Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:59, реферат

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Файлы: 1 файл

адим Юрьевич Забродин Социология.doc

— 722.50 Кб (Скачать файл)

Помимо этого, на результаты наблюдения существенное влияние оказывает  такая неотъемлемая человеческая черта, как эмоциональность наблюдателя. Чем теснее связан наблюдатель с  объектом наблюдения, тем сильнее  эмоциональная окраска. Третья особенность – сложность повторного наблюдения, ибо разнонаправленное воздействие многообразных факторов может за короткое время значительно изменить состояние объекта.

По степени формализации выделяют неструктуризованное и структуризованное наблюдение. В первом случае исследователь не определяет заранее, какие именно элементы события он будет изучать. Таким образом чаще всего оценивают общую картину явления и выявляют основные элементы, на которых впоследствии будет сосредоточено уже структуризованное наблюдение. Для этого составляется специальный план записи наблюдения выделенных элементов.

По месту наблюдателя по отношению  к объекту выделяют невключенное, или внешнее (полевое), и включенное наблюдение. При невключенном наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта. Чаще оно используется для наблюдения за массовыми процессами, когда удаленность от объекта помогает увидеть их ход.

Включенным (участвующим) является наблюдение, при котором сам наблюдатель  в той или иной степени является непосредственным участником изучаемых процессов. Таким образом достигается более глубокое понимание различных оттенков и причин тех или иных реакций других участников.

Возможны четыре типа включенного  наблюдения:

1) полное включенное, когда остальным участникам неизвестны истинные цели исследователя и его исследовательский статус. Оно может дать наиболее точное представление об изучаемых внутренних процессах, но сопряжено с некоторыми морально-этическими трудностями для самого наблюдателя;

2) форма наблюдения «участник-наблюдатель», когда исследователь не скрывает своей роли и с согласия остальных наблюдает за жизнью группы, беседует с ними, принимает участие в обсуждении проблем;

3) форма «наблюдатель-участник», при которой контакт наблюдателя и наблюдаемых минимален, исследователь не скрывает целей наблюдения, но не участвует в посторонних беседах;

4) «наблюдатель» – реализуется в тех случаях, когда наблюдаемым неизвестны задачи исследователя, они могут даже не знать, что за ними наблюдают. В отличие от невключенного наблюдения исследователь может контактировать с наблюдаемыми, когда это ему необходимо для прояснения ситуации, не объясняя своих истинных целей.

Этнометодологическая парадигма  широко использует включенное наблюдение, первоначально применявшееся специалистами  по культурной антропологии при изучении общин в других странах. Описание незнакомых культур с помощью включенного наблюдения они называют этнографическим.

Для всех видов наблюдения не требуется  ни дорогостоящего оборудования, ни большого числа сотрудников, материальные затраты невелики, однако очень велики затраты времени – наблюдение может продолжаться год и больше. Как правило, наблюдение дает информацию описательного характера, поэтому оно применяется в социологических исследованиях на тех стадиях, когда необходимо представить общую картину и атмосферу происходящих процессов. Однако с помощью наблюдения, даже при высокой квалификации исследователя, практически невозможно выявить мнения и суждения людей по отвлеченным от сиюминутной ситуации вопросам жизнедеятельности.

53. Анализ документов

Документы как средства обмена, передачи и хранения информации в обществе являются ценным материалом для социологического анализа. В них закрепляются как  объективные данные, так и проявления общественного сознания. Из этого  понятия исключаются такие источники информации, как предметы материальной культуры и быта, поскольку их назначение связано с другими потребностями человека.

К основным источникам письменных документов для социологического изучения относят:

• государственные архивы;

• архивы предприятий и организаций;

• прессу;

• личные документы;

• косвенную документацию;

• статистические данные.

Каждый из названных источников предоставляет возможность выявления  тех или иных тенденций изменения  социальных процессов и явлений  различного уровня общности.

Так, например, данные государственных архивов позволяют изучить процессы и явления в длительной исторической ретроспективе. Анализ прессы дает как общий фон социальной атмосферы в тот или иной временной отрезок, так и сведения по определенным социальным группам и категориям людей, явлениям и процессам. Важным направлением социологического анализа периодической печати стало изучение самой прессы как социального явления, ее роли в общественных процессах.

Личные документы– документы, составленные частными лицами по собственной инициативе (письма, дневники, биографии и т. п.), служат материалом для изучения общественного сознания в его индивидуальных проявлениях. Классическим примером использования личных документов в социологии может служить работа У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке», основанная на анализе 754 писем и жизнеописаний.

К косвенной письменной документации относятся справочные издания, художественная и учебно-педагогическая литература, которые также используются как источники социальной информации.

Роль статистических данных как материала для социологического анализа невозможно переоценить. Сама идея эмпирических социологических исследований и методика их проведения в значительной степени обязаны своим происхождением опыту социально-экономической статистики.

Особое место занимает вторичный анализ документов – метод исследования, в котором используются данные, собранные другими. Так, статистическая информация используется, практически, в каждом серьезном социологическом исследовании социетального уровня. Часто исследователи используют в интересах анализа своей темы результаты ранее проведенных социологических исследований. С одной стороны, использование уже имеющихся данных позволяет сэкономить время и деньги, но всегда остается вопрос о точности смыслового понимания материалов чужих работ.

