Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Цель научного исследования – изучить технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Задачи научного исследования:
изучить теоретические и правовые аспекты социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов;
раскрыть основные понятия курсовой работы;
изучить процесс адаптации семей, воспитывающих детей-инвалидов;
изучить законодательную базу по данной проблеме.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и правовые основы социальной работы с семями, воспитывающими детей-инвалидов….......5
Теоретические подходы к изучению проблем семей, воспитывающих
детей инвалидов………………………………………………………………….......5
Проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов……………………..12
Правовая основа в решении проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов в России………………………………………………….………15
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ,
воспитывающей ребенка-инвалида………………………………...20
2.1. Принципы и направления социальной работы с семьей, имеющей
ребенка-инвалида…………………………………………………………………...20
2.2. Общие технологии социальной работы с семьями, воспитывающими
детей-инвалидов……………………………………………….……...……………26
2.3. Специфика разработки индивидуальных программ реабилитации для детей-инвалидов (на примере Управления социальной защиты населения администрации города Трехгорного)……………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..42

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 85.41 Кб (Скачать файл)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  и правовые основы социальной работы с семями, воспитывающими детей-инвалидов….......5

    1. Теоретические подходы к изучению проблем семей, воспитывающих

детей инвалидов………………………………………………………………….......5

    1. Проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов……………………..12
    2. Правовая основа в решении проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов в России………………………………………………….………15

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ,  

воспитывающей ребенка-инвалида………………………………...20

2.1. Принципы  и направления социальной работы с семьей, имеющей

ребенка-инвалида…………………………………………………………………...20

2.2. Общие технологии социальной  работы с семьями, воспитывающими 

детей-инвалидов……………………………………………….……...……………26

2.3.  Специфика разработки индивидуальных программ реабилитации для детей-инвалидов (на примере Управления социальной защиты населения администрации города Трехгорного)……………………………………………..32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..42

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из острых вопросов современного общества является проблема инвалидности с учетом ее медицинского, социального, нравственного и экономического значения. В России, как и во всем мире, наблюдается неуклонный рост числа детей-инвалидов. В начале нового тысячелетия проблема детской  инвалидности в России приобретает  поистине общенациональный характер.

По данным Министра здравоохранения  и социального развития Татьяны  Голиковой на август 2010 года, численность детей-инвалидов в России составляет 549 тысяч человек, 12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах. Численность детей, впервые признанных инвалидами  – 73 545 человек. [16]

Факт рождения в семье ребенка «не такого, как у всех» является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Эмоциональный стресс отражается на супружеских отношениях (по статистике около 58% таких семей распадаются).

Семья, воспитывающая ребенка-инвалида – это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой  определяются не только личностными  особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное - специфическим положением  в семье ребёнка-инвалида,  которое обусловлено его болезнью. [17, c.11]

Сегодня в России предпринимаются  различные меры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях  по решению  проблем семей с детьми-инвалидами, но технологии социальной работы с  семьями, воспитывающими детей-инвалидов, так и остаются несовершенными. Поэтому  тема курсовой работы является актуальной.  К изучаемой проблеме в своих работах обращаются И.И. Мамайчук, В.Л. Мартыновым, Г.В. Пятаковой, В.С. Чавес , Е.И. Холостова, А.И. Захаров.

Объект исследования – проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Предмет исследования – социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.

Цель научного исследования – изучить технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.

Задачи научного исследования:

    1. изучить теоретические и правовые аспекты социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов;
    2. раскрыть основные понятия курсовой работы;
    3. изучить процесс адаптации семей, воспитывающих детей-инвалидов;
    4. изучить законодательную базу по данной проблеме.

Методы исследования: изучение и  анализ научной и учебной литературы, статистических данных, нормативных  правовых источников с письменной фиксацией  необходимых сведений.

Структура курсовой работы отражает последовательность и состоит из:

- введения;

- основной части, которая содержит 2 главы;

- заключения;

- списка источников и литературы.

В первой главе  рассматриваются  теоретические аспекты социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, в частности, перечислены проблемы таких семей, рассмотрены основные направления социальной работы с ними.

Во второй главе рассматриваются  технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

    1. Теоретические подходы к изучению проблем семей, воспитывающих детей инвалидов

Инвалид - лицо, которое имеет  нарушение здоровья со стойким расстройством  функций организма, обусловленное  заболеваниями, последствиями травм  или дефектами, приводящее к ограничению  жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной  защиты. 
     Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. 
     В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок - инвалид". [7]

В случае детей-инвалидов, основное бремя заботы о ребенке ложится  на членов семьи, что существенным образом  сказывается на всех сферах их

жизнедеятельности, ведет  к снижению качества жизни.

