Технология социальной работы с неполной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: проанализировать технологию социальной работы с неполной семьёй.
Задачи работы:
1. Изучить понятие неполной семьи и источники формирования неполной семьи.
2. Рассмотреть проблемы неполных семей.
3. Проанализировать понятие технологий социальной работы.
4. Изучить направления социальной работы с неполной семьей.

Содержание работы

Введение 3
1 Социально-психологическая характеристика 5
семей
1.1 Понятие неполной семьи. Источники формирования неполной 5
семьи
1.2 Проблемы неполных семей 8
1.3 Нормативно - правовые основы социальной работы
с неполными семьями 14
2 Технологии социальной работы с неполной
семьей 16
2.1 Понятие технологий социальной работы 16
2.2 Основные направления социальной работы с неполными
семьями 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25

Файлы: 1 файл

курсовая . новая.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

     Современное  российское общество постепенно  приходит к этой мысли. Пока  процент российских неполных  семей, возглавляемых отцами, остается  еще очень низким. Доля отцов, остающихся после развода вместе с ребенком (детьми), составляет сегодня в России менее 1% (35).

     Причинами  такого явления может быть  то, что российских мужчин пугают  не только материальные и бытовые  проблемы, но и причины социально-культурного порядка, и, прежде всего – то, как неоднозначно воспринимает одиноких родителей сегодня общество. Многие специалисты указывают, что у неполных семей, как на Западе, так и в России, существует серьезная проблема социокультурного порядка: при отсутствии помощи в воспитании детей со стороны другого взрослого человека многие одинокие родители чувствуют себя отчужденными, т.е. оторванными от общества и возложенная на них обязанность кажется им непосильной. На Западе одним из способов преодоления этой проблемы является широко практикующееся объединение таких семей в клубы и ассоциации самопомощи и т.п.

     Специалисты  отмечают, что в целом и одиноких  отцов, и одиноких матерей характеризует  ряд общих особенностей: более  ограниченная социальная жизнь, более демократический стиль семейной жизни и наличие определенных трудностей при вступлении в новый брак (34).

    Одинокие  отцы получают больше помощи  со стороны друзей и родственников,  зато у них сильнее, чем у  матерей, сужается круг общения.  Если одинокие матери испытывают трудности с выработкой в детях чувства дисциплины, то отцы озабочены нехваткой эмоциональной близости с детьми, особенно с дочерями. Тем не менее, как отмечает российский психолог и социолог И. Кон, «хотя в обоих случаях неполная семья создает разного порядка трудности, отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка и какой-то компенсации недостающего отцовского или материнского влияния» (14).

     В  последнее время значительно  сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина - мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно-психическом развитии, а тем более дети-инвалиды. Если ребенок-инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.

     Необходимость  ухода за ребенком в отсутствие  помощи со стороны, разрушение  сферы бытовых услуг не позволяют  женщине проявить себя в профессиональной  сфере: решающее значение на  их выбор и формирования поведения оказывает материальная ответственность. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе (25).

     Даже  самая заботливая женщина в  неполной семье, физически не  имеет достаточно времени для  воспитания своего ребенка. Из-за  чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе.

     Среди  проблем неполных семей особенно  остро стоит проблема ее функционирования  как института воспитания и  социализации детей. Издержки  воспитания детей в неполной  семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным (24).

      В рамках воспитательной деятельности  одному родителю сложно осуществить  полноценный контроль за ребенком  и в целом влиять на их  поведение. Эффективному воспитанию  мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада  в семье: «отец + мать + дети»; основная причина – чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания.

     Следующая  социальная характеристика, которая  требует внимания общества к  неполной семье с несовершеннолетними  детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, необращение к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п. (37).

     Как  правило, в неполной семье одинокая  мать имеет более выраженную  установку на воспитание детей,  чем мать в полной семье.  Особенно это заметно в семье разведенных супругов. Процесс воспитания и вся система отношений матери с детьми эмоционально более насыщены. При этом в поведении матери, касающемся ее взаимоотношений с ребенком, наблюдаются две крайности. Одна из них - применение жестких мер воспитательного воздействия, в первую очередь по отношению к мальчикам. Обусловливается подобное отношение, по мнению специалистов, тем, что мать ревниво относится к встречам сына с отцом, испытывает к сыну постоянное чувство эмоциональной неудовлетворенности и недовольства из-за имеющихся у мальчика нежелательных черт характера бывшего мужа. Угрозы, порицания и физические наказания матери чаще применяют к мальчикам. Сыновья нередко становятся объектом для снятия нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности. Это свидетельствует о нетерпимости матерей к общим с отцами чертам у детей и о предшествующих конфликтных отношениях в семье.