С полным правом к классу письменных документов можно отнести разнообразные  электронные документы, включающие в себя все вышеперечисленные  виды документов: архивные, личные, статистические и др. Хотя Интернет не является средством массовой информации, в сети существует уже множество периодических, в том числе социологических изданий, и к ним применимы методы исследования прессовых документов.

Помимо письменных, с социологической точки зрения анализируются также иконографические, кино-, видео-, фото– и фонодокументы. Например, видный французский социолог-структуралист П. Бурдье ряд своих трудов посвятил изучению фотографий как специфического культурного феномена.

Методы анализа документов чрезвычайно многообразны, что объясняется их постоянным совершенствованием в связи с возрастанием потребностей, специфики, форм документов, направлений и целей анализа.

В качестве основных можно выделить два типа анализа: традиционный классический и формализованный количественный (контент-анализ). Традиционный анализ подразумевает самые обычные последовательные логические операции, направленные на выяснение сути материала, например:

Что представляет собой документ? Каково его содержание? Каков его контекст? Кто его автор? Каковы цели создания документа? Насколько он достоверен? Какие выводы можно сделать о фактах, содержащихся в документе? Что можно сказать об оценочных установках, заложенных в документе? и т. д.

Поскольку результаты традиционного анализа очень существенно зависят от субъективных качеств и оценок проводящего его специалиста, стали применяться методы, позволяющие оценивать содержание документов по количественным признакам. Самым известным методом количественного анализа документов является контент-анализ– объективное и систематизированное выявление значимых для исследования характеристик документа. На первом этапе контент-анализа выделяются индикаторы (смысловые единицы), которые однозначно свидетельствуют о наличии в тексте изучаемой темы. После этого производится подсчет частоты повторения индикаторов в документе, и полученные частотные распределения дают объективную картину смысловой нагрузки изучаемого текста.

Иногда при исследовании средств  массовой информации применяют другие единицы счета – количество знаков, строк, колонок, посвященных тому или иному событию, для радио и телевидения считают время, отведенное для освещения определенных событий, и т. п. Существуют специальные процедуры подсчета, учитывающие, например, соотношение благоприятных и неблагоприятных оценок одного и того же события (коэффициент Яниса) и др.

Использованная литература

Бергер П. Л. Приглашение в социологию: гуманистические перспективы. – М., 1996.

Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н, Попов А. В. Социология: Учебник для вузов. 3-е изд. – М.: Гардарики, 2005.

Забродин В. Ю. Индустриальные отношения в России: динамика и перспективы. – СПб., 1997.

История буржуазной социологии XIX-начала ХХ века. – М.: Наука, 1979.

Кравченко А. И., Анурин В. Ф. Социология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.

Масионис Д. Социология. 9-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. – СПб.: Нотабене, 1992.

Рабочая книга социолога / Под ред. Г. В. Осипова. – М.: Наука, 1976.

Смелзер Н. Дж. Социология. – М., 1994.

Социология. – СПб.: ИКА «Тайм аут», 1993.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М.: Прогресс, 1969.

Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995.

Примечания

1

В разное время президентами МИС  становились наши соотечественники: П. Лилиенфельд, М. Ковалевский, Н. Кареев и П. Сорокин.

(обратно)

Оглавление

·  Предисловие

·  1. Что такое социология?

·  2. Объект и предмет социологии

·  3. Социология и другие гуманитарные науки

·  4. Структура социологического знания

·  5. Функции социологии

·  6. Этапы институционализации социологии

·  7. Уровни социологического анализа

·  8. О. Конт как основоположник социологии

·  9. Г. Спенсер – родоначальник органицизма в социологии

·  10. К. Маркс – основоположник парадигмы социального конфликта

·  11. Психологическое направление в социологии

·  12. Э. Дюркгейм – методолог социологии

·  13. М. Вебер как социолог капитализма

·  14. Теория рациональной бюрократии М. Вебера

·  15. Интегральная социология П. Сорокина

·  16. Символический интеракционизм

·  17. Структурный функционализм

·  18. Теория социального обмена

·  19. Этнометодология

·  20. Видные представители современной социологической теории

·  21. Социология в России

·  22. Социология в современной России

·  23. Социальная структура

·  24. Социальный статус и социальная роль

·  25. Класс как системообразующая основа общества

·  26. Неравенство и социальная стратификация

·  27. Социальные институты

·  28. Социальная мобильность

·  29. Социальное взаимодействие

·  30. Социализация

·  31. Социальная организация общности

·  32. Социальные группы и общности

·  33. Малые группы

·  34. Организации

·  35. Общество

·  36. Современная типология обществ

·  37. Социальные движения

·  38. Общественное мнение

·  39. Культура

·  40. Культура как фактор социальных изменений

·  41. Социология и экономика

·  42. Личность

·  43. Отклоняющееся поведение

·  44. Социологические теории девиации

·  45. Социальный контроль

·  46. Социальные изменения

·  47. Современность и модернизация

·  48. Россия и мировое сообщество

·  49. Методы социологического исследования

·  50. Социологический опрос

·  51. Социологическое интервью

·  52. Наблюдение

·  53. Анализ документов

·  Использованная литература . .

 
 
http://lib.ec


Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"