Семья, в которой живет  больной ребенок, оказывается особой группой,

которой соответствует присущая только для нее атмосфера межличностных

отношений. Эти отношения  по-разному проявляются и в  различной степени

влияют на развитие ребенка, протекание его заболевания, а также  общее

психическое состояние самих  родителей.

Авторы обращают внимание на различные стороны сложных  процессов

взаимодействия ребенка  с отклонениями в развитии с окружающими, восприятия этого ребенка близкими для него людьми и развития самого

ребенка как личности.

Большинство работ сфокусировано  на изучении того, как имеющиеся  особенности семейных отношений  влияют на развитие ребенка с отклонениями в развитии, и, сравнительно немного работ рассматривают обратное влияние: как рождение ребенка с отклонениями в развитии сказывается на семейном функционировании.

Исследование распространенности инвалидности в различных странах  мира показало, что в Китае 4,9% детей  имеют ограниченные возможности  вследствие заболеваний, в Великобритании –  2,6%. В Саудовской Аравии дети-инвалиды составляют в среднем 6,3% всей популяции  при вариации по регионам показателя в пределах 4,3-9,9%. В США 12,8% детей (9,4 млн.) являются «детьми со специальными потребностями в медицинском  обслуживании», на отдельных территориях, где проживают бедные семьи и  афроамериканцы этот показатель возрастает до 23,5%. В Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5-2,5 до 4,5% детского населения. Распространенность детской инвалидности в нашей  стране с момента ее регистрации  с 1980 по 2009 г. увеличилась почти в 12 раз. Уже в 2004 г. уровень детской  инвалидности в России составил 200,8 на 10 тыс. детей 0-17 лет. В настоящее  время абсолютное число детей  с ограниченными возможностями  превысило полумиллионную отметку. По оценке Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации, в ближайшие годы прогнозируется дальнейший рост этого показателя на фоне снижения численности населения, показателей его здоровья, неблагополучной  социальной ситуации в большинстве  российских семей. В структуре инвалидности с учетом возраста преобладают подростки. Во всех возрастных группах детей-инвалидов  лидируют мальчики (58%), уровень инвалидности среди них выше, чем среди девочек  в 1,2-1,7 раза. [13, c. 31]

Анализ результатов исследований по данной проблеме последних лет  показывает, что структура инвалидности детей от 0 до 17 лет по нозологическим формам достаточно стабильная. Ведущие  ранговые места занимают болезни  нервной системы, психические расстройства (более 70% — умственная отсталость) и врожденные аномалии развития. Эти 3 класса занимают в структуре инвалидности 62-69,5%. Указанные причины лидируют и по мнению зарубежных авторов. Группа инфекционных и соматических болезней в целом составляет, по различным данным, 21,5-34,5%. В последние годы отмечена возросшая роль болезней эндокринной системы (в половине случаев — за счет сахарного диабета), злокачественных новообразований, особенно у подростков. [13, c. 33]

Проблемы семьи, имеющей  ребенка с отклонениями в развитии, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения семьи и общества прошли путь от диктата социума, предписывающего избавляться от неполноценных младенцев, до понимания необходимости оказания помощи и поддержки таким семьям. Следует отметить, что ситуация проблемности возникает в семье с момента рождения в ней ребенка с психофизическими недостатками и проявляется как отношение социума к дефекту. В эти отношения включаются и близкие ребенка: родители, другие члены семьи, опекуны.

Генезис проблемы такой семьи  детерминирован историей отношения обшества к лицам с психофизическими недостатками на протяжении развития современной цивилизации и может рассматриваться в тесной взаимосвязи с нею. [22, c. 9]

Нарушения в развитии и  недостатки в здоровье ребенка влияют на внутрисемейные взаимоотношения и формируют особый социальный климат в семье. Понятие внутрисемейного климата характеризует разнообразные стороны жизни семьи, включая и принципы семейного воспитания. В этой связи представляют интерес работы А.И. Захарова, в которых наряду со специальными проблемами, касающимися специфики возникновения неврозов у детей, рассматриваются особенности личностей их родителей (слабость, ригидность, «закрытость» «конфликтность», эмоциональная нестабильность), социально-психологическая структура семей, особенности воспитания. Автор предлагает свой подход к классификации типов неправильного воспитания. Приведем некоторые из них.