     Вторая  крайность в поведении матери  после развода заключается в  том, что она стремится своим  влиянием компенсировать то, что, по ее мнению, дети недополучают из-за отсутствия отца. Такая мать занимает опекающую, охранительную, контролирующую позицию, сдерживающую инициативу ребенка, что способствует формированию эмоционально ранимой, безынициативной, несамостоятельной, поддающейся внешним влияниям, управляемой извне, эгоистической личности. подстерегающих мать, оставшуюся без мужа. Эти соблазны приводят к ошибочному поведению матери в отношениях с детьми, что в конечном итоге вызывает разного рода деформации в их психическом и личностном развитии (10).

     Социально-экономические  проблемы присущи не всем неполным  семьям; во всяком случае, их разрешить  проще, чем социально-психологические  проблемы, присутствующие во внутриличностной  сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.

     Это,  во-первых, обида, угнетенность и  чувство собственной неполноценности,  которые могут испытывать дети  после развода их родителей.  Нередко дети винят себя в  распаде семьи. Во-вторых, чувство  вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи - это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует (41).

     Самая  же большая сложность - затруднения  в правильной поло-ролевой идентификации  и ориентации детей. Ребенок  формирует стереотипы своего  восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители (36).

     Хотя  полоролевое поведение людей  в различных культурах изучено  далеко не полно, в семейных  взаимоотношениях оно проявляется  наиболее явно. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) - их неадекватная полоролевая социализация.

     Хотя  неполных семей, в которых отец  один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ориентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми).

     В  настоящее время распространена  новая категория неполных семей  - неполные расширенные семьи,  которые образуются, как правило,  в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство - чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности: к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения (29).

     Таким  образом, можно сказать, что  количество неполных семей с  каждым годом увеличивается, растет  число разводов и, необходимы  конкретные меры по решению проблем такой слабозащищенной семейной группы, как неполная семья.

1.3 Н о р  м а т и в н о – п  р а в о в ы е  о  с н о в ы  с о ц и а л ь н о й  

р а б о  т ы   с н е п о л н ы м и   с е м ь я м и

Семья в современном  обществе представляет собой не только особую социальную группу, но и правовой институт. Как правовой институт семья представляет собой группу связанных между собой брачными и родственными отношениями лиц, которые наделены правами и обязанностями, соответствующими правовыми нормами. В российском законодательстве эти права и обязанности в основном определяются Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ,  Конвенцией  о правах ребенка а также рядом специальных законодательных и нормативно-правовых документов.

 Неполные  семьи, согласно российскому законодательству, обладают различными правами на дополнительные меры социальной поддержки. Объем и специфика этих прав зависит от того, к какому типу неполных семей относится данная конкретная семья. В зависимости от этого семья может обладать большими правами, чем обычные семьи, или, наоборот, может быть лишена этих прав вовсе.

Так, дети из неполных семей, ставших таковыми в результате смерти одного из родителей, в соответствии с российскими законами, имеют  право на трудовую или социальную пенсию по случаю потери кормильца.

Кроме того, в  соответствии с Федеральным законом  от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», дети-сироты, в том  случае, если их умерший родитель был застрахован, имеют право на получение единовременной страховой выплаты по потере кормильца.

Кроме единовременной страховой выплаты, дети-сироты имеют  право на получение ежемесячной  страховой выплаты вплоть до достижения ими 18-летнего возраста (учащиеся старше 18 лет – до окончания учебы в учебных заведениях по очной форме, но не более чем до 23 лет). На получение ежемесячной страховой выплаты имеет право также один из родителей, вдова (вдовец) либо другой член семьи, неработающий и занятый уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми вплоть до наступления ими 18-летнего возраста. Если вдова (вдовец) в период ухода за детьми умершего стала нетрудоспособной, то право на получение страховых выплат сохраняется за ней и после окончания ухода за детьми

Следует особо  отметить, что действующим законодательством  предусмотрены дополнительные меры поддержки не только в отношении  детей, находящихся под опекой (попечительством), но также отдельные льготы для  их опекунов (попечителей). Так, в соответствии со статьей 264 Трудового кодекса РФ, гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством, распространяются также в полном объеме на опекунов (попечителей) несовершеннолетних. Например, согласно статье 96 ТК РФ опекуны детей в возрасте до пяти лет могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Опекуны (попечители), имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), имеют право на установление неполного рабочего дня или неполной рабочей недели (ст. 93 ТК РФ). Для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет опекунам (попечителям) предоставляются дополнительные оплачиваемые выходные дни (ст. 262 ТК РФ).

Информация о работе Технология социальной работы с неполной семьей