Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Цель научного исследования – изучить технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Задачи научного исследования:
изучить теоретические и правовые аспекты социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов;
раскрыть основные понятия курсовой работы;
изучить процесс адаптации семей, воспитывающих детей-инвалидов;
изучить законодательную базу по данной проблеме.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и правовые основы социальной работы с семями, воспитывающими детей-инвалидов….......5
Теоретические подходы к изучению проблем семей, воспитывающих
детей инвалидов………………………………………………………………….......5
Проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов……………………..12
Правовая основа в решении проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов в России………………………………………………….………15
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ,
воспитывающей ребенка-инвалида………………………………...20
2.1. Принципы и направления социальной работы с семьей, имеющей
ребенка-инвалида…………………………………………………………………...20
2.2. Общие технологии социальной работы с семьями, воспитывающими
детей-инвалидов……………………………………………….……...……………26
2.3. Специфика разработки индивидуальных программ реабилитации для детей-инвалидов (на примере Управления социальной защиты населения администрации города Трехгорного)……………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..42

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 85.41 Кб (Скачать файл)

Объем и структура реабилитационных услуг ребенку-инвалиду в индивидуальной программе реабилитации (ИПР), разрабатываемой  бюро медико-социальной экспертизы, должны определяться с учетом комплекса  медицинских, личностно-психологических, социально-педагогических факторов. При  этом необходимо учитывать анатомо-физиологические  особенности детского возраста, характер течения заболевания, степень нарушения  функций различных систем организма, приводящих к ограничению жизнедеятельности, реабилитационные возможности. Важным фактором при проведении экспертно-реабилитационной диагностики и разработке ИПР  ребенка-инвалида, является оценка его  коммуникативного развития, игровой  и учебной деятельностью. Не менее  значимым моментом является анализ семейных отношений, так как именно в семейном контексте формируются основы личности ребенка. ИПР ребенка-инвалида включает программу медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, в том  числе патронаж семьи (медицинский, психолого-педагогический, социокультурный), мероприятия по психолого-педагогической и коррекционной работе. Воспитание и обучение детей-инвалидов должны быть направлены на коррекцию психофизического развития личности, на ее социальную адаптацию  и интеграцию. При необходимости  должно быть предусмотрено для ребенка  специальное учебное место, имеющее  техническую и организационную  оснастку и эргономическую функциональность. В социальной реабилитации детей-инвалидов используются специальные технологии и детские технические средства реабилитации. [10]

Формирование индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида имеет свои особенности по сравнению  с ИПР для взрослых инвалидов. Значение имеет ряд факторов. Прежде всего, это возраст – термин «дети-инвалиды»  в настоящее время охватывает детей и подростков в возрасте до 18 лет. В этот период происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. В то же время детский возраст подразделяется на ряд периодов, имеющих свою специфику, которую также необходимо учитывать  при формировании ИПР. Обычно выделяют следующие возрастные периоды детства:

– младенческий возраст  – до 1 года,

– ранний возраст – 1−2 года,

– дошкольный возраст – 3−6 лет,

– младший школьный возраст  – 7−10 лет,

– средний школьный или  подростковый возраст – 11 −14 лет,

– старший подростковый возраст или ранняя юность – 15−18 лет.

Для каждого возрастного  периода характерны определенные качественные характеристики психического развития и ведущие виды деятельности. [10]

Специфика детского возраста и основных видов деятельности ребенка  накладывает отпечаток на структуру  основных мероприятий ИПР. В связи  с этим до окончания обучения ребенка  в школе целесообразно расширение блока «Профессиональная реабилитация»  в части педагогической реабилитации. При этом конкретизируются мероприятия  по дошкольному воспитанию, общему и профессиональному образованию, педагогической коррекции. Все дети посещают те или иные учебно-воспитательные учреждения, и именно обучение, воспитание и образование являются основными  путями их развития — реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации ИПР.

Педагогический аспект реабилитации включает восстановление, коррекцию  и компенсацию утраченных и нарушенных функций в процессе образования  методами обучения, воспитания, развития.