    • Несоответствие требований родителей возможностям и потребностям детей. Подобное отношение в максимальной мере проявляется у родителей с авторитарными, в частности, ригидными, доминантными и гиперсоциализированными чертами личности.
    • Непринятие индивидуальности детей.
    • Неравномерный характер воспитания в различные периоды жизни детей со стороны одного или обоих родителей.
    • Несогласованный подход в воспитании со стороны родителей и других членов семьи. Проявляется контрастным сочетанием строгих ограничений и запретов со стороны одного родителя и всеразрешающим отношением другого.
    • Непоследовательность воспитания. Может являться симптомом невротического состояния матери или отца, проявлением истерических черт характера.
    • Неустойчивость в обращении с детьми — повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность.
    • Тревожность в воспитании — постоянное беспокойство о ребенке, наличие излишних опасений. [22, c. 15]

В отличие от семей, воспитывающих  детей с невротическими расстройствами, принципы семейного воспитания при шизофрении имеют в большей мере переучивающий характер (О. Бах, В.М. Воловик, В.Л. Гайда, А.П. Коцюбинский). Они не затрагивают процессуальной основы заболевания и направлены на устранение ситуаций, являющихся источником эмоционального напряжения в семье. Задачи реабилитации больных направлены на достижение взаимопонимания между ее членами, создание в семье атмосферы, благоприятствующей лечению и социальному восстановлению больного.

Социально-психологическое  исследование семей, воспитывающих  детей и подростков с детским  церебральным параличом, было проведено И.И. Мамайчук, В.Л. Мартыновым, Г.В. Пятаковой. В задачи исследования входило изучение влияния болезни ребенка на характер семейных отношений, а также воздействия семейных отношений на стиль воспитания больного ребенка в семье и формирование его личности.

Результаты обследования семей, в которых воспитывались дети с тяжелым неврологическим заболеванием в возрасте от 7 до 16 лет, показали, что преобладающим стилем воспитания являлась гиперопека. Известно, что такой стиль воспитания приводит к психопатическому

развитию личности больного ребенка и формирует в нем  эгоцентрические установки. Почти  все родители, использующие этот стиль  воспитания, снизили свою трудовую и социальную активность. Небольшую  часть (12%) составили семьи, в которых  имело место эмоциональное отвержение больного ребенка, проявляющееся в жестком обращении с ним. Знаменательно, что авторы публикации указывают на зависимость используемого родителями типа семейного воспитания от их психологических особенностей.

Следует также отметить исследование В.С. Чавес, направленное на изучение семейного воспитания детей и подростков с детским церебральным параличом. Показано, что ведущим стилем семейного воспитания больных детей является потворствующая гиперпротекция. Это проявляется в преобладании повышенной заботы о здоровье ребенка, удовлетворении всех его потребностей без предъявления адекватных требований. Такой стиль воспитания также способствует развитию эгоцентризма, повышенной зависимости, снижает волевую и социальную активность ребенка. Анализ результатов свидетельствует о высоком уровне эмоционально-волевых проблем (тревожности, фрустрированности), проявившихся у родителей. Одновременно автор подчеркивает значение выявленной фиксированное матерей на физической и психической беспомощности их детей. [22, c. 17]

В своих трудах Холостова  Е.И. рассматривала Идеологию Правил, основанную на принципе обеспечения  равных возможностей, предполагающем, что инвалиды являются членами общества и имеют право оставаться жить в своих общинах. Они должны получать поддержку, в которой нуждаются  в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг. Всего таких правил 20. Например, правило 3 — реабилитация — предполагает предоставление инвалидам услуг по реабилитации с тем, чтобы позволить им достигнуть и поддержать оптимальный уровень самостоятельности и жизнедеятельности. Государства обязаны разрабатывать национальные программы реабилитации для всех групп инвалидов. В основе таких программ должны лежать фактические потребности инвалидов и принципы их всестороннего участия в жизни общества и равноправия. Подобные программы должны включать, в частности, базовую подготовку для восстановления или компенсации утраченной функции, консультирование инвалидов и членов их семей, развитие самообеспечения и предоставление, по мере необходимости, таких услуг, как осуществление экспертизы и предоставление рекомендаций. Инвалиды и их семьи должны иметь возможность участвовать в разработке программ, направленных на изменение их положения. [26, c. 16]

Информация о работе Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов