Технологии социальной работы с наркозависимыми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности технологии социальной работы с наркозависимыми людьми.
Задачи:
1.Изучить понятие наркомании и причины ее возникновения.
2.Рассмотреть характеристику наркомании на разных этапах развития человека.
3.Изучить специфику социальной работы с наркозависимыми.
4.Разработать рекомендации по совершенствованию профилактической работы с подростками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
Глава 1.НАРКОМАНИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА……6
1.1 Понятие наркомании и причины ее возникновения…………………6
1.2 Характеристика наркомании на разных этапах развития человека..17
Глава2.СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАРКОЗАВИСИМЫМИ ПОДРОСТКАМИ…………………………..……….23
2.1 Специфика социальной работы с наркозависимыми……………..23
2.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию профилактической работы с подростками……………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………42
Библиографический список………………………………………………45

Файлы: 1 файл

технология соц раб курсовикЕ.docx

— 89.95 Кб (Скачать файл)

Наркотическая ситуация в  последние годы в России значительно  ухудшилась: распространение наркомании происходит угрожающими темпами  и имеет тенденцию к обострению, возросло потребление наркотических  средств и психотропных веществ, неуклонно растет объем незаконного  оборота наркотиков и количество преступлений, совершаемых на почве  наркотиков и наркомании. Наркомания стремительно молодеет, все большее  число несовершеннолетних приобретают  «опыт» потребления наркотических и психотропных препаратов, возрастает число женщин - потребителей наркотиков. Новым опасным явлением стало появление «семейной наркомании», вовлечение в наркоманию малолетних детей собственными родителями, резко возросла заболеваемость ВИЧ-инфекцией, увеличилась смертность от употребления наркотиков, особенно среди детей.4

Проблема наркомании достигла глобальных масштабов, она имеет  многогранный характер, включает экономический, медицинский, социальный, правовой, воспитательный аспекты.

1.2 Характеристика  наркомании на разных этапах  развития человека

Прием наркотиков у современной  молодежи стал обыденным делом, можно  даже сказать, традицией. Кажется, будто  у сегодняшних подростков не употреблять  наркотики считается неприличным  и не современным.  Подростковая наркомания, как утверждает статистика, стала настоящей эпидемией в стране. Данные Министерства внутренних дел России свидетельствуют, что 70% употребляющих наркотики – это подростки и молодежь. По крайней мере, один раз принимали наркотические или токсикоманические вещества 56% мальчишек и 20% девчонок, а продолжают их употреблять 45% мальчиков и 18% девочек.

Вопросы формирования наркотической  зависимости в подростковом возрасте привлекают к себе все более пристальное  внимание специалистов различных областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с каждым годом. Кроме того, известен тот факт, что лишь незначительная часть несовершеннолетних, страдающих наркоманией, обращается за помощью самостоятельно, в то время  как 5-7% от всех подростков уже имеют  опыт хотя бы разового употребления наркотиков.

Эффективность профилактических мероприятий подростковой наркомании крайне низка, и одной из причин этого  является недостаточное знание специфики  подросткового возраста.

Подростковый возраст, как  отмечалось выше, имеет свои особенности, он труден в социально-психологическом  плане. У подростков ярко выражена познавательная активность и в то же время высокая  социальная конфликтность. Отмечается значительная нервно-психическая неустойчивость, дисгармоничное развитие личности, низкий самоконтроль. Вместе с тем наблюдается  высокая активность организма на фоне недостаточно сформированных защитных сил. В этом возрасте отсутствует  внимание к своему здоровью. Подростки  стремятся к самоутверждению  и самостоятельности, активно добиваясь  этого различными способами.5

Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование личности подростка, являются подростковые «поведенческие реакции»:

1.  Группирование со  сверстниками.

2.  Эмансипация – стремление  выйти из под опеки взрослых.

3. Чувство протеста и  оппозиции – когда в ответ  на излишнее «давление взрослых»,  подросток демонстративно начинает  курить, употреблять психоактивные  вещества, в том числе наркотики  и алкоголь.

4. Имитация – копирование  подростками поведения взрослых  без должной критичности к  некоторым его проявлениям.

Употребление наркотических  веществ стало серьезной молодежной проблемой, а в течение последнего десятилетия ее уже относят к  числу детских и подростковых проблем, которая характеризуется:

  1. Массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков, причем у подростков влечение к наркотику очень долго остается психическим;
  2. «Омоложением» контингента лиц, употребляющих наркотические средства, до возраста 13 -14 лет;
  3. Переходом от «легко доступных» психоактивных веществ, какими являлись в 80-х годах транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к дорогостоящим и престижным наркотикам (кокаин, героин, «экстази»), наносящим более разрушительное действие на организм подростков, вызывающим быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации личности, хотя есть и определенная группа подростков, которые из-за нехватки средств употребляют дешевые, «грязные» наркотики. Но и в том, и в другом случае, в отличие от взрослых, которые, пристрастившись к наркотикам, как правило, стараются использовать более мягкие наркотики (марихуану, алкоголь), молодежь стремится к наркотическим веществам сильного действия, когда наркотическое опьянение не расслабляет, а имеет двигательную активную окраску;
  4. Распространением более опасных форм употребления наркотических веществ (например, внутривенные инъекции) в группе; симптомом наркотической зависимости подростка становится прием наркотического вещества в одиночку;
  5. Удовлетворением любопытства подростка относительно действия наркотического вещества; познанием приносящего удовольствие, нового, волнующего и таящего опасность опыта, достижение чувства полного расслабления, а иногда «ясности мышления» и «творческого вдохновения». Применение наркотиков взрослыми редко диктуется любопытством. Здесь выступают другие мотивы – стремление добиться спокойствия, легкости, душевного  равновесия. Возникновение чувства любопытства по отношению к наркотикам говорит о широчайшем  распространении в России «наркокультуры», которая подогревает это любопытство (ведь ни у кого не возникает желания из чувства любопытства попробовать воды из  уличной лужи), и недостаточной борьбе с ней государственных и общественных институтов;
  6. Изменением социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические препараты. Если еще лет пять тому назад это были дети из неблагополучных семей, где ведущими были такие асоциальные факторы, как пьянство или криминальность родителей, жестокие внутрисемейные отношения, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким достатком. Существующая в этих семьях финансовая свобода подростка, достаток денежных средств, невысокие морально-этические нормы приводят к формированию особой молодежной субкультуры, в которой ведущей ценностью становится свободное времяпрепровождение, а наркотики выступают атрибутом определенного стиля жизни. Престижные дискотеки, концерты рок-звезд, молодежные «тусовки» становятся теми «наркоопасными» местами, в которых свободно продаются и принимаются наркотики. На сегодняшний день особую опасность представляет употребление таких наркотиков, как кокаин, героин, таблетки «экстази» (несмотря на достаточно высокую цену от 50 до 150 долларов США за одну дозу). Этап первых проб сменяется этапом «полинаркотизма», когда подростком начинают повторно и систематически приниматься различные наркотические препараты. Попробовав разные наркотики, подросток делает выбор, когда предпочтительными оказываются те психоактивные вещества, которые облегчают бездумную коммуникацию. Здесь уже можно говорить о переходе отклоняющегося поведения в болезнь, где за этапом выбора наступает вначале психическая, а потом и физическая зависимость от любого наркотика;
  7. Следованием молодежной моде. Так, популярным видом молодежных развлечений, становятся ночные дискотеки, которые предполагают, что молодежь будет танцевать без перерыва в течение 10 часов. Для того, чтобы выдержать такую физическую нагрузку, молодые люди должны быть хорошо подготовлены:  иметь хорошую танцевальную, физическую, силовую форму. Но не все юноши и девушки могут выдержать ночной марафон под оглушительную музыку. Поэтому в молодежной среде очень быстро стали распространяться психоактивные вещества «для безудержного веселья», например, наркотик «экстази», когда под действием только одной таблетки можно танцевать без перерыва, не ощущая усталости, в течение 10 – 12 часов. Или другое направление в моде – увлечение музыкой. Для обострения восприятия модной музыки, сексуальной расторможенности молодые люди начинают принимать психостимуляторы и психоделические вещества;
  8. Распространением мифов о наркомании:

- миф первый – «я  только попробую, это не страшно  и не опасно» (детям свойственно  ощущать себя бессмертными и  бесстрашными);

- миф второй – «  я в любое время могу отказаться, я не наркоман»; 

- миф третий – «алкоголь  и табак – это тоже наркотики,  но человек принимает их и  это является общественно одобряемым, поэтому нет ничего страшного  в принятии легких наркотиков». 

Опасность данных мифов состоит  в недооценке наркотиков, после первого  же приема которых ухудшается все  компоненты здоровья – физические (биологические, экологические), генетические, социальные, психические (душевные и  духовные), и этот процесс стремительного падения не останавливается.

Наркомания - смертельная  угроза всему российскому обществу, его подрастающему поколению, а  значит, самому существованию России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАРКОЗАВИСИМЫМИ

2.1 Специфика социальной  работы с наркозависимыми

 

Социальный аспект наркомании заключается в том, чтобы понять всю сложность взаимоотношений  между человеком, употребляющим  ПАВ, и разными уровнями его социального  окружения.

Специалисты по социальной работе в наркологии имеют широкое  поле деятельности. На условном домедицинском  этапе они участвуют в программах первичной профилактики зависимости  от ПАВ, как в организованных, так  и в неорганизованных контингентах; выявляют лиц, входящих в группы риска, и работают с ними; содействуют  в привлечении к лечению лиц, нуждающихся в нем, устанавливают  контакт с семьями таких лиц, оказывают им консультативную помощь и иную поддержку. На условном медицинском  этапе, когда клиенты оказываются  в сфере деятельности медицинских  работников, специалисты по социальной работе тесно взаимодействуют с  медицинским персоналом. Они принимают  участие в специальных тренингах, способствующих ранней реадаптации  и реабилитации пациентов с зависимостью от ПАВ, организуют семейные группы и  участвуют в семейной психотерапии, вместе с клиентами ищут пути решения  накопившихся социальных проблем. На условном послемедицинском этапе специалист по социальной работе участвуют в  дифференцированных программах реабилитации и реинтеграции пациентов, профилактики временной нетрудоспособности и  инвалидизации.