Образование предусматривает  обеспечение готовности к самоопределению  и самореализации в основных сферах жизнедеятельности. В процессе образования  развиваются способности к самореализации в социуме, к формированию среды  общения, осуществляется подготовка к  самостоятельной и ответственной  деятельности в различных сферах, происходит обучение досугу, обеспечивается формирование способности к саморегуляции  своего физического и психического развития. [10]

Коррекционное обучение предполагает усвоение социального опыта специальными методами, учитывающими недостатки психического и физического развития ребенка. Коррекционное развитие предполагает преодоление недостатков умственного  и физического развития, совершенствование  физических и психических функций, сохранной сенсорной сферы и  развитие нейродинамических механизмов компенсации дефекта. Компенсация  дефекта в учебных условиях реализуется  с помощью специальных методов, пособий, дидактического материала, специальных  приборов. [10]

Под специальным образованием понимают обучение детей со специальными нуждами. Оно направлено на развитие индивидуальных возможностей ребенка  для достижения максимальной адаптации  и социальной реабилитации. Система  специального образования включает сеть специальных (коррекционных) учебно-воспитательных и реабилитационно-образовательных  учреждений (дошкольных, общеобразовательных  и профессиональных). Эти учреждения являются многофункциональными и включают диагностические, обучающие, развивающие, коррекционные и оздоровительные  комплексы, а также творческие мастерские, направленные на развитие способностей детей с отклонениями в развитии в области ремесел, искусства, музыки, любви к природе, возможности развития личности, умения понимать окружающий мир и найти в нем место для себя.

Кроме того, ребенок-инвалид  может обучаться и в массовой школе – интегрировано. Трудной  задачей является определение возможности  обучения в массовой школе, а также  определение сроков начала интегрированного обучения. По возможности интегрированного обучения детей с проблемами в  развитии можно разделить на 3 группы:

1. С легкой степенью  нарушений в обучении (в том  числе дети с задержкой психического  развития)

2. С умеренными нарушениями  в обучении (дети с умеренными  нарушениями зрения, слуха, речи, физическими отклонениями) – их  рекомендуется интегрировать после  начальной школы

3. С тяжелыми нарушениями  в обучении (умственно отсталые  дети, с выраженными нарушениями  зрения и слуха) – их обучение  рекомендуется осуществлять в  специальном учебном заведении,  либо на дому. [10]

В плане профессиональной реабилитации основной акцент в ИПР  делается на профориентацию – формирование профессиональных планов. В процессе профессионального подбора для  подростка-инвалида в отличие от взрослого формируются рекомендации не для продолжения трудовой деятельности и переобучения, а для получения  первичной профессиональной подготовки.

При определении условий  труда подростков в ИПР необходимо исходить из следующего:

– условия труда должны соответствовать требованиям, обусловленным  инвалидизирующим заболеванием

– психические и физические нагрузки должны способствовать развитию компенсаторных механизмов и не отражаться отрицательно на здоровье подростка-инвалида

– труд детей-инвалидов должен быть организован с учетом возможности  введения дополнительных перерывов, скользящих графиков работы, неполного рабочего дня или недели. [10]

Особое внимание следует  уделить психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени должен быть смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение  к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность  реабилитации. Поэтому ИПР должна быть направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.

Основные формы психологической  работы с семьей ребенка-инвалида состоят  в следующем:

а) психологическая поддержка  и психологическое консультирование взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, лекционная форма  работы);

б) решение семейных психологических  проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем. [10]

Родители – основные участники  реабилитации, особенно если ребенок  по тем или иным причинам не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Задача родителей – помочь ребенку  в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал  развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, сделать ребенка максимально  приспособленным к пребыванию в  детском коллективе и в перспективе  к максимальной интеграции в обществе и полезной трудовой и профессиональной деятельности. Решение возложенных  на родителей задач невозможно без  специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной  работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у педагогов, воспитателей, врачей, психолога, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР. [10]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы изучили  технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. К изучаемой проблеме в своих работах обращаются И.И. Мамайчук, В.Л. Мартыновым, Г.В. Пятаковой, В.С. Чавес , Е.И. Холостова, А.И. Захаров .

