Технологии социальной работы с наркозависимыми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности технологии социальной работы с наркозависимыми людьми.
Задачи:
1.Изучить понятие наркомании и причины ее возникновения.
2.Рассмотреть характеристику наркомании на разных этапах развития человека.
3.Изучить специфику социальной работы с наркозависимыми.
4.Разработать рекомендации по совершенствованию профилактической работы с подростками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
Глава 1.НАРКОМАНИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА……6
1.1 Понятие наркомании и причины ее возникновения…………………6
1.2 Характеристика наркомании на разных этапах развития человека..17
Глава2.СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАРКОЗАВИСИМЫМИ ПОДРОСТКАМИ…………………………..……….23
2.1 Специфика социальной работы с наркозависимыми……………..23
2.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию профилактической работы с подростками……………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………42
Библиографический список………………………………………………45

Файлы: 1 файл

технология соц раб курсовикЕ.docx

— 89.95 Кб (Скачать файл)

2. В области профилактики: способствует проведению широкой  информационно - просветительской  работы по представлению наркомании  как болезни, имеющей физиологические, психологические и социальные причины, проявления и следствия.

3. В области лечения:  устанавливает первичный контакт  с подростком, его семьей и  школой, сообщает клиентам необходимую  информацию о болезни, способах  борьбы с ней, формирует установки  на лечение; устанавливает связь  подростка с лечебными программами  Центра и группами самопомощи («Анонимные наркоманы»), осуществляет  социально - психологическую помощь  членам семьи и близким клиента,  устанавливает их связь с лечебными  программами для родственников  и группами самопомощи.

4. В области реабилитации: координирует реабилитацию подростка  в семье, в школе, помогает  в решении социальных проблем,  сотрудничая с государственными, общественными и частными организациями.

5. Специалист должен знать:  постановления, распоряжения, приказы  вышестоящих органов, методические  и нормативные руководящие материалы  по социальной работе в общей  и наркологической практике, современные  методы помощи наркологическим  больным и их близким, передовой  отечественный и зарубежный опыт  работы специалистов по социальной  работе в сфере помощи наркоманам.

Для социальных работников, не имеющих медицинского образования  в области работы с подростками-наркоманами  необходимы специальные знания о  био-психо-социальной модели химической зависимости, о зависимости и  социуме в микро - и макропроявлениях, о моделях и принципах лечения  наркотически зависимых подростков. Социальный работник должен использовать в своей работе знания о семье  и созависимости, о личностных, этнических, социальных и культурных факторах образования  и развития зависимости, о СПИДе  и наркомании, а также о профилактике зависимости. Социальный работник должен учитывать этические особенности  профессионального консультирования при работе с окружением, обществом, СМИ, анализировать результаты работы, иметь навыки их статистической обработки  и ведения документации.

Помимо требований к профессиональным умениям и навыкам специалистов, практическая деятельность в сфере  социальной работы сопряжена с выполнением  определенных условий в плане  образа жизни и поведения, манеры общения, имиджа.

 Специалист, принимающий  участие в профилактической работе, должен не только хорошо представлять  и понимать психологические особенности  этапов развития детей и подростков, реальную специфику и интересы  подростковой среды, но и владеть  психокоррекционными технологиям,  а также уметь терпеливо завоевывать  доверие подростков.

 Многие исследователи  пришли к выводу, что сильнее  всего риск употребления наркотиков  выражен у молодежи в возрасте  12-18 лет. В это время молодые люди решают многочисленные задачи развития, гораздо более обширные, чем в любой другой период их последующей жизни: они должны подготовить свой уход из дома (символический, означающий полную личностную самостоятельность), достичь признания в своей возрастной группе (а еще лучше - не только в своей), завязать дружеские и партнерские отношения в микросоциальной среде, определить перспективу своей будущей профессии и жизни в целом, создать шкалу ценностей как основу собственного поведения.

 Поэтому психологическая  поддержка ребенка необходима  именно в школьный период жизни.  Данные зарубежных исследований  показывают, что подростка необходимо  удержать от употребления ПАВ  до 20-21 года. При достижении этого возраста интерес и вероятность обращения к ним значительно снижается.