Мировая практика свидетельствует  о том, что специалист по социальной работе, стремящийся оказать профессиональную помощь своему клиенту, обязан владеть  теоретическими и практическими  знаниями в области медицины и  здравоохранения. Независимо от специализации  и рабочего места он участвует  в решении проблем индивидуального  и общественного здоровья, выступает  в качестве «учителя здоровья».

 Комплексная социальная  помощь, включающая медико-психологические,  социально - психологические и  педагогические аспекты лицам,  страдающим зависимостью, и членам  их семей - основная цель медико-социальной  работы с наркозависимыми 

 Социальная работа  в наркологии - это не просто  появление дополнительных функций  у наркологической службы, это  кардинальная перестройка всего  лечебно-профилактического процесса  и профилактической работы. В  систему отношений с пациентом  в качестве полноправного его  партнера, наряду с медицинским  персоналом, включается специалист  по социальной работе, координирующий  деятельность нескольких социальных  работников или консультантов.6

Целью медико-социальной работы является достижение оптимально возможного уровня адаптации и функционирования лиц с физической, психической  и социальной патологией. Как правило, такие лица оказываются в трудной  жизненной ситуации. Объектом медико-социальной работы в наркологии являются различные  контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, вызванные злоупотреблением и зависимостью от ПАВ, которые взаимно потенциируют друг друга и их решение затруднительно в объеме односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами  одинаково тяжела и малоэффективна как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку они неизбежно  оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной профессиональной деятельности.7

Особенность социальной работы с наркозависимыми состоит в  том, что как профессиональная деятельность она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей - здравоохранения  и социальной защиты населения. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что, несмотря на предпринимаемую координацию усилий в помощи лицам, имеющим как медицинские, так и социальные проблемы, реальная координация ведомственных действий недостаточно эффективна.8

Еще одна первоочередная проблема - развитие медико-социальной работы в  наркологии с учетом особенностей организации  системы здравоохранения и социальной защиты, а также с учетом специфики  социально-экономической ситуации в России. В настоящее время  делаются только первые шаги в этом направлении.

Оптимальное взаимодействие вырабатывается лишь после длительной совместной работы в смежном секторе, после соответствующей подготовки и выбора специальных форм работы, которые позволяют объединить действия представителей разных специальностей в лице нового специалиста по социальной работе, получившего соответствующую  медицинскую (в нашем случае наркологическую) специализацию.

Медицинские работники на практике вынуждены выполнять ряд  функций социальных работников - отечественные  дипломированные специалисты по социальной работе появились лишь в  последние годы и их количество незначительно. В свою очередь, социальные работники  в своей деятельности очень часто  работают с клиентами, которые страдают и физической патологией, т.е. выступают  и в роли врачевателей.

Чтобы обозначить место медико-социальной работы среди смежных видов деятельности, необходимо отметить координирующую роль социального работника в разрешении всего комплекса проблем клиента, оказавшегося в сложной жизненной  ситуации и требующего соучастия  специалистов родственных профессий - врачей, психологов, педагогов, и других специалистов.

Модель организации социальной работы, в том числе в сфере  наркологической помощи, наиболее прогрессивна и эффективна; ее нужно учитывать и осваивать в процессе подготовки кадров социальных работников в России. Таким образом, направления деятельности специалиста по социальной работе в любой сфере социальной помощи вытекают из его основных функций диагностической, прогностической, правозащитная, организационная, предупредительно - профилактическая, социально-медицинская.

Все больше число программ по реабилитации лиц, зависимых от ПАВ, разрабатываются и реализуются  на практике при непосредственном участии  специалистов по социальной работе, поэтому, деятельность специалиста по социальной работе в наркологическом учреждении приобретает все более значимую роль.

Деятельность специалиста  по социальной работе на медико-социальном этапе помощи наркоманам заключается  в следующем:

-решение организационных  и терапевтических проблем в  тесном взаимодействии с медицинским  персоналом;

-организация и участие  в специальных психологических  тренингах, способствующих ранней  реадаптации и реабилитации пациентов; 

-организация семейной  психотерапии и участие в ней; 

-организация и участие  в различных программах реабилитации  и реадаптации пациентов.

Функции специалистов по социальной работе, занимающихся проблемами подростковой наркомании, и объем знаний, необходимых  им для эффективной деятельности, определены должностными обязанностями  социального работника.

1. Специалист по социальной  работе определяет систему социально  - психологических и социально  - правовых отношений в сфере  профилактики и лечения наркомании.

Информация о работе Технологии социальной работы с наркозависимыми