Технология социальной работы с неполной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: проанализировать технологию социальной работы с неполной семьёй.
Задачи работы:
1. Изучить понятие неполной семьи и источники формирования неполной семьи.
2. Рассмотреть проблемы неполных семей.
3. Проанализировать понятие технологий социальной работы.
4. Изучить направления социальной работы с неполной семьей.

Содержание работы

Введение 3
1 Социально-психологическая характеристика 5
семей
1.1 Понятие неполной семьи. Источники формирования неполной 5
семьи
1.2 Проблемы неполных семей 8
1.3 Нормативно - правовые основы социальной работы
с неполными семьями 14
2 Технологии социальной работы с неполной
семьей 16
2.1 Понятие технологий социальной работы 16
2.2 Основные направления социальной работы с неполными
семьями 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25

Файлы: 1 файл

курсовая . новая.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Особенность правового  статуса неполных семей, образовавшихся в результате развода супругов, заключается  в том, что несовершеннолетний ребенок  из такой семьи обладает правом получать на свое содержание и воспитание алименты. Ребенок,  чьи родители до своего расставания фактически проживали семьей без официального оформления своих отношений путем государственной регистрации брака (так называемый внебрачный союз), также имеет право на алименты в том случае, если отцовство его родителя является официально установленным – через добровольное признание отцовства путем указания в свидетельстве о рождении ребенка и в паспорте, или – через суд.

          2. Технологии социальной работы с неполной семьей

2.1. П о н  я т и е  т е х н  о л о г и и  с о  ц и а л ь н о й   р а б о т ы

Технология (от греч. tесhпе —  искусство, мастерство, умение + lоgоs —  учение) — система знаний о способах и средствах обработки и качественного  преобразования объекта. Одной из первых работ, в которой обстоятельно рассматривалось понятие «социальная технология», была монография болгарского ученого Николы Стефанова «Общественные науки и социальная технология», опубликованная на русском языке в 1976 г. Автор книги утверждал, что возможность технологизации социальных процессов обусловлена структурой человеческой деятельности, что смысл социальных технологий сводится к преобразованию знаний, опыта и навыков человека в практические действия по преобразованию социальных отношений и процессов.

Социальные технологии в  широком смысле слова – это  особая область научного знания, которая  ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой  последовательности возможны специфические  операции с результатами познавательной деятельности.

В узком смысле слова понятие  «социальные технологии» имеет  два значения.

Во-первых, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного  воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и  потребностью получения заданного результата. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность,  процедурность,  операциональность.

Во-вторых, социальные технологии – это теория, исследующая процессы целенаправленного воздействия  на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия.

Характер воздействия, его  технологичность определяются той  системой операций целенаправленного  воздействия, которая основывается на социальном и социологическом  знании объекта – это первый уровень технологического воздействия.

Второй уровень технологического воздействия предопределяется тем, что данный социальный объект находится  в неразрывной связи с другими  социальными объектами, более того - является частью социальной системы, органически интегрирован в социальное целое. И любое изменение этого социального объекта с неизбежностью влечет за собой цепочку изменений других объектов. В подобном социальном сценарии социальная технология должна учитывать все возможные изменения.

В соответствии с вышесказанным есть смысл различать базовые и частные социальные технологии.

Базовые – технологии стратегического (долгосрочного) проектирования социального  объекта. Смысл базовых технологий состоит в: 1) гармонизации индивидуального, личностного и общественного; 2) выдвижении таких целей социальных технологий, которые гуманистичны по своей природе; 3) развитии творческих способностей и активности социального субъекта.

Частные – разновидность  форм тактико-оперативного (краткосрочного) воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически-предметное урегулирование отношений и операций, оптимизация социального взаимодействия на разных уровнях.

Таким образом, социальные технологии олицетворяют собой разные ипостаси социальной самоорганизации.

Сегодня можно сформулировать две основные точки зрения на сущность социальных технологий.

Первая точка  зрения (Дж. Томас) состоит в том, что социальные технологии имеют  смысл, только если вводят социальные инновации в различные направления социальной практики. В число инноваций, согласно данной точке зрения, входят социальные исследования, разработка исследовательских программ, выработка моделей, социальный эксперимент, создание новых методик, технологии выработки критериев оценки эффективности. Инновации включают в себя специальные средства, позволяющие сделать их реальностью. Реализация социальной технологии - это: 1) анализ социальной реальности, социального объекта; 2) разработку социальной технологии изменения объекта; 3) распространение (внедрение) социальной технологии; 4) исследование развития объекта технологического воздействия; 5) оценка полученных результатов в ходе воздействия.

Необходимость применения социальных технологий обусловлена  тем, что практическому действию всегда предшествует какая-либо модель, макет, проект этого действия, т.е. возможный  вариант его реализации. Социальная технология рационализирует последовательность возможных практических действий, упорядочивает их. Суть социальной технологии – не в том, что делать, а в том, в какой последовательности. Наконец, согласно данной точке зрения, суть социальных технологий состоит также в том, что необходимо проектировать и прогнозировать не только сами практические действия, но и их возможные последствия. Таким образом, согласно данной точке зрения социальные технологии необходимы как инструмент для внедрения социальных инноваций в различные направления социальной практики.