Строя отношения с подростком, важно учитывать необходимость  возможностей индивидуального самовыражения, проявления его личностных качеств  и инициатив. В доверительном  личностном общении подростку легче  разобраться в самом себе, критически осмыслить свое поведение, сохраняя общую положительную оценку себя.

Кроме того, необходимо помнить, что среди подростков бытует огромное количество мифов, разного рода толков и пониманий проблемы зависимости и употребления ПАВ. Это так называемые «уличные мифы», которые трудно поддаются коррекции путем беседы со взрослыми и легко меняются в своей группе. Поэтому, на наш взгляд, более результативными оказываются усилия, направленные на реальную помощь подросткам в решении их психологических задач взросления и создание условий для самореализации.

Учитывая специфику работы в образовательном учреждении, условия, диктующие взаимоотношения с  подростками, можно констатировать, что вышесказанное относится  к разряду желаемого и не всегда легко выполнимого. Но особенность  профилактической деятельности определяет некоторые обязательные условия, от выполнения которых напрямую зависит  эффективность всей проводимой работы.

При работе с подростками  не следует использовать тактики  «запугивания», ложной информации, искажения информации о ПАВ, преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками, описания их воздействия, эффекта опьянения, упоминания о культурных предпосылках употребления наркотиков, ПАВ, «исторического» аспекта употребления ПАВ, оправдания потребления наркотиков, какими бы то ни было причинами.

 Таким образом, в  обобщенной форме правила социальной  работы с подростками - наркоманами  можно представить так: признание,  неосуждение, адресность (индивидуализация), эмпатия, партнерство, доверие.  Запрещены манипулирование поведением  пациентов, заведомый обман, избирательное  отношение к клиентам разного  характера, интеллекта, возраста, пола, обеспеченности, национальности, вероисповедания,  то есть социальный работник  должен быть гарантом соблюдения  всех прав человека для подростков - наркоманов.

Социальная работа в наркологии находится на начальном этапе  своего развития. Еще не закончено  формирование программ социальной реабилитации больных, не до конца оформилась роль специалистов по социальной работе в общем процессе лечения и взаимодействия со специалистами смежных специальностей. При очевидной актуальности развития практики медико-социальной работы в наркологии, не менее актуальна разработка ее теоретических и организационно-методических основ.

Задачей первостепенной важности является создание системы уличной  социальной работы, включающей мобильные  группы специалистов, ориентированных  на выявление неформальных подростковых объединений на уровне микрорайона, организующих каналы общения социальных учреждений с молодежной субкультурой, разрабатывающих социальные программы  по коррекции и реабилитации.

Такие специалисты призваны выполнять функции посредников  между детьми и подростками «группы  риска» и оперативными службами территориально управления и самоуправления.

     Специалисты  по социальной работе в наркологии  имеют широкое поле деятельности. На условном домедицинском этапе  они участвуют:

-в программах первичной  профилактики зависимости от  ПАВ, как в организованных, так  и в неорганизованных контингентах;

-выявляют лиц, входящих  в группы риска, и работают  с ними;

-содействуют в привлечении  к лечению лиц, нуждающихся  в нем,          устанавливают контакт с семьями  таких лиц, оказывают им консультативную  помощь и иную поддержку.

     На условном  медицинском этапе, когда клиенты  оказываются в сфере деятельности  медицинских работников, специалисты  по социальной работе тесно  взаимодействуют с медицинским  персоналом:

-принимают участие в  специальных тренингах, 

-способствующих ранней  реадаптации и реабилитации пациентов  с зависимостью от ПАВ, 

-организуют семейные  группы и участвуют в семейной  психотерапии,

-вместе с клиентами  ищут пути решения накопившихся  социальных проблем. 

     На условном  послемедицинском этапе специалист  по социальной работе участвуют  в программах реабилитации и  реинтеграции пациентов, профилактики  временной нетрудоспособности и  инвалидизации.

