, в которой совершаются  определенные процессы и которая  осуществляет определенные функции, исторически  развивается. Неполные семьи – это  та форма семейного жизнеустройства, которая на нынешнем отрезке человеческой истории стала достаточно распространенной. И это исторический факт.

На основании  вышесказанного можно сделать вывод:

Социальные  проблемы неполных семей:

- социально-экономические  (материальные трудности, испытываемые семьей);

- социально-психологические  (влияние на социализацию воспитывающихся  в неполных семьях детей, искажение  их представления о ролевых  функциях);

- социально-правовая (недостаточная социальная защищенность, низкая правовая грамотность);

- социально-  медицинская (низкая медицинская  активность);

- социально-педагогическая (отсутствие полноценного контроля  над воспитанием детей);

Государственная социальная политика в отношении  неполных семей включает:

- предоставление  гарантии защищенности, т.к. семьи входящие в эту категорию в силу не зависящих от них причин не могут самостоятельно выйти на общественно приемлемый уровень достатка и социального благополучия;

- создание государством  необходимых условий для активного  и благополучного функционирования семьи, полного раскрытия ее экономического,  производственного \, воспитательного потенциалов;

- формирование  полноценной системы социальных  услуг, направленной на оказание  широкого спектра помощи в  процессе их функционирования.

Неполным семьям необходима социальная помощь, которая носит нематериальный характер, а предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико- социальных и других проблем, осуществляемых через сеть специализированных социальных служб.  В условиях  социально-экономического кризиса в России  семейная политика имеет особое значение и должна быть направлена на создание благоприятного пространства для функционирования семьи.

Основными направлениями  организации социальной поддержки неполных семей является:

- экономические  (выплаты пособий, представление  льгот);

-психолого-педагогические (профилактика и коррекция психолого-педагогических  проблем);

- правовое направление  (усиление правовой поддержки,  правовое просвещение неполных семей);

- медицинское  направление (доступность медицинский  услуг);

Основными технологиями социальной поддержки неполным семьям является:

- оказание экстренных  неотложных мер, направленных  на выживание семьи;

- меры различного  характера  направленные на социальное развитие неполных семей и ее членов.

Таким образом  исследования достигнуты, определены основные направления организации  социальной поддержки неполных семей, а также обозначены технологии социальной работы с неполными семьями.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи.  – М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного  университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 2006.

2. Дементьева  И.Ф. Негативные факторы воспитания  детей в неполной семье // Социология  семьи. - №6. - 2001.

3. Зимняя И.А  Семья как объект социальной  работы. - Сер. "Социальная работа". Выпуск №7. - 2003. С. 71-81.

4. Методика и  технологии работы социального  педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Б.Н.Алмазов,  М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др.; Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева. – М.: «Академия», 2002.

5. Овчарова Р.В.  Справочная книга социального  педагога. - М.: СК "Сфера", 2001.

6. Психология  социальной работы / О.Н.Александрова, О.Н.Боголюбова, Н.Л.Васильева и др.; Под общ. ред. М.А.Гулиной. – СПб.: Питер, 2002.

7. Рубан М.  Л. Неполная семья как субъект  конструктивного взаимодействия  с социальным педагогом школы  в условиях северного региона  // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [Электронный  ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru

8. Семья как  объект и субъект социальной  работы. Методическое пособие к  курсу «Семьеведение». Ч.1 / Сост. Т.Н.  Мартынова.  Кемерово: Изд-во Кузбассвузиздат. 2000.

            9. Технологии социальной работы [Текст] : учебник для вузов / Т. В. Шеляг [и др.] ; под ред. Е. И. Холостовой. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 400 с.

10. Торохтий  В.С. Психология социальной работы  с семьей. - М.: ТЦ Сфера, 1996.

11. Тюгашев Е.А.  Семьеведение. М., 2003.

12. Холостова,  Е. И. Социальная работа [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. И. Холостова. - М. : Дашков и К, 2004. - 692 с.

 

 

13. Шапиро Б.Ю.  Содержание социальной работы  с семьей: проблемы и перспективы  //

1 Семья как объект и субъект социальной работы. Методическое пособие к курсу «Семьеведение». Ч.1 / Сост. Т.Н. Мартынова.  Кемерово: Изд-во Кузбассвузиздат. 2000.

2 Тюгашев Е.А. Семьеведение. М., 2003.


Информация о работе Технология социальной работы с неполной семьей