Вторая точка  зрения (Н.С. Данакин) состоит в том, что существование социальных технологий связано с самой социальной действительностью (реальностью). Дело в том, что социальные технологии обусловливают протекание социальных процессов, ведь если рассматривать социальные технологии как последовательность операций, то они и есть социальный процесс. Однако отождествление этих понятий было бы неправильным. Суть социальной технологии, согласно данной точке зрения в том, чтобы, учитывая все объективные и субъективные условия, спроектировать оптимальное развитие социального процесса. Для этого процесс анализируется с точки зрения его вида, типа, характерных особенностей, внутреннего механизма, сопутствующих условий, интенсивности, направленности. Таким образом, посредством социальных технологий формируется исчерпывающий «реестр» социальных процессов. 

2.3 Технологии  социально-психологической помощи  неполной семье

В неполных семьях, как правило,  возникают проблемы в социализации, в неправильном общении в семье, в неправильном воспитании детей,  в общении с родителем из-за того, что нет удовлетворения потребностей. Выделяют следующие потребности ребенка, необходимые для его нормального развития:

 

– потребность  в теплых, близких, стабильных отношениях;

 

– потребность  в физической защите, в адекватных и устойчивых жизненных условиях;

 

– потребность  в знаниях, опыте соответственно возрасту и уровню развития ребенка;

 

– потребность  в адекватных ограничениях, структурированности повседневной жизни, а также обязанностях согласно возможностям ребенка;

 

– потребность  в признании индивидуальности, наличия  частных интересов;

 

– потребность  проживания в стабильном обществе, в получении поддержки со стороны  последнего.

 

     Но  не всегда в неполной семье могут удовлетворяться данные потребности.  Поэтому целью данного вида поддержки (социально-психологической) "является оказание помощи ребенку в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе" [26]

 

а также помочь неполной семье в воспитании, в решении различных проблем появляющихся в семье.

 

     Мы  можем выделить технологии социально-психологической  помощи неполной семье:

 

– информирование;

 

– реабилитация;

 

– консультирование;

 

– патронаж;

 

– анимационные услуги (экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, посещение театров, выставок и другие культурные мероприятия);

 

– координация;

 

– помощь в предоставлении способов для получения средств  для существования;

 

– помощь в получении  знаний ребенком и много других.

 

     Рассмотрим  подробнее. 

 

     Для  достижения поставленной цели  специалисту, осуществляемому социально-психологическую  работу с неполными семьями  необходимо:

     - осуществлять деятельность по  изучению личности ребенка и  окружающих его людей, проанализировать влияние социальной среды на формирование личности ребенка;

 

     - прогнозировать развитие проблемы  и ее решение в процессе  развития и воспитания ребенка;

 

     - организовывать взаимодействие  всех членов неполной семьи  на основе диалога;

     - помочь исправить ошибки воспитания, отрицательно влияющих на развитие  личности ребенка;

 

     - помочь матери и ребенку из  неполной семьи найти и реализовать  себя;

     - информировать о возможных правовых  мерах защиты неполной семьи;

    - оказать помощь в сфере эмоционально-психологического здоровья;

     - формировать нравственно-правовую  устойчивость членов неполной  семьи. 

     Таким  образом, специалист, работающий  с неполными семьями, информирует  ее о важности и возможных  способах взаимодействия родителей и детей, рассказывает о развитии ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей; консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в неполной семье, информирует о существующих методах воспитания; разъясняет матери (отцу) способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в неполной семье; защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности матери (отца) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствия внимания, человеческого отношения к ребенку.

 Объектом  воздействия в неполной семье  может быть ребенок, взрослые  члены семьи и сама неполная  семья, в целом, как коллектив.  Деятельность специалиста, осуществляющего социально-психологическую работу с неполной семьей, как и с полной, включает три основных составляющих социально-психологической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Последовательно рассмотрим каждую из составляющих.

 Образовательная  составляющая включает в себя  два направления деятельности  социального педагога: помощь в  обучении и воспитании. Помощь  в обучении направлена на предотвращение  возникающих семейных проблем  и формирование педагогической  культуры родителей. Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления.

 Психологическая  составляющая социально-психологической  помощи включает в себя также  два компонента: социально-психологическую  поддержку и коррекцию. Поддержка  направлена на создание благоприятного  климата в семье чаще всего  в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

 

     Посреднический  компонент социально-психологической  помощи включает в себя три  составляющие: помощь в организации,  координации и информирование. Помощь  в организации направлена на  организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов, клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов и др. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблем конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, а также проблем, которые существуют внутри семьи.

     В  процессе реализации образовательной,  психологической и посреднической  компонентов социально-психологической помощи специалист, осуществляющий работу с семьей, использует долгосрочные и краткосрочные формы работы. Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия. Кризисинтервентная модель работы с неполной семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле неполной семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.

 Например, такие  неблагоприятные периоды сопряжены с возрастными кризисами ребенка, когда в неполной семье усиливаются психолого-педагогические проблемы. В этом случае матери (отцу) необходимы знания возрастной психологии. Поскольку кризисная ситуация требует быстрого реагирования, ее оценка не предполагает детальной диагностики, а фокусирует свое внимание на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. При этом используются как внутренние ресурсы неполной семьи, так и внешние формы помощи.

Информация о работе Технология социальной работы с неполной семьей