     Особенность  социальной работы с наркозависимыми  состоит в том, что как профессиональная  деятельность она формируется  на стыке двух самостоятельных  отраслей - здравоохранения и социальной  защиты населения.    Оптимальное  взаимодействие вырабатывается  лишь после длительной совместной  работы, после соответствующей подготовки  и выбора специальных форм  работы, которые позволяют объединить  действия представителей разных  специальностей в лице нового  специалиста по социальной работе, получившего соответствующую медицинскую  специализацию.

     Медицинские  работники на практике вынуждены  выполнять ряд функций социальных  работников - отечественные дипломированные  специалисты по социальной работе  появились лишь в последние  годы и их количество незначительно.  В свою очередь, социальные  работники в своей деятельности  очень часто работают с клиентами,  которые страдают и физической  патологией, т.е. выступают и в  роли врачевателей.

     Направления  деятельности специалиста по  социальной работе в любой  сфере социальной помощи вытекают  из его основных функций диагностической,  прогностической, правозащитной,  организационной, предупредительно - профилактической, социально-медицинской.

    

2.2.Профилактика  наркомании как технология социальной  работы

 

На сегодняшний день общепризнанным считается, что наркомания является не столько проблемой медицинского характера, сколько проблемой социальной, так называемой социальной болезнью. Поэтому, для эффективной борьбы с ростом наркотизма недостаточно только лечения и реабилитации наркоманов. Особое место в этом процессе должна занимать превентивная работа с группами риска. Необходимость проведения профилактической работы в подростковой и молодежной среде приобретает все большее значение.

Ведь как показывает мировая  практика, излечить от наркомании удается  не более 2-3% заболевших и более эффективным и экономически выгодным является вложение средств в предотвращение этого разрушительного явления, нежели в устранении его последствий.

В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичную, вторичную  и третичную профилактику.

- Первичная профилактика - это комплекс превентивных мероприятий,  направленных на предотвращение  употребления психоактивных веществ.  Эта форма профилактики предусматривает  работу с контингентом, не знакомым  с действием психологически активных  веществ.

Программы первичной профилактики включают антинаркотическую пропаганду, приобщение к посильному труду, организацию  здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.д.

Первичная профилактика является массовой и наиболее эффективной. Она  основывается на комплексном системном  исследовании влияния условий и  факторов социальной и природной  среды на здоровье населения. К мероприятиям первичной профилактики относятся  меры защиты, которые могут воздействовать либо на неблагоприятное влияние  наркопровоцирующих факторов; либо на повышение устойчивости организма  человека к данным факторам.9

- Вторичная профилактика  ориентирована на группу риска.  Объектом этой формы профилактики  являются молодые люди, подростки  и дети, начинающие употреблять  табачные изделия, алкоголь, наркотические  и токсикоманические средства, а  также лица с высокой степенью  риска приобщения к потреблению  любых психоактивных веществ  (ПАВ). Цель вторичной профилактики - раннее выявление начавших употреблять  ПАВ и помощь потенциальным  алкоголикам, наркоманам и токсикоманам  во избежание возникновения у  них психической и физической  зависимости от интоксикантов.10

- Третичная профилактика - это оказание помощи людям,  страдающим алкоголизмом и наркоманией.  Она включает в себя диагностические,  лечебные и реабилитационные  мероприятия. Её цель - предупреждение  дальнейшего распада личности  и поддержание дееспособности  человека. В этом случае речь  идет уже о трудноизлечимой  болезни, требующей серьезного  лечения, успех которого наиболее  вероятен лишь при очень твердом  намерении больного побороть  свой недуг.

Подросток попадает в поле зрения специалистов, как правило, с  уже сформировавшимся заболеванием, когда проявились все трагические  последствия потребления наркотических  средств и помощь малоэффективна.

Работая в области антинаркотического просвещения, следует избегать тактики  запугивания, поскольку она неэффективна. Нецелесообразны разовые антинаркотические  мероприятия, поскольку такой подход не дает возможности подросткам развивать  навыки противостояния наркотикам. Каждому  специалисту, занимающемуся профилактикой, необходимо занимать стойкую антинаркотическую  позицию, позволяющую пресекать  любые попытки аудитории оправдывать  немедицинское употребление наркотических  средств.

Информация о работе Технологии социальной работы с наркозависимыми