Численность детей-инвалидов  возрастает с каждым годом. Основными  причинами, способствующими инвалидности детей, является высокий уровень  хронических наследственных заболеваний  родителей; болезни новорожденных, вызванные состоянием здоровья матери; запоздалое выявление болезней; неблагоприятные  условия труда женщин; ухудшение  экологической обстановки и многие другие.

Таким образом, в последние  годы наметилась тенденция улучшения  социальной поддержки семей с  детьми с ограниченными физическими  и умственными возможностями. Этому  способствовал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей  с детьми-инвалидами (прежде всего  на региональном уровне), определенная трансформация массового сознания россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском  аспекте, динамичный рост числа центров  реабилитации детей с ограниченными  возможностями.

Особое внимание уделяется  социальному обслуживанию детей-инвалидов, развитию социально-реабилитационных услуг.  На данный момент в Челябинске насчитывается 26 специализированных реабилитационных центров, всего в России их около 2000 (вместе с отделениями реабилитации в учреждениях социального обслуживания).

Но всё это мало отражается на решении внутренних психологических  проблем родителей ребёнка-инвалида, особенно матери. Тесный эмоциональный  контакт с матерью, начиная с  первых дней жизни, её ласка и забота являются залогом полноценного психического развития любого ребёнка. Ребёнок — инвалид должен чувствовать, что близкие люди его любят и понимают, не считая хуже других детей, всегда готовы прийти на помощь.

Но кто-то должен прийти на помощь и семье, ведь больной ребёнок  является постоянным стрессовым фактором, особенно для матери. Эмоциональные  перегрузки вызывают определённые изменения  в ее поведении и здоровье, что  отражается на ребёнке. Получается замкнутый  круг: болезнь, инвалидность ребёнка  вызывает стресс у матери, а последствия  стресса усугубляют болезнь ребёнка.

Кроме того, хочется отметить, что основная цель ранней социально-реабилитационной работы связана с обеспечением социального, эмоционального, интеллектуального  и физического развития ребёнка, имеющего нарушения, и достижением  максимального успеха в раскрытии  потенциала ребёнка для обучения. Другая важная цель — предупреждение вторичных дефектов у детей с  нарушениями развития. Третья цель состоит в том, чтобы адаптировать семьи, имеющие детей с задержками развития так, чтобы эти семьи  могли удовлетворить потребности  ребенка максимально эффективно. Социальная работа с семьей требует  от профессионала отношения к  родителям как к партнёрам, изучения способа функционирования конкретной семьи и выработки индивидуальной программы, соответствующей семейным потребностям и стилям. [28, c. 351]

Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее окружение ребенка  с ограниченными возможностями  — главное звено в системе  его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более  жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. [28, c. 347]

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990г.) // Дипломатический вестник. - 1992. - №6. - С.10.
  2. Декларация о правах инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года) // http://www.gold-child.ru
  3. Декларации прав ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года) // http://www.gold-child.ru
  4. Конвенции о правах ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года; ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года) // http://www.gold-child.ru
  5. Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 2009. - №7.
  6. Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, резолюция 48/96) // http://www.gold-child.ru
  7. Федеральный закон  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ // http://www.gold-child.ru
  8. Закон  «Об образовании Российской Федерации » от 10 июля 1992г. № 3266-1// http://www.gold-child.ru
  9. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от  2 августа 1995 г. № 122-ФЗ // http://www.gold-child.ru
  10. Быкова О. Е. Специфика разработки индивидуальных программ реабилитации для детей-инвалидов [Текст] / О.Е. Быкова // http://kraspubl.ru/
  11. Дивицина, Н.Ф. Семьеведение [Текст] / Н.Ф.Дивицина. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ГПСС, 2008. - 325с.
  12. Дьяченко, В.Г. Руководство по социальной педиатрии [Текст] / В.Г. Дьяченко. – Хабаровск: Изд-во ГОУ ВПО Дальневосточный государственный медицинский университет, 2010. – 378 с.
  13. Журавлев, А. Дети-инвалиды не будут забыты [Текст] / А. Журавлев // http://invak.info
  14. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы [Текст] / Л.П. Кузнецова. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007. - 152 с.
  15. Кузнецова, О.В. Социальная <span class="No_0020Spacing11__Char" style=" font-family: 'Times New Roman',

Информация о работе Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов